Влияние русского футуризма на творчество Сергея Михалка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение поэзии С. Михалка с целью выявить черты русского футуризма.
В ходе написания курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
а) дать дефиницию термину «рок-поэзия»;
б) охарактеризовать основные признаки русского футуризма;
в) охарактеризовать влияние футуризма на творчество С. Михалка;
г) рассмотреть образы бунтарей и диктаторов в альбоме «Рабкор».

Содержание работы

Введение 3
1 Творчество С. Михалка и современная рок-культура 5
1.1 Понятия «рок-поэзия», социальный рок» 5
1.2 Понятие «русский футуризм» 8
2 Футуризм и творчество С. Михалка 12
2.1 Творчество Сергея Михалка и рок-группы «Ляпис Трубецкой» 12
2.2 «Игра» в футуризм в альбоме «Рабкор» 13
2.3 Образы бунтаря, диктатора, революции в альбоме «Рабкор» 17
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

kursach_1_1.docx

— 173.24 Кб (Скачать файл)

«Играя» в футуризм, Михалок в рассматриваемом альбоме воссоздает соответствующую эпоху 20-х годов прошлого века. Само название альбома «Рабкор» (сокращение от словосочетания «рабочий корреспондент») обращает нас к советской действительности.

В песне «Броненосец (Ты ни при чем?)» поэт также отсылает слушателя к советской действительности при помощи образа броненосца «Потемкин» и одноименного фильма Сергея Эйзенштейна. Однако образ этот оторван от современной  ему действительности и подан  при помощи приема воспоминания, в  связи с чем приобретает нарицательный  характер:

 

Вспомни «Броненосец “Потемкин”»,

Выплюнь гнилое мясо,

Сколько можно грызть объедки

Со столов господ-пидарасов?

 

Тысячи наших братьев,

Умирают во имя свободы,

Полиция дрочит властный орган

За пакет социальной блевоты [12].

 

 

2.3 Образы бунтаря, диктатора, революции в альбоме «Рабкор»

 

Значительное место в  художественном мире альбома «Рабкор» занимают образы бунтарей и бунтарства. Например, в песне «Броненосец (Ты ни при чем?)»:

 

«По миру волна демонстраций,

Вгоняет тиранов в дрожь,

Торчит рояль из баррикады,

На нем танцуют Спартак  и Гаврош» [12].

 

Образ торчащего из баррикады рояля отсылает нас к стихотворению В. В. Маяковского «Приказ по армии искусства»:

 

Канителят стариков бригады 

канитель одну и ту ж.

Товарищи!

На баррикады! – 

баррикады сердец и душ.

Это мало – построить парами,

распушить по штанине канты.

Все совдепы не сдвинут  армий,

если марш не дадут музыканты.

На улицу тащите рояли,

барабан из окна багром!

Барабан,

рояль раскроя ли,

но чтоб грохот был,

чтоб гром. [15, с. 43]

 

Спартак – римский раб-гладиатор, возглавил восстание на территории современной Италии в период 74 до н. э. – 71 до н. э.

Образ Спартака, восставшего  раба, является одним из центральных  в альбоме. Так, название альбома  «Рабкор» можно трактовать как «музыка восставших рабов». Об этом говорил и сам С. Михалок:

«”Рабкор” – это очень емкое и очень многозначное понятие. С одной стороны, это звучит как название музыкального стиля, по аналогии с хардкором, ска-кором, это такая музыка восставших рабов. И я могу сказать, что новый альбом будет самым яростным и жестким из всех записей, когда-либо сделанных группой Ляпис Трубецкой» [16].

Гаврош – персонаж романа Виктора Гюго «Отверженные», жизнерадостный, дерзкий на язык, пронырливый и одновременно храбрый и отзывчивый парижский бездомный сорванец, погибший на баррикаде в ходе событий парижских беспорядков в июне 1832 года.

Этот образ не впервые  представлен в творчестве С. Михалка. Так, его можно встретить в песне «12 обезьян» из альбома «Manifest»:

 

Маленький Гаврош, наивный принц –

Для тебя борьба, как карнавал.

Ты искал свободу без  границ,

Ты на баррикадах пел и  танцевал [12] .

 

Все три временных отрезка (античность, Великая французская  революция, 20-е годы XX в.) не только в поэзии С. Михалка, но и в культуре как таковой ассоциируются с бунтом, восстанием против тирании. Объединение их в одно целое в песне «Броненосец» порождает единый, универсальный образ бунтаря.

Образам бунтарей в альбоме  противопоставляются образы диктаторов. Это могут быть как вымышленные,  мифологические персонажи, так и реальные личности, например, лидеры современных государств.

