Творчество Николая Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:52, реферат

Описание работы

Творчество Николая Гумилева было заметным и своеобразным явлением в литературе десятых – двадцатых годов двадцатого века. «Талантливый поэт»( ), по оптределению М.Горького, он сыграл выразительную и яркую роль в поэзии своего времени.
Известность Н.Гумилева началась не столько со стихов, сколько с возникновения акмеизма, родоначальником которого он является.
Акмеизм – художественное течение в литературе, пришедшее на смену символизму.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам), сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Файлы: 1 файл

Творчество Николая Гумилева было заметным и своеобразным явлением в литературе десятых.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Стихотворение написано Гумилевым  под впечатлением полученным им в  путешествии по Африке по Абиссинии. Гумилев был поражен положением коренных жителей этой страны, в ней все еще существовало рабство, и именно положение угнетенных негров послужило поводом к написанию этого стихотворения. Поэтому и тема здесь: угнетенные и угнетатели. 
    Особенностью «Невольничьей» песни является то, что повествование ведется от лиц лирических героев – рабов. Они рассказывают о своем угнетенном несчастном положении: 
Мы должны чистить его вещи  
Мы должны стеречь его мулов, 
А вечером есть солонину, 
Которая испортилась днём.  
Как бы в противопоставление им становится другой лирический герой – «европеец», рабовладелец: 
Он садится под тенью пальмы, 
Обвернув лицо земной вуалью, 
Ставит рядом с собой бутылку виски , 
И хлещет пенящихся рабов. 
Его с насмешкой называют храбрым, потому что его сила, храбрость заключена только в «хлещущем биче» и «дальнобойном оружии». Через слова рабов, чувствуется, что автор осуждает этого бездушного, злого человека, который может почувствовать себя сильным, только угнетая бессильных. 
К особенностям стихотворения можно отнести и почти полное отсутствие эпитетов. Рабы не могут ничего чувствовать, кроме гнева и сильной ненависти к «европейцу», которая под конец стихотворения переливается в угрозу: 
У него такое нежное тело, 
Его сладко будет пронзить ножом! 

В этом-то и заключается идея стихотворения. Гумилев говорит о том, что не пройдут бесследно те унижения, которым подверглись коренные жители и, рано или поздно, они отомстят не прошеным гостям из Европы, и вернут себе свободу.  
Заглавие сборника «Огненный столп», отсылающее как к ветхозаветному источнику («Книга Неемии») и указывает на близость масонской доктрине; речь идет о понимании «правого пути». Замысел всей книги по сути выявляется в этом движении по пути, отмеченному Богом.

Огонь у Гумилёва выступает то как очищающая и целительная сила, знак Божественного присутствия, то как адское пламя, угрожающее человеку гибелью.

Самый значительный сборник Гумилёва «Огненный столп» опирается на личный духовный и жизненный опыт и отражает собственное мироощущение автора. Многое пережив, Николай Степанович, вероятно, чувствовал желание и право серьёзно и открыто размышлять о взаимодействии души и духа, о взаимоотношениях Бога и человека.

Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.

Духом этой поездки пронизана  книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая  из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной  Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.

Я хожу туда трогать дикарские вещи, 
Что когда-то я сам издалёка привёз, 
Чуять запах их странный, родной и зловещий, 
Запах ладана, шерсти звериной и роз.

 

 

 

 


Информация о работе Творчество Николая Гумилева