Стилистическая роль антонимов в произведениях М.Ю. Лермонтова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

Антонимы широко используются в художественной и публицистической литературе как изобразительное и выразительное средство. В одном случае - они строго организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев, в третьем – выступают в уточняющей функции.
Объектом исследования данной курсовой работы является стилистическая роль антонимов в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
§1. Явление антонимии………………………………………………………4
§2. Антитеза как ведущее место в творчестве М.Ю. Лермонтова………..10
§3. Стилистические приёмы в литературе М.Ю. Лермонтова……………15
§4. Антонимы в прозе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»……..22

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 48.10 Кб (Скачать файл)

 

 

•В стилистической фигуре разделения значение альтернативы может быть сильным и слабым. В первом случае выражается подчеркнутое противопоставление и взаимное исключение противоположных действий, процессов, состояний, признаков и т.д., невозможность их сосуществования, например:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей.

(т.2, с.38);

С душой безнадежной младой удалец

Прыгнул, чтоб найти иль коралл иль конец.

(т.1, с.68).

Употребительны в произведениях М.Ю. Лермонтова стилистические фигуры разделения со слабым значением альтернативы, которое синонимично словосочетаниям все равно, в любом случае, слову безразлично. Употребление их в составе стилистических фигур усиливает выразительность последних, например:

Нам все равно, земля иль море,

Родимый иль чуждый дом.(т.3, с.149).

Образуют стилистические фигуры разделения антонимические контексты, имеющие свои определённые формулы.

 

 •Стилистические фигуры со значением чередования, последовательности, смены. Противопоставление - основа стилистических фигур со значением чередования, последовательности, смены противоположных действий, признаков, качеств и т.п., например:

 …уж, верно, час она

Их расплетала, заплетала!

(т.3, с.170);

Меж тем вдали то грустный, то веселый

Раздался звук обычной баркаролы.

(т.1, с.266);

А колокольчик однозвучный

Звенел, звенел и пропадал!

( т.1, с.23).

 

•Стилистическая фигура сопоставления используется поэтом для выражения сходства, обычности различных характеристик, признаков, противоположных чувств, состояний человека, действий и процессов, например:

Хранится пламень неземной

Со дня младенчества во мне.

Но велено ему судьбой,

Как жил, погибнуть в тишине.

(т.1, с.112).

Чаще всего в создании данной стилистической фигуры участвуют синтаксические оппозиции.

 

•Основное значение фигуры сравнения заключается в изображении того, что различает противоположные явления, чувства, состояния:

В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна как ангел небесный,

Как демон коварна и зла.

(т.2, с.202).

Стилистическое использование антонимов характеризует лишь один из уровней системы контраста в творчестве М.Ю. Лермонтова, которая сложна и разнообразна потому, что является воплощением одного из основных творческих принципов поэта – принцип контраста, обусловленного особенностями мировоззрения, мировосприятия, творческого мышления, художественного метода  М.Ю. Лермонтова и отражающегося во всех элементах художественной структуры его произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Антонимы в прозе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Абаев В.И. Языкознание  – общественная наука// Русская  речь. – 1971. - №5. – с.56-76.

2.Абрамович А.В. Практическая  стилистика русского языка, - М.:Высшая  школа,1972. – 246с.

3. Автодин В.А. Вопросы  изучения функциональной стороны  языка. – Л.: Наука, 1975. – с175-192.

4. Алексеев В.А. О некоторых  особенностях публицистического  функционального стиля. В кн.: Проблемы  журналистики. – Л.: Высшая школа, 1973. – 346с. 4.

5. Ахманова О.С. О принципах  и методах лингвистического исследования. – М.: Высшая школа, 1960. – 308с.

6. Бабайцева В.В., Максимов  Л.Ю. Современный русский язык. –  М.: Высшая школа, 1981. – 365с. 6.

7. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – М.: Просвещение, 1978. – 218с.

8. Барматков М.К. Познать  современника: очерк в газете, радио  и т.д. – М.: Просвещение, 1973. – 214с. 2.

9. Будагов Р.А. Слово и  его значение. – М.: Просвещение, 1977.

10. Булаховский Л.А. Введение  в языкознание. – М.: Просвещение, 1953.

11. Валгина Н.С., Розенталь  Д.Э., Фомина М.И. Современный русский  язык.- М.: Высшая школа, 1971.

