Творчество М. Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким.
Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного
ребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатый
прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой
Тьо, на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала других
детей и заполняла одиночество книгами, легендами и музыкой.
Она была блестящей пианисткой, и учителя убеждали ее выступать на
большой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек - не
хотел видеть дочь выступающей для широкой публики, и Мария, подчиняясь
приказу отца, пожертвовала карьерой. Позже в 17 лет она выдержала еще один
удар: разлуку со своей единственной любовью.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)


РЕФЕРАТ

Тема: Творчество М. Цветаевой

Выполнил: Нарожнев В. В.

Проверил(а): Пирогова С. И.





26.9.2013

 

          

Жизнь и творчество Марины Цветаевой

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ.

 

… Вся жизнь моя - страстная дрожь!…  М.  Цветаева.?.

 

Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким.

Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного

ребенка. Марию растил отец, Александр  Данилович Мейн - богатый

прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой

Тьо, на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала других

детей и заполняла одиночество  книгами, легендами и музыкой.

Она была блестящей пианисткой, и  учителя убеждали ее выступать на

большой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек - не

хотел видеть дочь выступающей для  широкой публики, и Мария, подчиняясь

приказу отца, пожертвовала карьерой. Позже в 17 лет она выдержала  еще один

удар: разлуку со своей единственной любовью. Отец запретил визиты

поклонника и, Марии пришлось выбирать между любимым и отцом.

    Отец Марины Цветаевой,  Иван Цветаев, родившийся в  1846 году, был сыном

сельского священника из Владимирской губернии. Его семья была так бедна,

что Иван и его братья обычно бегали босиком, приберегая ботинки для  поездок

в город и на праздники. Мальчики учились много работать и жить согласно

строгим моральным правилам.

    Следуя по стопам отца, Иван почти стал священником.  Однако во время

учебы в семинарии он жадно заинтересовался  филологией и историей искусства.

Ему была выделена стипендия на поездку  за границу. Благодаря этому он смог

совершить путешествие в Италию и Грецию. Там античное искусство  и

скульптура так вдохновили юношу, что его мечтой сделалось строительство  в

России музея скульптуры. Преподаватели, восхищенные его талантом и

преданностью делу, способствовали становлению его академической  карьеры, и

в 1888 году он был назначен профессором  истории искусства Московского

университета.

    Вскоре он женился.  Его первой женой была Варвара  Иловайская – красивая

и одаренная женщина. Любви к  своему мужу она не испытывала. Но у  них было

двое детей: дочь Валерия и сын  Андрей. Вскоре после рождения Андрея Варвара

умерла. Валерии было около восьми лет. Лишь спустя год после смерти Варвары

профессор Цветаев женился на ее подруге Марии. Будучи очень известным

ученым, он искал спутницу жизни  для себя и мать для своих детей. Но Варвара

навсегда осталась его первой, бесконечной  любовью, его страстным желанием.

 

                                     ??.

       Марина Цветаева  родилась 9 октября 1892 года. Позднее  в одном из

своих сборников стихов Марина написала:

 

 

                               Красною кистью

                              Рябина зажглась.

                               Падали листья.

                                 Я родилась.

                                Спорили сотни

                                 Колоколов.

                             День был субботний:

                               Иоанн Богослов.

                                Мне и доныне

                               Хочется грызть

                                Жаркой рябины

                               Горькую кисть.

 

 

 

    Рябина стала символом  судьбы. Через всю жизнь она  пронесла свою любовь

к родине, к Москве, к отчему дому.

 

    Двумя годами позже  на свет появилась ее сестра  Анастасия, которую

обычно называли Ася. Потом Марина узнала и уже никогда не забывала, что они

обе были разочарованием для матери, которая ждала сыновей  и уже  выбрала

для них имена: Александр для  Марины и Кирилл - для Анастасии.

    Дети росли в двух  домах: в московском доме и  в доме рядом с Тарусой,

который семья снимала на лето. Внутренний порядок жизни в обоих домах был

типичен для того времени и круга людей, к которому принадлежала семья

Цветаевых: они имели прислугу, кухарок, садовников, нянь, гувернанток.

