Записки из мертвого дома достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

«Мертвый дом» - это острог, в котором собраны разные люди, разные и по социальному положению, и по тяжести совершенного преступления. В произведении Достоевского, острог – это узкая общность людей, живших по собственным правилам, против которых никто не смел восстать. Личности, находящиеся в остроге – это, чаще всего, личности сильные, неразрывно связанные с окружающей их средой.

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Горянчиков, как и Достоевский, вышел из каторги другим человеком, обретя новый символ веры, светлый взгляд нравственно возрожденного человека.

В Омском остроге, пройдя суровую школу  жизни, Достоевский находит в  себе силы не только выжить, но и не потерять свой человеческий облик, не загубить свою душу. На примере Горянчикова Достоевский показывает как лишения, нравственные и физические страдания могут помочь душе человеческой возродиться. Автор дает читателю возможность увидеть своими глазами каторжное существование, прочувствовать вместе с Горянчиковым тяжесть положения «отверженного человека». Говоря о том, что и здесь, на дне общества, есть люди честные, порядочные, способные еще принести пользу, Достоевский показывает путь человека к возрождению.

Несмотря на всю тяжесть пребывания в остроге Достоевский, а вслед за ним и Горянчиков, понял, что в каторге можно как нравственно погибнуть, потеряв надежду, так и возродиться, обретя новый смысл жизни (что и сделал Горянчиков). На протяжении нескольких лет, проведенных в остроге, Горянчиков привык к людям, с которыми ему приходилось общаться, а к концу своего пребывания там он обзавелся даже друзьями. Многое происходило с ним в эти годы, но особенность человеческой памяти такова, что чаще запоминаются первые впечатления и последние. Читая «Записки из мертвого дома», мы находим этому подтверждение. «…Последующие мои острожные годы мелькают в воспоминании моем гораздо тусклее <…> последний год почти так же памятен мне, как и первый». В главе «Мертвый дом» Горянчиков рассказывает об остроге, его обитателях, и о своих наблюдениях. В этой главе он заостряет внимание читателя на мысле о том, что «в остроге было время научиться терпению… Да, в этом месте можно было научиться терпению».

Горянчиков понимает, что в течение  тех лет, которые ему суждено  было провести в каторге, придется научиться терпеть многое.

Однако, в последней главе «Выход из каторги» Горянчиков полон надежд и «великого предчувствия свободы». Но чем ближе подходил день его  освобождения, тем «терпеливее и  терпеливее» он становился. А это означало, что Горянчиков сумел привыкнуть к тяжелым условиям существования в остроге, ужиться с людьми, находящимися здесь, обрести душевное равновесие, несмотря на все ужасы каторги. В главе «Первый месяц» мы видим «отвратительное» впечатление Горянчикова, произведенное на него острогом в самом начале его пребывания здесь.

«…Свобода, новая жизнь, воскресенье  из мертвых…Экая славная минута!» - неслучайно, что «Записки» заканчиваются  на столь жизнеутверждающей ноте, ведь для Горянчикова вновь распахнулись двери мира живых людей.

По окончанию срока А.П. Горянчиков остается на поселении, занимается тем, что дает уроки детям, чем и  зарабатывает на жизнь, в остальное  время этот «чудак упорно сторонился от всех». В чем причина такой  скрытности?

Выйдя из каторги, Горянчиков остается в прежнем уединении, в состоянии мечтательности, в мире удаленном от реальности и Записки, которые нашел издатель после смерти героя, только подтверждают тот факт, что их автор был скрытен и излишне эмоционален. Но тут же была одна тетрадка, мелко исписанная и недоконченная, может бать заброшенная и забытая самим автором». В этой тетрадке была описана жизнь Александра Петровича Горянчикова в каторге, но «местами это описание прерывалось». Повествование было «бессвязное», что свидетельствует о том, что автор Записок был человеком легко увлекающимся.

Главный герой намеренно изолирует  себя от общества и «с самой ссылки упорно пресек» со всей родней «всякие  сношения, - одним словом, вредит себе». Он игнорировал и даже боялся людей. Горянчиков был «страшный нелюдим», он не интересовался жизнью города, края и, похоже, всей страны. Такое отчуждение породило мнительность и недоверчивость. Он избегал всяческих контактов с людьми, но если ему приходилось говорить с человеком, на все его вопросы он «отвечал ясно и коротко», от чего «вам вдруг становилось… неловко». Но в Горянчикове «было что-то загадочное», - замечает автор.

Живя уединенно, стараясь не сталкиваться с окружающими, Горянчиков пытается начать жизнь с чистого листа, допуская в свой мир только девочку Катю, которую учит читать и писать.

Появление ребенка в описании жизни  главного героя очень символично. Так Л.Н. Толстой заметил: «Во всех веках и у всех людей ребенок  представлялся образцом невинности, безгрешности, доброты, правды и красоты».

Идеально – бескорыстный облик  ребенка сопряжен у Достоевского с поиском и «сохранением в  человеке «лика человеческого». Тем  самым автор желает показать, что  Катя дает Горянчикову стимул к жизни, и именно она, маленький ребенок, лечит погибшую душу его своей чистой любовью (неслучайно Достоевский дает девочке имя Катерина, что значит «чистая»). Катя единственная, кто заплакал, когда Горянчиков умер. «Стало быть, мог же этот человек хоть кого-нибудь заставить полюбить себя», - заключает автор.

Появление образа маленькой девочки в «Записках из мертвого дома» также автобиографично. Однажды, когда Ф.М. Достоевский возвращался с работ с конвойным, к нему подошла женщина с девочкой лет десяти. Она шепнула что-то девочке на ухо, а та подошла к Достоевскому и, протягивая ручонку, сказала: «На, несчастный, возьми копеечку, Христа ради!»

Дети, - напишет потом Ф.М. Достоевский  в «Дневнике писателя», - «учат  нас многому и… делают нас лучшими  уже одним только нашим соприкосновением с ними, они очеловечивают нашу душу одним только появлением между нами».

 

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. Сочинений: В 10 т. - Т. 3 - «Художественная литература». Под ред. Жезловой. М., 1956.
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков. «Педагогика». М., 1987.
  3. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. Под ред. Курамжина. «Современник». М., 1989.
  4. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: В 2т.- М.,1990.- Т.1
  5. Страхов Н.Н. Дурные признаки «Время» - 1862. – 3 11.
  6. Журнал «Литература в школе» № 5 2001.
  7. Достоевский Ф.М. Возвращение человека. «Советская литература». М., 1989.
  8. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. XIX в. «Новый учебник» М., 2001.
  9. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. «Художественная литература». Л., 1976.
  10. В.В. Борисова «О национально-религиозных аспектах «Записок из мертвого дома» Ф.М. Достоевского», с.40.
  11. П.Г. Пустовойт «Униженные и оскорбленные», М.: «Детская литература», 1975 г.

Информация о работе Записки из мертвого дома достоевского