Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:09, курсовая работа
Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство. В одном случае - они строго организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев, в третьем – выступают в уточняющей функции.
Объектом исследования данной курсовой работы является стилистическая роль антонимов в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова.
Введение………………………………………………………………………3
§1. Явление антонимии………………………………………………………4
§2. Антитеза как ведущее место в творчестве М.Ю. Лермонтова………..10
§3. Стилистические приёмы в литературе М.Ю. Лермонтова……………15
§4. Антонимы в прозе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»……..22
•В стилистической фигуре разделения значение альтернативы может быть сильным и слабым. В первом случае выражается подчеркнутое противопоставление и взаимное исключение противоположных действий, процессов, состояний, признаков и т.д., невозможность их сосуществования, например:
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей.
(т.2, с.38);
С душой безнадежной младой удалец
Прыгнул, чтоб найти иль коралл иль конец.
(т.1, с.68).
Употребительны в произведениях М.Ю. Лермонтова стилистические фигуры разделения со слабым значением альтернативы, которое синонимично словосочетаниям все равно, в любом случае, слову безразлично. Употребление их в составе стилистических фигур усиливает выразительность последних, например:
Нам все равно, земля иль море,
Родимый иль чуждый дом.(т.3, с.149).
Образуют стилистические фигуры разделения антонимические контексты, имеющие свои определённые формулы.
•Стилистические фигуры со значением чередования, последовательности, смены. Противопоставление - основа стилистических фигур со значением чередования, последовательности, смены противоположных действий, признаков, качеств и т.п., например:
…уж, верно, час она
Их расплетала, заплетала!
(т.3, с.170);
Меж тем вдали то грустный, то веселый
Раздался звук обычной баркаролы.
(т.1, с.266);
А колокольчик однозвучный
Звенел, звенел и пропадал!
( т.1, с.23).
•Стилистическая фигура сопоставления используется поэтом для выражения сходства, обычности различных характеристик, признаков, противоположных чувств, состояний человека, действий и процессов, например:
Хранится пламень неземной
Со дня младенчества во мне.
Но велено ему судьбой,
Как жил, погибнуть в тишине.
(т.1, с.112).
Чаще всего в создании данной стилистической фигуры участвуют синтаксические оппозиции.
•Основное значение фигуры сравнения заключается в изображении того, что различает противоположные явления, чувства, состояния:
В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.
(т.2, с.202).
Стилистическое использование антонимов характеризует лишь один из уровней системы контраста в творчестве М.Ю. Лермонтова, которая сложна и разнообразна потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов поэта – принцип контраста, обусловленного особенностями мировоззрения, мировосприятия, творческого мышления, художественного метода М.Ю. Лермонтова и отражающегося во всех элементах художественной структуры его произведений.
§4. Антонимы в прозе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Список использованной литературы:
1. Абаев В.И. Языкознание – общественная наука// Русская речь. – 1971. - №5. – с.56-76.
2.Абрамович А.В. Практическая стилистика русского языка, - М.:Высшая школа,1972. – 246с.
3. Автодин В.А. Вопросы
изучения функциональной
4. Алексеев В.А. О некоторых
особенностях
5. Ахманова О.С. О принципах
и методах лингвистического
6. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – М.: Высшая школа, 1981. – 365с. 6.
7. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: Просвещение, 1978. – 218с.
8. Барматков М.К. Познать современника: очерк в газете, радио и т.д. – М.: Просвещение, 1973. – 214с. 2.
9. Будагов Р.А. Слово и его значение. – М.: Просвещение, 1977.
10. Булаховский Л.А. Введение в языкознание. – М.: Просвещение, 1953.
11. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.- М.: Высшая школа, 1971.
12. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. – М.: Просвещение, 1983.
13. Введенская Л.А. Синонимические пары антонимов. // РЯШ. – 1969. - № 4. – с 108-110.
14. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1959. – 116с
15. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М.: Просвещение, 1965. – 123с. 11.
16. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. – Л.: 1940.
17. Горшков А.И. История русского литературного языка. – М.: Высшая школа, 1969. – 366с.
18. Гулова И.А. «Я вас
никак забыть не мог!» (К 180-летию
со дня рождения М.Ю.
19. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. – М.: Наука, 1993. – 138с.
20. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978. – 96с.
21. Ерина Т.Н. Имена существительные с приставкой не- как антонимы. // РЯШ. - № 2. – с 93-95.
22. Ефимов А.И. История русского литературного языка. – М.: Просвещение, 1955. – 422с. 7.
23. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. – М.: Просвещение, 1968.
24. Иванова В.А. Антонимия в системе языка.- Кишинев: Наука, 1982. – 115с.
25. Иванова Т.А. Звучащее
слово в художественном
26. Кеворкова З.Г. Об антомичности словообразовательных гнезд. // РЯШ. – 1975. - № 5. – с 45-49.
27. Киселев А.Е. Об одном
из типов антонимических
28. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1972. – 288с.
29. Лебедев Ю.В. Звезды и небо! А я человек! ( К 190-летию М.Ю.Лермонтова) // Литература в школе. – 2004. - №3. – с2-10.
30. Лермонтов М.Ю. Соч.: в 2-х. Т. Т.ΙΙ.. –М.: Правда, 1990. – 704с.
31. Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В.А.Майнулова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 784с.
32. Литературный
33. Литературная энциклопедия терминов и понятий / А.Н. Николюкин. – М.: ИПК «Интелвак», 2001. – 1600с.
34. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – 352с.
35. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М.: Наука, 1964. – 266с.
36. Максимов Л.Ю. Литературный язык и язык художественной литературы// Русский язык в национальной школе. – 1961. - №1. – с19-24.
37. Матвеев Б.И. Изобразительные и выразительные возможности антонимов. // Русская словесность. – 2000. - № 6. – с 69-72.
38. М.Ю. Лермонтов в русской критике: сб.ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. К.Н.Ломунова. – М.: Советская Россия, 1985. - 288с.
39. Миллер Е.Н. Антонимы разных частей речи. // РЯШ. - № 5. – с 87-92.
40. Миллер Е.Н. Словарь антонимов русского языка для учащихся национальной средней школы. – Алма-Ата, 1986. – 230с.
41. Миллер Е.Н. Отображение
в антонимии неязыковых
42. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. – М.: Высшая школа, 1973. – 256с.
43. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М.: Высшая школа, 1974. – 342с.
44. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999. -944с.
45. Поспелов Г.Н. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1978. – 315с.
46. Реформатский А. А. Введение в языкознания. – М.: просвещение, 1967. – 420с.
47. http: //www/portal – slovo.ru/.
Информация о работе Стилистическая роль антонимов в произведениях М.Ю. Лермонтова