Усадьба"Тарханы"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, доклад

Описание работы

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.

Файлы: 1 файл

тарханы.docx

— 413.48 Кб (Скачать файл)

Фотоальбом "Тарханы" 

… И если как-нибудь на миг удастся мне  
Забыться, - памятью к недавней старине  
Лечу я вольной, вольной птицей;  
И вижу я себя ребенком, и кругом  
Родные все места: высокий барский дом  
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью  трав подернут спящий пруд,  
А за прудом село дымится – и встают  
Вдали туманы над полями.  
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты  
Глядит вечерний луч, и желтые листы  
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска  теснит уж грудь мою:  
Я думаю об ней, я плачу и люблю,  
Люблю мечты моей созданье  
С глазами, полными лазурного огня,  
С улыбкой розовой, как молодого дня  
За рощей первое сиянье…

М.Ю. Лермонтов  
«Как часто пестрою толпою окружен…». 1840.

 

 

 

 

 

 


 
 
Музей в цифрах и датах

Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.  
 
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.  
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.  
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых с часовней над ним, где покоится поэт, находящаяся рядом с часовней могила отца поэта, сельская церковь Михаила Архангела и сторожка.  
Третий комплекс — имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.

Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.

Площадь Лермонтовского музея-заповедника около 140 га. Фонды музея насчитывают около 28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс. ед. Золотой фонд музея составляют предметы, принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах" собраны и хранятся издания произведений М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так и посмертные, оригинальные иллюстрации к ним многих выдающихся художников (М. Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).  
"Тарханы" - богатейшее хранилище оригинальных и редких предметов помещичьего усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели, посуды, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, замечательной коллекции книг русских и зарубежных авторов, составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.

"Тарханы" - это высокий образец  усадебного садово-паркового искусства.  Их природные богатства уникальны  - парки с аллеями, террасированными  склонами, каскадами живописных  прудов, фруктовые сады, рощи...

С момента открытия музей стал крупнейшим в стране научно-исследовательским  и просветительским центром лермонтоведения; в музее проводятся научные конференции, материалы которых, а также изыскания сотрудников музея, публикуются в научном сборнике.  
В музее постоянно совершенствуются формы работы с посетителями:   
- театрализованные экскурсии,   
- литературно-музыкальные вечера,   
- фольклорные праздники,   
- викторины,   
- день последнего звонка и день знаний,   
- последний урок литературы для выпускников,   
- театрализованное представление "Минувших дней очарованье" с элементами бала лермонтовского времени.

Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.

 
Из истории усадьбы

Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова.  
Причина возникновения названия села «Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк, крестьяне (бывшие знаменитые костромские коробейники) продолжали коробейничать и на новом месте, но получили новую кличку - «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях - прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием крестьян оставалось хлебопашество, но наряду с ним они активно «тарханили». Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.  
На протяжении многих лет село имело два названия: более официальное - Яковлевское, обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание названия «Тарханы» встречается в 1806 году в метрической книге Никольской церкви.  
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала прошение о вводе ее во владение имением и стала законной и полновластной хозяйкой поместья. Владела она Тарханами полвека, была энергичной, умелой и предприимчивой хозяйкой (при ее правлении имение стало приносить приличный доход). За всю историю села Е.А. Арсеньева была единственной помещицей, которая жила здесь и выезжала из Тархан только на время, оставляя хозяйство на попечительство приказчика С. Матвеева и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах, когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.

