Творчество М. Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким.
Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного
ребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатый
прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой
Тьо, на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала других
детей и заполняла одиночество книгами, легендами и музыкой.
Она была блестящей пианисткой, и учителя убеждали ее выступать на
большой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек - не
хотел видеть дочь выступающей для широкой публики, и Мария, подчиняясь
приказу отца, пожертвовала карьерой. Позже в 17 лет она выдержала еще один
удар: разлуку со своей единственной любовью.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)

тем не менее, в ночь своего признания  в любви он отсутствовал и доверил

письмо с предложением своему другу  Владимиру Нилендеру. Стройный и

грациозный, он казался старше своих  двадцати. Выпускник морского училища,

Нилендер уже был женат, но расстался с женой. Теперь он изучал лингвистику

и переводил «Фрагменты» Гераклита.

   Марина была шокирована. Брак ей был совершенно не  нужен. Предложение

Эллиса казалось нелепым, почти  оскорбительным. Она тут же его  отвергла.

   В тот же вечер Нилендер остался до раннего утра. Двое сестер и Нилендер

обменивались секретами и влюблялись: Нилендер в Марину, Ася в Нилендера.

Сестры не знали, ни кого из них  выбрали, ни кого из мужчин выбрали  они.

   Позднее Нилендер тоже сделал предложение Марине, но оно также было

отвергнуто. Цветаева, которая еще  не знала физической близости с мужчиной,

была просто напугана. Ее стихи  говорят о бессмертной любви, о нежности к

Нилендеру, но также открывают ее страх оставить детство, «невинность».

 

 

 

                                     ?V.

 

       Летом 1910 года  профессор Цветаев, путешествующий  по Германии по

делам музею, привез дочерей в семью  пастора неподалеку от Дрездена в

надежде, что они там научатся умению вести хозяйство. Этот план не

увенчался особым успехом.

 

  «Я курю, волосы коротко острижены,  ношу высокие каблуки, не могу

различить свеклу и морковь  - у  меня столько недостатков, что их не

сосчитать».

 

 

 

                                             (Из воспоминаний М. Цветаевой).

 

   Вместо того чтобы готовить, Марина готовила свои стихи   к публикации.

Осенью в 1910 году вышел ее первый сборник стихов «Вечерний альбом».

  Стихи из первого сборника  напоминают письма Марины: личные, крайне

откровенные, исповедальные. На «Вечерний  альбом» вскоре появились отзывы

Брюсова и Волошина, а также Николая  Гумилева. Все критики признали силу

Цветаевой. Гумилев отметил смелые, личные, исповедальные черты ее поэзии,

но подчеркнул, что «это не только прелестная книга признаний девушки, но

также книга прелестных стихов». Большинство  стихов романтизируют детство

Цветаевой и оплакивают его потерю. В то время как отец Цветаевой  мало

упоминается в этих стихах, мать появляется во всей своей соблазнительной

силе: ее печальные глаза, губы, ее слезы, ее книги, ее музыка.

Стихотворение «Маме» лучше всего  выражает угнетенное состояние матери и

покорность дочерей.

 

                     К детским снам, клонясь неутомимо,

                     (Без тебя лишь месяц в них  глядел!)

                         Ты вела своих малюток мимо

                        Горькой жизни помыслов и дел.

                    С ранних лет нам близок, кто  печален,

                      Скучен смех и чужд домашний  кров…

                     Наш корабль не в добрый  миг отчален

                        И плывет по воле всех ветров!

                   Все бледней лазурный остров - детство,

                          Мы одни на палубе стоим.

                     Видно, грусть оставила в наследство

                         Ты, о, мама девочкам своим!

 

    За «Вечерним альбомом»  двумя годами позже последовал  второй сборник

Цветаевой «Волшебный фонарь», другой по истокам и переживаниям, но в

основном сходный по настроению и стилю. Оба сборника выражают

противоречивое отношение Цветаевой  к роли женщины и ее чуждое условности

видение женской судьбы.

    Первые сборники были  опубликованы, но жизнь Марины, по-видимому, не

изменилась. Ее отец, не подозревающий  о ее жизни поэта, ожидал, что она

продолжит обучение в школе, станет «дочерью профессора Цветаева».

 

                                     V.

       После публикации  двух первых сборников началась  дружбы Марины с

Волошиным. Ему было 34 года, он был  поэтом, критиком, художником, много

времени провел в Париже и хорошо знал французскую литературу. Более  того -

ему было интересно все: ассирийское  искусство, кубизм, масонство, мифы

античности и многое другое.

    Его дом, его мать  оказали Марине теплый прием,  которого она жаждала.

