Течения русской литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Модернистскими в литературоведении принято называть прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления. На периферии его возникали и другие, не столь эстетически отчетливые и менее значительные явления «новой» литературы.

Файлы: 1 файл

символизм, акмеизм, футуризм.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

 

 Лебедь уплыл в  полумглу,

 Вдаль, под луною  белея. 

 Ластятся волны  к веслу, 

 Ластится к влаге  лилея...

 

      По-новому  на фоне традиции строились  в символизме отношения между  поэтом и его аудиторией. Поэт-символист  не стремился быть общепонятным, потому что такое понимание  основано на обыденной логике. Он обращался не ко всем, но  лишь к «посвященным», не к  читателю-потребителю, а к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в духовном восхождении от «реального» к «реальнейшему», т. е. в самостоятельном постижении «высшей реальности». Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художнической интуицию.

     Для этого  символисты стремились максимально  использовать ассоциативные возможности  слова, обращались к мотивам  и образам разных культур, широко  пользовались явными и скрытыми  цитатами. Излюбленным источником художественных реминисценций для них была греческая и римская мифологическая архаика. Именно мифология стала в их творчестве арсеналом универсальных психологических и философских моделей, удобных и для постижения глубинных особенностей человеческого духа вообще, и для воплощения современной духовной проблематики. Символисты не только заимствовали готовые мифологические сюжеты, но и творили собственные мифы. Мифотворчество (а в этом поэты видели средство сблизить и даже слить воедино жизнь и искусство, преобразовать реальность на путях искусства) — устойчивая черта мировоззрения и поэтики символизма. Это свойство было в высшей степени присуще, например, творчеству Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, А. Белого.

     Символизм  не ограничивался чисто литературными  задачами; он стремился стать  не только универсальным мировоззрением, но даже формой жизненного  поведения и, как верили его  сторонники, способом творческой  перестройки мироздания (последнюю  из отмеченных сфер символистской  активности принято на¬зывать  жизнестроителъством). Эта устремленность  литературного течения к универсальной всезначимости особенно проявилась в 1900-е годы в младосимволизме, который всерьез претендовал на вселенское духовное преображение. Факты внелитературного быта, социальной истории и даже подробности личных взаимоотношений эстетизировались, т. е. истолковывались младшими символистами как своего рода элементы грандиозного художественного произведения, исполнявшегося на их глазах. Важно было, считали они, принять деятельное участие в этом космическом процессе творения. Вот почему некоторые символисты выступали с политически острыми произведениями, реагировали на факты социальной дисгармонии, с сочувственным интересом относились к деятельности политических партий.

     Символистский  универсализм проявился и во  всеохватности творческих поисков  художников. Идеалом личности мыслился  в их среде «человек-артист».  Не было ни одной сферы литературного  творчества, в которую бы символисты  не внесли новаторский вклад:  они обновили художественную  прозу (особенно значи¬тельно  — Ф. Сологуб и А. Белый), подняли на новый уровень искусство  художественного перевода, выступили  с оригинальными драматургическими  произведениями, активно выступали  как литературные критики, теоретики  искусства и литературоведы. И  все же наиболее органичной  и соответствующей их дарованиям  сферой была поэзия.

     Поэтический  стиль символистов, как правило,—  интенсивно метафорический. В образном  строе произведений использовались  не единичные метафоры, а целые  цепочки из них, приобретавшие  значение самостоятельных лирических  тем. Метафора символистов всегда  тяготела к смысловой глубине  символа. Перехо¬дя из одного  смыслового окружения в другое, оказываясь сквозной не только  для отдельного стихотворения,  но для всего поэтического  цикла и даже в некоторых  случаях для всего творчества, она обрастала новыми значениями, приобретала мерцающую многозначность  и, как следствие, порождала  широкое поле возможных ассоциаций. Интересно высказывание А. Блока  в «Записных книжках»: «Всякое  стихотворение - покрывало, растянутое  на остриях нескольких слов. Эти  слова светятся как звезды. Из-за  них существует стихотворение».

     Символизм  обогатил русскую поэтическую  культуру множеством открытий. Символисты  придали поэтическому слову неведомую  прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать  в слове дополнительные оттенки  и грани смысла. Плодотворными  оказались их поиски в сфере  поэтической фонетики: мастерами  выразительного ассонанса и эффектной  аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические  возможности русского стиха, разнообразнее  стала строфика. Однако главная  заслуга этого литературного  течения связана не с формальными  нововведениями.

