Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, доклад
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.
В то время захоронения занимали
всю площадь от часовни до предалтарной
части церкви и восточной стороны ограды.
Могилы Михаила Васильевича Арсеньева
и Марии Михайловны Лермонтовой расположены
были у восточной стены церкви Николая
Чудотворца. Когда взамен Никольской церкви
построили новую, захоронения оказались
в стороне от церкви. Лермонтова похоронили
рядом с дедом и матерью. Над могилой поэта
был воздвигнут памятник из черного мрамора,
на нем золотыми буквами высечено: «Михайло
Юрьевич Лермонтов. 1814—1841». Среди юношеских
записей Лермонтова есть такая: «Мое завещание...
положите камень; и — пускай на нем ничего
не будет написано, если одного имени моего
не довольно будет доставить ему бессмертие!»
Слева от него памятник матери поэта, сломанный
якорь на кресте символизирует ее трагическую
судьбу, на памятнике надпись: «Под камнем
сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной
Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля
24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев
и 7 дней».
Справа - обнесенный узорчатой оградой
памятник деду, М.В. Арсеньеву (1768-1810).
В 1843 году над дорогими ей могилами Е.А.
Арсеньева выстроила часовню. Здесь же,
в фамильной усыпальнице, она и сама была
похоронена через четыре года после гибели
внука. Надпись на мраморной плите, установленной
в часовне под окном, гласит: «Елизавета
Алексеевна Арсеньева, рожденная Столыпина,
скончалась 16 ноября 1845 года. 85 лет». (Возраст
указан неверно, Арсеньева умерла на 73
году жизни.)
Могильный памятник Лермонтова был высечен
из черного мрамора, в виде небольшой четырехсторонней
колонны, на одной стороне которого был
приделан бронзовый вызолоченный лавровый
венок, а на двух других было выгравировано
время рождения поэта и смерти, с обозначением,
что он жил 26 лет и 10 месяцев. Серебряная
лампада висела в часовне, а в стене на
востоке были вделаны несколько образов.
Вот все, что было на могиле величайшего
поэтического гения...»
В 1891 году, 15 июля (27 июля по новому стилю),
в день 50-летия со дня смерти, на могиле
поэта была отслужена торжественная панихида
и заупокойная литургия.
5 декабря 1936 года специальная
комиссия в ходе подготовки
к открытию музея вскрыла и
обследовала склеп Лермонтова. 1
мая 1939 года к гробу Лермонтова
был открыт доступ, могилу поэта
превратили в мавзолей.
В 1973 году сотрудники Костромской специальной
научно-реставрационной производственной
мастерской провели реставрацию росписей
в часовне. Они сделали промывку, очистку
старинных росписей от позднейших записей
и закрепление первоначальных композиций
(в 1997 г. те же специалисты сделали повторную
реставрацию росписей).
В 1974 году вблизи часовни захоронили останки
отца поэта. Могила обнесена чугунной
оградой и отмечена плитой серого мрамора.
У входа в часовню растет могучий дуб.
В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов
рассказывал: «Старая барыня как только
похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же
приказали вырыть из лесу и посадить вблизи
часовни несколько молодых дубков, из
которых принялся только один...»
Записавший это свидетельство И.Н. Захарьин-Якунин
заметил: «Осуществилось отчасти и заветное
желание поэта, выраженное им в своем вдохновенном
стихотворении-молитве «Выхожу один я
на дорогу...»:
Я б желал навеки так
заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной, чтоб, вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.
Сады и парки усадьбы
На расстоянии версты на восток в
излучине оврага, образуемого речкой
Марарайкой, было положено основание новой
усадьбе, которая устроена по всем правилам
тогдашнего усадебного строительства
и в настоящее время представляет собой
памятник садово-паркового искусства
того времени. На обрыве над Большим прудом
построили барский дом. От него открывались
близкие и дальние живописные виды на
пруды, поля, рощу, церковь. Из-за богатства
окружающего ландшафта не было нужды в
благоустройстве большой территории.
Новая усадьба была разделена на две части:
парадную (с домом и парком) и хозяйственную
(с различными подсобными постройками).
