Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, доклад
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Фотоальбом "Тарханы"
… И если как-нибудь
на миг удастся мне Зеленой сетью
трав подернут спящий пруд, И странная тоска
теснит уж грудь мою: М.Ю. Лермонтов |
|
Музей в цифрах и датах
Государственный Лермонтовский музей-заповедник
"Тарханы" является уникальным историко-культурным
памятником общенационального значения.
Здесь прошла половина жизни великого
М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной
среде, разнообразии народной жизни, в
общении с природой, с богатствами родного
языка получил он неизгладимые впечатления.
Здесь истоки его мироощущения и характера,
многих его творений. Здесь же покоится
и прах поэта.
Государственный Лермонтовский музей-заповедник
"Тарханы" имеет три экспозиционных
комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший
барский дом, церковь Марии Египетской,
восстановленные людская изба и дом ключника,
заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая
роща, пруды.
Второй комплекс — это кладбище Арсеньевых-Лермонтовых
с часовней над ним, где покоится поэт,
находящаяся рядом с часовней могила отца
поэта, сельская церковь Михаила Архангела
и сторожка.
Третий комплекс — имение "милой тетеньки"
М.А. Шан-Гирей Апалиха, находящееся в трех
километрах от Тархан, второй дом Лермонтова.
Государственный музей М.Ю. Лермонтова открыт в 1939 году в селе Лермонтово (до февраля 1917 года село Тарханы) в имении бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (урожденной Столыпиной). В 1969 году он преобразован в Государственный музей-заповедник "Тарханы". В 1997 г. Указом Президента России музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Директором музея с 1977 года является Заслуженный работник культуры России Тамара Михайловна Мельникова.
Площадь Лермонтовского музея-заповедника
около 140 га. Фонды музея насчитывают около
28 тыс. ед., из них основного фонда - 14 тыс.
ед. Золотой фонд музея составляют предметы,
принадлежавшие великому поэту. В "Тарханах"
собраны и хранятся издания произведений
М.Ю. Лермонтова как прижизненные, так
и посмертные, оригинальные иллюстрации
к ним многих выдающихся художников (М.
Врубеля, К. Коровина, И. Репина и др.).
"Тарханы" - богатейшее хранилище
оригинальных и редких предметов помещичьего
усадебного быта XVIII - нач. XIX веков: мебели,
посуды, живописи, декоративно-прикладного
искусства, скульптуры, замечательной
коллекции книг русских и зарубежных авторов,
составляющих круг интересов М.Ю. Лермонтова.
"Тарханы" - это высокий образец
усадебного садово-паркового
С момента открытия музей стал крупнейшим
в стране научно-исследовательским
и просветительским центром лермонтоведения;
в музее проводятся научные конференции,
материалы которых, а также изыскания
сотрудников музея, публикуются в научном
сборнике.
В музее постоянно совершенствуются формы
работы с посетителями:
- театрализованные экскурсии,
- литературно-музыкальные вечера,
- фольклорные праздники,
- викторины,
- день последнего звонка и день знаний,
- последний урок литературы для выпускников,
- театрализованное представление "Минувших
дней очарованье" с элементами бала
лермонтовского времени.
Сейчас "Тарханы" заняты возрождением местных промыслов: ткачества, лозоплетения, гончарного искусства, вязания. С 1971 в "Тарханах" проходят Всероссийские Лермонтовские праздники.
Из истории усадьбы
Земли, которые занимает Государственный
лермонтовский музей-заповденик «Тарханы»,
имеют древнюю историю, уходящую корнями
в Петровскую эпоху. Тарханская хроника
начинается в 1701 году. Основателем села
и его первым владельцем стал князь Яков
Петрович Долгоруков, поручик Преображенского
полка. С 1794 года владельцами имения стали
Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед
М.Ю. Лермонтова.
Причина возникновения названия села
«Тарханы» в том, что, зарабатывая на оброк,
крестьяне (бывшие знаменитые костромские
коробейники) продолжали коробейничать
и на новом месте, но получили новую кличку
- «тарханы» (По В. Далю: «Тархан» - в Тамбовской,
Пензенской и Саратовской губерниях -
прасол, маяк, скупщик по деревням холста,
льну, пеньки, шкур и т.п.»). Основным занятием
крестьян оставалось хлебопашество, но
наряду с ним они активно «тарханили».
Е.А. Арсеньева, хотя и перевела крестьян
с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян
поощряла и даже открыла в селе ярмарку.
