Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:54, курсовая работа
Цель данной работы: проанализировать основные особенности французского зкзистенциализма, основываясь на работы Камю и Сартра.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать различные точки лингвистов, литературоведов, критиков, изучавших течение экзистенциализма.
Изучить основные черты экзистенциализма, и его тесную связь с литереатурой.
Определить, какую роль сыграли К. и С. в развитии такого направления философии, как экз.
Введение.......................................................................................................1
1 глава. Основные особенности экзистенциализма как философско-литературного направления
1.1. Основа философского учения......................................................................................................4
1.2. Экзистенциализм в литературе...........................................................6
2 глава. Влияние французских писателей на формирование и развитие экзистенциализма на примере произведений А. Камю и Ж.-П. Сартра
2.1. Жан Поль Сартр. Биография и творчество писателя........................8
2.2. Альбер Камю. Биография и творчество писателя............................14
2.3. Ж.-П. Сартр и А. Камю.......................................................................16
Заключение.................................................................................................19
Список использованной литературы..........................
В 1932-1937 гг. Альбер Камю учился в Алжирском университете, где изучал философию. В это важнейший период в жизни любого человека Камю ипытал влияние А. Жида, Ф. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом был в это время Жан Гренье- писатель и философ, рказавший значительное влияние на молодого Альбера Камю. В мае 1936 г. получил степень магистра философии, примерно в это же время начал работу над повестью Счастливая смерть. С этого времени Камю уже можно связывать с экзистенциализмом, он начинает изучать произведения С. Къеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса.
Позиция в экзистенциализме
Сам Камю не признавал, что он является философом и уж тем более экзистенциалистом. Тем не менее нельзя отрицать, что работы представителей этого направления оказали наибольшее влияние на творчество писателя. Немотря на то, что, говоря о французском экзистенциализме, Камю и Сартра часто ставят в один ряд, нам не представляется возможным считать их одинаковыми или слишком похожими в их отношении к экзистенциализму. Например, в отличие от Сартра, Камю полагал единственным возможным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что человек совершает бессмысленную работу, потому что находит удовлетворение в безрезультатности собственных усилий. По мнению Камю, такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте.[21]
Альбера Камю относят к сторонникам атеистического экзистенциализма. Одна из ключевых идей его философии: «если существует грех против жизни, то он, видимо не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». [2]
Специфику позиции Камю соствил отход от экзистенциалистской точки зрения на природу как нечто изначально враждебное человеку.[21]
Взгляды Камю претерпели значительные изменения. Внимание начинающего автора сосредоточено на онтологичеких и гносеологичеких проблемах. Анализ понятий бытия, существования, случайности, свободы приводит его к выводам о тотальной абсурдности существования, изначальном и непреодолимом конфликте между людьми, свободе как имманентно присущем человеку состоянии. В этическом плане эти положения выливаются в концепцию имморализма, нашедшую свое художественное выражение в пьесе « Калигула». Проблемам абсурдизма и индивидуализма посвящена его повесть « Посторонний». В годы войны и первые послевоенные годы в центре эстетики Камю оказывается проблематика бунта во всех его ипостасях. Лейтмотивом эссе «Бунтующий человек» является тезис «я бунтую, следовательно, мы существуем». Бунт имеет 2 формы выражения – революционную деятельность и творчество. Предпочтение Камю отдает второй его ипостаси- творчеству, искусству. Политичекой революции он противопоставляет революцию культурную. Вслед за Сартром он выдвигает новое для экзистенциалистской эстетики положение об ангажированности литературы. Тема человеческой солидарности, совместной борьбы против зла- магистральная для « Писем к немецкому другу», повести « Чума». В годы, непосредственно прешествовавшие трагической гибели Альбера Камю, его пессимизм усиливается в повести « Падение». Камю показывает, что человек порочен по своей природе и неисправим, поэтому для него нет ни выхода, ни надежды.[12]
Посторонний (1942 г.)
