Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 17:01, курсовая работа
Целью нашей работы является исследование темы верности и предательства в творчестве Шекспира и осмысление данной проблемы в современном обществе.
Для достижения цели нашей работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Исследовать взгляд Шекспира на мир и человека;
2. определить особенности автора в изображении пороков и добродетелей;
3. исследовать характеры самых ярких героев, раскрывающих тему «верности и предательства»;
4. выяснить причины, подтолкнувшие героев на аморальные поступки;
5. найти объяснение проблеме «верности и предательства» в современном обществе через анализ данной темы в произведениях Шекспира.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ШЕКСПИРА 5
1.1.Взгляд Шекспира на мир и человека 5
2.2 Актуальность новаторства Шекспира в изображении добра и зла 7
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ТЕМЫ «ВЕРНОСТИ И ПРЕДАТЕЛЬСТВА» В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ШЕКСПИРА 10
2.1 Неизбежность совершения предательства Гамлетом 10
2.1.1 Предательство во имя власти датским королем Клавдием 11
2.1.2 Неизбежность Гамлета в совершении предательства 12
2.2 Предательство как следствие ненависти к добру в трагедии Шекспира «Отелло» 14
2.2.1. Синтез трагического и доблестного мироощущения автора в трагедии «Отелло» 14
2.2.2. Столкновение Отелло и Яго как символ противоборства верности и предательства 15
2.2.3. Несовместимость философии Яго с философией Отелло 17
2.2.4. Образ Дездемоны как символ верности и оптимизма в трагедии 19
2.3 Торжество верности и прозрение через предательство в «Короле Лире» Шекспира 21
2.3.1. Лицемерие и эгоизм – первопричины трагедии короля Лира как трагедии отца 22
2.3.2. Злободневность проблемы отцов и детей, поднимаемой в «Короле Лире» 24
2.3.3. Эдгар – соратник короля в решительной борьбе со злом 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Дездемона - полный антипод
Яго; ей нет нужды скрывать
свои поступки и мысли. Отелло
верит Яго и подозревает
И тем не менее это произведение не оставляет пессимистической убежденности в том, что добро изначально и неизбежно обречено на поражение в столкновении со злом. Предсмертное прозрение Отелло, его возвращение к вере в высокие идеалы, вере в реальность существования честности, преданности, чистоты, самоотверженности, любви - это не столько победа, сколько спасение Отелло. [3, с.142]
Настоящий триумфатор
в трагедии о венецианском
мавре, победитель Яго и спаситель
Отелло - это Дездемона. Именно в
самом образе Дездемоны
Предательство в произведениях Шекспира - это не только разочарование, крах надежд и ожиданий («Гамлет», «Отелло»). У драматурга через предательство лежит путь к очищению, исповеданию, оно может привести к победе, к прозрению и, наконец, к перерождению. Но только сильная личность способна осознать победу там, где уже поднят белый флаг.
Король Лир дошел до человеческого величия своим беспокойным умом, своей бедностью, своим бесправием. Понимание человечности героем достигается не умозрительно, а в ожесточенной борьбе. [2, с.197] Только оказавшись в положении изгнанника, Лир отказывается от привычного для него представления о величии, от прежних интересов. Его начинают волновать подлинно значительные проблемы жизни. Так нравственное потрясение героя соединяется с коренной переменой его социального положения.
Гамлет едва избежал казни, подготовленной коварным умыслом его дяди, но до конца дней он остается «принцем датским». Отелло получает отставку, в тяжкий час нависшей над головой беды его смещают с поста правителя Кипра, но он еще не утрачивает общественных привилегий. Лир, хотя и мнит себя королем, переходит, по словам Добролюбова, «в простое звание обыкновенного человека». В этом же звании оказываются граф Глостер и его сын Эдгар. Перемещение в класс обездоленных намечает новую точку зрения. [10, с.181]
У Гамлета и Отелло не было случая взглянуть на свое положение снизу вверх, оценить внутренний кризис и всю обстановку с принципиально новых позиций, применить горькие мысли не только к отвлеченному идеалу, но и к жизни, и сделать это в положении людей, лишенных всяких привилегий, однако не утративших личного и гражданского достоинства. Лиру, Глостеру, Эдгару такой случай представился. Таким образом, в «Короле Лире», в идейной, нравственной и психологической атмосфере трагедии берут исток новые суждения и умозаключения писателя, которых не было еще ни в одном произведении Шекспира.
Чрезмерная самонадеянность, сумасбродство и беспечность Лира, его сосредоточенность на своей особе, самообожание и есть следствие его варварски-бессмысленного положения, в котором он привык считать себя источником всякой радости и горя. Человек – мера всех вещей – принцип гуманистов, провозгласивших человека истинной ценностью, отвечает умонастроению Лира, но он не распространяет этот принцип дальше собственной персоны. Так, положение, занимаемое им в обществе, обусловило одностороннее развитие его личности и до абсурда раздутое самомнение. Он требует безоговорочного признания своих достоинств и добродетелей.