Волошин был хорошим другом, относился  к ней как к равной, уважал ее как

поэта. Он представил Цветаеву в современных  литературных кругах и пригласил

ее в «Мусагет» – издательство, организованное Эллисом, Андреем Белым  и

Нилендером, которое являлось также литературным салоном, центром лекций и

дискуссий, где высказывались и  обсуждались новые литературные теории.

    Летом 1911 года сестры  Цветаевы были приглашены на  дачу Волошина в

Коктебель, рядом с Феодосией  в Крыму. В Коктебеле Марину встретил новый

мир, мир доверия, дружбы, веселья.

    Ей было 19, хотелось жизни,  любви. Любовь пришла, когда она  однажды,

гуляя по берегу Черного моря, встретила  Сергея Эфрона. Сергей был на год

моложе ее и очень красив –  темноволосый, стройный, с большими чувственными

зеленовато-серыми глазами.

    Жизнь Сергея уже была  полна драматизма. Его отец, Яков  Эфрон, вышел из

известной еврейской семьи; мать, Елизавета  Дурново, была дочерью русского

дворянина, и его отец принял лютеранство, чтобы жениться на ней. В

молодости родители были убежденными  сторонниками русского анархизма, оба

вступили в подпольную организацию  «Земля и воля», где им доверяли опасные

поручения. В 1880 году Елизавета Дурново  была арестована и заключена в

тюрьму; только могущественные связи  ее отца спасли ее. Ее освободили и

позволили покинуть страну. Она вышла  замуж за Якова Эфрона, отца Сергея,

который последовал за ней в изгнание.

  У Эфронов до Сергея, родившегося  в 1893 году, было шестеро детей,  но лишь

трое из них: Анна, Петр и Лиля выжили. После семи лет, проведенных за

границей, Эфроны вернулись в Россию. Они были большой и любящей  семьей, и

после Сергея у них родилась еще  одна дочь, Вера, а потом и сын  Константин.

В 1905 году Елизавету, мать Сергея, опять  арестовали. Когда отцу Сергея

удалось ее освободить, они с младшим  сыном уехали за границу. Разлука  очень

угнетала юного Сергея. Потом  произошла трагедия: в 1909 году отец Сергея

умер, годом позже младший брат покончил с собой, а мать, не в  силах

перенести горя, повесилась в тот  же день. У Сергея был полный упадок сил,

он заразился туберкулезом, от которого страдал всю оставшуюся жизнь.

    Трагическая история  семьи Сергея только усилила  его привлекательность

для Цветаевой. Печальный, красивый молодой  человек благородной крови, из

семьи революционеров, он, казалось, воплотил в себе все романтические

качества героев ее матери.

    Ася, присоединившаяся  позже к сестре в Коктебеле,  была ошеломлена

переменами, и физическими и  эмоциональными, которые увидела  в ней. Марина

загорела, и ее волосы, ранее коротко  остриженные, отросли золотыми

локонами. Ей нравился Коктебель, она  носила шаровары и сандалии на босу

ногу.

    Позже тем летом сестры  Цветаевы расстались; Ася встретилась  с

человеком, за которого должна была выйти  замуж, Борисом Трухачевым. Он

приехал к ним в Коктебель, и  почти в тот же день обе пары разъехались в

разных направлениях: Марина и Сергей – на Уфимские степи, где Сергей должен

был пить кумыс, чтобы поправиться  от туберкулеза, а Ася и Борис  – в

Феодосию.

    Потом Марина с Сергеем  вернулись в Москву и поселились  в доме в

Трехпрудном, пока отец Марины был за границей, а когда он вернулся, они

переехали на квартиру к сестрам  Сергея, Вере и Лиле.

  При всей своей любви к  Сергею Цветаева увлеклась Асей  Тургеневой,

двоюродной внучкой Ивана Тургенева, которая создавала книжные обложки  для

«Мусагета». Но Ася была возлюбленной Андрея Белого, и они собирались

уехать. Цветаева восприняла отъезд Аси  очень болезненно.

  *

                                     V?.

       Осенью 1912 года  у Эфронов родилась дочь Ариадна.

 

      «Аля - Ариадна Эфрон  - родилась 5 сентября 1912 года, в половину

шестого утра под звон колоколов. Я  назвала ее Ариадна, вопреки Сереже,

который любит русские имена, папе, который любит простые имена, друзьям,

которые находят, что это «салонно». Назвала от романтизма и высокомерия,

которые руководят всей моей жизнью».

 

       (Из воспоминаний  М. Цветаевой).