12. Введенская Л.А., Баранов  М.Т., Гвоздарев Ю.А. Русское слово. – М.: Просвещение, 1983.

13. Введенская Л.А. Синонимические  пары антонимов. // РЯШ. – 1969. - № 4. –  с 108-110.

14. Винокур Г.О. Избранные  работы по русскому языку. –  М.: Просвещение, 1959. – 116с

15. Гвоздев А.Н. Очерки  по стилистике русского языка. – М.: Просвещение, 1965. – 123с. 11.

16. Гинзбург Л.Я. Творческий  путь Лермонтова. – Л.: 1940.

17. Горшков А.И. История  русского литературного языка. –  М.: Высшая школа, 1969. – 366с.

18. Гулова И.А. «Я вас  никак забыть не мог!» (К 180-летию  со дня рождения М.Ю.Лермонтова) // РЯШ. – 12994. - №3. – с 53-59.

19. Денисов П.Н. Лексика  русского языка и принципы  ее описания. – М.: Наука, 1993. – 138с.

20. Дерягин В.Я. Беседы  о русской стилистике. – М.: Знание, 1978. – 96с.

21. Ерина Т.Н. Имена существительные  с приставкой не- как антонимы. // РЯШ. - № 2. – с 93-95.

22. Ефимов А.И. История  русского литературного языка. –  М.: Просвещение, 1955. – 422с. 7.

23. Звегинцев В.А. Теоретическая  и прикладная лингвистика. – М.: Просвещение, 1968.

24. Иванова В.А. Антонимия  в системе языка.- Кишинев: Наука, 1982. – 115с.

25. Иванова Т.А. Звучащее  слово в художественном произведении. // РЯШ. – 1985. - № 1. с 61-65.

26. Кеворкова З.Г. Об антомичности  словообразовательных гнезд. // РЯШ. – 1975. - № 5. – с 45-49.

27. Киселев А.Е. Об одном  из типов антонимических сочетаний  слов в речи. // РЯШ. – 1986. - № 2. –  с 82-86.

28. Коровин В.И. Творческий  путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1972. – 288с.

29. Лебедев Ю.В. Звезды  и небо! А я человек! ( К 190-летию  М.Ю.Лермонтова) // Литература в школе. – 2004. - №3. – с2-10.

30. Лермонтов М.Ю. Соч.: в 2-х. Т. Т.ΙΙ.. –М.: Правда, 1990. – 704с.

31. Лермонтовская энциклопедия / Под ред. В.А.Майнулова. – М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 784с.

32. Литературный энциклопедический  словарь. / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А. Николаева. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752с.

33. Литературная энциклопедия  терминов и понятий / А.Н. Николюкин. – М.: ИПК «Интелвак», 2001. – 1600с.

34. Лотман Ю.М. В школе  поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, гоголь. – М.: Просвещение, 1988. – 352с.

35. Максимов Д.Е. Поэзия  Лермонтова. – М.: Наука, 1964. – 266с.

36. Максимов Л.Ю. Литературный  язык и язык художественной  литературы// Русский язык в национальной  школе. – 1961. - №1. – с19-24.

37. Матвеев Б.И. Изобразительные  и выразительные возможности  антонимов. // Русская словесность. – 2000. - № 6. – с 69-72.

38. М.Ю. Лермонтов в русской  критике: сб.ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. К.Н.Ломунова. – М.: Советская Россия, 1985. - 288с.

39. Миллер Е.Н. Антонимы  разных частей речи. // РЯШ. - № 5. –  с 87-92.

40. Миллер Е.Н. Словарь  антонимов русского языка для  учащихся национальной средней  школы. – Алма-Ата, 1986. – 230с.

41. Миллер Е.Н. Отображение  в антонимии неязыковых явлений. // Вопросы языкознания. – 1979. - № 1. –  с124-129.

42. Новиков Л.А. Антонимия  в русском языке. – М.: Высшая  школа, 1973. – 256с.

43. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. –  М.: Высшая школа, 1974. – 342с.

44. Ожегов С.И., Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского  языка. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999. -944с.

45. Поспелов Г.Н. Теория  литературы. – М.: Высшая школа, 1978. – 315с.

46. Реформатский А. А. Введение  в языкознания. – М.: просвещение, 1967. – 420с.

47. http: //www/portal – slovo.ru/.

 

 

 

 


Информация о работе Стилистическая роль антонимов в произведениях М.Ю. Лермонтова