При ее планировке использовался принцип
того времени: включение в декоративное
оформление поместья естественных природных
деталей. Пруды, рощи и поля, обрамляя небольшой
ухоженный парк, подчеркивали его стройность
и строгость. В овраге и русле реки Марарайки
был создан каскад прудов. Верхний, или
Барский, пруд держит плотина у въезда
в усадьбу. Самый значительный по площади
назвали Нижним, или Большим, он тянется
через все село к сельской церкви. Между
этими двумя образовался Средний. Таким
образом, искусственные декоративные
элементы усиливались естественными.
На юге Круглый сад соединялся с Дубовой
рощей и образовывал единый зеленый массив.
На востоке композиционная определенность
Дальнего сада контрастировала с широкой
равниной, протянувшейся до Долгого леса.
По западному склону от барского дома
террасами пролегали аллеи парка.
Оформление усадьбы имело еще одну особенность.
Художественные элементы сочетались с
практической необходимостью: декоративные
кустарники (жасмин, шиповник, желтая акация,
жимолость) выступали в ансамбле с фруктовыми
насаждениями - яблонями, вишнями, грушами,
смородиной, крыжовником, сливами, малиной,
барбарисом.
Мемуарные свидетельства, а также специальные
исследования послужили материалом для
создания проекта реставрации зеленых
насаждений, разработанного в 1969-1971 годах
(Московское предприятие «Леспроект»,
автор - В.А. Агальцова). К 1990 году проектные
работы были в основном осуществлены.
В результате восстановлены главные особенности
усадьбы: парк стал «открытым», светлым,
он теперь состоит, как в лермонтовское
время, из декоративных кустарников и
нескольких аллей, обсаженных соснами,
липами, ветлами. Живописная группа деревьев
между домом ключника и церковью Марии
Египетской, и старый вяз у барского дома
украшают парк. Восстановлены фруктовые
сады, цветники, элементы парковой архитектуры
(беседка, дерновая скамья и др.), Дубовая
роща, пасека.
От бывшего Чембарского тракта к усадьбе
ведет прямая дорога. Въезд на усадьбу
проходит по плотине Барского пруда, обсаженной
ветлами. На восточном берегу пруда в зарослях
сирени просматриваются строения: старый
арсеньевский амбар и восстановленная
конюшня. На повороте плотины вправо открывается
вид на бывший помещичий дом.
По плотине Среднего пруда можно выйти
на высокий холм, где откроется нечто особенное,
такого не встретишь в других дворянских
усадьбах, — «траншеи» — место военных
игр будущего поэта. Лермонтов в детстве
особенно увлекался этой забавой по возвращении
из Пятигорска, куда бабушка возила его
для поправки здоровья и где он много слышал
о войне с горцами. Был у него даже свой
«полк», который состоял из его сверстников.
«Когда Михаил Юрьевич подрос и вступил в отроческий возраст, - рассказывают старожилы села Тарханы, - были ему набраны однолетки из дворовых мальчиков, обмундированы в военное платье, и делал им Михаил Юрьевич учение, играл в воинские игры, в войну , в разбойников». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Еще одной любимой детской забавой мальчика были качели, которые устраивались на старом вязе. «Среди двора, - писал Лермонтов в неоконченной повести «Я хочу рассказать вам», - красовались качели; по воскресеньям дворня толпилась вокруг них, и порой две горничные садились на полусгнившую доску, висящую меж двух сомнительных веревок, и двое из самых любезных лакеев, взявшись каждый за конец толстого каната, взбрасывали скромную чету под облака: мальчишки били в ладоши, когда пугливые девы начинали визжать, — и всем было очень весело». Вяз рос у юго-западного угла барского дома. Летом 1941 года буря переломила его ствол, и он рухнул. Каким могучим был вяз, можно судить по рисунку П.А. Висковатого да по остатку дерева, который помещен в доме ключника.
На южном склоне парка у пруда
почти два столетия простоял дуб,
который, по преданию, еще ребенком
посадил Лермонтов. В 1995 году буря с
корнем вырвала могучее дерево. Его
остов сохранен, а рядом уже
растет дубок, родившийся из желудя старого
дерева.
