Тютчев: жизнь и труды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 05:43, контрольная работа

Описание работы

Тютчев жил, и чувствовал, и мыслил как поэт. А между тем на звание поэта никогда не претендовал. Свои «поэтические упражнения» именовал «бумагомаранием», печататься не стремился, оценкой собратьев по перу не интересовался, даже стихов не собирал. Они были в письмах к родным и знакомым, их находили забытыми в книгах и деловых бумагах, на счетах и подорожных…
Весной 1836 г. Сослуживец Тютчева, ценитель его поэзии князь И. С. Гагарин из Мюнхена (где тогда служил Тютчев) привез в Петербург рукопись. Стихи попали к Пушкину, который и напечатал их в 3-4-м номерах своего журнала «Современник» под заголовком «Стихи, присланные из Германии» и подписью – Ф. Т. Это была первая (не считая юношеского «Послания…») публикация в России. Сборник поэта (ему шел тогда пятьдесят первый год) появился благодаря И. С. Тургеневу, взявшему на себя роль редактора и издателя.

Файлы: 1 файл

КАРИНА.docx

— 42.16 Кб (Скачать файл)

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний  гул…

Звук, неизменный спутник  движения, жизни, уснул. В мире так  тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции  начало строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в  глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина – это  условия, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его  мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся  миру приходит иная реальность. Человек  остается один на один со всем миром  вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски невыразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа – страстная  мольба, нарастающий призыв, обращение  к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни  через край и, наконец, смешай.

«Единственное, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это  невозможность уйти от самого себя» (из письма Тютчева жене). Во второй строфе лирический герой открывается  от собственного «Я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, а я во всем»). Его страстное  стремление – раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань  «я» и «не я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющем смешай!

Композиционное кольцо стихотворения  замыкается: совместились первая и  последняя строки, глаголы смесились  и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем – для человека это редкая возможность «уйти  от самого себя». Однако противоречия сознательно индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно  и по-разному).

Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с 24-летней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. 14 лет, до самой  смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

«Денисьевский цикл» (название не авторское) обнажает прежде всего трагическую сущность любви. «Самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой» -такова любовь в понимании Тютчева.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей…

«Буйная слепота страстей». Любовь – это та же стихия, человек  подчас не в силых противостоять ей в результате – катастрофа: «Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

 

/ могу дышать, но жить  уж не могу». Но любовь –  это и высшая полнота бытия,  она дарует любящим блаженство  причастности к жизни «божеско-всемирной».

Одно из самых «кровно  жизненных и скорбных» стихотворений  «Денисьевского цикла» «Весь день она лежала в забытьи…» неотвратимое угасание любимой («и всю ее уж тени покрывали») на фоне летнего буйства природы:

Лил теплый летний день –  его струи

По листьям весело звучали.

Реплика героини «О, как  все это я любила!..» - смысловой  центр стихотворения. «Любила», - говорит  она и о летнем дожде, и о  человеке («я был при ней, убитый, но живой»), которому еще предстоит  пережить все это.

«Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными  психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - справедливо  замечает Лев Озеров. – По характеру  своему этот образ перекликается  с Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского и Анной Карениной у Толстого».

В течение четырнадцати лет  Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, не мог расстаться с семьей –  и не один «суд людской» тому причиной.

В 1851 г. (уже вспыхнула  страсть к Денисьевой) Тютчев пишет  жене Элеоноре Федоровне: «Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с  кем больше поговорить… Мне, говорящему со всеми». И в другом письме: «… хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем  я того стою».

Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла  в своем альбоме-гербарии листок со словами (по-французски): «Для вас (чтобы  разобрать наедине)». Далее шли  стихи, написанные в том же 1851 г.:

Не знаю я, коснется ль благодать 

Моей души болезненно-греховной,

Удастся ль ей воспрянуть и  восстать,

Пройдет ли обморок духовный?

Но если бы душа могла

Здесь, на земле, найти успокоенье,

Мне благодатью ты б была – 

Ты, ты, мое земное проведенье!..

«Душа болезненно-греховная», «обморок духовный» - Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него, а после – разве что  Достоевский и, по-своему, Чехов.

«Жить стихом» - это выражение  В. Пастернака подходит ко всякому ко всякому поэту, к Пушкину не менее  чем к Тютчеву. Но в этих словах, в отношении Тютчева, особенное  значение приобретает первое из них. Именно жизнь Федора Ивановича Тютчева  – личная, идейная, философская, гражданская  – была в стихах, так же естественно-необходимых, как движение мысли и чувства  всякого человека» (А. В. Чичерин).

 


Информация о работе Тютчев: жизнь и труды