Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать основные особенности французского зкзистенциализма, основываясь на работы Камю и Сартра.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать различные точки лингвистов, литературоведов, критиков, изучавших течение экзистенциализма.
Изучить основные черты экзистенциализма, и его тесную связь с литереатурой.
Определить, какую роль сыграли К. и С. в развитии такого направления философии, как экз.
Введение.......................................................................................................1
1 глава. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления
1.1. Основа философского учения......................................................................................................4
1.2. Экзистенциализм в литературе...........................................................6
2 глава. Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма на примере произведений А. Камю и Ж.-П. Сартра
2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя........................8
2.2. Альбер Камю. Биография и творчество писателя............................14
2.3. Ж.-П. Сартр и А. Камю.......................................................................16
Заключение.................................................................................................19
Список использованной литературы..........................
Содержание
Введение......................
1 глава. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления
1.1. Основа философского учения........................
1.2. Экзистенциализм в литературе....................
2 глава. Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма на примере произведений А. Камю и Ж.-П. Сартра
2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество
писателя......................
2.2. Альбер Камю. Биография и творчество
писателя......................
2.3. Ж.-П. Сартр и А. Камю..........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме экзистенциализма во Франции на примере произведений Ж. Сартра и А. Камю. Эта тема представляется нам актуальной, так как в современном литературоведении с каждым годом растет интерес к произведениям французских экзистенциалистов.
Исследуемая тема разработана достаточно полно и глубоко, существует множество монографий, диссертаций, авторефератов и статей на данную тему, большинство авторов этих научных работ серьезно разнятся в своих взглядах на поднимаемую ими проблему.
Объектом исследования является французский экзистенциализм, предметом исследования - французский экзистенциализм на примере произведений Камю и Сартра.
Методология работы определяется основными положениями экзистенциализма.
Цель данной работы: проанализировать основные особенности французского зкзистенциализма, основываясь на работы Камю и Сартра.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Основными методами исследования при решении данных задач являются следующие:
- анализ основных научных, литературно-философских
источников по изучаемой
- сравнительно-сопоставительный метод в процессе сравнения роли того или иного писателя на в развитии экзистенциализма;
Научная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы и заключения. Первая глава называется: «Основные особенности экзистенциализма, как философско-литературного направления», вторая глава - « Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма,на примере произведений К иС».
Новизна данной курсовой работы состоит в том, что мы попытаемся объяснить каковы различия и общие черты в точках зрения двух авторов на роль экзистенциализма в современной литературно-философской прозе.
Проанализировав часть литературных и литературно-философских источников, мы выдвигаем следующую гипотезу о том, что именно, камю и сартр оказали основное влияние на зарождение и развитие экзистенциализма,как философско-литературного учения.
Теоретическая ценность работы заключается в попытке обобщить знания по проблеме взаимовлияния литературы и философии и их взаимопроникновении.
Практическая ценность состоит в возможности использования выводов, сделанных в данной курсовой работе, при дальнейшем изучении экзистенциализма, как литературно-философской течения.
1 глава. Основные особенности экзистенциализма, как философско-литературного направления
Для того, чтобы наиболее полно разобраться в поставленной проблеме, необходимо обратиться к теоретической стороне вопроса, выяснить историю происхождения такого направления, как экзистенциализм и отобразить его основные положения.
1.1.Определение экзистенциализма
Экзистенциализм (от лат. Existential- существование) - это направление философии XX века, в котором наибольшее внимание уделяется сущности человека, бытие которого признается иррациональным, бессмысленным. Также это направление характеризуется идеей преодоления человеком собственной сущности.
Возникший в 20-х годах XX века, экзистенциализм, как один из вариантов ответа на поставленные развитием социума вопросы, в течение столетия выдвигается в число самых влиятельных и распространенных, особенно в Германии, Франции и испаноязычных странах, философских направлений, характеризуясь нарастающим многообразием форм экзистенциального философствования, возможно, не в последнюю очередь связанных с социальными, географическими, этническими, ментальными особенностями «стран пребывания».(1)
Система ценностей, предложенная экзистенциализмом, направлена против усредненности масс и аполитичности творческой прослойки, против слепого доверия авторитету и нежелания брать на себя ответственность, против разобщенности и озлобленности людского общества. (2)
Многие ученые, один из них Р. Мэю, считают, что экзистенциализм скорее не направление в философии, а культурное движение. Автором термина «экзистенциализм» считается Карл Ясперс. В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс в работе 1938 года называет Кьеркегора.
В 1939 году после смерти русского философа-эмигранта Льва Шестова выходит его книга «Къеркегор и экзистенциальная философия», однако знакомство Шестова с творчеством Кьеркегора произошло лишь в 1928, когда русский мыслитель написал все свои основные работы[4]. В 1943 году книгу со сходным названием выпускает Отто Больнов. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр, где экзистенциализм разделен на религиозный (Карл Ясперс, Габриэль Марсель) и атеистический (Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Мартин Хайдеггер).
