Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа
«Мертвый дом» - это острог, в котором собраны разные люди, разные и по социальному положению, и по тяжести совершенного преступления. В произведении Достоевского, острог – это узкая общность людей, живших по собственным правилам, против которых никто не смел восстать. Личности, находящиеся в остроге – это, чаще всего, личности сильные, неразрывно связанные с окружающей их средой.
«Записки из мертвого дома», как повесть о жизни в каторге
«Мертвый дом» – это изображение каторжных, которых никто не изображал наглядно до «Мертвого дома»,- писал Ф. М. Достоевский.
а) обитатели «Мертвого дома»;
«Мертвый дом» - это острог, в котором собраны разные люди, разные и по социальному положению, и по тяжести совершенного преступления. В произведении Достоевского, острог – это узкая общность людей, живших по собственным правилам, против которых никто не смел восстать. Личности, находящиеся в остроге – это, чаще всего, личности сильные, неразрывно связанные с окружающей их средой.
б) Горянчиков – герой-повествователь;
Повествование в «Записках из мертвого дома» ведется от лица каторжанина Горянчикова Александра Петровича. В поле зрения Достоевского:
1) взаимоотношения Горянчикова с каторжанами;
Сделав Горянчикова главным героем, писатель зорко следит за временем, проведенным им в каторге, следит и за теми, кто его окружает. Это помогает автору отразить психологизм отношений главного персонажа и каторжан, а также показывает героя в окружающей его действительности.
2) жизнь Горянчикова вне каторги;
Главный персонаж был скрытен и намеренно изолировал себя от общества, общаясь лишь с дочерью своей хозяйки девочкой Катей. Появление ребенка в описании жизни Горянчикова символично. Идеально-бескорыстный облик ребенка сопряжен у Достоевского с поиском и «сохранением в человеке «лика человеческого».
Записки Горянчикова скрывают за собой самого автора, являясь отчасти его автобиографической повестью. Именно художественный очерк в форме «найденных записок» приближает к документальности, архивности, необходимой автору для создания впечатления достоверности, правдивости изображаемого и рассказываемого.
Абстрактно-отвлеченная манера рассказа Горянчикова как нельзя лучше помогает Достоевскому высказать свои суждения, наблюдения, оценки, тем самым ненавязчиво подводя читателя к мысли о необходимости обладания высоким духом, чтобы, пережив каторгу, остаться человеком, не потерять своей души, а напротив, страдая нравственно и физически, позволить ей возродиться и окрепнуть. Впоследствии эта мысль будет развита в более поздних романах Достоевского. Теперь же нашей задачей является необходимость наблюдения над тем, как законы формы, построения художественного очерка помогли Достоевскому подвести читателя к этой мысли.
В 30-50-е гг. XIX века в России революционное движение получило мощный толчок к развитию, вызванный не только внутренними причинами, но и серией революций в Европе. Пороки самодержавно-крепостнической системы стали очевидны для передовой части российского общества, которая, не дождавшись перемен от власти, начала решительную борьбу за демократические преобразования. В 1847 году Ф.М. Достоевский сближается с Михаилом Васильевичем Буташевичем-Петрашевским и начинает посещать его знаменитые «пятницы», где находит круг новых друзей. Число сторонников «петрашевцев» постоянно расширяется. Горячо обсуждается в кружке необходимость отмены крепостного права, ограничения самодержавия, реформы судопроизводства, а также новейшие социалистические учения (работы французских социалистов и немецких философов). Радикальные настроения «петрашевцев» подогреваются событиями февральской революции 1848 года в Париже. На одной из «пятниц», 15 апреля 1849 года, Ф.М. Достоевский читает запрещенное тогда «Письмо Белинского к Гоголю», в котором содержалась резкая критика самодержавно-крепостнической России.
Однако кружок был разгромлен, судьба многих членов кружка была предрешена: 23 апреля 1849 года тридцать семь его участников, в том числе и Достоевский, оказываются в Петропавловской крепости... Мужественно пережил писатель семимесячное следствие и был приговорен к смертной казни…
22 декабря 1849 года Федора Михайловича Достоевского вместе с целой группой вольнодумцев, признанных опасными государственными преступниками, вывели на Семеновский плац в Петербурге. Жить ему оставалось минут пять, не более. Прозвучал приговор – «отставного инженер – поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием». Рассыпалась барабанная дробь, через площадь проскакал адъютант Его Величества императора, и глухо, словно в туманном и кошмарном сне, донеслись его слова:
- Его Величество по прочтении
всеподданнейшего доклада…
Жизнь… Она «вся пронеслась вдруг в уме, как в калейдоскопе, быстро, как молния и картинка», - вспоминал Достоевский. Зачем такое надругательство? Нет, с человеком нельзя так поступать.
С января 1850 г. по январь 1854 г. Ф.М. Достоевский пробыл в Омском остроге. Там он сполна познал все стороны каторжной жизни, там выстрадал он новый взгляд на народ, новую веру в человека. После освобождения из острога Достоевский служит рядовым в Семипалатинске, в конце 1885 года получает чин унтер-офицера, а через год - прапорщика. Достоевский использует все возможные пути для возвращения гражданских прав и прежде всего - права печататься. А для того, чтобы вернуться в большую литературу, добиться в ней прочного положения, надо было, прежде всего, завоевать внимание публики.