Профессор Цветаев был центром  семьи, но центр его собственного мира лежал

вне семьи. Увлеченный только своими профессиональными достижениями, он не

уделял внимания ни только жене, но подрастающим дочерям. Все его мысли

занимало строительство музея. Хотя невнимательность к жене объяснялась

другой причиной - памятью о первой жене. Несмотря на невнимательность, дети

любили своего отца. Но какими бы ни были их чувства к нему, центром  всего

для девочек оставалась мама. Мама, чьи карие глаза сияли умом. Мама,

читавшая девочкам сказки и мифы. Мама, которая учила детей идеализму, столь

дорогому ей, внушая им призрение  к материальным ценностям и общественным

условностям. Марина посвятила огромное количество стихов своей матери.

  С ранних лет Марина почувствовала  подавленный тоской гнев матери.

Компенсируя пустоту эмоциональной  жизни, не внимательность мужа и

разочарование во всем мать увлекалась романтической музыкой, поэзией,

искусством. Одним из ранних стихотворений  Марины было «Скучные игры»:

 

                            Глупую куклу со стула

                             Я подняла и одела.

                          Куклу я на пол швырнула:

                          В маму играть - надоело!

                           Не поднимаясь со стула,

                          Долга я в книгу глядела.

                          Книгу я на пол швырнула:

                          В папу играть - надоело!

 

    В этом стихотворении  Цветаева передает свое восприятие  отношений между

родителями. Как они прячутся за условностями, никогда в действительности не

принимая участия в семейной жизни. Показывает отдельный мир  отца и матери.

Их отчужденность друг от друга  и от семьи. Таковы они: маме интересны

романтические грезы, папа прячется за своими книгами. Ни эмоциональной

близости, ни связи с жизнью. Скука, которую видит Марина в жизни  родители,

страшит ее больше всего.

   Мария Александровна ждала,  что Марина превзойдет обычные  способности и

достигнет высот, к которым стремилась она сама. Разочарованная рождением

девочки, Мария решила что она будет хотя бы музыкантшей. Марине не

исполнилось и пяти лет, когда началось ее суровое обучение музыке. Ее

заставляли играть на рояле по четыре часа в день - два утром и два  вечером.

   В возрасте 4 лет Марина  начала писать стихи. Ей было  не до музыки. Она

играла со словами, до нот ей не было никого дела. Мать, зная об увлечении

дочери, запрещала ей брать бумагу и карандаш.

 

  «Все моё детство, все  дошкольные годы, вся жизнь до  семилетнего возраста,

все младенчество – было одним  большим криком о листке белой  бумаги.

Подавленным криком».

                                             ( Из воспоминаний М. Цветаевой)

 

  Но не только в бумаге  было отказано. Дом Цветаевых  был полон запретов.

 

   «Мать не когда ничего  не запрещала словами; глазами  – все». Марина

защищалась от презрения матери тем, что не допускала её в свой собственный

мир, мир своей поэтической свободы  и власти.

                                             ( Из воспоминаний М. Цветаевой)

 

    Мария Александровна  жила в своём мире, где царила  обида на детей и,

порой, даже не желание их видеть. Стихотворение «Мама за книгой» ясно

показывает как Марины воспринимала поглощенность матери этим миром.

 

                               Мама за книгой.

 

                        Сдавленный шепот… Сверканье  кинжала…

 

                    «Мама, построй мне из кубиков  домик!»

                     Мама взволнованно к сердцу  прижала

                              Маленький томик.

                      …Гневом глаза загорелись у  графа:

                    «Здесь я, княгиня, по благости  рока!»

                     - «Мама, а в море не тонет  жирафа?»

                            Мама душою – далеко!

                    - «Мама, смотри: паутинка в котлете!»

                      В голосе детском упрек и  угроза.

                     Мама очнулась от вымыслов : дети –

                               Горькая проза.

 

    Такими были воспоминания  маленькой Цветаевой о её детстве.

      У Марины были  дальние родственники: семья Мейн – семья её матери и

Иловайские – семья первой жены отца. Отец матери, Мейн, часто навещал

девочек. Его визиты ассоциировались  не только с подарками, но и с весельем,

радостью и любовью. Когда дед  умер, Марина была поражена горем.

