Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать основные особенности французского зкзистенциализма, основываясь на работы Камю и Сартра.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать различные точки лингвистов, литературоведов, критиков, изучавших течение экзистенциализма.
Изучить основные черты экзистенциализма, и его тесную связь с литереатурой.
Определить, какую роль сыграли К. и С. в развитии такого направления философии, как экз.
Введение.......................................................................................................1
1 глава. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления
1.1. Основа философского учения......................................................................................................4
1.2. Экзистенциализм в литературе...........................................................6
2 глава. Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма на примере произведений А. Камю и Ж.-П. Сартра
2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя........................8
2.2. Альбер Камю. Биография и творчество писателя............................14
2.3. Ж.-П. Сартр и А. Камю.......................................................................16
Заключение.................................................................................................19
Список использованной литературы..........................
Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (1938 г.) Многие критики считают этот роман лучшим произведением Сартра, в нём он использует глубинные идеи Евангелия, но с атеистических позиций.
Жан Поль Сартр- имя уникальное не только в литературно-философской плеяде середины 20 столетия, но даже для «взорвавшей свое время» школы французских экзистенциалистов, по той хотя бы причине, что это-имя человека, впервые в экзистенциальной прозе сформулировавшего два «ультрарадикальных» ее принципа- «свобода лежит по другую сторону отчаяния» и «я принимаю вину на себя».[4]
В 1964 году Жан-Поль Сартр стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии — премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР.[10]
В том же году Сартр заявил о своем отказе от литературной деятельности, охарактеризовав литературу как суррогат действенного преобразования мира.
Мировоззрение Сартра сложилось под влиянием, прежде всего, Бергсона, Гуссерля, Достоевского и Хайдеггера, истинных приверженцев экзистенциализма.[11]
Сразу после войны Сартр выступал от имени всеобщего и пытался извлечь идею человека из-под развалин разрушенной человечности. Действительно, в годы нацизма оказалось возможным обращаться с человеком как с нечеловеком — Примо Леви называл это тайной, загадкой обесчеловечивающего взгляда, отрицавшего всякую принадлежность евреев к роду человеческому. И теперь задачей Сартра стало обрести заново человеческое через отрицание бесчеловечности. В этом он разделял моральную озабоченность ряда мыслителей (таких, как Камю), до войны испытывавших соблазн нигилизма, а после поражения Франции ощутивших потребность в восстановлении разрушенного. Такова направленность сартровской лекции «Экзистенциализм — это гуманизм»; она разочаровала поклонников «Тошноты» и «Бытия и ничто» не только потому, что представляла собой популярное наставление, но прежде всего потому, что в ней вновь извлекалась на свет ветхая реликвия: понятие гуманизма, уже заношенное до дыр в XIX веке. Однако же эта лекция стала посланием, которого ожидало целое поколение: соединяя трезвую умудренность с надеждой, она отвечала потребности найти новое основание для человека, не веря более ни в бога, ни в человеческую природу.[10]
«Характер по Сартру-такая же фикция, как и душа: нет никакого устойчивого комплекса человеческих качеств, образующих характер, так же как нет и какого-либо особого носителя сознания. Нет разных характеров, а есть разное поведение разных людей по отношению к внутренне присущей каждому свободе: либо открытое принятие своего свободного жребия, либо замаскированный трусливый отказ.[12]
Вообще, отказ от биологического детерминизма – самый главный и стоящий принцип, выдвигаемый Сартром. Человек здесь ставится во главе, он – вершина, нечто уникальное, заслуживающее внимания. Человек, благодаря влиянию Сартра, стал Человеком с большой буквы, он теперь несет ответственность, отличается от животного не только способностью членораздельно говорить. Все человечество зависит от Его решения или выбора, и это абсолютно точно позволяет говорить о том, что экзистенциализм гуманен и благороден. В этом смысле Сартр сделал огромный вклад не только в французскую философию, но и в мировую. Он сделал экзистенциализм популярным, но не так, как популярно новое направление в музыке. Философия стала общим делом, стала интересной массам, а ведь это очень важно – понять кто ты есть и для чего ты живешь, или хотя бы попытаться разобраться в этом.
Тошнота 1938 г.
В «Тошноте» мы сталкиваемся с интеграцией философии и литературы. Перед нами беллетризованная философия, или философски структурированная беллетристика. Экзистенциальная идея абсурдности бытия остается «пустой», пока не наполнится конкретным содержанием художественного видения мира, почему сартровская «Тошнота» необходима для понимания его философских воззрений.
Темы, который поднимает здесь Сартр характерны для философии экзистенциализма: человеческая судьба, абсурдность бытия, чувства страха, отчаяния, безысходности.
