Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:56, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что для нас, как для людей связанных с театром интересно и важно понять, чем именно, какими приёмами Мольер преобразил, изменил и усовершенствовал комедию, что этому способствовало и что получилось в итоге.
Цель данной работы – проанализировать комедию 16-17 в., понять, какой вклад внёс Жан Батист Мольер и сделать вывод из этой работы.
Введение…………………………………………………………………2
Глава I
1.1 Юность Мольера и начало творческого пути……………………..5
1.2 Расцвет таланта. Комедия «Тартюф или Обманщик»……………10
Глава II
2.1 Окончание жизненного и творческого пути Мольера……………18
2.2 Влияние, оказанное произведениями Мольера на написание комедий в будущем……………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………26
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский колледж культуры»
Заместитель директора
____/_______________/
«___»_________20___г.
Народное Художественное творчество
Дисциплина:
1.1 Юные годы Мольера и начало творческого
пути.
Жан-Батист Поклен (15.01.1622, Париж, - 17.02.1673, Париж), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже. О нём самом сохранилось немного достоверных фактов, в основном это записи гримёра Мольера, его первого биографа. По воспоминаниям современников, внешне Мольер был не очень привлекательным. У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови. Он был плотного телосложения, но ноги были коротки для его веса и большого роста. Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция. Поэтому Мольер не мог играть трагические роли и роли любовников. Все же актерский его диапазон был достаточно широк. Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.п. Все это характерно-комические роли, в исполнении которых стремился достичь истинного изображения чувств, мыслей и поступков персонажей. Как режиссер Мольер, по воспоминаниям современников - членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым. Впрочем гнев и вспыльчивость все воспринимали как должное и не обижались. Он не умел быть и спокойным, ибо театр всегда требовал от него напряжения: "Он отдавался сцене всем сердцем, ибо только там он и жил", - писал о Мольере М. Булгаков в книге "Жизнь господина де Мольера". Мальчик в 10 лет стал сиротой, отец женился второй раз и в семье появились две дочери. Отец Жана-Батиста надеялся, что сын продолжит семейные традиции и станет придворным обойщиком - верным служителем короля. Но сына влекли иные пути. Уже в детстве он полюбил театр. Во время прогулок с дедом по Парижу мальчик не раз видел представления бродячих актёров на ярмарочных площадях, полные жизнерадостного веселья и боевого задора народные фарсы. Удачливый крестьянин оставлял в дураках корыстного попа и насильника - аристократа. Молодая жена ловко надувала старого деспота - мужа. Сыпались звонкие пощёчины, раздавались взрывы смеха, неслось над толпой хлесткое и вольное "шутовское слово". Тогда у мальчика зародилась мечта – самому стать актёром, но он держал её в тайне, так как тогда к профессиональным актёрам относились как к отверженным людям, бродягам. Всячески уклоняясь от того, чтобы продолжать дело отца, он пытается стать юристом. Даже удачно сдаёт экзамен, но ему вскоре наскучило это дело.
В это время во Франции идёт напряжённая политическая борьба. Буржуазия пыталась приобщиться к привилегированному дворянскому сословию, широко и повсеместно шла скупка поместий, замков, титулов и чинов разорившихся аристократов. Однако эта новая знать встречала повсюду сопротивление и пренебрежение со стороны исконного дворянства, которое кичилось своими привилегиями. При этом буржуа не собирались оставаться на вторых позициях и требовали тех же привилегий, зачастую совершенно не обоснованно, не имея приличного образования и денег. Все эти события находили отражение в литературе XVII в., и в особенности комедиях Мольера. В это же время в французской литературе начинают происходить определённые изменения, появляется классицизм, при этом многие авторы продолжают традиции ренессансной литературы с ее многообразием красок и художественных средств, чувственной яркостью образов и подчеркнуто индивидуальной, субъективной поэтической формой. Причём уже в первой половине XVII в., жанр комедии определяют как низший жанр, сферой которого были отображение частной жизни, быта и нравов.
