Сонеты Анны Ахматовой как цикл

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 11:25, доклад

Описание работы

В рецензии на стихи Надежды Львовой Анна Ахматова писала: "Мне кажется, что Н. Львова ломала свое нежное дарование, заставляя себя писать рондо, газеллы, сонеты. Конечно, и женщинам доступно высокое мастерство формы, пример - Каролина Павлова, но их сила не в этом, а в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире. А все, что связывает свободное развитие лирического чувства, Всё, что заставляет предугадывать дальнейшее там, где должна быть одна неожиданность, - очень опасно для молодого поэта.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.00 Кб (Скачать файл)

    3. Сонеты Ахматовой  распределяются по ее творческому  пути неравномерно. Выделяются четыре  своеобразных сонетных серии  с довольно значительными паузами  между ними: I. 1913-1914 (2 сонета: № 1-2); II. 1921-1924 (3 сонета: № 3-5); III. 1939-1942 (6 сонетов:  № 6-11); Г/. 1958-1964 (5 сонетов: № 12-16).

    4. С другой стороны,  ахматовские сонеты явственно  группируются тематически и условно  составляют 4 цикла: I. Творчество: №  1, 2, 5, (10); П. Любовь: №3, 4, (13), 15: III. Мужество: № 6, 7. 11, 14, 16; Г/. Бессмертие: № 8, 9. 10, 12. Первые два цикла обнаруживают  тяготение к первым двум сериям, вторые два цикла - к III и  Г/. Исключение - любовный цикл, представленный  сразу в двух сериях, II и IV. 10-й  сонет принадлежит сразу двум  тематическим циклам, I и IV.

    5. Все рассмотренные  сонеты коррелируют друг с  другом и "поверх барьеров", независимо от тематических рубрик, подчиняясь универсальной интегрирующей  функции - соединять настоящее  с прошлым и будущим. Сонетная  форма в поэзии Ахматовой, таким  образом, несет в себе модальность  памяти, обращенной а прошлое и будущее.

    6. Идейно-эмоциональные  и жанрово-тематические ореолы  ахматовских сонетов носят ярко  выраженный открытый характер; циклизуясь друг с другом, они легко вступают в такие же отношения со стихотворениями иной структурной конфигурации. Поэтому их можно увидеть в составе лирических циклов и мало отличающихся от них поэм.

 

Примечания

    1 Ахматова А.  Соч.: В 2 т. Мюнхен, 1968. Т. 2. С. 280. вверх

    2 Тименчик Р.Л. Новонайденное стихотворение Анны Ахматовой // ИАН СССР. Сер. .лит. и яз. 1981. Т. 40. № 4. С. 387-388. вверх

    3 Там же. С. 388. вверх

    4 Недоброво Н.В.  Анна Ахматова // Об Анне Ахматовой:  Стихи, эссе, воспоминания, письма. Л., 1990. С. 58. вверх

    5 См. таблицу в  Приложении. вверх

    6 Ronen О. Лексический повтор, подтекст и смысл в поэтике Осипа Мандельштама // Slavic Poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky. The Hague-Paris, 1973. P. 368. вверх

    7 Мандельштам О.  Утро акмеизма // Мандельштам О.  Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 143. вверх

    8 См.: Гинзбург Л. Из старых записей // Об Анне Ахматовой... С. 194. вверх

    9 План цикла  "Реквием" (1935-1940) // Об Анне Ахматовой... С. 106. вверх

    10 Ахматова А.  Соч. Т. 2. С. 294-295. вверх

    11 Виленкин B. В сто первом зеркале. М., 1987. С. 199. вверх

    12 Цит. по: Виленкин В. В сто первом зеркале. С. 199. вверх

    13 См.: Левин Ю.И. О частотном словаре языка поэта (имена существительные у О. Мандельштама) // Russian Literature. 1972. N 2. (Табл. 1, 2). вверх

    14 Трилистник - жанровая  модификация, изобретенная Иннокентием  Анненским, поэзия которого оказала  на Ахматову огромное влияние.  Большая часть его "Кипарисового  ларца" уложена не как попало, а в строгом порядке мини-циклов: "трилистников" и "складней". Трилистники и складни характеризуют поэтическое мышление их изобретателя соответствующим образом: в принципе здесь мы имеем реализацию идеи сочетания разнородных архитектонических масс - четных и нечетных, квадратных и треугольных построений. т.е. именно то. что мы имеем на микроплощади сонета. Ср. кстати, наименование цикла 7-й книги "Нечет". (Подробнее см.: Федотов О.И. Сонет серебряного века // Сонет серебряного века. М., 1990. С. 17.) Очевидно, "Трилистник закрытый" в творческом сознании Ахматовой примыкал к циклу "Трилистник московский" (1961-1963), в котором второе стихотворение "Без названия", если отсечь дополнительный холостой укороченный стих "За подвиг наш", можно интерпретировать как безголовый сонет. вверх