     Символизм  пытался создать новую философию  культуры, стремился, пройдя мучительный  период переоценки ценностей,  выработать новое универсальное  мировоззрение. Преодолев крайности  индивидуализма и субъективизма,  символисты на заре XX века по-новому  поставили вопрос об общественной  роли художника, начали поиск  таких форм искусства, постижение  которых могло бы вновь объединить  людей. Идея «соборного искусства»  со стороны выглядела утопичной,  но символисты и не рассчитывали  на ее быструю практическую  реализацию. Важнее было вновь  обрести позитивную перспективу,  возродить веру в высокое предназначение  искусства. При внешних проявлениях  элитарности и формализма символизм  сумел на практике наполнить  работу с художественной формой  новой содержательностью и, главное,  сделать искусство более личностным. Вот почему наследие символизма осталось для современной русской культуры подлинной художественной сокровищницей.

 

Акмеизм.

 

     Литературное  течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановские среды» - собрания на Петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 19О6— 1907 годы постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока еще робкая) к символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

     В 1909 году  участники «кружка молодых», в  котором активностью выделялся  С. Городецкий, попросили Вяч.  Иванова, И. Анненского и М.  Волошина прочитать для них  курс лекций по стихосложению.  К занятиям, начавшимся в «башне»  Иванова, присоединились Н. Гумилев  и А. Толстой, а вскоре поэтические  штудии были перенесены в редакционное  помещение нового модернистского  журнала «Аполлон». Так было  основано «Общество ревнителей  художественного слова» или, как  стали называть его обучавшиеся  стихосложению поэты, «Поэтическая  академия». 

     В октябре  1911 года слушатели «Поэтической  академии» основали новое литературное  объединение — «Цех поэтов».  Наименование кружка, образованное  по образцу средневековых названий  ремесленных объединений, указывало  на отношение участников к  поэзии как к чисто профессиональной  сфере деятельности. «Цех» был  школой формального мастерства, безразличного к особенностям  мировоззрения участников. Руководителями  «Цеха» стали уже не мэтры  символизма, а поэты следующего  поколения — Н. Гумилев и  С. Городецкий. Поначалу они не  отождествляли себя ни с одним  из течений в литературе, да  и не стреми¬лись к общей  эстетической платформе. 

     Однако  ситуация постепенно менялась: в  1912 году на одном из заседаний  «Цеха» его участники решили  объявить о возникновении нового  поэтического течения. Из разных  предложенных поначалу названий  прижилось несколько самонадеянное  «акмеизм» (от греч. асте — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплоченная группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут. Другие участники «Цеха» (среди них Г. Адамович, Г. Иванов, М. Лозинский и др.), не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.

     Будучи  новым поколением по отношению  к символистам, акмеисты были  сверстниками футуристов, поэтому  их творческие принципы формировались  в ходе эстетического размежевания  с теми и с другими. Первой  ласточкой эстетической реформы  акмеизма принято считать статью  М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. Взгляды  этого поэта старшего поколения,  который не был акмеистом, оказали  заметное воздействие на формирующуюся  программу нового течения. Статья  декларировала стилевые принципы  «прекрасной ясности»: логичность  художественного замысла, стройность  композиции, четкость организации  всех элементов художественной  формы. Кузминская «прекрасная  ясность», или «кларизм» (этим  образованным от латинского с!агиз (ясный) словом автор обобщил свои принципы), по существу, призывала к большей нормативности творчества, реабилитировала эстетику разума и гармо¬нии и тем самым противостояла крайностям симво¬лизма — прежде всего его мировоззренческой всеохватности и абсолютизации иррациональных начал творчества.

     Характерно, однако, что наиболее авторитетными  учителями для акмеистов стали  поэты, сыгравшие заметную роль  в символизме,— М. Кузмин, И.  Анненский, А. Блок. Об этом  важно помнить, чтобы не преувеличивать  остроты расхождений акмеистов  с их предшественниками. Можно  сказать, что акмеисты наследовали  достижения символизма, нейтрализуя  некоторые его крайности. Вот  почему их полемика с предшественниками  была спором с эпигонским упрощением  символизма. В программной статье  «Наследие акмеизма и символизм»  Н. Гумилев называл символизм  «достойным отцом», но подчеркивал  при этом, что новое поколение  выработало «мужественно твердый  и ясный взгляд на жизнь» .