На протяжении многих лет село имело два
названия: более официальное - Яковлевское,
обиходное - Тарханы. Самое раннее упоминание
названия «Тарханы» встречается в 1806 году
в метрической книге Никольской церкви.
19 февраля 1795 года Е.А. Арсеньева подала
прошение о вводе ее во владение имением
и стала законной и полновластной хозяйкой
поместья. Владела она Тарханами полвека,
была энергичной, умелой и предприимчивой
хозяйкой (при ее правлении имение стало
приносить приличный доход). За всю историю
села Е.А. Арсеньева была единственной
помещицей, которая жила здесь и выезжала
из Тархан только на время, оставляя хозяйство
на попечительство приказчика С. Матвеева
и управляющего Ф. Соколова. Самое длительное
отсутствие Арсеньевой было в 1820-1835 годах,
когда она жила с внуком в Москве и Петербурге.
История музея
В 1914 году в селе была построена
школа в память о Лермонтове, к
100-летию со дня его рождения.
5 октября 1918 года В.И. Ленин подписал декрет,
по которому все памятники старины объявлялись
народным достоянием. В сентябре 1918 года
А.П. Луначарский, нарком просвещения,
пригласил к себе на беседу председателя
Чембарского уездного комитета РКП(б)
Е.Н. Барышева и поручил ему взять под охрану
усадьбу Тарханы и навести в ней порядок.
В октябре того же года по инициативе Барышева
Чембарский исполком объявил усадьбу
Тарханы достоянием Советского государства.
Несмотря на то, что в октябре 1918 года Тарханы
были объявлены достоянием Советского
государства как памятник культуры, владельцем
усадьбы оставался сельский совет. В 1925
году Лермонтовский совхоз с усадьбой
и всем имуществом был передан в арендное
пользование Лермонтовскому коневодческому
товариществу «Лермонтовский рысак».
В очень короткое время были снесены почти
все хозяйственные постройки, а в барском
доме расположилась контора. С 1928 по 1930
годы в лермонтовском доме размещалась
школа колхозной молодежи, а потом нижний
этаж стали использовать для хранения
зерна, а верхний (мезонин) - для содержания
домашней птицы.
В книге отзывов тех лет встречаются записи,
пронизанные болью за судьбу памятных
мест. «Век во времени и форма бытия нас
отдаляют от гения, пророка жизни... Людская
алчность истребила твое жилище, невежество
и тупоумие твоих сограждан покрыло паутиной
запустения надгробный памятник. Но мысль
твоя жива, живы бессмертные образы и краски,
а вместе с ними вечно будет жить твое
имя и память о тебе!» - такая запись сделана
в памятной книге на могиле поэта в 1923
году.
Пензенская музейная комиссия била тревогу,
во все инстанции направляя тревожные
письма, доказывая, что над лермонтовскими
святынями «нависла угроза целостности
и сохранности».
Только в 1934 году Президиум Средне-Волжского
крайисполкома (куда относилась тогда
Пензенская область) объявил усадьбу Тарханы
заповедником. И опять прошли годы, прежде
чем были предприняты практические меры
по реализации этого постановления. В
Памятной книге в 1930-е годы такие записи:
«...могила находится в забытом состоянии,
окна без стекол, само помещение полно
снегу...», «как местные власти допустили
столь ужасно обезобразить часовню, в
которой покоится прах Лермонтова? Разваленная
церковь, опустевший сад, поломанная ограда...»
На фотографии 1932 года барский дом - в самом
неприглядном виде: разрушены балконы,
нет печных и водосточных труб, окна выбиты,
облицовка выщерблена.
Только в 1936 году начались ремонт и реставрация,
сбор экспонатов, работы по организации
лермонтовского музея. Для детального
обследования склепа Лермонтова и барского
дома была создана специальная комиссия,
в ее состав вошел Александр Иванович
Храмов - первый директор музея Лермонтова.
Создателями первой экспозиции в доме
Лермонтова стали сотрудники Гослитмузея:
М.Д. Беляев - главный хранитель фондов,
Т.А. Иванова, Н.П. Пахомов - консультант,
Е.К. Рылова - художник-оформитель.
1 мая 1939 года был открыт доступ к гробу
Лермонтова, а 30 июля 1939 года был торжественно
открыт дом-музей Лермонтова. На площади
перед часовней состоялся торжественный
митинг в честь открытия музея, на котором
присутствовали более 2 тысяч человек.