        15 См.: Цивьян Т.В. Об эпиграфе у Ахматовой // Анна Ахматова и русская культура начала XX века: Тезисы конференции. М., 1989. С. 39-40. вверх

    16 Левинтон Г.А. "Ахматовские уколы" // Там же. С. 44. вверх

 

    * Марс летом  1941 г. - Прим. А. Ахматовой. вверх

 

Приложение

Лейтмотив /

№ сонета 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Дом 

+

+

+

(+)

+

(+)

(+)

(+)

(+)

+

+

Путь 

(+)

(+)

+

(-)

+

(+)

+

+

(=)

(+)

+

Сон/Бессонница 

-

-

-

(-)

+

(-)

=

+

(+)

+

Жар/Прохлада 

-

-

-

(+)

=

(-)

(-)

=

+

=

Свет/Тьма 

+

+

=

(+)

+

+

(+)

+

+

Ветер 

+

+

+

+

(+)

Встреча/Разлука 

=

(-)

(-)

(-)

-

(-)

(-)

Глаза    

(+)

(+)

+

+

+

+

Кровь   

+

(+)

+

+

+

Север/Юг  

+

(+)

(=)

(+)

(=)

Зима/Лето 

+

+

(+)

(+)

=

Окно 

+

+

+

(+)

Весна         

(+)

+

+

+

Следы    

+

+

+

+

Море  

+

+

+

(+)

Птица  

+

+

+

Количество

номинаций 

8

10

11

5

7

7

8

4

6

6

8

6

5

2

4

6

 

    Условные обозначения:

    + прямая номинация  лейтмотива;

    - значимое отсутствие  лейтмотива или отрицательная  номинация в антонимических парах  (Бессонница, Прохлада, Тьма, Разлука,  Юг, Лето);

    = амбивалентная  номинация;

    (+), (-), (=) косвенная  номинация при помощи окказиональной  синонимии (например, "Западня"  или "Застенок" в функции  "Дома": № 1, 2 и 7).

 

    Хронологически  сонеты выстраиваются под следующими  порядковыми номерами:

    1. "Ответ" ("Я  получила письмо..."), 1913;

    2. "Уединение" ("Так много камней брошено  в меня..."), 1914;

    3. Из цикла "Черный  сон" ("Тебе покорной - ты сошел  с ума!.."), 1921;

    4. "А, ты думал  - я тоже такая..." (1921);

    5. "Художнику" ("Мне все твоя мерещится  работа..."), 1924;

    6. V главка поэмы  "Реквием" ("Семнадцать месяцев  кричу..."), 1924;

    7. "С Новым  годом! С новым горем!.." (1940);

    8. "Ива" ("А  я росла в узорной тишине..."), 1940;

    9. "Тень" ("Всегда  нарядней всех, всех розовей к выше..."), 1940;

    10. Надпись на  книге "Подорожник" ("Совсем  не тот таинственный художник..."), 1941:

    11. Из цикла "Мужество" ("Постучись кулачком - я открою..."), 1942;

    12. "Приморский  сонет" ("Здесь все меня переживет..."), 1958;

    13. Отрывок ("И  мне показалось, что это огни..."), 1959;

    14. "Родная земля" ("В заветных ладанках не  носим на груди..."), 1961;

    15. Из цикла "Шиповник  цветет" ("Не пугайся, - я еще  похожей..."), 1963;

    16. "Запад клеветал  и сам не верил..." (1964).

 

Тематические циклы/

Серии

Творчество

Любовь

Мужество

Бессмертие

I. 1913-1914 

1.2

II. 1921-1924 

5

3.4

III. 1939-1942 

(10)

6, 7, 11

8, 9, 10

IV. 1958-1964  

(13), 15

14, 16

12

 

Resume

    Akhmatova's sixteen sonnets and sonnet-like poems can be grouped into four thematic cycles: I. Creativity (and creations), II. Love, III. Courage, IV. Immortality. These cycles constitute integral entities systemicaUy organized inwardly and outwardly.

 

    Interaction with and detachment from the others that each of the poems displays as an organic pan of the subsystem (a particular cycle) as well as of their system in its totality results from counter-juxtaposition of imagery leitmotifs - conceptual representations expressed straightforwardly or mediately and characterizing the spatial-temporal coordinates and dominating elemental symbols of Akhmatova's poetic realm: House (Home), Way, Sleep / Sleeplessness, Heat / Coolness, Light / Darkness, Wind, Meeting / Parting, Eyes, Blood, North / South, Winter / Summer, Window, Spring, Sea, Footsteps, Birds.


Информация о работе Сонеты Анны Ахматовой как цикл