Записки из мертвого дома достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

«Мертвый дом» - это острог, в котором собраны разные люди, разные и по социальному положению, и по тяжести совершенного преступления. В произведении Достоевского, острог – это узкая общность людей, живших по собственным правилам, против которых никто не смел восстать. Личности, находящиеся в остроге – это, чаще всего, личности сильные, неразрывно связанные с окружающей их средой.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 «Записки из мертвого дома», как повесть о жизни в каторге

«Мертвый дом» – это изображение  каторжных, которых никто не изображал  наглядно до «Мертвого дома»,- писал  Ф. М. Достоевский.

а) обитатели «Мертвого дома»;

«Мертвый дом» - это острог, в  котором собраны разные люди, разные и по социальному положению, и по тяжести совершенного преступления. В произведении Достоевского, острог – это узкая общность людей, живших по собственным правилам, против которых никто не смел восстать. Личности, находящиеся в остроге – это, чаще всего, личности сильные, неразрывно связанные с окружающей их средой.

б) Горянчиков – герой-повествователь;

Повествование в «Записках из мертвого дома» ведется от лица каторжанина  Горянчикова Александра Петровича. В поле зрения Достоевского:

1) взаимоотношения Горянчикова  с каторжанами;

Сделав Горянчикова главным  героем, писатель зорко следит за временем, проведенным им в каторге, следит и за теми, кто его окружает. Это  помогает автору отразить психологизм  отношений главного персонажа и  каторжан, а также показывает героя в окружающей его действительности.

2) жизнь Горянчикова вне каторги;

Главный персонаж был скрытен и  намеренно изолировал себя от общества, общаясь лишь с дочерью своей  хозяйки девочкой Катей. Появление  ребенка в описании жизни Горянчикова символично. Идеально-бескорыстный облик ребенка сопряжен у Достоевского с поиском и «сохранением в человеке «лика человеческого».

 

Записки Горянчикова скрывают за собой  самого автора, являясь отчасти его  автобиографической повестью. Именно художественный очерк в форме «найденных записок» приближает к документальности, архивности, необходимой автору для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого.

Абстрактно-отвлеченная манера рассказа Горянчикова как нельзя лучше помогает Достоевскому высказать свои суждения, наблюдения, оценки, тем самым ненавязчиво подводя читателя к мысли о необходимости обладания высоким духом, чтобы, пережив каторгу, остаться человеком, не потерять своей души, а напротив, страдая нравственно и физически, позволить ей возродиться и окрепнуть. Впоследствии эта мысль будет развита в более поздних романах Достоевского. Теперь же нашей задачей является необходимость наблюдения над тем, как законы формы, построения художественного очерка помогли Достоевскому подвести читателя к этой мысли.

В 30-50-е гг. XIX века в России революционное  движение получило мощный толчок к  развитию, вызванный не только внутренними  причинами, но и серией революций  в Европе. Пороки самодержавно-крепостнической  системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись перемен от власти, начала решительную борьбу за демократические преобразования. В 1847 году Ф.М. Достоевский сближается с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским и начинает посещать его знаменитые «пятницы», где находит круг новых друзей. Число сторонников «петрашевцев» постоянно расширяется. Горячо обсуждается в кружке необходимость отмены крепостного права, ограничения самодержавия, реформы судопроизводства, а также новейшие социалистические учения (работы французских социалистов и немецких философов). Радикальные настроения «петрашевцев» подогреваются событиями февральской революции 1848 года в Париже. На одной из «пятниц», 15 апреля 1849 года, Ф.М. Достоевский читает запрещенное тогда «Письмо Белинского к Гоголю», в котором содержалась резкая критика самодержавно-крепостнической России.

Однако кружок был разгромлен, судьба многих членов кружка была предрешена: 23 апреля 1849 года тридцать семь его  участников, в том числе и Достоевский, оказываются в Петропавловской крепости... Мужественно пережил писатель семимесячное следствие и был приговорен к смертной казни…

22 декабря 1849 года Федора Михайловича  Достоевского вместе с целой  группой вольнодумцев, признанных  опасными государственными преступниками, вывели на Семеновский плац в Петербурге. Жить ему оставалось минут пять, не более. Прозвучал приговор – «отставного инженер – поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием». Рассыпалась барабанная дробь, через площадь проскакал адъютант Его Величества императора, и глухо, словно в туманном и кошмарном сне, донеслись его слова:

- Его Величество по прочтении  всеподданнейшего доклада… повелел  вместо смертной казни… в каторжную  работу в крепостях на четыре  года, а потом рядовым…

Жизнь… Она «вся пронеслась вдруг  в уме, как в калейдоскопе, быстро, как молния и картинка», - вспоминал  Достоевский. Зачем такое надругательство? Нет, с человеком нельзя так поступать.