 
История музея

В 1914 году в селе была построена  школа в память о Лермонтове, к 100-летию со дня его рождения.  
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, по которому все памятники старины объявлялись народным достоянием. В сентябре 1918 года А.П. Луначарский, нарком просвещения, пригласил к себе на беседу председателя Чембарского уездного комитета РКП(б) Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану усадьбу Тарханы и навести в ней порядок. В октябре того  же года по инициативе Барышева Чембарский исполком объявил усадьбу Тарханы достоянием Советского государства.  
 Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы  были объявлены достоянием Советского государства как памятник культуры, владельцем усадьбы оставался сельский совет. В 1925 году Лермонтовский совхоз с усадьбой и всем имуществом был передан в арендное пользование Лермонтовскому коневодческому товариществу «Лермонтовский рысак». В очень короткое время были снесены почти все хозяйственные постройки, а в барском доме расположилась контора. С 1928 по 1930 годы в лермонтовском доме размещалась школа колхозной молодежи, а потом нижний этаж стали использовать для хранения зерна, а верхний (мезонин) - для содержания домашней птицы.  
В книге отзывов тех лет встречаются записи, пронизанные болью за судьбу памятных мест. «Век во времени и форма бытия нас отдаляют от гения, пророка жизни... Людская алчность истребила твое жилище, невежество и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной запустения надгробный памятник. Но мысль твоя жива, живы бессмертные образы и краски, а вместе с ними вечно будет жить твое имя и память о тебе!» - такая запись сделана в памятной книге на могиле поэта в 1923 году.  
Пензенская музейная комиссия била тревогу, во все инстанции направляя тревожные письма, доказывая, что над лермонтовскими святынями «нависла угроза целостности и сохранности».  
Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского крайисполкома (куда относилась тогда Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы заповедником. И опять прошли годы, прежде чем были предприняты практические меры по реализации этого постановления. В Памятной книге в 1930-е годы такие записи: «...могила находится в забытом состоянии, окна без стекол, само помещение полно снегу...», «как местные власти допустили столь ужасно обезобразить часовню, в которой покоится прах Лермонтова? Разваленная церковь, опустевший сад, поломанная ограда...»  
На фотографии 1932 года барский дом - в самом неприглядном виде: разрушены балконы, нет печных и водосточных труб, окна выбиты, облицовка выщерблена.  
Только в 1936 году начались ремонт и реставрация, сбор экспонатов, работы по организации лермонтовского музея. Для детального обследования склепа Лермонтова и барского дома была создана специальная комиссия, в ее состав вошел Александр Иванович Храмов - первый директор музея Лермонтова.  
 
Создателями первой экспозиции в доме Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея: М.Д. Беляев - главный хранитель фондов, Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов - консультант, Е.К. Рылова - художник-оформитель.  
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно открыт дом-музей Лермонтова. На площади перед часовней состоялся торжественный митинг в честь открытия музея, на котором присутствовали более 2 тысяч человек. 31 июля 1931 года газета «Вечерняя Москва» сообщала: «Вчера село Лермонтово пережило радостный день. Здесь торжественно открыт музей Лермонтова».  
В первые годы существования музея М.Ю. Лермонтова единственным экспозиционным зданием на усадьбе был барский дом, обстановка которого рассказывала о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.  
В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали в музей-усадьбу; директором назначили В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором музея В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов поднял вопрос о признании музея-усадьбы Государственным заповедником. В марте 1948 года было принято решение Совета Министров СССР «об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова для организации Лермонтовского заповедника 9,6 га земли».  
В 1960 году музей был включен в список памятников истории и культуры республиканского значения, в 1969 году он был преобразован в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.  
В состав музея-заповедника сейчас входят барская усадьба в Тарханах с комплексом мемориальных памятников начала XIX века, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю. Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки М.А. Шан-Гирей.  
В 1997 году Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.  
В 70-80-е годы в музее-заповеднике «Тарханы» был проведен первый этап капитальной реставрации заповедных объектов, создан комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы были проведены масштабные работы по завершению восстановительных мероприятий, расширению инфраструктуры музея.

 
Устройство усадьбы

«… Тарханы. Барский  дом, одноэтажный, с мезонином, окружен  был служебами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана».     П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»

 
Усадьбы, созданные на территории России, отличались друг от друга. Ближе  к столицам теснились увеселительные резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское - близ Москвы; Гатчина и Павловск - близ Петербурга. Это высокохудожественные усадьбы, со сложной планировкой, роскошью и богатством отделки, стилистическим единством общего замысла.  
Чем дальше от обеих столиц в глубь России, тем все более появлялось «экономических» поместий, архитектура и парки которых сравнительно просты. Таких усадеб было большинство. Как правило, средняя усадьба свободно сочетала в себе несколько функций: она была и увеселительной резиденцией, и местом тихого уединения, и хозяйственным предприятием владельца. Летом в ней веселилась молодежь, устраивались балы и спектакли, тихо коротали свои дни старики; предприимчивый хозяин устраивал здесь свои мануфактурные затеи.  
 