31 июля 1931 года газета «Вечерняя Москва»
сообщала: «Вчера село Лермонтово пережило
радостный день. Здесь торжественно открыт
музей Лермонтова».
В первые годы существования музея М.Ю.
Лермонтова единственным экспозиционным
зданием на усадьбе был барский дом, обстановка
которого рассказывала о жизни и творчестве
Михаила Юрьевича Лермонтова.
В 1944 году дом-музей Лермонтова преобразовали
в музей-усадьбу; директором назначили
В.А. Корнилова (А.И. Храмов стал директором
музея В.Г. Белинского). Сразу же В.А. Корнилов
поднял вопрос о признании музея-усадьбы
Государственным заповедником. В марте
1948 года было принято решение Совета Министров
СССР «об отводе музею-усадьбе М.Ю. Лермонтова
для организации Лермонтовского заповедника
9,6 га земли».
В 1960 году музей был включен в список памятников
истории и культуры республиканского
значения, в 1969 году он был преобразован
в Государственный Лермонтовский музей-заповедник.
В состав музея-заповедника сейчас входят
барская усадьба в Тарханах с комплексом
мемориальных памятников начала XIX века,
фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых
и усадьба Апалиха близ Тархан, где М.Ю.
Лермонтов часто бывал в семье своей тетушки
М.А. Шан-Гирей.
В 1997 году Государственный Лермонтовский
музей-заповедник «Тарханы» был включен
в Государственный свод особо ценных объектов
культурного наследия народов Российской
Федерации.
В 70-80-е годы в музее-заповеднике «Тарханы»
был проведен первый этап капитальной
реставрации заповедных объектов, создан
комплекс музейных экспозиций. В 90-е годы
были проведены масштабные работы по завершению
восстановительных мероприятий, расширению
инфраструктуры музея.
Устройство усадьбы
«… Тарханы. Барский дом, одноэтажный, с мезонином, окружен был служебами и строениями. По другую сторону господского дома раскинулся роскошный сад, расположенный на полугоре. Кусты сирени, жасмина и розанов клумбами окаймляли цветник, от которого в глубь сада шли тенистые аллеи. Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися наверху настоящим сводом, вела под гору к пруду. С полугорья открывался вид в село с церковью, а дальше тянулись поля, уходя в синюю глубь тумана». П.А. Висковатов. Из книги «Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество»
Усадьбы, созданные на территории
России, отличались друг от друга. Ближе
к столицам теснились увеселительные
резиденции: Останкино, Кусково, Архангельское
- близ Москвы; Гатчина и Павловск
- близ Петербурга. Это высокохудожественные
усадьбы, со сложной планировкой, роскошью
и богатством отделки, стилистическим
единством общего замысла.
Чем дальше от обеих столиц в глубь России,
тем все более появлялось «экономических»
поместий, архитектура и парки которых
сравнительно просты. Таких усадеб было
большинство. Как правило, средняя усадьба
свободно сочетала в себе несколько функций:
она была и увеселительной резиденцией,
и местом тихого уединения, и хозяйственным
предприятием владельца. Летом в ней веселилась
молодежь, устраивались балы и спектакли,
тихо коротали свои дни старики; предприимчивый
хозяин устраивал здесь свои мануфактурные
затеи.
Именной такой типичной средней усадьбой
была усадьба бабушки поэта Е.А. Арсеньевой.
Помещица екатерининской закалки, Арсеньева
строила тарханскую усадьбу в полном соответствии
со своим положением в обществе. На некотором
отдалении от крестьянских изб, на крутом
берегу стоял большой барский особняк
в тридцать с лишним комнат, с террасами
и белыми колоннами.
Спланированные по всем правилам архитектуры
и усадебного строительства сады, пруды,
хозяйственные постройки, парк с неизменной
беседкой, ажурные мостики, сирень и акация,
липовые аллеи, розарий - все это окружало
дом и входило в понятие «русская усадьба».
На месте первого барского дома, в память
о рано умершей дочери Марии Михайловне,
Арсеньева выстроила небольшую церковь
Марии Египетской, а новый дом был отстроен
в двадцати шагах от церкви, гораздо меньших
размеров, чем прежний.
С западной стороны от барского дома располагалась
парадная часть с розарием и парком, а
с восточной - хозяйственный двор. На дворе
в два ряда выстроены были хозяйственные
постройки. С северо-востока у барского
дома стоял небольшой деревянный флигель,
разделенный сенями на две половины, в
нем жили конторщик и ключник; за ним, ближе
к пруду, находился ледник из дикого камня.