К экзистенциализму близки такие религиозно-философские направления, как французский персонализм: Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа; в немецком протестантизме диалектическая теология: К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман. Своими предшественниками экзистенциалисты считают: Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. На экзистенциализм оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.[20]
«Большинству людей, употребляющих это слово, было бы очень трудно его разъяснить, ибо ныне, когда оно стало модным, экзистенциалистами стали объявлять и музыкантов, и художников... Слово приобрело такой широкий и пространный смысл, что, в сущности, уже ничего ровным счетом не означает. Похоже на то, что в отсутствие авангардного учения, вроде сюрреализма, люди, падкие на сенсации и жаждущие скандала, обращаются к философии экзистенциализма, которая, между тем, в этом отношении ничем не может им помочь. Ведь это исключительно строгое учение, меньше всего претендующее на скандальную известность и предназначенное прежде всего для специалистов и философов. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта».[13]
1.1. Основа философского учения
Экзистенциализм как философская теория познает бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта, что противоречит традициям рационализма, трактующего опосредование как основной принцип мышления. Переживание человеком окружающего мира выделяется в качестве истинного бытия, толкуемое как непосредственное человеческое существование, или экзистенция. Описание структуры экзистенции Хайдеггером, Сартром, Мерло-Понти и другими выделило в качестве структуры сознания его направленность на другое — интенциональность.
Экзистенция имеет важно свойство, она «открыта», направлена на другое. И именно это другое и становится ее центром притяжения. Хайдеггер и Сартр отмечают, что, экзистенция это бытие, устремленное в ничто и сознающее свою конечность. Хайдеггер отмечает, что выявление структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования. Среди них называются и каждодневные заботы, и страхи, а также решимость человека сделать поступок, совесть. Все они определяются через смерть. Философы – экзистенциалисты описывают различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в «пограничной ситуации», как ее определяет психолог и психотерапевт К.Ясперс, в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как суть своего существования. И обретения такого прозрения, которое санкционируется психологом, помогает справиться с критической ситуацией (например, глубокого горя и потери).[12]
Устанавливая экзистенцию через понятие конечности, философы экзистенциалисты определяют последнюю как временность, точкой отсчета которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо. Психологи Хайдеггер и Ясперс сравнивают его с судьбой, а также с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты концентрируются на значимости будущего, рассматривая его в связи с такими экзистенциалистическими формами, как «решимость», «проект», «надежда». Время утверждается через личностно-исторический характер, что определяет его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Категория историчности человеческого существования выражается, в том, что оно всегда находит себя в определенной ситуации, в которую оно «заброшено» и с которой вынуждено считаться. Экзистенция обладает свойством ситуационного характера, что определяет принадлежностью к определенному народу, социальной группе, наличие у человека тех или иных биологических, психологических образований и качеств. Итак, временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы ее конечности.[3]
Экзистенциализм является не только попыткой познать и сформулировать различные состояния человека, он не предлагает законченную философскую систему, готовые ответы, рецепты жизни, а скорее приглашает к процессу динамического исследования движущих сил в жизни клиента.
Экзистенциализм вбирает в себя религиозные традиции, но отделен от религиозных верований и церквей. Экзистенциализм утверждает то, что мы сознательно видим впереди нас, то и является той реальностью, которая с нами. Вот почему экзистенциализм делает ударение на «здесь и сейчас» - каждодневное существование. Эта философия отражает духовные предположения различного рода. Знать, что нет конечной правды – это то, что оставляет нам лишь встречу с другим в каждом моменте нашего бытия. Экзистенциализм с этой точки зрения оказывается в непосредственной близости к Восточным и Западным традициям мистицизма.[5]
1.2. Экзистенциализм в литературе
Экзистенциализм- литературное течение, развернувшееся в 30 — 60-е гг. ХХ в. и имевшее своим стержнем важнейшие концепции и идеи философии экзистенциализма. Представители этого философского направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) поставили в центр внимания проблему смысла человеческого существования, состояние переживания индивидом своего «бытия в мире». Согласно экзистенциализму, одинокая, «заброшенная» в мире личность обычно живет абсурдным, то-есть неосознанной и прикрытой ложными целями жизнью. Истинную сущность своего бытия человек открывает в кризисные моменты, когда попадает на границу жизни и смерти (так называемая экзистенциальная пограничная ситуация), т.е. переживает тяжелую болезнь, смертельную опасность, утрату близких. Именно тогда с его существования спадает обманчивая пелена бессмысленной повседневности, и человек осознает свое одиночество, делает моральный и/или экзистенциальный выбор, за который несет ответственность всей своей дальнейшей жизнью. [9]
Экзистенциалистские умонастроения наложили яркий отпечаток на лирику, прозу и драматургию указанного периода. Они, в частности, отчетливо прослеживаются в художественном творчестве А. Камю, Ж.-П. Сартра, А. Мальро, Ж. Ануя, М. де Унамуно, Мердок, У. Голдинга, Г. Носсака,А. Кобо Абе, Э. Ионеско, С. Беккета, М. Фриша, Ф. Дюрренматта и др. Экзистенциалистские идеи были фактором и источником интеллектуализации литературы и связанных с этим процессом художественных экспериментов, нацеленных на адекватную передачу соответствующего комплекса мировоззренческих концепций. В следующей главе мы попытаемся подробнее рассмотреть экзистенциализм в литературе на примере произведений самых ярких его представителей: Камю и Сартра.
2 глава. Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма, на примере произведений Камю и Сартра
Целью данной главы является попытка рассмотреть какое влияние на развитие изучаемого философско-литературного течения оказали выдающиеся французские экзистенциалисты. В связи с этим нам необходимо изучить биографию писателей и их творческий путь.
2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя.
Жан-Поль Эмар Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже, умер 15 апреля 1980 года, там же. Сартр был французским философом, представителем атеистического экзистенциализма, писателем, драматургом и эссеистом. В 1964 г. Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе, но отказался от нее.