Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:25, доклад
В рецензии на стихи Надежды Львовой Анна Ахматова писала: "Мне кажется, что Н. Львова ломала свое нежное дарование, заставляя себя писать рондо, газеллы, сонеты. Конечно, и женщинам доступно высокое мастерство формы, пример - Каролина Павлова, но их сила не в этом, а в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире. А все, что связывает свободное развитие лирического чувства, Всё, что заставляет предугадывать дальнейшее там, где должна быть одна неожиданность, - очень опасно для молодого поэта.
3. Сонеты Ахматовой
распределяются по ее
4. С другой стороны,
ахматовские сонеты явственно
группируются тематически и
5. Все рассмотренные
сонеты коррелируют друг с
другом и "поверх барьеров",
независимо от тематических
6. Идейно-эмоциональные
и жанрово-тематические ореолы
ахматовских сонетов носят
Примечания
1 Ахматова А. Соч.: В 2 т. Мюнхен, 1968. Т. 2. С. 280. вверх
2 Тименчик Р.Л. Новонайденное стихотворение Анны Ахматовой // ИАН СССР. Сер. .лит. и яз. 1981. Т. 40. № 4. С. 387-388. вверх
3 Там же. С. 388. вверх
4 Недоброво Н.В. Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой: Стихи, эссе, воспоминания, письма. Л., 1990. С. 58. вверх
5 См. таблицу в Приложении. вверх
6 Ronen О. Лексический повтор, подтекст и смысл в поэтике Осипа Мандельштама // Slavic Poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky. The Hague-Paris, 1973. P. 368. вверх
7 Мандельштам О. Утро акмеизма // Мандельштам О. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143. вверх
8 См.: Гинзбург Л. Из старых записей // Об Анне Ахматовой... С. 194. вверх
9 План цикла "Реквием" (1935-1940) // Об Анне Ахматовой... С. 106. вверх
10 Ахматова А. Соч. Т. 2. С. 294-295. вверх
11 Виленкин B. В сто первом зеркале. М., 1987. С. 199. вверх
12 Цит. по: Виленкин В. В сто первом зеркале. С. 199. вверх
13 См.: Левин Ю.И. О частотном словаре языка поэта (имена существительные у О. Мандельштама) // Russian Literature. 1972. N 2. (Табл. 1, 2). вверх
14 Трилистник - жанровая
модификация, изобретенная
15 См.: Цивьян Т.В. Об эпиграфе у Ахматовой // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тезисы конференции. М., 1989. С. 39-40. вверх
16 Левинтон Г.А. "Ахматовские уколы" // Там же. С. 44. вверх
* Марс летом 1941 г. - Прим. А. Ахматовой. вверх
Приложение
Лейтмотив /
№ сонета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Дом
+
+
+
(+)
+
(+)
(+)
(+)
(+)
+
+
Путь
(+)
(+)
+
(-)
+
(+)
+
+
(=)
(+)
+
Сон/Бессонница
-
-
-
(-)
+
(-)
=
+
(+)
+
Жар/Прохлада
-
-
-
(+)
=
(-)
(-)
=
+
=
Свет/Тьма
+
+
=
(+)
+
+
(+)
+
+
Ветер
+
+
+
+
(+)
Встреча/Разлука
=
(-)
(-)
(-)
-
(-)
(-)
Глаза
(+)
(+)
+
+
+
+
Кровь
+
(+)
+
+
+
Север/Юг
+
(+)
(=)
(+)
(=)
Зима/Лето
+
+
(+)
(+)
=
Окно
+
+
+
(+)
Весна
(+)
+
+
+
Следы
+
+
+
+
Море
+
+
+
(+)
Птица
+
+
+
Количество
номинаций
8
10
11
5
7
7
8
4
6
6
8
6
5
2
4
6
Условные обозначения:
+ прямая номинация лейтмотива;
- значимое отсутствие
лейтмотива или отрицательная
номинация в антонимических
= амбивалентная номинация;
(+), (-), (=) косвенная
номинация при помощи
Хронологически
сонеты выстраиваются под
1. "Ответ" ("Я получила письмо..."), 1913;
2. "Уединение" ("Так много камней брошено в меня..."), 1914;
3. Из цикла "Черный сон" ("Тебе покорной - ты сошел с ума!.."), 1921;
4. "А, ты думал - я тоже такая..." (1921);
5. "Художнику" ("Мне все твоя мерещится работа..."), 1924;
6. V главка поэмы "Реквием" ("Семнадцать месяцев кричу..."), 1924;
7. "С Новым годом! С новым горем!.." (1940);
8. "Ива" ("А я росла в узорной тишине..."), 1940;
9. "Тень" ("Всегда нарядней всех, всех розовей к выше..."), 1940;
10. Надпись на
книге "Подорожник" ("Совсем
не тот таинственный художник..
11. Из цикла "Мужество" ("Постучись кулачком - я открою..."), 1942;
12. "Приморский
сонет" ("Здесь все меня переживет..."
13. Отрывок ("И мне показалось, что это огни..."), 1959;
14. "Родная земля" ("В заветных ладанках не носим на груди..."), 1961;
15. Из цикла "Шиповник цветет" ("Не пугайся, - я еще похожей..."), 1963;
16. "Запад клеветал и сам не верил..." (1964).
Тематические циклы/
Серии
Творчество
Любовь
Мужество
Бессмертие
I. 1913-1914
1.2
II. 1921-1924
5
3.4
III. 1939-1942
(10)
6, 7, 11
8, 9, 10
IV. 1958-1964
(13), 15
14, 16
12
Resume
Akhmatova's sixteen sonnets and sonnet-like poems can be grouped into four thematic cycles: I. Creativity (and creations), II. Love, III. Courage, IV. Immortality. These cycles constitute integral entities systemicaUy organized inwardly and outwardly.
Interaction with and detachment from the others that each of the poems displays as an organic pan of the subsystem (a particular cycle) as well as of their system in its totality results from counter-juxtaposition of imagery leitmotifs - conceptual representations expressed straightforwardly or mediately and characterizing the spatial-temporal coordinates and dominating elemental symbols of Akhmatova's poetic realm: House (Home), Way, Sleep / Sleeplessness, Heat / Coolness, Light / Darkness, Wind, Meeting / Parting, Eyes, Blood, North / South, Winter / Summer, Window, Spring, Sea, Footsteps, Birds.