Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:48, доклад
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта.
Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" имеет три экспозиционных комплекса.
В состав первого комплекса входят: бывший барский дом, церковь Марии Египетской, восстановленные людская изба и дом ключника, заповедный парк, три фруктовых сада, дубовая роща, пруды.
Немецкому языку мальчик
учился у бонны-немки Христины Осиповны
Ремер, французскому его обучал гувернер,
сержант наполеоновской гвардии Жан Капе,
руководила курсом обучения, вероятно,
„милая тетенька" М. А. Шан-Гирей.
Ведь именно ей тринадцатилетний Лермонтов
сообщал из Москвы о своих успехах. „Милая
тетенька! Я думаю, что Вам приятно будет
узнать, что я в русской грамматике учу
синтаксис и что мне дают сочинять: я к
вам это пишу не для похвальбы, но, собственно,
от того, что вам это будет приятно: в географии
я учу математическую; по небесному глобусу
градусы, планеты, ход их и прочее: прежнее
учение истории мне очень помогло".
Среди своих сверстников,
детей соседних помещиков, Лермонтов
выделялся разносторонними
А. П. Шан-Гирей, троюродный брат Лермонтова.
КОМНАТА АРСЕНЬЕВОЙ
Узкий коридор отделял
комнаты бабушки от комнат внука.
О внуке Е. А.
Арсеньева думала постоянно. "…Он один
свет очей моих, все мое блаженство в нем",
- писала она своей знакомой. С 1835 года
в тарханском доме находился портрет М.
Лермонтова работы Ф. Будкина. И глядя
на него, бабушка не раз мысленно разговаривала
со своим „Мишенькой".
На секретере - копии двух писем Лермонтова к бабушке, дорожный альбом поэта, прижизненные издания произведений Лермонтова.
В 1835 году в „Библиотеке
для чтения" появилась поэма
„Хаджи-Абрек".
Наверное, об этой поэме Арсеньева писала
внуку: „Стихи твои, мой друг, я читала:
бесподобные… Да как ты не пишешь, какую
ты пиесу сочинил, комедия или трагедия,
все, что до тебя касается, я не равнодушна,
уведомь, а коли можно, то и пришли через
почту".
ДОМ КЛЮЧНИЦЫ И КОНТОРЩИКА
“На дворе в шагах в ста от дома построен маленький флигелек, где давно уже проводит свои грустные дни бывший слуга Михаила Юрьевича дряхлый слепой старик, когда-то всей душой преданный поэту, одно воспоминание, о котором приводит в волнение все его престарелое существо”, - писал Н. Прозин, посетивший Тарханы в 1867 году.
Дом восстановлен на прежнем
фундаменте в 1968году по проекту архитектора
Дубровина. Основой при восстановлении
послужила гравюра XIX в.
М. Рашевского. Рядом с домом растут несколько
старых вязов, сохранившихся с лермонтовских
времен.
В этом небольшом деревянном флигеле — доме привилегированных слуг тарханской барыни, ключницы и конторщика, — экспозиция "Друг! этот край... моя Отчизна".
Крестьянская одежда лермонтовского
времени, старинный ткацкий станок, окованный
железом сундук, вышитые полотенца, глиняная
посуда вводят посетителей в круг забот
и переживаний тарханских крестьян. В
нескончаемых трудах и заботах проводил
день за днем подневольный русский мужик.
Лишь в редкий праздник мог он развернуться
во всю ширь, забыть про беды и горести.
Таким удалым и бесшабашным выглядит русский
крестьянин на рисунке неизвестного художника
ХIХ века „Русская пляска".
И может быть, такую пляску вспоминал Лермонтов
незадолго до гибели:
И в праздник вечером росистым
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужиков.
ЛЮДСКАЯ ИЗБА
По другую сторону от барского
дома расположено кирпичное здание
людской избы, восстановленное по
аналогам XIX в. на старом фундаменте в 1979
году.
В ней жили дворовые Е. А. Арсеньевой. В
1831 году в Тарханах насчитывалось дворовых,
включая женщин и детей, 176 человек.
По произведения поэта
в людской избе создана экспозиция
"Люблю Отчизну я...". В ее основе
- представление романа "Вадим", стихотворений
"Отчизна",
"Предсказание", "Бородино",
поэмы "Песня про ... купца Калашникова".
Экспозиция построена на аудиовизуальной
системе, включающей в себя систему слайдов,
фонограмм, светового и цветового оформления.