Здесь же, в южной части парка, по склонам
холма рассажен фруктовый Средний сад.
Он спускается от старой сосновой аллеи
до самой воды.
С холма, где расположилась вишневая часть
Среднего сада, от места «разрушенной
теплицы» открывается вид на холмистую
долину речки Марарайки.
Экспозиция музея-усадьбы
Экспозиция барского дома воссоздает
атмосферу дворянской культуры лермонтовского
времени, раскрывает биографические, творческие
связи поэта с Тарханами.
Хозяйка Тархан, бабушка поэта, Елизавета
Алексеевна, была дочерью богатого пензенского
помещика Алексея Емельяновича Столыпина,
губернского предводителя дворянства
и владельца известного в конце XVIII-начале
XIX века в Москве и провинции крепостного
театра.
О ней вспоминали, что она была «женщина
замечательная по уму и любезности», и
в то же время «деспотичного непреклонного
характера, привыкшая повелевать».
«Горячо любила Михаила Юрьевича воспитавшая его бабка Елизавета Алексеевна Арсеньев, и память о ней тесно связана с именем поэта… По рассказам знавших ее в преклонных летах, она была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Муж ее, отставной поручик Михаил
Васильевич Арсеньев, дед М.Ю. Лермонтова,
был страстным театралом. При
жизни его в тарханском барском
доме часто устраивались домашние любительские
спектакли.
В классной комнате экспонируется экземпляр
3-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин»,
изданной в 1827 году, принадлежавший лично
Лермонтову, привезенный им из Москвы
весной 1828 года. Здесь же находится альбом
Нарышкиных с двумя оригинальными юношескими
рисунками Лермонтова, а также представлены
в копиях несколько его детских акварельных
работ. В шкафу и на полке много книг русских
и зарубежных авторов из круга чтения
Лермонтова-мальчика.
До наших дней сохранились некоторые вещи,
окружавшие его: два глубоких четырехугольных
кресла, обшитых желтым штофом, вытканным
растительным орнаментом; туалетный стол-комод
его матери; парадные носовые платки его
матери и бабушки, обшитые французскими
кружевами и искусно вышитые белым шелком;
небольшое старое зеркало в скромной прямоугольной
раме из красного дерева. Все эти мемории
представлены в экспозиции барского дома.
В комнате Лермонтова сейчас находится
и икона Богоматерь «Споручница грешных»,
поступившая в музей недавно. По легенде
она находилась в доме Е.А. Арсеньевой
именно в мезонине.
Эффект «присутствия» поэта усиливают его личные вещи: дорожная шкатулка, портсигар, пеньковая трубка с янтарным мундштуком, фарфоровая чернильница в виде сидящей львицы с чашей у лап, печатка с выдвижным ножичком для разрезания бумаги (на основании печатки монограмма Лермонтова: «ML»), его рисунки в альбомах, оригинальная картина «Кавказский вид близ селения Сиони», подаренная бабушке после возвращения из первой кавказской ссылки. В шкафах собраны книги русских и иностранных авторов из круга чтения Лермонтова.
Описание экспонатов
Альбом
В сафьяновом переплете светло-коричневого
цвета с тисненым цветочным орнаментом.
На верхней крышке украшение из золоченой
бронзы в виде щита, на фоне акантовых
листьев застежка также золоченой бронзы
с узором выше букета цветов. В альбоме
было 54 листа, из них 2—вырезаны, 42—чистые.
Его размер 25,8x20,9x1,8 см.
Дорожная шкатулка
Сделана из орехового дерева, темно-коричневого
цвета. Украшена скромно. На крышке остались
две розетки, к которым крепилась бронзовая
ручка. По бокам тоже имелись небольшие
бронзовые ручки в виде львиных головок
с кольцами в зубах (одна из них сохранилась).
Прямоугольная, длина — 25, ширина — 17 и
высота — 12 см. Внутри несколько отделений
для хранения писем, документов, денег,
а также потайной замок, который закрывался
ключом.