В этой работе в качестве образца мы будем рассматривать повесть Камю «Посторонний», так как это произведение принято считать классической иллюстрацией идей экзистенциализма.
Главный герой повести – мужчина средних лет, проживающий в Алжире, только вскользь упоминается его фамилия – Мерсо. Человек этот как может приспосабливается к предлагаемым условиям, ненавидит ложь, вернее сказать, не понимает, зачем она нужна. В этой книге интересны не происходящие события, а реакция на них главного героя, а точнее отсутствие реакции как таковой. На похоронах матери Мерсо не плакал, пил кофе и очень рано уехал домой, что очень поразило окружающих людей. Однако Мерсо не понимает, в чем его вина, видимо поэтому он остается посторонним для общества, привыкшего действовать по абсурдным правилам. Автор не порицает своего героя, ведь порицать – удел традиционного общества. Все повествование пропитано атмосферой абсурда. Мерсо сухо и бесстрастно рассказывает, что он сделал, не делая разницы между распитием кофе, походом в кино, смертью матери и убийством. Абсурдны здесь и доводы присяжных, ведь окончательным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах матери.
Камю выразил идею книги в парадоксальной форме: «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти».
В предисловии к американскому изданию повести Камю сказал напрямик: «Герой книги осужден потому, что не играет в игру тех, кто его окружает. В этом смысле он чужд обществу, в котором живет, он бродит в стороне от других по окраинам жизни частной, уединенной, чувственной. Он отказывается лгать... Он говорит то, что есть на самом деле, он избегает маскировки, и вот уже общество ощущает себя под угрозой». И это общество не изменилось по сей день, принципы его все те же, эмоции те же и отношение к таким, как Мерсо то же. Поэтому повесть Камю, как и экзистенциализм актуальны на сегодняшний день.
2.3. Ж.-П. Сартр и А. Камю
У Сартра и Камю было немало общего. Камю, как и Сартр, – левый интеллектуал, представитель философии атеистического экзистенциализма, писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии, участник французского Сопротивления.
В отличие от Сартра, Камю, хотя и получил философское образование, так и не стал философом в строгом смысле слова. Камю был скорее продолжателем той линии в литературе, которая получила название французского морализма. Впервые это отметил Сартр в своей рецензии на роман «Посторонний»: «Самый его метод («сочетание самоочевидных истин с уравновешивающим их сердечным пылом может открыть нам доступ одновременно и к душевному волнению, и к ясности») побуждает думать не столько о немецком феноменологе или датском экзистенциалисте, сколько о «страстных геометрических выкладках» Паскаля, Руссо…»[2]
«Посторонний» Камю – не философия абсурда, а роман об абсурде. Камю стремился преодолеть иллюстративный характер художественного произведения. В рецензии на первый роман Сартра «Тошнота» он критиковал автора за излишнюю теоретичность произведения.
Камю считает, что «Тошнота» лишена художественной цельности, это не роман, а монолог, «экстравагантная медитация» рассказчика, столкнувшегося с абсурдностью жизни. В романе Сартра равновесие между философией и литературой нарушено, «теория наносит ущерб жизни». Так, сама форма повествования – дневник интеллектуала, – уже предполагает наличие некоего смысла. Герой Сартра Артур Рокантен в конце романа избавляется от «тошноты», решив написать книгу. «Из первоначального сомнения родится, вероятно, «Я пишу, следовательно, я существую». Нельзя не отметить смехотворного несоответствия подобной надежды тому бунту, что породил ее»[14].