Такое безотчетное самообожание приводит к господству лести и лицемерия при дворе короля, каждый из подданных упражняется в своем умении врать, чтобы убедительнее выразить преданность и преклонение. Для того чтобы каждый раз доказывать самому себе свою мощь и незаменимость, он готов выслушивать неправду, выражая при этом крайнюю нетерпимость к несогласию с его взглядом, хотя бы это несогласие исходило из лучших побуждений, было искренним и обоснованным. Так, награждая зло и наказывая добро, король сам приближает трагедию.
Предательство всегда порождают ложь, лицемерие, двуличие. Эти качества не только надежно маскируют такие пороки, как зависть, ненависть, презрение, но и позволяют «злодею» долго держаться в свете «доброжелателя». Король Лир окружает себя такими «доброжелателями» не потому, что не видит их показной верности, а потому, что именно такие люди внушают ему и всему народу его незаменимость, его высокое предназначение. Но вместе с верой в силу, крепнет и эгоизм героя. Устраивая «словесный поединок» для дочерей с целью разделения имущества, он стремится в последний раз доказать подданным свой авторитет, свою непоколебимую власть.
Но каким бы жестоким и равнодушным к проблемам людей не был король, он в первую очередь отец, и поэтому желает услышать искренние слова благодарности от своих любимых дочерей. Выслушивая признания, король представить себе не может, что слова любви дочерей обернутся для него вступлением к его трагедии как короля и как отца. Его дочери оказались такими же «доброжелателями» как и вся остальная прислуга при дворе, скрывавшими жестокость и корысть под маской верности и преклонения.
Дочери предают отца, так как им больше нечего его бояться: король не может лишить их отданной им власти и богатства. А что до любви к отцу, то нам уже известно хотя бы из слов Корделии, что она у Реганы и Гонерильи была показной, точнее любви у них совсем не было. Так, поощряя фальшь и лицемерие при дворе, король сделал эти качества неотъемлемыми в отношениях между ним и его дочерьми. [8, с.197] Для детей он всегда был в первую очередь монархом, а не отцом, тем полновластным господином, перед которым было обязательным трепетать, склонять низко голову, которому всегда нужно было угождать.
У Шекспира в произведениях всегда все справедливо и оправдано. Поэтому нас так сильно удивляет та уверенность, с которой он ждет от дочерей искренних признаний в любви, а затем и милосердия. Приближая к себе людей лживых, лицемерных и корыстных, король не задумывается, что воспитывает эти качества у дочерей. Форма заискивания и беспрекословного согласия во всем с королем стала нормой поведения в присутствии его Величеств. Обманывая отца, дочери не видят в этом своей бесчеловечности, а наоборот признают норму и повседневность поведения, так как на их глазах отец сам отвергает честность и преданность верных ему людей. Так, раскрывая причины предательства, Шекспир подводит нас к проблеме отцов и детей.
Предательство близкого человека – это та рана, с которой по глубине не может сравниться ни одна другая. Тем страшнее предательство детей. Еще ужаснее понимание того, что родители сами часто подталкивают детей на предательство. Анализируя трагедию короля Лира, как трагедию отца, мы сталкиваемся в современном обществе с той же проблемой непонимания, забывчивости со стороны родителей о том, что они являются образцом подражания для детей, эталоном. Конечно, людей идеальных не бывает, но детям и не нужны идеальные родители, намного важнее для них видеть в самых близких людях желание передать им свои самые лучшие качества, а также их стремление побороть свои слабости, страхи, пороки.
Дети порой идут на обман и предательство вследствие понимания того, что они являются не личностями для своих родителей, а все лишь «резервной возможностью» воплотить в жизнь то, что сами не успели, добиться того, чего в молодости не удалось. Чрезмерная сосредоточенность на себе, не желание проникнуться душой к своим детям, разве это не предательство по отношению к ним? А предательство, как известно, порождает ответное предательство. Получается, как уже отмечалось ранее, в жизни, как в произведениях Шекспира, все справедливо и оправдано.
Шекспир раскрывает проблему предательства детей в «Короле Лире» еще с одной стороны, к сожалению, также имеющей место и сегодня. Это предательство из-за денег, из-за власти. Эта проблема стала актуальной уже тогда, когда деньги стали мерилом добра и зла, справедливости и обмана, порока и добродетели. Шекспир поднимает эту проблему, поскольку напряженные отношения между родителями и наследниками очень ярко характеризовали жизнь Лондона XVII века.
Интересуясь только своей особой, Лир пропустил закат феодальной эпохи и восход эпохи капиталистической, эпохи накопительства, где человек стоит ровно столько, сколько он имеет. Передавая наследство дочерям, он не представляет, что вручает им оружие для предательства. Самообольщение Лира продолжается и после того, как он снимает с себя корону. Почести, которые некогда оказывались ему как монарху, он считал добровольной платой себе как королю. [1, с.134] Лир не понимал, что его былой авторитет подпирали власть и богатство, ровно как и любовь его дочерей. Так, совершив главную глупость, раздав королевство, Лир терпит предательство от своих детей. Так же, как он из прихоти лишает Корделию своей любви и крова, так же и дочери выгоняют на улицу бедняка-Лира, который еще осмеливается дерзить.
