Творчество М. Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 10:10, реферат

Описание работы

Детство Марии Александровны, матери Марины Цветаевой, было одиноким.
Её мать, польская дворянка, умерла в 26 лет, после рождения единственного
ребенка. Марию растил отец, Александр Данилович Мейн - богатый
прибалтийский немец и гувернантка - швейцарка, которую называли тётушкой
Тьо, на которой отец впоследствии женился. Мария почти не знала других
детей и заполняла одиночество книгами, легендами и музыкой.
Она была блестящей пианисткой, и учителя убеждали ее выступать на
большой сцене. Однако ее отец - добрый, но консервативный человек - не
хотел видеть дочь выступающей для широкой публики, и Мария, подчиняясь
приказу отца, пожертвовала карьерой. Позже в 17 лет она выдержала еще один
удар: разлуку со своей единственной любовью.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 1.87 Мб (Скачать файл)

 

 

                         Как весело сиял снежинками

 

                       Ваш - серый, мой - соболий мех,

                        Как по рождественскому рынку

                           Искали ленты ярче всех.

                         Как голову мою сжимали Вы,

                           Лаская каждый завиток,

                         Как Вашей брошечки эмалевой

                          Мне губы холодил цветок.

                       Как я по Вашим узким пальчикам

                            Водила сонною щекой,

                       Как Вы меня дразнили мальчиком,

 

                         Как я Вам нравилась такой…

 

 

  Настроение этого стихотворения  не знающее преград счастье.  Цветаева

готова все сделать для своей возлюбленной, удовлетворить любое ее желание,

  Возвышенная романтика увлекла  обеих женщин  их личный мир,  тайный мир

нежности и страсти, далекий от реальности, от семьи, от обязанностей.

  В мае 1915 года Цветаева  и Парнок вместе поехали в Коктебель, там к ним

присоединилась Аля с няней, сестра Ася с сыном. В это время  Марина понимает

свое тягостное положение и  разрывается между чувствами  к Сергею и Софье.

Тем не менее, она ожидала, что сама выберет, продолжать ли ее отношения  с

Парнок или нет. Но Софья решила все сама. Вернувшись в Москву, они обе

поняли, что их любовь подошла к  концу. О подробностях окончательного

разрыва известно мало.

 

 

 

                                    V???.

       Следующий год  для Цветаевой был трудным.  Сергей был отправлен в

действующую армию. Она была беременна. Беременность проходило тяжело.

Марина все время находилась в Москве одна с Алей, ожидая второго  ребенка и,

надеясь, что это будет мальчик. Но 13 апреля 1917года у Марины Цветаевой

родилась вторая дочь, которую она  назвала Ириной.

  Из-за политических событий  жизнь в Москве была очень  тяжелой. Марина была

одна с двумя детьми, Эфрон  был переведен в армию. У Цветаевой  не осталось

ни каких средств к существованию. Ей было двадцать пять лет; с двумя

маленькими дочерьми она была плохо подготовлена, что бы справиться с

окружающей суматохой и лишениями. В это время многие люди часто  ходили без

пищи и тепла, продавая книги  и меняя вещь на дрова. Марине приходилось

делать то же самое. Ей не к кому было обратиться за поддержкой, Ася  была на

юге, со своим сводным братом Андреем и сестрой Валерией она не общалась, но

самым мучительным было отсутствие известий от мужа. Абсолютно одна Марина

должна была обеспечивать семью  едой, дровами и одеждой. Для нее  это была

очень трудная задача, Она изрубила мебель, что бы отапливать комнаты,

продала все, что только могла, принимала  еду и одежду от друзей и соседей.

Ей приходилась делить квартиру с чужими людьми, в ее распоряжении была

только столовая и спальня. Однако, к счастью, была еще маленькая  комната в

мансарде, ставшая для нее убежищем, ее «замком».

  В это время Цветаева была  очень близка с дочерью. Теперь, в

коммунистической Москве, разлученная  со всеми она делилась с шестилетней

Алей своими мыслями, своим одиночеством, своими стихами. Она брала ее с

собой на прогулки, в гости к  друзьям, в театр, на поэтические  чтения. Аля

была очень красива; у нее  были прекрасные глаза Эфрона и высокий  лоб

Цветаевой; она была спокойной, но веселой, и уже в те годы вела дневник  и

писала стихи, которые мать считала  достойными публикации.

  Но, как и ее собственной  матери, Цветаевой нужно было быть центром жизни

дочери; как и ее мать, она «пичкала»  Алю своими любимыми писателями и

рассказами. Она навязывала дочери свои стандарты. Ариадна всегда обращалась

к матери на «вы», так как ей было ясно, что особая роль Цветаевой  как поэта

делает ее лучшей во всех отношениях.