Федор Михайлович Достоевский, гораздо
непосредственней, чем раньше, вторгается
в сферу современных
В этих произведениях больше героев, группируются они сложнее, отношения между ними тесней и драматичней. Сама атмосфера здесь как бы сгущается и электризуется. Характер и обстановка рисуется колоритнее, выпуклее, нет уже полутонов и мягких контуров, преобладают резкие очерки и суровые краски.
Иначе строится теперь и событийный план произведений. Во-первых, он несравненно насыщенней, чем в раннем творчестве, во-вторых, действие протекает гораздо динамичнее, оно изобилует внезапными поворотами, втягивает множество действующих лиц, приводит к катастрофическим разрешениям отношений между ними. При этом часто возникают бурные, многолюдные сцены, где принародно обнажаются закулисные стороны жизни, открывается подноготная героев и их нравственная сущность.
Так намечаются сюжетные, композиционные приемы будущего больших романов, здесь художественный анализ Достоевского, все шире охватывает действительность, все смелее анатомируя характеры и явления жизни, приобретает черты жесткого, «беспощадного реализма», который достигнет своего расцвета в 60-70-е годы.
К концу 50-х годов социально-
Переход российского общества во второй половине XIX века к капиталистической форме хозяйствования неизбежно повлек за собой разорение деревень, обнищание народа, обострение социальных противоречий и, как следствие, рост преступности. Поэтому не случайно широкое распространение в литературе этого периода получила тема преступления и наказания, раскрытая в романах, рассказах, повестях, драматических произведениях русских писателей.
Ф.М. Достоевский одним из первых в русской литературе обратился к проблеме преступления и наказания.
О нравственном распаде, поразившем современное общество и личность, говорится в повести «Дядюшкин сон» (1858). Писатель показывает картину полного разрушения всех моральных устоев, откровенного, грубого торжества низменных чувств и корыстных вожделений. Человек показан на краю пропасти, «на пороге» морального падения. Лишь шаг отделяет его от преступных деяний и типов «Мертвого дома».
Очерковую книгу «Записки из мертвого дома» (1862) Достоевский обдумывает сразу же по выходе из каторги и в это же время пишет отдельные главы. Сохранилась «Сибирская тетрадь» Достоевского, которая содержит множество народных выражений, поговорок, впоследствии вошедших в «Записки из мертвого дома». Известно так же, что Достоевский работал над «Мертвым домом» еще в остроге. «Записки из мертвого дома», - как рассказывал И.И. Троицкий (старший врач госпиталя), - начал писать Достоевский в госпитале, с его разрешения, так как арестантам никаких письменных принадлежностей без разрешения начальства иметь было нельзя, а первые главы их долгое время находились на хранении у старшего госпитального фельдшера» («Исторический вестник», 1895г.).
В «Записках из мертвого дома» картина
каторги воспроизводит
Нравственный распад показан в крайних его проявлениях: в бесчувственном убийце Газине, в духовном отупении Коренева, в подлой натуре преступника из дворян А-ва.
Для изображения морального вырождения каторжного мира Ф.М. Достоевский использует форму художественного очерка.
Художественный очерк – это эпический жанр, широко распространенный в современной литературе наряду с рассказом. В русской литературе в жанре очерка работали многие писатели - классики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, А.П.Чехов.
Но изображением морального вырождения каторжный мир у Достоевского не исчерпывается. Напротив, писатель показывает, что именно здесь, в каторге, встает сила, противодействующая распаду и гибели. И заключена она в народе - таково главное открытие, сделанное писателем в остроге.
В чем же источник этой силы народа? Вот задача, которую стремиться решить Достоевский в «Записках из мертвого дома».
Использованный Достоевским
«Найденные записки» являются отчасти
автобиографической повестью. Пройдя
все ужасы Омского острога, Достоевский
смог донести до читателя реальную
картину жизни другого
«Все его повести, и романы, - писал о Достоевском А.В. Луначарский,- огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде …».
Построение очерка, отличается от
построения рассказа или повести
рядом характерных
Для очерка характерно и то, что
он не является единой, целостной художественно-
сцен и размышлений. Рассказчик же «Записок», являясь сторонним наблюдателем, по-своему оценивает события и факты.
В основе «Записок из мертвого дома» лежат собственно авторские воспоминания. Они играют чрезвычайно важную роль в идейно-тематическом и композиционном отношениях и выполняют различные функции:
Мемуарно-повествовательная
Как талантливый художник, Ф.М. Достоевский не мог не видеть пороков современного ему общества. Как тонкий психолог, великий знаток человеческой души, ее сомнений и падений, исследователь человеческого духа и его метафизических основ «в высшем смысле», писатель не мог не понимать, что зло, скрытое в душе человека, не есть что-то абстрактное, отвлеченное, а является закономерным порождением души человеческой.
«В произведениях господина Достоевского, - писал Добролюбов Н.А.,- мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».
Русские писатели - классики раскрыли широкий спектр возможностей рассказчика. Выбор между рассказом от первого или от третьего лица – первый шаг любого писателя. У Федора Михайловича Достоевского повествователи – это не активно действующие персонажи сюжета, а, как правило, сторонние свидетели происходящего. Способы ввода повествователя многообразны (дневники, письма, записки и т.д.).