Именной такой типичной средней усадьбой была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой. Помещица екатерининской закалки, Арсеньева строила тарханскую усадьбу в полном соответствии со своим положением в обществе. На некотором отдалении от крестьянских изб, на крутом берегу стоял большой барский особняк в тридцать с лишним комнат, с террасами и белыми колоннами.  
Спланированные по всем правилам архитектуры и усадебного строительства сады, пруды, хозяйственные постройки, парк с неизменной беседкой, ажурные мостики, сирень и акация, липовые аллеи, розарий - все это окружало дом и входило в понятие «русская усадьба». На месте первого барского дома, в память о рано умершей дочери Марии Михайловне, Арсеньева выстроила небольшую церковь Марии Египетской, а новый дом был отстроен в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших размеров, чем прежний.  
 
С западной стороны от барского дома располагалась парадная часть с розарием и парком, а с восточной - хозяйственный двор. На дворе в два ряда выстроены были хозяйственные постройки. С северо-востока у барского дома стоял небольшой деревянный флигель, разделенный сенями на две половины, в нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе к пруду, находился ледник из дикого камня. В одну линию с домом ключника помещалась барская кухня, а за ней кирпичный коровник и деревянный каретник. Ниже, на склоне оврага, стояла баня. На юго-востоке от барского дома располагались следующие службы: людская изба с кладовой и ледником для хранения продуктов; дальние за людской стоял сарай для фуража и деревянная конюшня для выездных лошадей. У барского пруда стояли овин и амбары.  
Время изменило и барскую усадьбу. После гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки имения Тарханы по ее духовному завещанию перешли к ее младшему брату Афанасию Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской губернии, Тарханами по доверенности управлял Иван Абрамович Соколов, бывший в свое время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым прах поэта из Пятигорска в Тарханы.  
 
В том же 1867 году, на смену управляющему Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек достаточно образованный и, вероятно, понимающий значение тарханской усадьбы. П.Н. Журавлев восстановил барский дом в прежнем виде. О том, как выглядел дом в это время, рассказывает А.П. Кузнецова, служившая горничной у Журавлева: «Барский дом был с мезонином, как и теперь. Стены его были бледно-желтые, крыша зеленая, а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича была оклеена желтыми обоями, и в ней был камин; мебель в ней стояла желтого цвета, обитая желтым шелком. Стояла кровать с откидными стенками вроде дивана. В гостиной были две печи из белого изразца, а пол был разделан под паркет... В чайной комнате стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся после Арсеньевой».  
Оригинальность усадебному ансамблю в Тарханах придает сохранившаяся с начала XIX века интересная по архитектурному решению церковь, которую Е.А. Арсеньева построила в 1819 году на месте старого дома в память о дочери. Церковь была «придельной», не имела своего штата, на что указано в клировых ведомостях Нижнеломовского духовного правления за 1841 год: «...придельная, теплая, каменного здания, на особом месте, построена и освящена в 1820 году во имя святой Преподобной Марии Египетской».  
 
В лермонтовское время в центре села стояла еще одна церковь «деревянного здания, во имя Николая Чудотворца, построена в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь Николая Чудотворца была разобрана «за ветхостью» и перенесена на сельское кладбище в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой была построена новая, кирпичная, престол освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига, считавшегося святым покровителем поэта. Исторически, сложилось так, что с 1826 по 1840 годы все обряды совершались в церкви Марии Египетской. На барскую усадьбу по большим праздникам на торжественные богослужения стекались прихожане со всей округи. Церковь была одним из главных социальных институтов в жизни народа. Рождение, крещение, присутствие у исповеди, венчание, смерть - все важнейшие вехи судьбы русского человека были освящены церковным обрядом. Лермонтов, как и все обитатели дома его бабушки, особенно часто посещал церковь Марии Египетской.