В одну линию с домом ключника помещалась
барская кухня, а за ней кирпичный коровник
и деревянный каретник. Ниже, на склоне
оврага, стояла баня. На юго-востоке от
барского дома располагались следующие
службы: людская изба с кладовой и ледником
для хранения продуктов; дальние за людской
стоял сарай для фуража и деревянная конюшня
для выездных лошадей. У барского пруда
стояли овин и амбары.
Время изменило и барскую усадьбу. После
гибели М.Ю. Лермонтова и смерти хозяйки
имения Тарханы по ее духовному завещанию
перешли к ее младшему брату Афанасию
Алексеевичу. А.А. Столыпин жил в Саратовской
губернии, Тарханами по доверенности управлял
Иван Абрамович Соколов, бывший в свое
время слугой Михаила Юрьевича и сопровождавший
вместе с А.И. Соколовым и И.Н. Вертюковым
прах поэта из Пятигорска в Тарханы.
В том же 1867 году, на смену управляющему
Горчакову пришел П.Н. Журавлев, человек
достаточно образованный и, вероятно,
понимающий значение тарханской усадьбы.
П.Н. Журавлев восстановил барский дом
в прежнем виде. О том, как выглядел дом
в это время, рассказывает А.П. Кузнецова,
служившая горничной у Журавлева: «Барский
дом был с мезонином, как и теперь. Стены
его были бледно-желтые, крыша зеленая,
а колонны белые... Комната Михаила Юрьевича
была оклеена желтыми обоями, и в ней был
камин; мебель в ней стояла желтого цвета,
обитая желтым шелком. Стояла кровать
с откидными стенками вроде дивана. В гостиной
были две печи из белого изразца, а пол
был разделан под паркет... В чайной комнате
стоял шкаф с дорогой посудой, оставшейся
после Арсеньевой».
Оригинальность усадебному ансамблю в
Тарханах придает сохранившаяся с начала
XIX века интересная по архитектурному
решению церковь, которую Е.А. Арсеньева
построила в 1819 году на месте старого дома
в память о дочери. Церковь была «придельной»,
не имела своего штата, на что указано
в клировых ведомостях Нижнеломовского
духовного правления за 1841 год: «...придельная,
теплая, каменного здания, на особом месте,
построена и освящена в 1820 году во имя
святой Преподобной Марии Египетской».
В лермонтовское время в центре села стояла
еще одна церковь «деревянного здания,
во имя Николая Чудотворца, построена
в 1775 году, освящена в 1776 году». Церковь
Николая Чудотворца была разобрана «за
ветхостью» и перенесена на сельское кладбище
в 1826 году Вместо нее на средства Е.А. Арсеньевой
была построена новая, кирпичная, престол
освятили в 1840 году во имя Михаила Архистратига,
считавшегося святым покровителем поэта.
Исторически, сложилось так, что с 1826 по
1840 годы все обряды совершались в церкви
Марии Египетской. На барскую усадьбу
по большим праздникам на торжественные
богослужения стекались прихожане со
всей округи. Церковь была одним из главных
социальных институтов в жизни народа.
Рождение, крещение, присутствие у исповеди,
венчание, смерть - все важнейшие вехи
судьбы русского человека были освящены
церковным обрядом. Лермонтов, как и все
обитатели дома его бабушки, особенно
часто посещал церковь Марии Египетской.
«Лермонтов рос в Тарханах, как богатый барчук – бабушка делал все, чтобы он мог учиться, хорошо развиваться физически. У него было несколько комнаток в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресло, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась как фонарик. Окна выходили в сад… Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. В усадьбе подолгу жило несколько мальчиков и девочек – близких и дальних родственников. Все вместе они играли, занимались гимнастикой, учились ездить верхом, катались зимой с ледяных гор, устраивали детский театр». В.В Афанасьев. Из кн. «Люблю отчизну я… Лермонтовские места»
Музейная экспозиция в этой церкви,
основанная на подлинных материалах
и документах эпохи, расширяет представление
о культурной среде, в которой
проходили детство и отрочество
поэта.
Интерьер церкви восстановлен в соответствии
с фотографией иконостаса 1923 года и описью
имущества, составленной в 1925 году. Иконостас
сделан из дуба, с позолотой на резных
деталях. Заняли свое прежнее место иконы
конца XVIII - начала XIX века. Образы Богоматери,
Николая Чудотворца, Михаила Архангела
находились здесь и в лермонтовское время.