 

  «Моя мать очень странная. Моя мать не выглядит матерью.  Матери всегда

обожают своих детей и детей  вообще, но Марина не любит детей… Она

печальная, быстрая, любит поэзию и  музыку, пишет стихи. Она упорно

добивается, всегда упорно добивается. Она может злиться и может  любить. Она

всегда спешит. У нее великая  душа, быстрая походка. Руки ее покрыты

кольцами. Марина читает ночи напролет. У нее почти все время насмешливые

глаза. Ей не нравится, когда ей надоедают  глупыми вопросами, она очень

сердится. У нее никогда нет  на меня времени».

 

 

                                                  (Из воспоминаний А. Эфрон)

 

  Но, несмотря на такое отношение  Цветаевой к своей дочери, стихи,

посвященные Але, полны нежности.

  Совсем другое место в  жизни Марины Цветаевой занимала  ее младшая дочь

Ирина. Неизвестно, родилась ли она  с генетическими отклонениями или  плохой

уход и питание задержали  развитие, но в два года она едва умела ходить и

говорить как следует. Очевидно, что дефект Ирины был и упреком, и бременем

для Цветаевой. Она всегда называла ее «Ирина» – никогда «Ирочка» или

«Ириночка», как было принято в семьях того времени. Не было и намека на ту

ревностную любовь, которую с  рождения чувствовала Аля. При жизни  Ирине были

посвящены всего лишь два небольших  стихотворения. Оба они говорят  больше о

зловещих обстоятельствах ее рождения – о гражданской войне, революции, чем

о ребенке или о чувствах самой  Марины к нему.

  В одной из дневниковых  записей Цветаева описывает Ирину,  отвязавшуюся от

стула, когда они с Алей возвращались домой из своих многочисленных походов

в поисках еды и дров. Ирину  нужно было привязывать, объясняла  Цветаева,

потому что однажды она подползла  к буфету и съела полкочана  капусты. Бедной

малышке порой часами приходилось  сидеть в темной комнате, привязанной  к

стулу, с головой болтавшейся из стороны в сторону. Многие поражались, как

могла Цветаева вот так оставлять  ребенка и идти по своим делам  обсуждать

поэзию и метафизику. Но у самой  Марины не было сомнений в правильности

своих решений: она и поэзия на первом месте, все остальное потом.

  Это было тяжелое время,  Дети, да и сама Цветаева часто  голодали и мерзли,

так как не было средств на приобретение еду и дров. Марина отказывалась

искать работу, так как ей нужно  было писать стихи, а работа отняла бы у нее

все время. Она надеялась зарабатывать своими стихами, но в Москве в тот

период не было перспективы литературного  заработка.

  Наконец в ноябре1918 года  она сдалась и пошла на работу  в Народном

комиссариате по делам национальностей. Марина проработала там пять с

половиной месяцев. Ее обязанностью было писать пересказы газетных отчетов

или наклеивать и регистрировать для  архива газетные вырезки о поражениях

Белой армии. Работа отнимала у нее  много времени, и вскоре Цветаева

оставила ее. Она пробовала устроиться на другую, но поняла что не создана

для работы. Теперь, когда она оставила службу, борьба за выживание стала

отчаянной.

  Она пыталась заработать  денег, сшивая страницы стихов  и оставляя их в

книжной лавке на продажу. Ее друзья и соседи устали помогать Цветаевой, но

она настаивала на том, чтобы все  время отдавать сочинению стихов. К тому

моменту Марина просто оставила всякие попытки поддерживать в порядке

домашнее хозяйство: ее квартира была чудовищно грязной, посуда не мыта, но

она каждый день мыла голову и каждый вечер навещала друзей, чтобы попеть

песни, почитать стихи, поговорить и  пофлиртовать. Однако она плохо

питалась, была плохо одета и  замерзала. В конце концов, в ноябре бедность и

истощение вынудили ее сдать детей  в государственный приют.

   17 февраля 1920 года умерла  Ирина. Хотя Цветаева никогда  не заботилась о

дочери, она чувствовала себя подавленной  ее смертью. Несколькими неделями

раньше, приехав к детям в  приют, Марина обнаружила, что у Али  жар. Она

немедленно забрала ее домой, ухаживала  за ней, не навещая при этом Ирину.

Сестры Эфрона предлагали Цветаевой  взять малышку к себе навсегда, но она

отказалась. Ирина умерла от голода. Цветаева понимала, что она виновата, но

настоящего горя она не испытывала. У Марины никогда не было материнских

чувств по отношению к Ирине.