     Акмеизм,  по мысли Гумилева, есть попытка  заново открыть ценность человеческой  жизни, отказавшись от «целомудренного»  стремления символистов познать  непознаваемое. Действительность  самоценна и не нуждается в  метафизических оправданиях. Поэтому  следует перестать заигрывать  с трансцендентным (непознаваемым): простой предметный мир должен  быть реабилитирован, он значителен  сам по себе, а не только  тем, что являет высшие сущности.

     Главное  значение в поэзии приобретает,  по мысли теоретиков акмеизма, художественное освоение многообразного  и яркого земного мира. Поддерживая  Гумилева, еще категоричнее высказался  С. Городецкий: «Борьба между акмеизмом  и символизмом... есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время...» После всяких «неприятий мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий». Проповедь «земного» мироощущения поначалу была одной из граней программы акмеистов, вот почему течение имело и другое название - адамизм. Существо этой стороны программы, разделявшейся, впрочем, не самыми крупными поэтами течения (М. Зенкевичем и В. Нарбутом), можно проиллюстрировать стихотворе¬нием С. Городецкого «Адам»:

 

 Просторен мир  и многозвучен,

 И многоцветней  радуг он,

 И вот Адаму  он поручен, 

 Изобретателю имен.

 Назвать, узнать, сорвать  покровы

 И праздных тайн, и ветхой мглы –

 Вот первый подвиг. Подвиг новый –

 Живой земле пропеть  хвалы.

 

      Детально  разработанной философско-эстетической  программы акмеизм так и не  выдвинул. Поэты-акмеисты разделяли  взгляды символистов на природу  искусства, вслед за ними абсолютизировали  роль художника. «Преодоление»  символизма происходило не столько  в сфере общих идей, сколько  в области поэтической стилистики. Для акмеистов оказалась неприемлемой  импрессионистическая изменчивость  и текучесть слова символистов,  а главное — излишне настойчивая  тенденция к восприятию реальности  как знака непознаваемого, как  искаженного подобия высших сущностей. 

     Такое отношение  к реальности, по мнению акмеистов,  вело к утрате вкуса к подлинности.  «Возьмем, к примеру, розу и  солнце, голубку и девушку,— предлагает  О. Мандельштам в статье «О  природе слова».— Неужели ни  один из этих образов сам  по себе не интересен, а роза  — подобие солнца, солнце —  подобие розы и т. д.? Образы  выпотрошены, как чучела, и набиты  чужим содержанием. <...> Вечное  подмигивание. Ни одного ясного  слова, только намеки, недоговаривания.  Роза кивает на девушку, девушка  на розу. Никто не хочет быть  самим собой».

     Поэт-акмеист  не пытался преодолеть «близкое»  земное существование во имя  «далеких» духовных обретений.  Новое течение принесло с собой  не столько новизну мировоззрения,  сколько новизну вкусовых ощущений: ценились такие элементы формы,  как сти¬листическое равновесие, живописная четкость обра¬зов, точно  вымеренная композиция, отточенность  деталей. В стихах акмеистов  эстетизировались хрупкие грани  вещей, утверждалась «домашняя»  атмосфера любования «милыми  мелочами». 

     Это, впрочем,  не означало отказа от духовных  поисков. Высшее место в иерархии  акмеистских ценностей занимала  культура. «Тоской по мировой  культуре» назвал акмеизм О.  Мандельштам. Если символисты  оправдывали культуру внешними  по отношению к ней целями (для  них она средство преображения  жизни), а футуристы стремились  к ее прикладному использованию  (принимали ее в меру материальной  полезности), то для акмеистов  культура была целью себе самой.  С этим связано и особое  отношение к категории памяти. Память — важнейший этический  компонент в творчестве трех  самых значительных художников  течения — А. Ахматовой, Н.  Гумилева и О. Мандельштама. В  эпоху футуристического бунта  против традиций акмеизм выступил  за сохранение культурных ценностей,  потому что мировая культура  была для них тождественной  общей памяти человечества.

Информация о работе Течения русской литературы