Среди предметов церковного обихода -
чаша для святой воды, купель, подносы
для сбора подаяния, потир (чаша для причастия),
дароносица. На престоле - Евангелие, изданное
в конце XVIII века.
Недалеко от барского дома в 1968 году на
прежнем фундаменте был восстановлен
маленький деревянный флигель, где во
времена Лермонтова жили две семьи привилегированных
слуг тарханской барыни: семья ключницы
и семья конторщика. Сейчас во флигеле
размещена экспозиция, посвященная крестьянскому
окружению М.Ю. Лермонтова.
«Есть место, где я буду
отдыхать…»
Архитектурный комплекс заповедника
в центре села сложился исторически
при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три
мемориальные здания XIX века: церковь Михаила
Архангела, часовня и сторожка - обнесены
кирпичной оградой (восстановлена в 1967
г.).
В «Ведомостях о церкви Архистратига Михаила
Чембарского уезда села Яковлевского
Тарханы тож за 1831 год» записано:
«1. Строится с 1826 года тщанием
означенного села помещицы гвардии поручицы
Елизаветы Алексеевны Арсеньевой вместо
деревянной, за ветхостью уничтоженной.
2. Зданием каменная с такою же колокольнею,
вчерне строением окончена и покрыта железом,
как церковь, так и колокольня, но известью
не оштукатурена еще, полов и оконниц еще
не имеет.
3. Престол в ней назначен один в настоящей
холодной во имя Архистратига Михаила.
4. Утварью достаточна».
М.Ю. Лермонтов видел церковь
еще недостроенной, когда зимою 1836
года проводил в Тарханах свой первый
офицерский отпуск. Вероятно, строительство
церкви в вотчине бабки, да еще
возводящейся во имя его святого
покровителя, не было оставлено им без
внимания. На 1836 год сохранилось
описание строящейся церкви: в «Ведомости»
отмечено, что «церковь известью внутри
оштукатурена, полов и «оконниц»
еще не имеется, но «иконостас с местными
иконами в готовности». Строительство
церкви было завершено в 1839 году, и
Е.А. Арсеньева рассчитывала приехать
на ее освящение, но, как пишет Е.А.
Верещагина, «сдалась на просьбы внука,
отложила отъезд из Петербурга в Тарханы
на освящение церкви».
Освятили церковь всего за один год до
гибели поэта, в 1840 году. Причем, как свидетельствует
П.К. Шугаев, «оригинальным образом: так,
было приурочено, что в день ее освящения
было окрещено три младенца, обвенчано
три свадьбы и схоронено три покойника».
Церковь функционировала как культовое
здание до 1930-х годов, а после закрытия
использовалась сначала как складское
помещение, затем ее приспособили под
сельский клуб и библиотеку.
В 1947 году по просьбе верующих церковь
вновь была открыта для богослужений,
но ненадолго, а в 1963 году здание церкви
и сторожка перешли в собственность музея.
Передача церкви из одних рук в другие
сказалась на ней отрицательно: утрачена
большая часть росписей, сделанных еще
при жизни Е.А. Арсеньевой (в трех люнетах
сохранилась живопись середины XIX в.), и
лишь очень небольшую часть церковного
убранства удалось спасти. В 1980-х годах
была проведена серьезная реставрация
памятника: восстановлена медная кровля,
изменены в соответствии с самым ранним
фотоизображением архитектурные завершения,
отремонтированы крыльца, паперти и т.д.
Взамен первой музейной экспозиции «Жизнь
и творчество М.Ю. Лермонтова» после окончания
реставрационных работ в церкви была открыта
новая литературная экспозиция «Лермонтов
в памяти поколений».
С 1992 года сельская церковь Михаила Архангела
была вновь открыта для прихожан. Однако,
исходя из того, что памятник имеет не
только культовое, но и историко-литературное
значение, церковь оставлена на балансе
музея; музей занимается реставрацией
икон, росписей, подготовкой проекта восстановления
иконостаса и внутреннего убранства. Ежегодно
в день гибели М.Ю. Лермонтова, 27 июля, служится
панихида и заупокойная литургия.
Вероятно, в церкви Михаила Архангела
21 апреля 1842 года, на двое суток был установлен
доставленный из Пятигорска гроб с прахом
поэта для последнего прощания. 23 апреля
1842 года состоялось погребение. Сбылись
слова шестнадцатилетнего поэта: