Текстология поэмы А.Ахматовой «Реквием»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:36, реферат

Описание работы

Не зря же ученые, изучая какой-либо исторический период, обращаются не только к документам и археологическим раскопкам, но и к литературе, характеризующей этот период в своем понимании.
Поэтому, цель моей работы - лучше понять эпоху, в которой жила поэтесса и был написан «Реквием», и глубже осознать само произведение, его историю. Для этого необходимо изучить не только его содержание, но и структуру и жанр, и идею и другие составляющие образ элементы.

Содержание работы

Введение
Биография А.А.Ахматовой
Реквием как жанр. Жанровые особенности поэмы.
Исторический аспект «Реквиема»
Внешнее построение и внутренний мир «Реквиема»
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Текстология поэмы Реквием.docx

— 55.20 Кб (Скачать файл)

Антитеза, трагически встающая в «Реквиеме» (Мать и казненный сын), неизбежно соотносилась в сознании Ахматовой с евангельским сюжетом, поскольку антитеза эта не была лишь приметой ее личной жизни и касалась миллионов матерей и сыновей. Уподобление героини поэмы Божьей Матери делает её образ символичным. Личное и общечеловеческое сливается воедино: «И я молюсь не о себе одной,/ А обо всех, кто там стоял со мной». Так же речь идет о высоком безумии, когда к человеку в видении может прийти откровение. Таким видением является "распятие". Распятый говорит матери : «О, не рыдай Мене…» её душа действительно "окаменела" (ученик только «каменел»), что предвосхищалось в приговоре. «А туда ,где молча Мать стояла, /Так никто взглянуть и не посмел.» но это не только окаменение от горя. Это и проявление мужества, заслуживающего памятника, к теме которого Ахматова и переходит в «эпилоге».

«Эпилог», состоящий из 2-х частей, сначала возвращает читателя к мелодии и общему смыслу  «Предисловия» и «Посвящения», здесь мы вновь видим образ тюремной очереди, но уже как бы обобщенный, символический, не столь конкретный, как в начале поэмы:

 

Узнала  я, как опадают лица,

Как из-под  век выглядывает страх.

Как клинописи  жесткие страницы

Страдания выводят на щеках ...

 

А дальше идут такие строки:

 

Хотелось  бы всех поименно назвать,

Да отняли список,  и негде узнать,

Для них  соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов

 

Такие высокие, такие горькие и торжественно гордые слова - они стоят плотно и тяжело, словно вылитые из металла в укор насилию и в память будущим людям.

Вторая  часть эпилога развивает тему Памятника. Сама мысль о памятнике, да ещё и с условием относительно места его установки, мысль, по сути, совершенно невероятная, пришедшая к Ахматовой во время её полной отверженности, явилась формой мощного духовного сопротивления подавлению личности и народа. То должен быть памятник не столько поэту, сколько Матери и в её лице – народному страданию, столь грандиозному, что даже памятнику  не дано "окаменеть" или застыть в бронзе: «И пусть с неподвижных и бронзовых век,/Как слезы, струится подтаявший снег…»

 

«Реквием» Ахматовой - подлинно народное произведение, не только в том смысле, что он отразил и выразил великую народную трагедию, но и по своей поэтической форме, близкой к народной притчи. «Сотканный из простых, "подслушанных" , как пишет Ахматова, слов», он с большой поэтической и гражданской силой выразил свое время и страдающую душу народа. «Реквием»не был известен ни в 30-е, ни в последующие годы, но он навеки запечатлел свое время и показал, что поэзия продолжала существовать даже и тогда, когда, по словам Ахматовой,  "поэт жил с зажатым ртом". Задушенный крик стомиллионного народа оказался услышанным - в этом великая заслуга Ахматовой. В потоке сегодняшней мемуарной литературы «Реквием» занимает особое место. Писать о нем трудно и потому, что по словам молодого друга А.Ахматовой поэта Л. Бродского, жизнь в те годы «увенчала ее музу венком скорби». В.Виленкин в своих публикациях пишет: «Ее «Реквием» меньше всего нуждается в научных комментариях. Его народные истоки и народный поэтический масштаб сами по себе ясны. Лично пережитое, автобиографическое в них тонет, сохраняя только безмерность страдания.» Уже в первом стихотворении поэмы, названном «Посвящение», великая река людского горя, захлестывая своей болью, уничтожает границы между «я» и «мы». Это наше горе, это "мы повсюду те же", это мы слышим "тяжелые шаги солдат", это мы идем по "одичалой столице". «Герой этой поэзии - народ... Все до единого участвуют на той или другой стороне в происходящем. Эта поэма говорит от имени народа».