 

    Цветаева обожала дочь. В ее дневнике записано каждая  мельчайшая деталь

ее внешности, ее роста и развитие. Она никогда не называла ее Ариадна, для

нее она всегда была Аля. Но, несмотря на всю свою преданность, Цветаева не

уделяла достаточно времени своей  дочери. Цветаева хотела для Али  всего, что

хотела для себя.

                         Ты будешь невинной, тонкой,

                         Прелестной - и всем чужой.

                           Пленительной амазонкой,

                           Стремительной госпожой.

                           Все будет тебе покорно,

                           И все при тебе - тихи.

 

                        Ты будешь, как я – бесспорна-

 

                            И лучше писать стихи…

 

  Детство Ариадны было похоже  на детство самой Марины Цветаевой,  было таким

же одиноким.

  В августе 1913года от приступа  грудной жабы умер отец Марины  Цветаевой.

После его смерти Эфроны провели  зиму в Феодосии. К ним присоединилась Ася с

сыном Андреем; она ушла от мужа вскоре после рождения ребенка. Они

встретили новый год в Коктебеле, куда приехали, чтобы сделать Волошину

сюрприз и вместе отпраздновать  Новый год. В это время по всей Европе

распространилась война. Эфроны вернулись  в Москву. В жизни Цветаевой

наступила новая пора

 

 

                                    V??.

       В октябре 1914года  Марина Цветаева встретила поэтессу  Софью Парнок.

 

  «Мое сердце сразу сказало:  Ты - моя любовь».

 

                                             (Из воспоминаний М. Цветаевой).

 

  Любовная связь с Софьей  Парнок была, вероятна, с самой страстной и самой

сексуально радостной в жизни  Цветаевой. Почти два года женщины  жили в своем

собственном мире. Близкие и друзья обеих женщин знали об их отношениях.

Парнок была мечтой Цветаевой. Она была сильной, красивой, демонической

женщиной, но тем не мене Цветаева видела в ней заботливую, любящую  мать.

Для Софьи же Марина была младшей  женственной шаловливой девочкой.

  Софья Парнок, принадлежавшая к еврейской семье среднего класса из

Таганрога, была на семь лет старше Цветаевой. Ее отец, Яков Парнок, владел

аптекой, мать была врачом. Детство  Софьи было омрачено смертью матери при

родах близнецов. Ее отец вскоре женился снова, и между ним и дочерью не

было близости. С юности и до конца жизни у Парнок были любовные отношении с

женщинами, но в 1907году она вышла  замуж за поэта Владимира Волькенштена.

Брак распался 1909году, всего через  полтора года, из - за продолжавшихся

лесбийских связей Парнок.

  Когда Цветаева и Парнок впервые встретились в одном из литературных

салонов, Софья была признана как  талантливый поэт, острый, независимый

литературный критик, сильная личность и – лесбиянка. Эта роковая  встреча

оставила отпечаток на всей жизни  и творчестве Марины Цветаевой. Она

погрузилась в роман с Парнок, полностью игнорируя мужа и маленькую дочь.

Опьяненная, она хотела осыпать  Софью колечками, браслетами, серьгами и

цепочками. Она обожала свою возлюбленную: ее темные глаза, ее бледность,

высокий лоб, надменные губы. Но наряду с этим она панически боялась, что ее

оставят. В январе 1915 года Марина Цветаева посвятила одно из своих

стихотворений. В нем мы видим  все то, что так нравилась Марине в Софье

Парнок.

 

                     Платье - шелковым черным панцырем,

                     Голос с чуть с хрипотцой цыганскою,

                     Все в тебе мне до боли  нравится, -

                        Даже то, что ты не красавица!

                        Красота, не увянешь за лето!

                      Не цветок- стебелек из стали ты,

                         Злее злого, острее острого

                        Увезенный - с какого острова?

                     Опахалом чудишь, иль с тросточкой-

                     В каждой жилке и в каждой  косточке,

                       В форме каждого злого пальчика

                    Нежность женщины, дерзость мальчика.

 

  Именно это сочетание нежности  и мальчишеской дерзости привлекало  больше

всего Цветаеву в Софье Парнок.

  Парнок порвала с предшественницей Цветаевой и переехала на собственную

квартиру. Не удивительно, что сестры Эфрона, как и некоторые близкие

друзья, беспокоились по поводу все  более и более серьезного увлечения  ею

Цветаевой. В декабре того года Марина и Софья провели вместе ночь в

старинном русском городе Ростове Великом. Стихотворение Цветаевой об этой

ночи вдохновлено безумным счастьем, которое они разделяли.

Информация о работе Творчество М. Цветаевой