Это суть бытия людей, застрявших «в сутолоке дня», людей, брошенных на милость чуждой, безотрадной реальности. Тошнота-это та самая другая сторона отчаяния, по которую лежит свобода.
Герою романа Антуану Рокантену неожиданно открывается омерзительная картина обнаженного бытия, лишенного покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи. Потрясенный герой внезапно осознает, что чистое бытие – это не абстракция мышления, а нечто вроде клейкой пасты, заполонившей собой все пространство, только что наполненное светом и красками и вдруг представшее в совсем ином виде: «разнообразие вещей, их индивидуальность были только видимостью, облицовкой. Облицовка разрушилась, высвободив чудовищные бесформенные массы-оголенные в страшной бесстыдной наготе...я ненавидел эту постыдную свалку, громоздящуюся до неба, наполненную студенистой слизью...это был мир, обнаженный мир, внезапно обнаруживший себя, и я задыхался от ярости при виде этого огромного бессмысленного бытия». В Антуане произошли какие-то перемены и он пытается разобраться с ними с помощью заметок в личном дневнике. Временами на героя находит Тошнота: «Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую, мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все. Но мне это безразлично. Странно, что все мне настолько безразлично, меня это пугает. А пошло это с того злополучного дня, когда я хотел бросить в воду гальку. Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует. После этого Тошнота повторилась еще несколько раз: время от времени предметы начинают существовать в твоей руке». Интересно здесь то, что Тошнота написана с большой буквы. Это что-то невероятно значимое, не просто чувство, а чувство, которое помогает понять, что мир существует, дающее возможность этот мир осознать.
Важной темой здесь становится тема одиночества, одна из ведущих в теории экзистенциализма. Рокантен очень одинок, но он не ищет спасения от одиночества, держится в стороне от людей, считает их жалкими и пустыми. Иногда он встречает таких же, как он, «понимающих», однако признает, что «помочь мы друг другу не можем. Люди семейные сидят по домам среди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, - здесь».
Одиночество, а, следовательно, свобода, которые выбирает Антуан Рокантен, мучает его. В выходной день, когда он выходит на прогулку и наблюдает за праздными, гуляющими людьми, его одолевают приступы жалости и одновременно зависти. Этим людям не хватает свободы, которая становится частью существования главного героя, ведь он творческий человек, у него не расписания или графика. Отдыхающую толпу Антуан называет «трагической», отсюда можно сделать вывод, что он все-таки ставит себя выше других людей. К «семейным» людям Рокантен относится с пренебрежением: «Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимаю, что с ними происходит. Все, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, - все уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щелку – вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги... к сорока годам их распирает опыт, который они не могут сбыть на сторону». Сам Рокантен признает только жизнь, полную приключений, но понимает, что приключения – это миф. Герой Сартра отвергает всякий автоматизм поступков, общепризнанные стандарты поведения и мораль. В этом герой Сартра похож на героя Камю.
Природа у Сатра омерзительна и агрессивна, материальный мир в «Тошноте» состоит не из вещей, а из веществ или субстанций. Герой романа видит в них «страшную угрозу», море, например, Антуаном видится так: «НА САМОМ ДЕЛЕ море – холодное, черное, оно кишит животными; оно извивается под тоненькой зеленой пленкой, созданной, чтобы обманывать людей». Парк для Рокантена – не менее ужасен: «Дерево скребет землю под моими ногами черным когтем... вокруг меня была только желтая земля, из которой во все стороны торчали мертвые, сухие ветви».
По мнению Коссака «привлекательность сартровской позиции в этом вопросе заключается в том, что она возвышает человека, взваливая на него одного всю тяжесть решения и апеллируя к всемогуществу личной инициативы.» Отсюда и принцип принятия вины на себя. Любая жизненная ситуация у Сартра совершенно лишена каких-либо объективных детерминирующих факторов, элемент бытия-в-себе играет роль препятствия, которое надо преодолеть, и наполняет, таким образом, пустоту человеческого проекта определенным содержанием.
С точки зрения Коссака, «теория литературы Сартра оставляет в целом впечатление недостроенного здания, зияющего провалами в разных местах. Теоретический инструментарий Сартра недостаточно тонок для того, чтобы аналитически расчленить, а затем проследить диалектическую взаимосвязь различных моментов, сплетающихся воедино в процессе литературного творчества». [4]
Сартр признает, что признаком экзистенциальной философии является признание примата экзистенции над эсенцией. Сартр изображает гниение и декаданс бытия и хочет спастись утверждением свободы. Мир бессмыслен, нелеп, абсурден, и природа человека низкая. Но у человека есть свобода, которую он может противопоставить всему этому. Человек есть то, чем он себя делает, он- собственный проект.