  После ее смерти Цветаева  написала стихотворение, в котором  она пытается

оправдать себя, она пишет, что спасла жизнь Ариадны ценою смерти Ирины.

 

                          Две руки, легко опушенные

                           На младенческую голову!

                         Были – по одной на каждую  –

                          Две головки мне дарованы.

                           Но обеими – зажатыми –

                           Яростными – как могла!

                        Старшую из тьмы выхватывая –

                            Младшей не уберегла.

                      Две руки – ласкать – разглаживать

                           Нежные головки пышные.

                        Две руки – и вот одна  из них

                          За ночь оказалась лишняя.

 

                       Светлая – на шейке тоненькой –

 

                            Одуванчик на стебле!

                         Мной еще совсем не понято,

                            Что дитя мое в земле.

 

  После смерти Ирины Цветаева  добилась получения продовольственных  карточек

для себя и Али, что дало ей возможность  посвятить больше времени

творчеству. В неистовстве она  написала множество стихов. Позже  Марина

сгруппировала их в два сборника «Версты 1» и «Версты 2».  Весной 1921 года

Цветаева проводила много времени  со своим новым увлечением - художником

В.Д. Мелиоти. Об этих отношениях известно мало.

 

 

 

                                     ?X.

       В 1922 году Марина  Цветаева узнала, что ее муж  Сергей Эфрон жив и

бежал в Чехословакию. Марина, не задумываясь, приняла решение ехать к нему.

 

  Формальности по получению  выездной визы потребовали некоторого  времени,

но уже через несколько месяцев  Цветаева и Аля были готовы отправиться  в

Берлин, где они рассчитывали, их должен был ждать Сергей. Они выезжали из

России в неизвестный им мир, в изгнание.

  15 мая 1922 году Цветаева с  дочерью прибыли в Берлин, который  уже был

центром русских эмигрантов, где  господствовала атмосфера политической

свободы и интеллектуального возбуждения.

  Сначала Цветаева с Алей  остановились на квартире у  Эренбурга, который был

старым другом Эфрона и самой  Марины. Пожив там несколько дней они съехали в

немецкий пансион. Вообще, Эренбург и его жена всячески старались  помогать

Марине. Они одалживали деньги, помогали с продуктами, с одеждой.

  Первоначальной целью поездки  в Берлин было соединение с  мужем. Но пока

Цветаева ждала приезда Эфрона, у нее был роман с Абрамом  Вишняком, а также

эпистолярный роман с Борисом  Пастернаком. Переписка длилась  очень долго

почти до середины тридцатых годов.

  Сергей приехал и нашел  Марину очень изменившейся, почти  неузнаваемой. Они

не виделись четыре года, и оба  осознавали, что стали чужими людьми друг для

друга. Стараясь на показывать это, они пытались вести себя, как раньше. Но

Аля обнаружила разлад между родителями. Она заметила слабость отца перед

матерью. Она была поэтом, которого знали в широких кругах, а он был простой

человек, который провел на войне  четыре года. Сергей понимал, что они  уже

никогда не смогут жить, как раньше, чтобы не причинять боль себе и  Марине

он решил вернуться в Прагу, закончив их воссоединение, о котором  он мечтал

столько лет. Цветаева с Алей не долго оставались в Берлине после отъезда

Эфрона. Они поехали за Сергеем  в Прагу, чтобы заново воссоединиться.

Воссоединение произошло. Отношения  стали налаживаться. Но Эфроны

столкнулись с проблемой поисков  жилья. Так как жизнь в городе была дорогой,

они некоторое время жили в студенческой комнате Сергея, позже Марина и  Аля

поселились неподалеку, в деревне, а Сергей остался жить в комнате  в

общежитие.

  Первый год Цветаевой в  Чехии был временем размышлений  и эмоционального

освобождения. Она, Аля и Эфрон  снова были семьей. В Праге Цветаева была на

вершине творческой активности. В  последующие три года Марина написала свои

самые зрелые лирические стихи, которые  были потом опубликованы в 1928 году

под заголовком «После России». Количество ее работ и уровень ее поэтических

достижений были поразительны, принимая во внимание тяготы ее существования.

В стихах того времени мы видим  объединение многих тем. Жизнь на земле не

удовлетворяет ее, страстная натура Цветаевой ведет ее к более  высокому

назначению, в мир ее души. Особое внимание привлекает стихотворение  «Поэт»,

написанное 8 апреля 1923 года. Марина изображает поэта не таким как всегда.

Этот поэт не склонен признавать границы реальности, поэт действует

разрушающе, признавая лишь превосходство  собственного мира и чувствуя лишь

Информация о работе Творчество М. Цветаевой