«Лермонтов рос в  Тарханах, как богатый барчук –  бабушка делал все, чтобы он мог  учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в  мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так  что в солнечный день она светилась  как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал  на нем цветными мелками. В усадьбе  подолгу жило несколько мальчиков  и девочек – близких и дальних  родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных  гор, устраивали детский театр».     В.В Афанасьев.  Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»

Музейная экспозиция в этой церкви, основанная на подлинных материалах и документах эпохи, расширяет представление  о культурной среде, в которой  проходили детство и отрочество поэта.  
Интерьер церкви восстановлен в соответствии с фотографией иконостаса 1923 года и описью имущества, составленной в 1925 году. Иконостас сделан из дуба, с позолотой на резных деталях. Заняли свое прежнее место иконы конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери, Николая Чудотворца, Михаила Архангела находились здесь и в лермонтовское время. Среди предметов церковного обихода - чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, потир (чаша для причастия), дароносица. На престоле - Евангелие, изданное в конце XVIII века.  
Недалеко от барского дома в 1968 году на прежнем фундаменте был восстановлен маленький деревянный флигель, где во времена Лермонтова жили две семьи привилегированных слуг тарханской барыни: семья ключницы и семья конторщика. Сейчас во флигеле размещена экспозиция, посвященная крестьянскому окружению М.Ю. Лермонтова.

 
«Есть место, где я буду отдыхать…»

Архитектурный комплекс заповедника  в центре села  сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальные здания XIX века: церковь Михаила Архангела, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой (восстановлена в 1967 г.).  
В «Ведомостях о церкви Архистратига Михаила Чембарского уезда села Яковлевского Тарханы тож за 1831 год» записано:  
«1. Строится с 1826 года тщанием означенного села помещицы гвардии поручицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо деревянной, за ветхостью уничтоженной.  
2. Зданием каменная с такою же колокольнею, вчерне строением окончена и покрыта железом, как церковь, так и колокольня, но известью не оштукатурена еще, полов и оконниц еще не имеет.  
3. Престол в ней назначен один в настоящей холодной во имя Архистратига Михаила.  
4. Утварью достаточна».

М.Ю. Лермонтов видел церковь  еще недостроенной, когда зимою 1836 года проводил в Тарханах свой первый офицерский отпуск. Вероятно, строительство  церкви в вотчине бабки, да еще  возводящейся во имя его святого  покровителя, не было оставлено им без  внимания. На 1836 год сохранилось  описание строящейся церкви: в «Ведомости»  отмечено, что «церковь известью внутри оштукатурена, полов и «оконниц»  еще не имеется, но «иконостас с местными иконами в готовности». Строительство  церкви было завершено в 1839 году, и  Е.А. Арсеньева рассчитывала приехать на ее освящение, но, как пишет Е.А. Верещагина, «сдалась на просьбы внука, отложила отъезд из Петербурга в Тарханы на освящение церкви».  
 
Освятили церковь всего за один год до гибели поэта, в 1840 году. Причем, как свидетельствует П.К. Шугаев, «оригинальным образом: так, было приурочено, что в день ее освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника».  
Церковь функционировала как культовое здание до 1930-х годов, а после закрытия использовалась сначала как складское помещение, затем ее приспособили под сельский клуб и библиотеку.  
В 1947 году по просьбе верующих церковь вновь была открыта для богослужений, но ненадолго, а в 1963 году здание церкви и сторожка перешли в собственность музея. Передача церкви из одних рук в другие сказалась на ней отрицательно: утрачена большая часть росписей, сделанных еще при жизни Е.А. Арсеньевой (в трех люнетах сохранилась живопись середины XIX в.), и лишь очень небольшую часть церковного убранства удалось спасти. В 1980-х годах была проведена серьезная реставрация памятника: восстановлена медная кровля, изменены в соответствии с самым ранним фотоизображением архитектурные завершения, отремонтированы крыльца, паперти и т.д. Взамен первой музейной экспозиции «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» после окончания реставрационных работ в церкви была открыта новая литературная экспозиция «Лермонтов в памяти поколений».  
 
С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела была вновь открыта для прихожан. Однако, исходя из того, что памятник имеет не только культовое, но и историко-литературное значение, церковь оставлена на балансе музея; музей занимается реставрацией икон, росписей, подготовкой проекта восстановления иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится панихида и заупокойная литургия.  
Вероятно, в церкви Михаила Архангела 21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен доставленный из Пятигорска гроб с прахом поэта для последнего прощания. 23 апреля 1842 года состоялось погребение. Сбылись слова шестнадцатилетнего поэта:

Информация о работе Усадьба"Тарханы"