Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:52, реферат
Творчество Николая Гумилева было заметным и своеобразным явлением в литературе десятых – двадцатых годов двадцатого века. «Талантливый поэт»( ), по оптределению М.Горького, он сыграл выразительную и яркую роль в поэзии своего времени.
Известность Н.Гумилева началась не столько со стихов, сколько с возникновения акмеизма, родоначальником которого он является.
Акмеизм – художественное течение в литературе, пришедшее на смену символизму.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам), сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Стихотворение написано Гумилевым
под впечатлением полученным им в
путешествии по Африке по Абиссинии.
Гумилев был поражен положением коренных
жителей этой страны, в ней все еще существовало
рабство, и именно положение угнетенных
негров послужило поводом к написанию
этого стихотворения. Поэтому и тема здесь:
угнетенные и угнетатели.
Особенностью «Невольничьей»
песни является то, что повествование
ведется от лиц лирических героев – рабов.
Они рассказывают о своем угнетенном несчастном
положении:
Мы должны чистить его вещи
Мы должны стеречь его мулов,
А вечером есть солонину,
Которая испортилась днём.
Как бы в противопоставление им становится
другой лирический герой – «европеец»,
рабовладелец:
Он садится под тенью пальмы,
Обвернув лицо земной вуалью,
Ставит рядом с собой бутылку
виски ,
И хлещет пенящихся рабов.
Его с насмешкой называют храбрым, потому
что его сила, храбрость заключена только
в «хлещущем биче» и «дальнобойном оружии».
Через слова рабов, чувствуется, что автор
осуждает этого бездушного, злого человека,
который может почувствовать себя сильным,
только угнетая бессильных.
К особенностям стихотворения можно отнести
и почти полное отсутствие эпитетов. Рабы
не могут ничего чувствовать, кроме гнева
и сильной ненависти к «европейцу», которая
под конец стихотворения переливается
в угрозу:
У него такое нежное тело,
Его сладко будет пронзить
ножом!
В этом-то и заключается идея стихотворения.
Гумилев говорит о том, что не пройдут
бесследно те унижения, которым подверглись
коренные жители и, рано или поздно, они
отомстят не прошеным гостям из Европы,
и вернут себе свободу.
Заглавие сборника «Огненный столп»,
отсылающее как к ветхозаветному источнику
(«Книга Неемии») и указывает на близость
масонской доктрине; речь идет о понимании
«правого пути». Замысел всей книги по
сути выявляется в этом движении по пути,
отмеченному Богом.
Огонь у Гумилёва выступает то как очищающая и целительная сила, знак Божественного присутствия, то как адское пламя, угрожающее человеку гибелью.
Самый значительный сборник Гумилёва «Огненный столп» опирается на личный духовный и жизненный опыт и отражает собственное мироощущение автора. Многое пережив, Николай Степанович, вероятно, чувствовал желание и право серьёзно и открыто размышлять о взаимодействии души и духа, о взаимоотношениях Бога и человека.
Наиболее значительной была последняя, четвёртая поездка. В 1913 году подвернулся удачный случай: музей антропологии и этнографии хотел собрать африканскую коллекцию. Цель путешествия — делать снимки, собирать этнографические и зоологические коллекции, записывать песни и легенды. За день до отъезда Гумилёв заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком и уехал. Алексей Толстой вспоминал: “Гумилёв привёз из Африки жёлтую лихорадку, прекрасные стихи, чучело убитого им чёрного ягуара и негрское оружие”.
Духом этой поездки пронизана книга стихов «Шатёр». Коллекция, привезённая из Африки, по мнению специалистов, по своей полноте стоит на втором месте после коллекции, собранной Миклухо-Маклаем. Она находится в Музее антропологии и этнографии.
Я хожу туда трогать дикарские
вещи,
Что когда-то я сам издалёка
привёз,
Чуять запах их странный, родной
и зловещий,
Запах ладана, шерсти звериной
и роз.