Сартр считает необходимым начать анализ общества с индивида. Вся его аргументация сосредоточена вокруг положения о том, что историю делают сами люди, выступающие как отдельные личности, индивиды. Когда-то это положение было серьезным завоеванием социальной теории, развивавшейся в борьбе с теологическим пониманием истории. Отвергая религиозную догму, будто миром правит божественное провидение, передовые мыслители доказывали, что историю творят реальные люди, преследующие свои человеческие цели. Утверждение этой истины было необходимым шагом на пути становления социальной науки; оно означало переход от бесплодных гаданий о путях провидения к изучению действительных действующих лиц исторического процесса.
Если человек признается тотально обусловленным тем обществом, в котором он живет, а опосредованно — всей человеческой историей, то, с другой стороны, Сартр считает необходимым выявить конкретное влияние личности на общество. Он подчеркивает, что это влияние нельзя свести к тому, что личность своим действием лишь реализует некое предопределение, сама являясь пассивным передаточным звеном между абстрактной исторической необходимостью и ее осуществлением. Личность, постоянно подчеркивает Сартр, нельзя уподобить детали машины; если детали недостает, то машина перестает функционировать, но вышедшую из строя деталь можно заменить любой однотипной и от этой замены не произойдет никаких изменений в работе машины. В противоположность этому «замена» одной личности другой в каком-нибудь социальном действии ведет к изменению самого действия, оно становится другим. По глубокому убеждению Сартра, раз признано, что человек своей деятельностью превосходит ситуацию и вносит в нее нечто новое, его следует рассматривать как действительно творческую силу, участие которой в историческом процессе в чем-то изменяет его течение.
Также отношение Сартра к экзистенциализму ясно изложены в труде «Экзистенциализм- это гуманизм». В этом труде он защищает данное философское направление от обвинений в пессимистичности, нигилизации традиционных ценностей, призыве к квиетизму- пассивности. Его размышление последовательно переходит от вопроса к вопросу. Для того, чтобы объяснить понятие экзистенциализма, Сартр сравнивает позиции классических философов-рационалистов XVIII-XIX веков (Декарт, Лейбниц, позднее Вольтер, Кант) со своими. Если эссенция предшествует экзистенции, то Бог творит человека, закладывая в него определенное понятие, благодаря которому возможно существование человека. Сартр сравнивает творение человека с изготовлением ножа: «Таким образом, понятие "человек" в божественном разуме аналогично понятию "нож" в разуме ремесленника. И бог творит человека, сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства. Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном разуме». Упразднение Бога у философов – атеистов не повлияло на эту концепцию, переименовав «Божий замысел» в «человеческую природу», одинаковую у всех.
Для атеистического экзистенциализма характерен обратный взгляд. Сначала человек существует, и в начале это существование не определимо понятием, поскольку собственная сущность реализуется человеком лишь в процессе существования, по своей воле. «Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.» Под словами «делает себя сам» подразумевается наличие у человека желаний и воли, которые развиваются по ходу существования, с помощью которых человек меняется. Это у Сартра называется субъективностью. Человек для Сартра это проект, который переживается субъективно, тем он возвышается над остальной природой. До появления человека на свет не существует ничего, он сначала существует, а потом уже обретает сущность. В таком случае человек ответственен за то что он есть. «Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» - подытоживает Сартр.
Однако у субъективизма есть еще одно значение. Человек ответственен не только за себя, но и за всех остальных людей. Он не может выйти за пределы своего сознания, своей субъективности. Это Сартр называет глубоким смыслом экзистенциализма. Человек, делая собственный выбор, делает его за всех людей сразу, выбирает для человечества благо, ибо он не может выбрать зло. Своими действиями, по мнению Сартра, мы творим образ идеального человека и утверждаем определенные ценности. Так он приводит пример : «Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе – наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, – то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.»
2.2. Альбер Камю. Биография и творчество писателя
Альбер Камю родился 7 ноября 1913года в Мондови (ныне Дреан), Алжир, умер 4 января 1960 года в Вильблевене, Франция — французский писатель и философ, придерживающийся идей экзистенциализма, при жизни получил нарицательное имя «Совесть Запада». Был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1957 году.
Альбер Камю родился в семье рабочего. Отец-смотритель винного подвала в винодельческой фирме, мать- была сначала безработной по состоянию здоровья, после смерти отца работала сначала на фабрике,потом уборщицей.
В 1918 г. Альбер пошел в начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 г. после он поступил в лицей, где познакомился с французской культурой, начал играть в футбол, который повлиялна него, так как спорт и игра в команде сформировали у Камю чувство долга и мораль.