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Заключение.

 

«Забудут? – вот чем удивили!

Меня  забывали сто раз,

Сто раз  я лежала в могиле,

Где, может  быть, я и сейчас,

А Муза и  глохла и слепла,

В земле  истлевала зерном,

Чтоб  после, как Феникс из пепла,

В эфире  восстать голубом.»

А.А. Ахматова

 

Поэзия  Ахматовой - неотъемлемая часть современной  русской и мировой культуры. В  начале 50-х годов в Москве шел  писательский съезд. Председательствовал  А. Фадеев,  вокруг него сидели самые  известные писатели. И вдруг зал  стал редеть. Все вставали вдоль  стен просторного фойе, а по центру фойе медленно шла Анна Андреевна Ахматова. Стройная, с шалью, накинутой на плечи, ни на кого не глядя, одна. Так и жизнь ее шла - и в центре внимания, и наедине с самой собой,  а ее поэзия была целым миром и всей жизнью. Поэзия - это сам поэт и его время, его дух и противоборство с несправедливостью ради благородства и красоты. В стихах А. Ахматовой запечатлелись черты времени со всей его чудовищной жестокостью. Еще никто не сказал о нем правды с такой горькой беспощадностью:

 

Семнадцать  месяцев кричу,

Зову  тебя домой.

Кидалась  в ноги палачу,

Ты сын  и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне  не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго  ль  казни ждать.

 

Беззащитная и прямая, в нечеловеческих условиях перед узаконенными преступлениями, она не только оплакала эти черные дни, но и взяла над ними верх. Время Ахматовой прошло через резкие переломы, и это был путь великих утрат и потерь. Только поэт великой силы, глубокой сущности и воли мог выдержать такое и противостоять всему силой своего правдивого искусства. А.Ахматова, еще в юные годы восхищавшая мир строками неподдельной, нежной и тонкой лирики, была и твердой, и непреклонной, прямой и величавой в эту грозную переломную эпоху. Время - самый справедливый судья. Жаль только, что возмездие порой запаздывает.

Анна  Ахматова оставила о себе и о своем  времени вечную память. И хотя «Реквиема» не знали ее современники, его еще  долго будут читать наше и последующие  поколения. Они будут читать его, переживая снова и снова те чувства, которые испытал народ  когда-то: страх, горе, уныние, безнадежность, но, может быть вера в лучшее будущее  – и своими переживаниями помянут  тех, кто когда-то смог пережить такое  страшное время.

 

В своей  работе я выполнила поставленные задачи и достигла поставленной цели: узнала произведение не только снаружи, но и открыла для себя его непростой внутренний мир, воспользовавшись литературной критикой и собственными догадками и идеями. Теперь «Реквием» предстал мне в еще большем значении и предал моему общему чувству, впечатлению множество граней.

Несомненно  «Реквием» Ахматовой не останется  в дальнейшем вне литературных и  научных исследований, представляя  литературную и историческую ценность.

«Реквием» Анны Ахматовой - это наша национальная память о скорбных, черных годах России, когда наш народ прошел через горнило нечеловеческих испытаний. Это призыв к нам, ныне живущим, и грядущим поколениям, чтобы помнили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список литературы:

 

  1. http://anna.ahmatova.com/biograf.htm - Биография А.А.Ахматовой
  2. http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/stihi/rekviem.htm  - поэма «Реквием»
  3. http://www.litera.ru/stixiya/articles/10.html - статья Ахматовой «Коротко о себе»
  4. С.В. Бурдина. Поэма А.Ахматовой "Реквием": "вечные образы" фольклора и жанр.
  5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой: в помощь старшеклассникам, абитуриентам, преподавателям.

Информация о работе Текстология поэмы А.Ахматовой «Реквием»