Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 17:01, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование темы верности и предательства в творчестве Шекспира и осмысление данной проблемы в современном обществе.
Для достижения цели нашей работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Исследовать взгляд Шекспира на мир и человека;
2. определить особенности автора в изображении пороков и добродетелей;
3. исследовать характеры самых ярких героев, раскрывающих тему «верности и предательства»;
4. выяснить причины, подтолкнувшие героев на аморальные поступки;
5. найти объяснение проблеме «верности и предательства» в современном обществе через анализ данной темы в произведениях Шекспира.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ШЕКСПИРА 5
1.1.Взгляд Шекспира на мир и человека 5
2.2 Актуальность новаторства Шекспира в изображении добра и зла 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ТЕМЫ «ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШЕКСПИРА 10
2.1 Неизбежность совершения предательства Гамлетом 10
2.1.1 Предательство во имя власти датским королем Клавдием 11
2.1.2 Неизбежность Гамлета в совершении предательства 12
2.2 Предательство как следствие ненависти к добру в трагедии Шекспира «Отелло» 14
2.2.1. Синтез трагического и доблестного мироощущения автора в трагедии «Отелло» 14
2.2.2. Столкновение Отелло и Яго как символ противоборства верности и предательства 15
2.2.3. Несовместимость философии Яго с философией Отелло 17
2.2.4. Образ Дездемоны как символ верности и оптимизма в трагедии 19
2.3 Торжество верности и прозрение через предательство в «Короле Лире» Шекспира 21
2.3.1. Лицемерие и эгоизм – первопричины трагедии короля Лира как трагедии отца 22
2.3.2. Злободневность проблемы отцов и детей, поднимаемой в «Короле Лире» 24
2.3.3. Эдгар – соратник короля в решительной борьбе со злом 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Учреждение образования Республики Беларусь
«Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
Кафедра английской филологии
Курсовая работа по курсу
«Литература страны изучаемого языка»
Верность и предательство в произведениях Шекспира
(современное прочтение)
Доп. к защите
«_____» _________________ 2010 г.
Руководитель ___________________ /Ф.И.О./
Работа защищена «_____»____________ 2010 г.
с оценкой «____»
Члены комиссии
Витебск, 2010
Оглавление
Одним из основополагающих принципов морали, мироустройства наряду с честность, доблестью, преданностью, благодарностью, любовью является верность. Это тот фундамент, на котором основываются процветающие государства, крепкие семьи, надежная дружба. Как известно, мир – это вечное противоборство, столкновение добра и зла. Именно поэтому верности всегда сопутствует предательство, что делает эти противоположные понятия единым, неразделимым целым.
Тема «верности и предательства» была актуальна для каждой исторической эпохи и для каждого человека. Не утратила, а усилила свою злободневность данная тема в современном обществе, когда людьми стали все чаще двигать корысть и зависть. В условиях, когда на первый план вышли предательство, лицемерие и равнодушие, мы считаем очень важным обратиться к величайшим учителям человечности прошлого, возвестивших нам тайну о человеке; к талантам, ставшими знатоками человеческого сердца и отношений между людьми. Именно литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека, борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью.
Титаном Возрождения по силе мысли, страстей и характера по праву считается Шекспир, ясновидец, психолог, учитель. Шекспир повернул глаза «вовнутрь» человека, обратил внимание на его внутреннюю суть, постигаемую не рассудком, а интуицией. Именно поэтому темы его произведений, проблемы, поднимаемые им – любовь и ненависть, верность и предательство - насущны для каждой исторической эпохи, внеисторичны. Пытаясь разобраться в проблеме, в причинах ее порождения, мы считаем важным обратиться к творчеству Шекспира.
Целью нашей работы является исследование темы верности и предательства в творчестве Шекспира и осмысление данной проблемы в современном обществе.
Для достижения цели нашей работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
Изучению творчества Уильяма Шекспира посвятили свою деятельность Г.А. Брандес «Шекспир. Жизнь и творчество», М.В. Урнов и Д.М. Урнов «Шекспир. Его герои и его время», М. А. Барг «Шекспир и его история». Тему «верности и предательства» раскрывают статьи А.А. Аникста «Творчество Шекспира», А.М. Пинского «Шекспир». Опираясь на труды исследователей, мы считаем необходимым детально изучить тему данной курсовой работы и достигнуть поставленных целей.
По мысли Шекспира, участь каждого человека есть результат взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. Шекспир с железной логикой показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с какой легкостью зло порой овладевает душей человека и к каким ужасным последствиям это приводит (Макбет).