Посетители знакомятся с экспозицией
без экскурсовода. В экспозиции три зала,
каждый из которых имеет свой цвет: черный
— цвет трагедии, безысходности — в зале,
посвященном "Вадиму"; красный —
цвет победы— в зале, посвященном
"Бородино", и белый — цвет справедливости,
чести — в зале "Песни про ... купца Калашникова".
В музыкальное сопровождение
включены произведения XIX в. и народные
песни в исполнении ансамбля народной
музыки под руководством Д.
Покровского. Пояснительный текст читает
артист М. Львов.
ЦЕРКОВЬ МАРИИ EГИПЕТСКОЙ
Рядом с барским домом
возвышается однокупольное
Михайловны на месте первого барского
дома, проданного на слом.
Церковь Марии Египетской строилась с 1819 по 1820 г. как теплый придел к приходской. С 1826 по 1840 г. церковь выполняла функции приходской. Здесь не раз бывал Лермонтов - ребенок, а 1835 г. в церкви служили хвалебный молебен в честь приезда Лермонтова в Тарханы. Внутри церковь не была расписана, действовала до 1925г.
По сохранившимся документам удалось воссоздать интерьер церкви: дубовый с позолотой иконостас, предметы церковного обихода (чаша для святой воды, купель, подносы для сбора подаяния, дароносица), старые иконы.
В церкви Марии Египетской размещена экспозиция "Так, я помню, пред амвоном...".
Церковная обстановка и документы
эпохи вводят в круг событий и
лиц, с которыми знакомила церковь
будущего поэта. С 1826 по 1840 г. церковь
выполняла функции приходской. В
этой церкви вместе с крестьянами, их
детьми присутствовал при отправлении
обрядов и мальчик Лермонтов.
Здесь будущий поэт впервые увидел
отношение прихожан к "слову божьему",
позднее, в романе
"Вадим" он напишет: "...Дьячок читал
козлиным голосом послание апостола
Павла, кругом... толпа зевала в немом бездействии".
Особый интерес вызывают
представленные в церкви метрические
книги. В рукописной книге церкви
Николая Чудотворца весной 1815 г. среди
прихожан впервые упомянут Лермонтов
в возрасте "полугоду", а в 1821 г. семилетний
Лермонтов несколько раз записан восприемником
(крестным отцом) в семьях крепостных бабушки;
в книге за 1845 г. — запись о смерти Е. А.
Арсеньевой.
САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС
К церкви Марии Eгипетской,
как к месту, где стоял старый дом, сходятся
три основные видовые перспективы усадьбы.
Западная открывает широкую панораму
Большого пруда и села с церковью. На льду
этого пруда Лермонтов видел кулачные
бои, о которых вспоминал троюродный брат
поэта А.П. Шан-
Гирей: "Зимой ... на пруду мы разбивались
на два стана и перекидывались снежными
комьями; на плотине с сердечным замиранием
смотрели, как православный люд, стена
на стену... сходился на кулачки, и я помню,
как раз расплакался Мишель, когда Василий,
садовник, выбрался из свалки с губой,
рассеченной до крови". Красивейший
вид на сельский пруд открывается из окон
комнат Лермонтова, этот вид не раз описан
им в стихах:
Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
Прощальный луч на вышине колонн,
На куполах, на трубах и крестах
Блестит, горит в обманутых очах;
И мрачных туч огнистые края
Рисуются на небе, как змея,
И ветерок, по саду пробежав,
Волнует стебли омоченных трав...
Южная перспектива открывается
видом на Круглый сад и Дубовую
рощу.
Круглый сад преимущественно яблоневый.
Через липовую аллею, делящую сад пополам,
ходили "всей дворней в лес, а Михаил
Юрьевич впереди всех". За
Круглым садом начиналась Дубовая роща.
В годы Великой Отечественной войны часть
Дубовой рощи была "сведена на топку".
В 1977 г. роща возрождена.
Восточная перспектива являет
взору Дальний сад, представляющий
в плане квадрат. Дальний сад
обведен канавой и валом, по которому
растут ива и рябина. Восемь аллей
из вязов и лип сходятся в центре.
Здесь стояла беседка, о которой
Лермонтов писал:
Уютный сад, обсаженный рябиной,
С беседкою, цветами и малиной,
Как детская игрушка...
За садом в, трех верстах
от усадьбы, узкой полосой с востока
на запад тянется дубовый лес
— Долгая роща. В лермонтовское время
роща была единственным местом, откуда
брали строевой лес. С ней связано много
легенд, сложенных в Тарханах. По одной
из них, именно эту рощу Лермонтов просил
бабушку отдать крестьянам для строительства
изб. "Бабушка согласилась...
Мужики были так рады, что и сказать нельзя".