С января 1850 г. по январь 1854 г. Ф.М. Достоевский  пробыл в Омском остроге. Там он сполна познал все стороны каторжной жизни, там выстрадал он новый взгляд на народ, новую веру в человека. После освобождения из острога Достоевский служит рядовым в Семипалатинске, в конце 1885 года получает чин унтер-офицера, а через год - прапорщика. Достоевский использует все возможные пути для возвращения гражданских прав и прежде всего - права печататься. А для того, чтобы вернуться в большую литературу, добиться в ней прочного положения, надо было, прежде всего, завоевать внимание публики.

Федор Михайлович Достоевский, гораздо  непосредственней, чем раньше, вторгается в сферу современных общественных отношений, обнажая их уродливость, ненормальность, показывая, к каким  извращениям человеческой природы  приводят они в современных характерах. Для этого он с помощью рассказчика - очевидца и часто участника событий вводит нас в недра той или иной среды - провинциального городка, помещичьей усадьбы, сибирского острога и выходит в итоге к широким обобщениям, к картине русской жизни в целом.

В этих произведениях больше героев, группируются они сложнее, отношения  между ними тесней и драматичней. Сама атмосфера здесь как бы сгущается  и электризуется. Характер и обстановка рисуется колоритнее, выпуклее, нет  уже полутонов и мягких контуров, преобладают резкие очерки и суровые краски.

Иначе строится теперь и событийный план произведений. Во-первых, он несравненно  насыщенней, чем в раннем творчестве, во-вторых, действие протекает гораздо  динамичнее, оно изобилует внезапными поворотами, втягивает множество действующих лиц, приводит к катастрофическим разрешениям отношений между ними. При этом часто возникают бурные, многолюдные сцены, где принародно обнажаются закулисные стороны жизни, открывается подноготная героев и их нравственная сущность.

Так намечаются сюжетные, композиционные приемы будущего больших романов, здесь  художественный анализ Достоевского, все шире охватывает действительность, все смелее анатомируя характеры  и явления жизни, приобретает  черты жесткого, «беспощадного реализма», который достигнет своего расцвета в 60-70-е годы.

К концу 50-х годов социально-этические  и художественные искания писателя сосредотачиваются вокруг темы нравственного  распада, глубоко поразившего современное  общество и личность.

Переход российского общества во второй половине XIX века к капиталистической форме хозяйствования неизбежно повлек за собой разорение деревень, обнищание народа, обострение социальных противоречий и, как следствие, рост преступности. Поэтому не случайно широкое распространение в литературе этого периода получила тема преступления и наказания, раскрытая в романах, рассказах, повестях, драматических произведениях русских писателей.

Ф.М. Достоевский одним из первых в русской литературе обратился  к проблеме преступления и наказания.

О нравственном распаде, поразившем современное общество и личность, говорится в повести «Дядюшкин сон» (1858). Писатель показывает картину полного разрушения всех моральных устоев, откровенного, грубого торжества низменных чувств и корыстных вожделений. Человек показан на краю пропасти, «на пороге» морального падения. Лишь шаг отделяет его от преступных деяний и типов «Мертвого дома».

Очерковую книгу «Записки из мертвого дома» (1862) Достоевский обдумывает сразу  же по выходе из каторги и в это  же время пишет отдельные главы. Сохранилась «Сибирская тетрадь» Достоевского, которая содержит множество народных выражений, поговорок, впоследствии вошедших в «Записки из мертвого дома». Известно так же, что Достоевский работал над «Мертвым домом» еще в остроге. «Записки из мертвого дома», - как рассказывал И.И. Троицкий (старший врач госпиталя), - начал писать Достоевский в госпитале, с его разрешения, так как арестантам никаких письменных принадлежностей без разрешения начальства иметь было нельзя, а первые главы их долгое время находились на хранении у старшего госпитального фельдшера» («Исторический вестник», 1895г.).

В «Записках из мертвого дома» картина  каторги воспроизводит характерные  черты общественного целого, но уже  в иной социально-этической перспективе, чем в повести «Дядюшкин сон».

Нравственный распад показан в  крайних его проявлениях: в бесчувственном убийце Газине, в духовном отупении Коренева, в подлой натуре преступника  из дворян А-ва.

Для изображения морального вырождения каторжного мира Ф.М. Достоевский использует форму художественного очерка.