В лучших трагедиях находит свое выражение то особенное жизнеощущение, трагическое и вместе с тем героическое, которое на исходе Возрождения возникает у гуманистов в результате крушения их идеалов, осознания, что новый мир, идущий на смену старому, несет с собой еще худшие формы порабощения человека, дух разнузданного хищничества. Верность природе, следование естественным влечениям человеческой натуры уже перестают быть достаточными критериями поведения и гарантиями счастья. Человек, освободившись от всех иллюзий, приходит к сознанию того, что он лишь «бедное, голое, двуногое животное» (слова Лира). [3,с.110]
Основываясь на этом, многие критики говорят о «пессимизме» второго периода творчества Шекспира. Однако этот термин требует оговорки. Пессимизм упадочный, приводящий к унынию и отказу от борьбы, чужд Шекспиру. Прежде всего, как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Шекспиром, они никогда не бывают бесцельны, но раскрывают смысл и глубокую закономерность происходящего с человеком. Гибель Макбета, Брута или Кориолана показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих человека, когда он не находит верного пути. С другой стороны, даже от самых суровых трагедий Шекспира не веет безнадежностью: в них приоткрываются перспективы лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над человеческой низостью. Гибель Ромео и Джульетты есть в то же время их триумф, так как над гробом их происходит примирение враждующих семей, которые дают слово воздвигнуть памятник их любви. «Гамлет» кончается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора; с воцарением Фортинбраса должна начаться новая эра, позволяющая надеяться на лучшую жизнь. Так же и «Макбет» кончается гибелью тирана и коронованием законного и доброго правителя. В « Короле Лире» старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к правде и к людям. [4, с.9] От трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта борьба и не всегда сулила успех.
Во многом пессимизм Шекспира
является следствием его
Глубоко реалистично и
Резкую перемену в мироощущении переживают все герои великих трагедий. Личные мотивы и конкретные условия развития духовного кризиса у них различны, не одинаковы их душевные реакции и характер поведения, степень же нравственного потрясения у всех у них предельна, а их мучительные переживания не замыкаются на личной судьбе и указывают на кризисное состояние эпохального убеждения. Сомнения трагических героев многосторонни, но направлены к определенному центру, сосредоточиваются на состоянии общества и проблеме человека.
Герои Шекспира воплощают не идею характера, а самый характер. Каждый из них — представитель определенного человеческого типа, но вместе с тем и единичная, неповторимая личность. В каждом есть не только то качество, которое составляет сущность данного характера, но и другие разнообразные человеческие качества. Нельзя сказать, что соответственно главной черте личности Шекспир наделяет ее только положительными или отрицательными качествами. Самый возвышенный герой у Шекспира обладает чертами, делающими его обыкновенным человеком, подверженным слабостям и способным совершать ошибки, тогда как злодеи, в свою очередь, не лишены свойств, позволяющих убедиться в том, что, несмотря на крайнюю бесчеловечность поступков, они все же не фантастические исчадия ада, а принадлежат к человеческому роду.
В изображении злодеев у Шекспира имеется одна особенность, подмеченная новейшей критикой. Она заключается в том, что шекспировские злодеи сознают безнравственность совершаемых ими действий. Они исповедуются перед зрителями в монологах, открыто признавая, что преследуют дурные цели. [1,с.54]
Злодеи Шекспира знают, что творят зло, и поступают так преднамеренно, находя даже удовольствие в том, чтобы причинять страдания. Являясь новатором в таком подходе к изображению злодеев в свою эпоху, Шекспир как бы предугадал актуальность таких образов в будущем. Люди, творящие зло сегодня, осознают нравственное значение своих поступков, осознают свою вину, но при этом не ищут для себя пусть ложных, но вполне моральных оправданий. Злодеи нынешнего века, осознавая несовместимость своих поступков с моралью, не прячутся, а предпочитают заявлять о себе в полный голос. Их правда в том, что каждый человек сегодня сам решает, как ему построить свою жизнь. Так и у Шекспира: хотя его злодеи субъективно и отрицают мораль, объективно она существует даже в сознании самых отъявленных преступников против человечности.
Злодеям шекспировских драм
доставляет удовольствие
Ответ Шекспира на этот вопрос является двойственным. С одной стороны, его злодеи таковы по своей натуре. Они как бы рождаются таковыми. Но, с другой, все они, как правило, обделены жизнью и в погоне за жизненными благами отбрасывают моральную щепетильность, отказываются следовать законам нравственности. [3, с.123]
Шекспир признает человечность всякого человека: короля и плебея, дворянина и буржуа, протестанта и католика, христианина и еврея, белого и темнокожего. Он не отдает нравственного предпочтения мужчине или женщине, признавая их равенство, как и вообще равенство всех людей. У Шекспира и чернейшим душам доступны естественные человеческие чувства, правда, искажаемые нравственными пороками, присущими данной личности. Так, радость мавра Аарона по поводу рождения его ребенка сочетается с жестокостью («Тит Андроник»), а нежные воспоминания Шейлока о покойной жене включают и память о стоимости бриллианта, подаренного ей к свадьбе. Злодеям и врожденно порочным людям у Шекспира доступно понимание красоты того, чем они хотят обладать, но красивые душевные движения им не свойственны. Они мыслят прозаически трезво, расчетливо, меркантильно, как Клавдий, который торгуется с богом.
