Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 22:52, реферат
Творчество Николая Гумилева было заметным и своеобразным явлением в литературе десятых – двадцатых годов двадцатого века. «Талантливый поэт»( ), по оптределению М.Горького, он сыграл выразительную и яркую роль в поэзии своего времени.
Известность Н.Гумилева началась не столько со стихов, сколько с возникновения акмеизма, родоначальником которого он является.
Акмеизм – художественное течение в литературе, пришедшее на смену символизму.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам), сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Творчество Николая Гумилева было заметным и своеобразным явлением в литературе десятых – двадцатых годов двадцатого века. «Талантливый поэт»( ), по оптределению М.Горького, он сыграл выразительную и яркую роль в поэзии своего времени.
Известность Н.Гумилева началась не столько со стихов, сколько с возникновения акмеизма, родоначальником которого он является.
Акмеизм – художественное течение в литературе, пришедшее на смену символизму.
Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов (С.Городецкий, М.Кузьмин, ранние Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мендельштам), сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
Одним из манифестов зарождающегося акмеизма стала статья М.А.Кузьмина «О прекрасной ясности (заметки о прозе)» (1910) Автор размышляет о возможности появления новых, прекрасных в своей ясности форм. Главное место в своей теории Кузьмин отводит «ясной гармонии и архитектонике». Его призывы связаны с ясным осознанием собственной задачи и значения литературы в целом. Соответствие формы содержанию, отказ от бессмысленных красивостей, провозглашаются как новый эталон.
В 1911 году в статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.Гумилев утверждает, что на смену символизму идет новое направление, что символизм закончил свой круг и падает. В статье Гумилев не только объявил о рождении нового течения, но и наметил пути его развития, его черты: апробация «вновь продуманной силлабической системы стихосложения», следование за «смелыми поворотами мысли», противопоставление безнадежной серьезности «иронии, не подрывающей корней…веры», соединение символа с другими «способами поэтического воздействия». Более привлекательным Гумилеву представляется такое название нового направления, как «адамизм». Это слово вбирает в себя возможность первовзгляда на мир.
Главные тезисы статьи С.М.Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованной вместе со статьей Гумилева, также связаны с исчерпанием символизмом своего потенциала, приходом на смену ему нового искусства.
Статья О.Мандельштама «Утро акмеизма» - это не просто оправдание необходимости появления нового течения, но и подведение сложной культурологической платформы под самобытные литературные явления и личностный взгляд на поэтическое слово, довольно спорная трактовка художественного произведения в целом.
Перечисленные работы в совокупности являются манифестом акмеизма.
Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной, вещественной ясности образа и точности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Акмеисты не имели детально разработанной философско-эстетической программы. В качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.
В иерархии ценностей для них была главной культура - общечеловеческая память. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Акмеисты ориентировались на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их организованность. По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.
Акмеисты, или — как их еще называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов».
В истории литературы Гумилев остается главным организатором и метром этой небольшой, но влиятельной группы акмеистов.
Однако он
был не только организатором
течения, но прежде всего
Его поэтическое творчество оказалось шире принципов акмеизма, провозглашенных в манифестах «Цеха поэтов». В живом, динамичном и экзотически ярком мире поэзии Гумилева отразилась часть духовной жизни художественной интеллигенции в сложную и противоречивую эпоху от революции 1905 года до октября 1917 через мировую войну.
Сегодня страница, вписанная Гумилевым в историю русской поэзии, может быть прочитана не только с историческим интересом, но нередко и с тем живым волнением, какое мы испытываем при встрече с незаурядным явлением искусства.
Этот человек сделал себя сам. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Потому на его поздних фотографиях мы видим значительное, светящееся благородством лицо. Он смог построить свою жизнь, как хотел. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий (в том числе опасных африканских), стал признанным литературным мастером, одним из создателей «Цеха поэтов» и нового литературного направления — акмеизма. Он храбро сражался на фронте в 1914 году и стал кавалером двух Георгиевских крестов, которые давались за исключительное мужество.
Николай Степанович Гумилев родился 3(15) апреля 1886 года в Кронштадте в семье морского врача. Раннее детство поэт провел в Царском селе, куда родители переехали после увольнения отца с военной службы. Учился Николай вначале у домашнего наставника – студента Б.И. Галазона, а затем в Петербургской гимназии, руководимой известным педагогом Я.Г.Гуревичем
В эту пору у мальчика пробудилась большая страсть к чтению в основном приключенческой литературы и Пушкина. С 12 лет он сам начинает писать стихи и помещает в гимназическом рукописном журнале свой 1-й рассказ.
1900г. семья Гумилевых
переезжает на Кавказ и
В1903г. Гумилевы окончательно поселяются в Царском селе, и юноша переводится в 7-й класс Николаевской царско-сельской гимназии, которую возглавлял поэт И.Ф.Аненский. В эту пору завязывается дружба Николая с Андреем Горенко и с его сестрой Анной, будущей поэтессой Ахматовой, которой он начинает посвящать свои лирические стихи.