    В противоположность  Мейну, Иловайский, отец первой жены профессора

Цветаева, был строгим и непривлекательным. Кроме Варвары были еще дети:

Ольга, Надя и Сергей. Все они  были намного старше Марины, и она  общалась

только с Надей, которая была старше ее на восемь лет. Она была для  Марины

олицетворением красоты и романтической  любви. Уже со столь раннего возраста

в  Марине наблюдаются зачатки  неравнодушного отношения к женскому полу.

 

  «Мы не были подругами  – не из-за разницы в возрасте, а из – за моего

смущения перед ее красотой, с  которым я не могла справится. Просто мы не

были подругами, потому что я  любила ее».

                                             ( Из воспоминаний М. Цветаевой)

 

 

 

  Маленькая Марина, как и ее  мать в детстве была одинока.  Со своей сводной

сестрой она не общалась, а с родной и подавно. Ася была объектом ее дикой

и безграничной ревности к матери. Марина чувствовала свою ненужность в

доме. Горечь отвергнутой любви к матери и ревность к Асе остались в ней на

протяжении всей жизни.

 

 

 

  «Я у своей матери старшая  дочь, но любимая не я. Мною  она гордится -

вторую любит».

 

                                                                         (Из

                                                 воспоминаний М. Цветаевой).

 

       Осенью 1902 года  детство Марины Цветаевой внезапно  кончилось. Она

узнала, что у мамы чахотка, и  она умрет. Мать, однако, разубедила детей,

сказав им, что ей надо уехать в  Италию к морю лечиться. Марине тогда  было

десять, Асе восемь. Они поехали  с ней. Вся семья Цветаевых  провела

следующие четыре года в Италии. После  вернулись в Москву, а летом  поехали

отдыхать в Ялту. Этим летом мать умирала. И в эти дни она  хотела, чтобы с

ней была только Ася. С каждым днем Марии Александровне становилось  все

труднее дышать. Чахотка убивала  ее. 4 июля 1906 года она позвала дочерей.

 

  «Мамин взгляд встретил нас  у самой двери. Она сказала:  «Подойдите…». Мы

подошли. Сначала Асе, потом мне  мама положила руку на голову. Папа стоял  в

ногах кровати, плакал навзрыд. Обернувшись к нему, мама попыталась его

успокоить. «Живите по правде, дети!–сказала она. - По правде живите…».

 

                                                                         (Из

                                                 воспоминаний М. Цветаевой).

 

  Днем Мария Александровна  скончалась.

 

 

 

                                    ???.

       После смерти  матери Марина тут же забросила  занятия музыкой и начала

серьезно писать стихи. В этот период она стала ближе к Асе. Она  читала ей

свои стихи, и они вместе читали их вслух. Ей посвящено множество  стихов,

выражающих их общее настроения и переживания. Они вместе ходили в кино, Ася

приглашала в гости школьных подруг, и Марина развлекала компанию. Отец, как

всегда, оставался недосягаемым. Все  юношеские проблемы Марина таила  в себе.

Ей не с кем было разделить  свои подростковые проблемы и переживания. Кроме

того, она ненавидела свою внешность. Ее розовые щеки, круглое лицо, плотное

сложение отнюдь не соответствовали  романтическому образу, который она

стремилась выразить в своих  стихах. Отвергая себя, она проводила  часы и дни

в своей комнате: читала, писала и  мечтала.

  Чтобы избежать собственной  изоляции, ей требовалось новое  увлечение. Это

выразилось в культовом поклонении Наполеону.

   Марине было пятнадцать, когда она впервые почувствовала  свою готовность

к дружбе с мужчиной. Этим мужчиной был Лев Львович Кобылинский  – поэт,

литературный критик, переводчик Бодлера, известный под псевдонимом Эллис.

Вдвое старше Марины, он был блестящим  собеседником, дерзким и увлекающим.

Его визиты оживляли дом, пустой для  Марины и Аси; отец был в отъезде  по

делам музея, и отсутствие матери все  еще порождало зияющую пустоту. Эллис

оставался у них часами. Сестры соперничали за любовь Эллиса, как  и за

любовь матери.

   Осенью и зимой 1909 года  он посещал дом Цветаевых почти  ежедневно. Но,

Информация о работе Творчество М. Цветаевой