Но мощь характера придает им некоторого рода величие, а это делает их характерами, эстетически значительными. К этому следует добавить еще и то, что злодеи Шекспира лишены извращенности. Им свойственно своего рода прямодушие. Наедине с собой они не хитрят. Как люди, они «нормальны», что особенно бросается в глаза при сравнениях с образами людей в литературе новейшего времени, наделенных крайне болезненной психологией. Поэтому изображение зла не принимает в произведениях Шекспира антиэстетической формы. Шекспир исключает патологические мотивы в поведении своих персонажей. Изображая безумие, Шекспир сохраняет эстетические свойства образа; Офелия, Лир, леди Макбет остаются верны своему характеру даже и в состоянии умопомрачения.
Особенно значителен Шекспир как создатель образов, воплощающих лучшие человеческие качества. Он избегает при этом ходульности, резонерства и той степени идеализации, которая превращает характеры в добродетельные манекены. Он не исключает ошибок, заблуждений и проявлений слабости в поведении таких героев. Главное же заключается в том, что он ставит их в драматические положения, и не их слова о себе, даже не положительная оценка со стороны окружающих, а мотивы поведения и сами поступки обнаруживают глубочайшее внутреннее благородство их натуры.
Сочетание морали и красоты в произведениях Шекспира сложно. Нравственно плохое не непременно безобразно в них, и, наоборот, прекрасное не обязательно в полной мере морально. Мимо красивого Шекспир никогда не проходил равнодушно. Оно всегда возбуждало его творческий интерес. Правда жизни, к которой он стремился, не исключала красоты, без прекрасного для него не было истины. Его крепкая вера в лучшее еще раз подтверждает его современность.
Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал – гуманистических чувств, то есть чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. Крушение веры, пренебрежение верностью и масштабность предательства наполняют собой содержание одной из наиболее ярких трагедий Шекспира - «Гамлет». Тема «верности и предательства» в трагедии особа важна и интересна, поскольку позволяет не только более детально подойти к раскрытию художественной идеи пьесы, но и проникнуть в тайну человеческих характеров и судеб.
Пытаясь найти объяснение торжеству предательства в век нынешний, мы не случайно обратились к трагедии «Гамлет». Вечная тема «Гамлета», делающая его вечно злободневным, - это и вечная тема современности - торжество слепой силы зла. Ведь мы сегодня зачастую предпочитаем верить слухам, чьим - то предположениям, а не самому человеку, говорим человеку только то, что ему приятно слышать, раскрываем душу тому, кто нас всегда хвалит и жалеет, а не тому, кто ругает. Так и в «Гамлете» при дворе задают тон такие ничтожные болтуны, как Полоний, процветают еще более ничтожные людишки, как Озрик; здесь с распростертыми объятиями встречают Розенкранца и Гильденстерна, всегда готовых предать друга, а такие ограниченные и неуравновешенные натуры, как Лаэрт, легко становятся орудиями преступлений.
«Мир – это неполотый сад, который растет в семя. Лишь то, что по природе своей отвратительно и грубо, владеет им». Замечания Гамлета о господстве зла в обществе весомы и справедливы. Говоря о «Бичах и насмешках жизни», герой раздвигает рамки непосредственно изображаемого в пьесе и упоминает «несправедливости угнетателя, презрение гордеца, боль отвергнутой любви, проволочку в судах, наглость чиновников и удары, которые терпеливое достоинство получает от недостойных».
Именно таким обществом, где все предпочитают закрывать глаза на подлость, предательство, ненависть, должен управлять человек, который сам во имя своего благополучия может пойти на жестокое убийство. Образ Клавдия, самого ярчайшего носителя зла в трагедии, строится на воле, энергии и хитрости. Человек, добившийся престола кровью и убийством, никогда не сможет стать для страны гарантом спокойствия и защиты. Король датский Клавдий убивает своего брата, предавая тем самым и близкого человека, и страну, которой тот правил, и собственную честь, когда-то присягнувшую на верность повелителю.
Информация о работе Верность и предательство в произведениях Шекспира