В марте 1939-го в «Альже Репюбликэн» была опубликована рецензия Камю на «Стену» Сартра. По мнению Камю, повышенное внимание Сартра к темным сторонам жизни означает ограниченность его мировосприятия. Камю увидел у Сартра пристрастие к людям бессильным, «которое вынуждает его выбирать персонажей, дошедших до края собственного «я» и споткнувшихся о пустоту, которую им уже не одолеть». «В самом деле, – пишет Камю, – его герои свободны. Но их свобода им ни к чему. По крайней мере так полагает господин Сартр. Захватывающий интерес этих страниц, нередко просто потрясающих, их жестокая патетика проистекают из свободы. Ибо в этом универсуме человек освобожден от всех пут предрассудков, иногда и от своей природы, и принужденный к самосозерцанию, сознает глубокое безразличие ко всему тому, чем он не является. Он одинок, он заперт в своей свободе. Это свобода во времени, и лишь смерть дает ей кратковременное и головокружительное опровержение. Удел такого человека абсурден. Дальше он не пойдет, и чудеса тех утренних часов, когда жизнь возобновляется, лишены для него смысла».
В этой статье мы видим как близость взглядов Камю и философии Сартра, так и их различие (употребление Камю понятия «природа человека», ставшего позднее главным пунктом его расхождения с экзистенциализмом Сартра). Эти размышления предвосхищают основные идеи «Мифа о Сизифе».
Сартр откликнулся на произведение Камю большой статьей «Разбор «Постороннего». «Вопреки своей самодостаточности, книга сохраняла некую двусмысленность», неясно было, как автор относится к своему герою. В «Мифе о Сизифе», появившемся несколько месяцев спустя, сам Камю дал отчетливый комментарий к своей повести: ее герой ни добр, ни зол, ни нравствен, ни безнравствен. …Он принадлежит к особой породе людей, которую Камю именует людьми абсурда. Но под пером Камю это слово имеет два достаточно разных значения: абсурд одновременно и действительное состояние вещей, и ясное осознание этого тем или иным лицом. «Человек абсурда» – тот, кто решается извлечь все необходимые выводы из абсурдности самих вещей… Но что такое абсурд как действительное состояние, как исходная данность? Не что иное, как отношение человека в мире. Первичная абсурдность являет себя прежде всего как разрыв: разрыв между стремлением человека к единству и непреодолимым дуализмом духа и природы, между страстной тягой человека к вечному и конечностью его жизни, между «заботой», составляющей самую его суть, и тщетностью стараний. Смерть, множество истин и существ, несводимое к чему-то одному, непостижимость бытия, власть случая – таковы полюсы абсурда»[15].
Итак, Сартр и Камю решительно утверждают, что человек таков, каким он хочет себя видеть. Они отвергают биологический и социальный детерминизм, который, по их мнению, приводит к пессимистическому выводу: мы такие от природы и ничего с этим сделать не можем. Но совсем другое дело, если человек свободен, сам себя делает. В этом случае каждый ответственен за свои поступки и недостатки. Каждый человек должен придавать сам смысл своей собственной жизни, сам формировать свою личность. Свобода – это всегда самодетерминация, сознательная активность. В связи с этим, самостоятельно делая выбор, мы ответственны не только перед собой, но и перед всем человечеством. С точки зрения французских экзистенциалистов, в результате многогранной творчески-созидательной деятельности человека формируются новые ценности и новая культура. Единственный путь к обретению новых ценностей и новой культуры лежит через себя, в связи с этим Сартр и Камю обязывают пережить ситуацию долга и ответственности, ведь каждое сознательное решение несет на себе отпечаток самопроизвольности, присущей сознанию.
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что А. Камю и Ж.-П. Сартр имели огромное влияние на развитие экзистенциализма. В их работах отражаются основные тезисы философии существования: темы одиночества, отчаяния, смысла жизни, безысходности, тема противостояния человека обществу. Камю и Сартр также привнесли много нового в экзистенциализм. Например, Сартр провозгласил экзистенциализм гуманизмом. Оба писателя развивали идеи экзистенциализма, делали их общедоступными, понятными для масс. Вклад Камю и Сартра невообразимо ценен не только в философском плане, но и в литературном. Такие произведения, как «Тошнота», «Посторонний», «Чума» считаются и по сей день необходимыми к прочтению каждому человеку.
Список использованной литературы