«Евгений Онегин»
Книга представляет собой первое (отдельное)
издание третьей главы романа (С.-Петербург,
1827 г.). Она в мягком переплете сероватого
цвета. Размер 18х.11,5 см., в ней 51 страница.
Курительная трубка
Пенковая, в золотой оправе с мундштуком
из янтаря. Футляр, в котором она помещается,
картонный, обклеенный сверху тонкой золотисто-коричневой
замшей, внутри — подкладка белого атласа.
На внутренней стороне крышки фабричное
клеймо: тисненное золотом изображение
крылатых львов, поддерживающих медальон
с двумя скрещивающимися трубками, герб
и надпись по-английски: «Finest quality» (лучшее
качество).
По заключению специалиста Останкинского
музея А. Ф. Червякова, трубка изготовлена
в 1820-1830 годах.
Печатка
Печатка изготовлена из бронзы, датируется
первой третью XIX века. Сделана она весьма
изобретательно: на конусообразном стержне
длиной 6,8 см плоский круг с вырезанными
латинскими буквами «ML», к стержню прикреплен
Складной ножичек, который укладывается
внутрь полости стержня, стержень вставляется
в бронзовый же футляр.
Портсигар
Портсигар металлический, плоский, размером
18x12 см, на верхней крышке изображение
(маслом) собаки — черно-белого сеттера.
Внутри находятся три длинные — одиннадцатисантиметровые
— папиросы.
На внутренней стороне крышки царапанная
подпись по старой орфографии: «Лермонтов
убит Мартыновым в Пятигорске 1841-го года
июля 15-го. Грустное воспоминание».
Ниже орешковыми чернилами: «Подарена
Лермонтовым А. Г. Рема».
Четъи-Минеи
Книга в переплете (крышки деревянные,
корешок утрачен) с металлическими застежками.
Печатная. Москва, 1754 год. Четъи-Минеи на
август месяц.
ТАРХАНЫ
На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село "Тарханы", в настоящее время именуемое "Лермонтово". Именно здесь, в усадьбе Е.А.Арсеньевой, прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова – великого русского поэта. Тарханы – колыбель гениального поэта. И где бы Лермонтов ни оказывался по воле судьбы, в его душе всегда жил образ дорогих и милых его сердцу мест, где он провел почти половину своей жизни. Здесь М.Ю.Лермонтов пережил свою первую любовь. И именно здесь он нашел свое последнее пристанище. Прах поэта покоится в семейном склепе, над которым воздвигнута часовня.
Государственный Лермонтовский музей был открыт в 1939 году. В 1969 он был преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 году по указу президента России "Тарханы" включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов страны. В фондах музея-заповедника более 28 тысяч единиц реликвий. Музей находится в селе Лермонтово Пензенской области, это в 100 км от города Пенза. На автодороге Пенза - Тамбов. Ближайшая ж/д станция "Белинская" (г. Каменка) – 35 км.
Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" представлен тремя экспозиционными комплексами. Первый включает в себя барский дом. Построен он в 1818 году после смерти единственной дочери Е.А.Арсеньевой - Марии Михайловны Лермонтовой (матери поэта). В 1999 году дом был реставрирован, с учетом анализа подобных строений начала 19 века и всех сохранившихся документов по дому. Воссозданная обстановка быта в полной мере подчеркивает роль усадебной культуры в формировании личности Лермонтова. Этот дом стал местом, где маленький Миша Лермонтов пережил смерть матери, разлуку с отцом, начал познавать азы науки и искусства, впервые взял в руки карандаш, в первый раз его пальцы коснулись клавиш рояля. И задумываясь о жизни и смерти, мечтал быть похороненным в Тарханах. Здесь представлены уникальные экспонаты музея: личные вещи поэта (трубка, папиросница, шкатулка, часть рукоятки от ятагана), вещи его матери и бабушки (туалетный стол, парадные носовые платки), икона 17 века "Спас нерукотворный", одна из самых больших работ Лермонтова-художника "Кавказский вид близ селения Сиони", его карандашные рисунки.