Заполучив власть, дочери предают отца, изгоняя его из дома, цинично руководствуясь при этом мыслями о выгоде, а не о благополучии старика-родителя. Трагическая пьеса Шекспира подводит нас к мысли, что богатство и власть обесчеловечивают одних и приносят несчастья другим – тем, кто этого всего лишен. Богатство становится надежным мерилом человека.
Став изгнанником, Лир мог либо смириться с участью раба своих дочерей, либо восстать против несправедливого мира. И Лир предпочитает бунт. Он проклинает Регану и Гонерилью, вырывает из своей души все, что связывало его с прошлым. Его больше не прельщает королевское величие, жизнь, наполненная развлечениями – он не думает обо всем том, что ранее составляло его существование, а если думает, то только осуждает. Теперь его мучают страдания народа, безнаказанность тех, в чьих руках находится власть. Введение в сюжет линии предательства Глостера Эдмундом только указывает на то, что трагедия Лира не единична, и вскоре сам король видит в своей судьбе далеко не частный случай, что и подталкивает его, в отличие от растерявшегося, потерявшего веру Глостера, в жестокий бой против несправедливости.
Еще больше уверенности в своих поступках придают королю его соратники, единомышленники. Лир верит в свои силы, потому что вместе с ним в бой отважно бросились самые отважные и честные люди его королевства - Корделия, Эдгар, Кент.
Эдгар – это лицо не эпизодическое, стороннее в сюжете, а очень важное для понимания идейного замысла трагедии. Молодой человек столкнулся с предательством, несправедливостью и коварством, но, так же как и король Лир, он не желает находить утешение в своем вынужденном и жалком отшельничестве, скрываясь под маской Тома – сумасшедшего нищего. В отличие от льстивых подданных, Эдгар, перевоплощаясь, надевает не ту маску, которая прельщает властителей, а ту, которая ему близка к сердцу – маску народа. Так он рисует картину, которая поражает Лира, сделавшего нищего своим учителем. Именно у Эдгара король учится собранности, уравновешенности. [5, с.168]
Для времен Шекспира, ровно, как и для современности, образ борьца-Эдгара очень значителен. Своим присутствием в трагедии он выражает веру автора в непоколебимость, стойкость человеческой души при любых обстоятельствах. Это образ нового человека, способного сделать решительные шаги в мир новых чувств и представлений, чуждых эгоизму. Александр Блок советовал обратить внимание «на то, как сухо и горько в сердцах у всех действующих лиц». Действительно, в трагедии нет места восторженности, возвышенной любви, однако примечательно, что сухость и горечь – печать жестокого времени – не истребляет в Эдгаре чувства справедливости и доброты, на его честное и светлое сердце всегда можно положиться.
Своим присутствием рядом с королем, он подтверждает заявленную ранее нами мысль: предательство зачастую – это стимул к духовному росту, созиданию. Так, Лир, потерявший власть и богатства, преданный и выброшенный дочерьми, перестал быть «тенью», он стал сильнее от сознания своей правоты. И несмотря на то, что казнят Корделию, а Лир умирает прозревший от душевной муки, это трагедия не вызывает такого ощущения, что борьба против несправедливости была бессмысленна или обречена.
В «Короле Лире» крепнет и утверждается оптимизм, здесь нет беззаботной шутки, но есть здравомыслящий шут, не утративший веселости, наделенный глубоким и разносторонним чувством иронии, поддерживающим трезвую бодрость духа. В трагедии целый ряд персонажей поднимается против кровожадных хищников, потерявших всякие нормы личной и гражданской морали. Именно поэтому в «Короле Лире» вера в новую человечность обретает более реальную и широкую почву: точку зрения и жизненный опыт обездоленных.
В данной работе была исследована тема «верности и предательства» в тех трагедиях Шекспира, которые наиболее ярко и глубоко раскрывают эту злободневную проблему. Мы убедились в насущности, внеисторичности его умозаключений, идей, взглядов, пришли к выводу, что Шекспир велик тем, что, изображая пороки, не предоставляет нам решение проблемы, а заставляет нас самоанализом искоренить в душе плохое и пагубное.
Тема «верности и предательства» проходит красной нитью через произведения Шекспира, и в каждом произведении данная тема получает новую трактовку, новое видение автором. Анализируя отношения между своими современниками, Шекспир реалистично раскрывает проблему слепого, бездумного предательства родных людей («Гамлет»); жестокого, античеловеческого предательства из корысти («Король Лир»); беспочвенного предательства с целью самоутверждения, ставшее смыслом жизни («Отелло»). Примечательно, что, характеризуя предательство в разных аспектах, Шекспир сталкивает его с цельным, законченным образом верности, основанном на любви, благодарности, честности (Дездемона, Кент, Эдмунд).
Информация о работе Верность и предательство в произведениях Шекспира