Так, в рассматриваемом альбоме высмеивается президент Российской Федерации В. В. Путин. Название песни «Путинарода» благодаря слитному написанию является каламбуром, отсылающим нас к образу политика. В самом тексте песни наблюдается сатира на В. В. Путина:

 

Путинарода, путинарода – горы, моря и леса!

Путинарода, путинарода – хлеб, молоко, колбаса!

Путинарода, путинарода – штанга, дзюдо, бадминтон!

Путинарода, путинарода – кирпич, железо, бетон! [12].

 

Дзюдо – вид спорта, которым  занимается лидер Российской Федерации. Упоминание бадминтона отсылает нас к сатирическому стихотворению Дмитрия Быкова «Путин и Мужик»:

 

«Да не бойсь, – промолвил Путин, –

Мы с Димоном просто так.

Просто, нынче за обедом,

Доедая эскалоп,

Мы подумали с Медведом,

Замутить ещё бы чтоб?

Всё мы делали, чего там,

Забавляли всю страну:

Управляли самолётом,

Погружались в глубину,

Нежной дружбы не таили,

Пели рок, коров доили,

Твиттер, свитер, Макинтош,

Лыжи, танцы – всё, что  хошь.

И при звоне чашек чайных

Был ответ произнесён:

Мы ни разу на комбайнах

Не играли в бадминтон!» [16, с. 125]

 

Параллельно образам реальных политических деятелей в альбоме  существуют образы вымышленных диктаторов. Например, в песне «Панас»:

 

Забей мяне, забей маіх сяброў

Бяры маё жыццё, бяры маю кроў

Кравапійца Панас, лётай з голай сракай

Надыйдзе час – здохнеш, як сабака

 

Музыка іграе, дзеўкі пяюць

Злодзея Панаса чэрці нясуць

Музыка іграе – здох Панас

Новае жыццё – новы час [12].

 

Панас практически лишен отличительных черт, поэтому в нем трудно угадать какого-то определенного политика. Песня является своего рода обращением простого человека к диктатору с целью донести до него понимание того, что революция скоро произойдет. Поэтому для поэта было важно, чтобы Панаса можно было идентифицировать с любым политическим лидером, поскольку поэт не призывает к революции в пределах какого-то определенного государства, в его творчестве  превалирует идея интернациональной, мировой революции. Таким образом, наравне с универсальным образом бунтаря в альбоме «Рабкор» «живет» универсальный образ диктатора:

 

Рабское клеймо – общая  проблема:

Минск, Киев, Москва, Астана.

Разные фамилии – одна эмблема,

Адольф Виссарионович  Сатана! [12].

 

Однако поэты-футуристы  и С. Михалок по-разному понимают революцию. Футуристы призывали к революции со всей серьезностью, искренне веря в ее необходимость и оправданность.

Сергей Михалок же сдержаннее относится к революции. Понимая тщетность насильственных методов «не в то время и не в том месте», поэт призывает в первую очередь к революции в общественном сознании:

«Сейчас происходит гораздо более важная вещь, чем уличные акции, – революция в сознании. Только в последнее время я стал видеть множество людей, которые пусть не готовы к прямому действию, но уже стали интересоваться политикой и как минимум отдавать себе отчет в том, что при нынешнем режиме чувствовать себя полноценной личностью невозможно. Рано или поздно это обязательно во что-то выльется. Сейчас пока время для партизанской войны – доставлять серьезное беспокойство системе и при этом не быть обнаруженным. У мощной империи нельзя выиграть в каком-то одном сражении. Если мы все, условно хорошие, соберемся сейчас в чистом поле, хватит двух танков и нескольких полков ОМОНа, чтобы ввалить нам как следует и потренироваться на живом мясе. Так что надо перетерпеть. Главное, что среди молодежи появляется все больше и больше людей с антисистемным настроением. Их гораздо сложнее зомбировать, они все понимают. Это уже не наше поколение апатичных циников, которые весело бухали, посылали всех на х.й, радовались тому, что нас не трогают, а потом, когда поседели и постарели, схватились за голову: мать вашу, а всех-то зачистили! Молодежь совсем другая, она все время что-то мутит, во все вмешивается. Еще пять-семь лет – и таких людей станет большинство. Тогда перемены наступят сами собой» [18, с. 69].

Однако лирический герой  альбома «Рабкор» призывает именно к полноценной революции, к силовым акциям. Это является частью «игры» в футуризм. Однако С. Михалок высказывает и свою реальную позицию по этому вопросу в завуалированном виде. Например, в песне «Рабкор»:

 

Политзаключенные, продажная  фемида,

Огонь инквизиции жжёт сердца!

Скотный двор у разбитого  корыта,

Даёшь саботаж, рабкор до конца! [12].

 

Упоминание скотного двора  является, вероятнее всего, отсылкой к одноименной повести Джорджа  Оруэлла.