Художественный очерк – это  эпический жанр, широко распространенный в современной литературе наряду с рассказом. В русской литературе в жанре очерка работали многие писатели - классики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.П.Чехов.

Но изображением морального вырождения каторжный мир у Достоевского не исчерпывается. Напротив, писатель показывает, что именно здесь, в каторге, встает сила, противодействующая распаду  и гибели. И заключена она в  народе - таково главное открытие, сделанное писателем в остроге.

В чем же источник этой силы народа? Вот задача, которую стремиться решить Достоевский в «Записках из мертвого дома».

Использованный Достоевским жанр очерка как нельзя лучше показывает и разъясняет важные, новые, ранее неиспользованные явления, дает возможность посредством главного героя достоверно рассказать о событиях и фактах, повлиявших на психологию и мироощущение человека, попавшего в каторгу. А форма записок, которую использует автор, определяет и читательское отношение к книге как к, безусловно, достоверному документу.

«Найденные записки» являются отчасти  автобиографической повестью. Пройдя все ужасы Омского острога, Достоевский  смог донести до читателя реальную картину жизни другого человека, человека-преступника. «Открывая постепенно мир острога, рассказчик в то же время открывал, или, если точнее выразиться, познавал себя» (В.А.Туниманов).

«Все его повести, и романы, - писал о Достоевском А.В. Луначарский,- огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде …».

Построение очерка, отличается от построения рассказа или повести  рядом характерных особенностей. В сюжетном повествовании очерка отражается не решение конфликта  в действии, а процесс ознакомления с каким-либо явлением, последовательность его анализа, ход авторского размышления, в то время как в сюжетной основе рассказа лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Так же в очерке основной интерес сосредоточивается на познании конкретных явлений действительности. Повествователь не столько действует, сколько разъясняет происходящие события и факты, мотивирует переход от одного явления или проблемы к другим. Очерковые части «Записок из мертвого дома» соединены краткими указаниями издателя, который явственно выступает на первый план во Вступлении и в главе «Претензия».

Для очерка характерно и то, что  он не является единой, целостной художественно-образной картиной: в него входят и факты  действительности, и абстрактно-логические размышления, и художественные образы, являющиеся неотъемлемой, обязательной частью очерка. Они несут эстетическую оценку, широко обобщают действительность и выходят далеко за рамки конкретного явления или проблемы, рассматриваемой в очерке.

Очерк так же складывается из портретов  персонажей, описаний

сцен и размышлений. Рассказчик же «Записок», являясь сторонним  наблюдателем, по-своему оценивает  события и факты.

В основе «Записок из мертвого дома»  лежат собственно авторские воспоминания. Они играют чрезвычайно важную роль в идейно-тематическом и композиционном отношениях и выполняют различные функции:

  1. являются средством создания исповедального тона повествования (исповедальность и ретроспективность ведет к достоверности и убедительности);
  2. воспоминания, как форма сознания, являются инструментом самопознания и самоанализа, а так же инструментом постижения окружающего мира;
  3. воспоминания являются средством характеристики внутреннего мира персонажа, способствуют его углубленному психологическому изображению;
  4. рассмотрение воспоминаний как психического процесса дает возможность Достоевскому-психологу отвести им в сознании человека значительное место.

Мемуарно-повествовательная форма  от лица главного действующего персонажа  дала возможность писателю поднять и развить столь волновавшую его проблему роли воспоминаний в жизни человека, определяя ее как основополагающую: воспоминания намечают вехи собственного духовного развития, и без них человек жить не может. Писатель прекрасно осознает тончайшую меру гармоничного сочетания собственных воспоминаний с биографическими возможностями персонажа, сохраняя правдоподобие, иногда балансируя на грани его срыва, но, никогда не переходя ее.

Как талантливый художник, Ф.М. Достоевский  не мог не видеть пороков современного ему общества. Как тонкий психолог, великий знаток человеческой души, ее сомнений и падений, исследователь человеческого духа и его метафизических основ «в высшем смысле», писатель не мог не понимать, что зло, скрытое в душе человека, не есть что-то абстрактное, отвлеченное, а является закономерным порождением души человеческой.

«В произведениях господина  Достоевского, - писал Добролюбов Н.А.,- мы находим одну общую черту, более  или менее заметную во всем, что  он писал: это боль о человеке, который  признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».

Русские писатели - классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика. Выбор между рассказом от первого  или от третьего лица – первый шаг любого писателя. У Федора Михайловича Достоевского повествователи – это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, записки и т.д.).

Информация о работе Записки из мертвого дома достоевского