Будучи еще гимназистом, Н.Гумилев издает на средства родителей свою 1-ю книгу стихов «Путь конквистадоров» (1905). Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим на встречу опасностям. Поэт прославляет волевую личность, выражает свою мечту о подвиге и геройстве.
Жизнь Гумилева была удивительно беспокойной, пронизанной стремлением к поискам, риску. Таким же было и его художественное творчество, отмеченное чертами высокой романтики, поэтизацией героического, столь непохожего на серые будни и тусклый быт повседневности. Не случайно его героями были Одиссей, греческий путешественник Павианий, мореплаватель Колумб.
Вслед за первым сборником появилась книга «Романтические цветы» (1908), где было еще немало красивостей, искусственных цветов, но было и то, что заявлено в первом слове названия, - романтика. Вдохновительница поэта – Муза Дальних Странствий. Лирический герой стихов странствует «следом за Синбадом – Мореходом».
Брюсов, высоко оценивая сборник, отметил готовность Гумилева «определенно вычерчивать свои образы», быть точным, внимательным к форме».()
В 1910г. Гумилев женился на А.А.Горенко, а осенью этого же года отправился в Африку, где пробыл до конца марта 1911г. Из путешествия по дебрям и пустыням Абиссинии поэт привез записки абиссинских песен, коллекцию предметов быта и картин африканских живописцев.
Третья
книга Гумилева «Жемчуга» (
В1912г. вышла из печати четвертая книга стихов Гумилева «Чужое небо». Сюда вошли стихи поэта, публиковавшиеся в 1910 – 1911 годах в журнале «Аполлон». В сборнике по-прежнему ощутимы романтические мотивы. Поэт широко пользуется контрастами, противопоставляя возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, добро и зло, Запад и Восток. Мечта резко противостоит грубой реальности.
В книге в целом
отчетливо сказались и
Сборник «Чужое небо» вызвал множество положительных откликов, сделав имя своего автора широко известным и принеся ему репутацию мастера.
Еще одно путешествие в Африку совершает Гумилев в 1913г.
Это была командировка музея антропологии и этнографии Академии наук. Поэт, путешественник, ученый встретились в одном лице. Гумилев был едва ли не первым европейцем, пришедшим на эти земли с серьезными научными целями. С чувством прекрасно выполненного задания Гумилев вернулся в Петербург. Привезенные им экспонаты легли в основу Африканского фонда музея этнографии.
Как бы ни было заполнено время Гумилева путешествиями, исследованиями, встречами с людьми, он никогда не прерывал творчества.
В 1907г. Гумилев признан неспособным к воинской службе и освобожден от нее. Но через семь лет, когда грянула первая мировая война, Гумилев ушел в армию добровольцем. Его храбрость и презрение к смерти были легендарны.
В1916г. им был написан очередной сборник стихов «Колчан». Здесь, как и у многих поэтов тех лет, звучат трубные звуки победоносной битвы.
Гумилев видел и
сознавал ужас войны,
В сборнике «Колчан» начинает рождаться новая для Гумилева тема – «О России».
В сборнике «Костер» (1918), куда вошли стихи созданные в 1916 – 1917г., поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На этот раз он обращается к античному искусству, создавая гимн Нике Самофракийской, находящейся в Лувре. В этой же книге стихов Гумилев воссоздает в своем воображении Норвегию, «сапфирную сокровищницу льда», соотнося ее людей и пейзажи с образами Ибсена и Грига; Швецию, «страну живительной прохлады» и ее «смятенный, нестройный» Стокгольм, похожий на «мощный орган, потрясенный безмерно». Но здесь же вызревает и русская тема.
Стихи о культуре Востока, возникшие еще в «Колчане» («Китайская девушка»), продолженные в «Костре» («Змей») широко представленны в сборнике «Фарфоровый павильон» (1918), ставшем оригинальным опытом подражания древним китайским поэтам. При этом Гумилев находил в восточной лирике то, что было близко акмеистической поэзии. Муза Дальних Странствий, которой поэт оставался по-прежнему верен, влекла его в новые края, позволяя открывать очередные материки мировой культуры.
Революционные события в России застали Гумилева во Франции, в русском экспедиционном корпусе. Отсюда он переезжает в Англию, в Лондон, где работает над повестью «Веселые братья». В этот период он по-новому подходит к вопросам литературы, считая, что для русских писателей настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.
Возвратившись в 1918г.
через Скандинавию в Петроград,
Он тяжело пережил распад первой семьи, но напряженнейшая творческая работа помогла ему залечить душевную рану. В условиях тяжелого холода и голода он умел забывать о трудностях быта и был переполнен художественными замыслами. Поэт печатает новую поэму – «Мик» - на африканскую тему, повторно издает ранние сборники стихов, увлеченно работает в издательстве «Всемирная литература», куда был привлечен Горьким и где заведует французским отделом; сам организовывает несколько издательств, воссоздает «Цех поэтов», руководит его филиалом – «Звучащей раковиной»; создает Петроградское отделение «Союза поэтов», став его председателем.