«Скотный двор» (англ. Animal Farm: A Fairy Story) – изданная в 1945 году сатирическая сказка (a fairy story), называемая также антиутопией, Джорджа Оруэлла. В сказке изображена эволюция состояния животных, изгнавших со скотного двора (первоначально называвшегося ферма «Усадьба») его предыдущего владельца, жестокого мистера Джонса, от безграничной свободы к диктатуре свиньи по кличке Наполеон.

В сказке Оруэлл показал  перерождение революционных принципов  и программ, то есть постепенный  переход с идей всеобщего равенства  и братства к тоталитаризму. «Скотный двор» – притча, аллегория на революцию 1917 года и последующие события в России.

Таким образом, в произведениях  С. Михалка, внешне полностью отвечающих требованиям эстетики футуризма, завуалированы идеи, противоречащие этим требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В данной курсовой работе была изучена поэзия Сергея Владимировича  Михалка.

В результате предпринятого  нами исследования были сделаны следующие  выводы:

1. Правомерно заявлять о принадлежности творчества С. Михалка к такому культурному течению, как постмодернизм.

Если рассматривать творчество С. Михалка как «типичный продукт своей пост-модернистской эпохи», то можно говорить о поэзии как об игре.

2. Для рокеров актуальными оказываются в первую очередь «альтернативные» традиции – сами по себе основанные на «негативном» / «нигилистическом» подходе к предшествующему поэтическому канону. Особое место в этом ряду занимает обширная традиция русского поэтического авангарда в лице футуризма.

3. Из всех русских поэтов-футуристов наибольшее влияние на Сергея Михалка оказал Владимир Маяковский.

4. Футуризм для С. Михалка – объект «игры». Поэт не ставит перед собой задачу воссоздать футуристическую поэзию в полной мере. Основные акценты ставятся на футуристическую форму и бунтарство поэзии, анархичность мировоззрения.

5. С. Михалок в определенной степени придерживается канонов поэтики модернизма. Но «игра» заключается в том, что на самом деле он не экспериментирует в области ритмики, не создает новые стихотворные формы, а использует уже готовые формы футуризма. Таким образом, С. Михалок и следует канонам футуризма, и противоречит им.

6. Значительное место в художественном мире рок-альбома «Рабкор» занимают образы бунтарей и бунтарства, тиранов и тирании, образ революции.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Щербенок, А. Слово в русском роке  / А. Щербенок // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Вып. 2. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. – С. 57 – 66.

2. Кормильцев, И. Рок-поэзия в русской культуре : возникновение, бытование, эволюция / И. Кормильцев // Русская рок-поэзия : текст и контекст. – Вып. 1. Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. – С. 32-40.

3. Бауман, З. Свобода / З. Бауман. – Москва: Новое издательство, 2006. – 186 с.

4. Кропоткин, П. А. Речи бунтовщика / П. А. Кропоткин. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 256 c.

5. Торчинов, Е. А. Буддизм: Карманный словарь / Е. А. Торчинов. – СПб. : Амфора, 2002. – 291 с.

6. Новая философская энциклопедия [электронный ресурс] – Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/2671.html – Дата доступа: 03.03.2013

7. Черняков А. Н., Цвигун Т. В. Поэзия Е. Летова на фоне традиции русского авангарда (аспект языкового взаимодействия) / А. Н. Черняков,       Т. В. Цвигун // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 2. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. – с. 86-89

8. Слово. Серебряный век  [электронный ресурс] – Режим доступа: http://slova.org.ru/n/futurizm/ – Дата доступа: 03.03.2013

9. Википедия [электронный ресурс] – Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BA,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9 – Дата доступа: 03.03.2013

10. Планета TATOO [электронный ресурс] – Режим доступа: http://tattoo-magazine.kiev.ua/index.php?id=31 – Дата доступа: 03.03.2013   

11. Официальный сайт группы  «Ляпис Трубецкой» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://lyapis.com/262/ – Дата доступа: 03.03.2013

12. Михалок, С. В. Рабкор [электронный ресурс] / С. В. Михалок – Режим доступа: http://lyapis.com/img/rabcore-lyrics.doc – Дата доступа: 03.03.2013

13. Хабибуллина, Л.Ф. Функция пародии и игры в текстах группы «Ляпис Трубецкой» / Л.Ф. Хабибуллина // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 5. – Тверь : Твер. гос. ун-т, 1998. – C. 51 – 59.

14. Коробко, Л. Ф. Философия XX века: школы и концепции / Л. Ф. Коробко. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – 211 c.

15. Маяковский, В. В. Сочинения в 2-х т., т. II. – М., 1988. – 456 с.

Информация о работе Влияние русского футуризма на творчество Сергея Михалка