В западной части усадьбы
сразу же за домом начинался "роскошный
сад, расположенный на полугоре".
Аллеи акаций, куртины жимолости
и жасмина, заросли черемухи и
сирени и теперь главное украшение
парка. В 1829 году
Лермонтов писал:
Приди ко мне, любезный друг,
Под сень черемух и акаций,
Чтоб разделить святой досуг
В объятьях мира, муз и граций.
Перед самым домом в
парке разбиты клумбы. "Кусты
сирени, жасмина и розанов окаймляли
цветник, от которого в глубь сада шли
тенистые аллеи.
Одна из них, обсаженная акациями, сросшимися
наверху настоящим сводом, вела под гору
к пруду". Эта аллея, начинающаяся у
церкви Марии Eгипетской и круто спускающаяся
вниз, носит название "темной", данное
ей Лермонтовым в стихотворении "1-е
января":
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
Аллея приводит к тому месту,
где на берегу пруда в пору детства
Лермонтова, была беседка (в настоящее
время восстановлена). В одном из ранних
стихотворений "Цевница" он вспоминал.
На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел
ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций,
И куст прелестных роз, взлелеянных весной.
Лермонтов очень любил
укромные уголки тарханского парка
Любил с начала жизни я
Угрюмое уединенье,
Где укрывался весь в себя,
Бояся, грусть не утая,
Будить людское сожаленье...
По аллеям можно пройти
в дальний уголок парка, где на
вершине холма сохранилось
Лермонтова. Дорожка к "траншеям"
ведет через дамбу Среднего пруда, дремлющего
в окружении ветел:
Все тихо — полная луна
Блестит меж ветел над прудом,
И возле берега волна
С холодным резвится лучом.
От дома на юг ведет к
пруду еще одна аллея. Совсем недавно,
спустившись по ней, можно было увидеть
дуб, по преданию, посаженный Лермонтовым.
Дуб погиб во время бури в 1995 году.
Рядом с этим местом расстилается
фруктовый сад — Средний. В
этом саду, когда Лермонтов был
ребенком, стояла
"разрушенная теплица". Ныне она восстановлена.
С этого места хорошо видна холмистая
долина речки Марарайки, до самого горизонта
простираются хлебные поля, и над всем
этим распласталось необозримое тарханское
небо. После отъезда из бабушкиного имения
поэт признавался:
Как нравились всегда пустыни мне.
Люблю я ветер меж нагих холмов.
И коршуна в небесной вышине,
И на равнине тени облаков.
И даже звуки, которые когда-то
в детстве нечаянно коснулись
его слуха, оживают в бессмертных
строках:
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги: лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая точно по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.
Тарханы, бескрайние поля, чистый
прозрачный воздух, закаты и просторы.
Здесь впервые детскому взору открылось
тихое очарование холмистых степей, проселочных
дорог, таинственность темных лесов, светлых
березовых перелесков, задумчивых речек.
В поэме "Черкесы" юный поэт опишет
родные места, усадьбу, где вырос:
Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струёй, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван, листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
Связь Лермонтова с Тарханами
была прочной и органичной - детские
и отроческие впечатления служили
для его поэтического воображения
неиссякаемым источником. Покинув Тарханы,
Лермонтов часто обращался к
ним мысленно и вспоминал "и
отца, и дом родной, и высокие
качели, и пруд, обсаженный ветлами...
все, все". И даже во время блестящего
петербургского бала перед его глазами
вдруг возникает деревенское
прошлое:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей...
А еще раньше Лермонтов
писал:
... Зачем семьи родной безвестный круг
Я покидал? Все сердце грело там,
Все было мне наставник или друг,
Все верило младенческим мечтам.
„ТРАНШЕИ" – МЕСТО ДЕТСКИХ ИГР ЛЕРМОНТОВА
Недалеко от барского дома, на возвышении маленькому Лермонтову были вырыты траншеи, сохранившиеся в парке до настоящего времени.
Сооружением их руководил, видимо,
какой-нибудь солдат-инвалид или
ополченец войны 1812 года. В эти
годы в Тарханах насчитывалось девять
человек ополченцев. Так что выбрать
военных „советников" мальчику
Лермонтову было из кого.
Можно представить, как нетерпеливый, живой, он внимательно следил за сооружением бастионов, вникал во все мелочи и детали строительства, торопил мужиков, назначенных копать ров, насыпать вал, плести и ставить плетни. С упоением слушал юный Лермонтов рассказы бывалых солдат о походах и сражениях. И столько же раз звучала в те дни ставшая впоследствии знаменитой фраза: „Скажи-ка, дядя..."