Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:20, реферат
В работе показано, насколько Толстой был близок к истине в своем понимании боевых действий против наполеоновских войск 1805—1812 годов и как выглядит его трактовка в сопоставлении с историческими источниками, как он ими пользуется и в чем идет дальше их. Ход войны 1805 года показан в романе преимущественно по «Описанию» А.И.Михайловского-Данилевского.
1. Введение.
1.1. Историческая часть романа (в аспекте военных действий).
1.2. Значение изучения исторической концепции военных действий в системе изучения романа.
2. Изучение военных действий в романе на примере Аустерлицкой кампании (военных действий 1805-1812 годов).
2.1. Историческая справка и специфика изучаемых событий.
2.2. Источники, использованные автором. Их значение, достоверность.
2.3. Авторская оценка событий. Художественный вымысел. Его значение в романе.
2.4. Сопоставление двух концепций интерпретации последовательности событий: достоверноисторической и авторской – художественной на примере военных действий 1805-1812 го-дов.
2.5. Сопоставление двух оценок действий исторических личностей: достоверноисторической и авторской – художественной.
3. Выводы по проделанной работе.
3.1. Оценка достоверности, правильности и логичности описания военный действий 1805–1812 годов в свете авторской художественной концепции трактовки романа.
3.2. Уникальность, точность авторской концепции. Верховенство автора над источниками.
4. Обзор использованной литературы.
Такой финал не устраивал Толстого, очевидно, не вызывал у него доверия, и концовку незадачливого участия императора в бою, стоившего многих тысяч жизней, он взял из другого источника, у Бернгарди. В его «Denkwur-digkeiten» говорится о том, как Толь, возвращаясь с поля брани, наехал на отчаявшегося императора, утешил его и помог ему перебраться через ров. Примерно такой эпизод есть и в «Описании...» Михайловского-Данилевского, но там, перебравшись через овраг, царь продолжал оставаться деятельным.
«Когда войско побежало,— говорится у него,— с трудом мог он переехать через болотистый, крутоберегий ручей, и там отдавал приказания».
У Бернгарди в соответствующем месте царь выглядит по-другому: покинутым, растерявшимся, жалким, не знающим, куда себя деть.
«Толь,— читаем мы там,— потрясенный переживаниями этого дня, ехал обратно верхом с бегущими из четвертой колонны и был немало изумлен, когда неожиданно увидел в некотором отдалении царя Александра, верхом пересекающего поле лишь в сопровождении лейб-медика Волле и берейтора (шталмейстера) Ене. Толь не считал себя вправе войти в ближайшее окружение монарха, но ему показалось странным видеть его столь одиноким и оставленным. Он не упускал из виду эту группу и следил за ней издалека. Незначительный ров задержал на некоторое время царя и его спутников... Как говорят, царь чувствовал себя уже в течение нескольких дней нездоровым — во всяком случае им теперь овладело такое физическое и нравственное состояние, что он дальше не мог ехать. Он сошел с коня, сел под дерево на сырую землю, закрыл лицо платком и заплакал.
...Толь подъехал, сошел с коня... подошел к царю поближе и обратился к нему со словами утешения и одобрения: «...одно проигранное сражение не есть еще непоправимое несчастье»... Царь выслушал его, вытер, наконец, слезы и поднялся, молча обнял Толя, сел снова на коня и поехал в Ходицу».
Такой вариант больше отвечал взглядам Толстого, и писатель воспользовался им. В романе сцену с Толем и царем, воспроизведенную по Бернгарди, наблюдает Николай Ростов.
«В то время
как Ростов делал эти соображения,—
читаем мы там,— и печально отъезжал от государя,
капитан фон Толь случайно наехал на то
место и, увидев государя, прямо подъехал
к нему, предложив ему свои услуги,
и помог перейти пешком через канаву. Государь,
желая отдохнуть и чувствуя себя нездоровым,
сел под яблочное дерево, и Толь остановился
подле него. Ростов издалека с завистью
и раскаянием видел, как государь, видимо
заплакав, закрыл глаза рукой и пожал руку
Толю».
Сопоставление романа с источниками лишний раз убеждает нас в том, что Толстой смотрел на Александра I не глазами своего героя Николая Ростова, влюбленного в царя; возвеличение монарха ни, в какой мере не входило в расчеты писателя, поскольку сцены, в которых выступает царь, в своей совокупности нацелены на то, чтобы показать в нем неудачливого полководца.
Обзор использованной литературы:
Информация о работе Трактовка военных действий в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»