В итоге Поклен решается и признаётся отцу в том, что хочет стать актёром. Жан-Батист Поклен выбирает стезю актёра, отказавшись от всех наследственных прав и званий, организовывает труппу из 9 человек и даёт ей громкое название «Блистательный театр». С момента основания театра Жан-Батист Поклен перестал существовать, а вместо него в мире появился Жан-Батист Мольер. М. Булгаков объясняет возникновение этого имени так: "Некоторые говорят, что Поклен воспользовался бродившим в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие - что Жан-Батист назвался Мольером по имени какой-то местности. Кто говорит, что он взял эту фамилию у одного писателя, скончавшегося в 1623 году". «Блистательный театр» просуществует на более 2 лет, славы он не нажил, зато заработал большое количество долгов, с большинством из которых Мольеру пришлось расплачиваться до конца жизни. Убогая сцена в отдаленном квартале Парижа, маленькие сборы (театр посещали, в основном, родственники актеров да рыбаки, жившие по соседству), были, однако, не главной причиной распада «Блистательного театра». Главная беда заключалась в отсутствии подходящего репертуара. Театр ставил трагедии, но сам Мольер был прирожденным комическим актером, да и его новые товарищи по природе дарования также были актерами комическими. Мольер решает попытать счастья в провинции, куда и отправляется в 1645 г., присоединившись к труппе бродячих актёров. Именно сейчас начинается трудный этап в жизни Мольера, 30 лет скитаний, нехватки денег и беспрерывного труда. Однако именно эти годы стали дня него бесценной школой жизни, откуда он почерпнул многие темы для своих комедий. Во-первых, Мольер воочию познакомился с народными нравами, бытом городов и деревень, он наблюдал разнообразные характеры. Он познал также, часто на собственном опыте, несправедливость установленных законов и порядков. Во-вторых, Мольер обрел в эти годы (а он уже начал исполнять комические роли) свое подлинное актерское призвание; труппа же его (он возглавил ее в 1650 г.) постепенно сложилась в редкое сочетание превосходных комических талантов. В-третьих, именно в провинции Мольер начинает писать сам, чтобы обеспечить своему театру оригинальный репертуар. Учитывая вкусы зрителя, как правило народного, и соответственно собственные стремления, он пишет в жанре комическом. Прежде всего Мольер обращается к традициям фарса, многовековому народному искусству. Фарс привлекал Мольера своим содержанием, взятым из повседневной жизни, разнообразием тем, пестротой и жизненностью образов, разнообразием комических ситуаций. Всю жизнь Мольер сохранял это пристрастие к фарсу и даже в свои самые высокие комедии (например, в «Тартюф») часто вводил фарсовые элементы. Наблюдая ситуацию в стране, делал свои выводы и собирал материал для будущих комедий. Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репертуара. Первые его пьесы не дошли до нас, так как тогда они ещё не печатались. Сохранились лишь названия да отзывы современников. По-видимому, некоторые из них представляли собой лишь канву для театрального представления, небольшие сценарии, где оставлялось место для актёрской импровизации. Но вскоре Мольер начал создавать и самостоятельные комедии. Правда, сюжеты их он заимствовал из народного театра, из народных повестушек, а порой - из произведений античных авторов. Драматург говорил своим друзьям: "Я беру моё добро там, где его нахожу". Но эту сюжетную канву он расцвечивал такими яркими бытовыми чертами, в условные комические образы - маски вкладывал такое живое современное содержание, что получались совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор талантливо исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о театре донеслись до столицы. Друзья Мольера стали уговаривать молодого короля Людовика XIV вызвать драматурга с его труппой в Париж. В 1658 г. состоялось первое представление мольеровского театра в королевском дворце, была поставлена трагедия Корнеля «Никомед». К сожалению, трагедия не вызвала особой похвалы, но последовавшая за ней комедия, написанная самим Мольером, «Влюблённый доктор» была принята более чем благосклонно и было решено оставить театр в Париже. Благосклонность короля была единственной опорой театра, в том числе защитой от нападок аристократии, буржуазии и, впоследствии, церкви. В Париже драматург пишет 13 пьес в которые он включает балет. Находясь в поиске того, что будет интересно зрителю, он создаёт органичное соединение музыки, балета и драматургии. Комедии-балеты пользуются большим успехом, современники оценили новаторство. Возрастающий успех театра Мольера содействовал тому, что глухая вражда и скрытая неприязнь постепенно перешла в подлинную войну, объявленную реакционерами драматургу-обличителю. Они стараются повредить Мольеру, заставить его замолчать. Однако эти попытки ни к чему не привели. В 1661 г. Мольер написал и поставил новую комедию - "Урок мужьям", а в следующем, 1662 г., - "Урок жёнам". В обеих этих пьесах, и особенно остро во второй из них, Мольер восстаёт против деспотизма мужей, основанного на материальной зависимости и угнетении женщины, против подавления естественных склонностей во имя денежного интереса. Пьеса "Урок жёнам" вызвала ожесточённые нападки со стороны врагов Мольера, число которых всё возрастало. Вокруг комедии разгорелись литературные бои. Враги драматурга пытались всячески её опорочить, обрушиваясь на реалистические её черты. Авторы многочисленных пасквилей и пародий на пьесу Мольера пытались доказать, что она груба, написана в угоду низкой черни. Однако он сумел дать достойный отпор врагам, с необыкновенной скоростью он пишет ещё несколько произведений, в которых показывает всю несостоятельность их нападок, а вместе с тем подчёркивает особую роль жанра «комедия», давая ему новое осмысление. Мольер говорит: "Если во всех старых комедиях можно всегда найти весёлого слугу, который заставляет зрителя хохотать, так в нынешних пьесах для всеобщего развлечения нужен уморительный маркиз". Это было ещё одним его открытием и нововведением – высмеивание высоких чинов, маркизов, их супруг и детей, жеманство и фальшь, а также глупость. Разумеется, его новаторские комедии-балеты дали толчок для развития оперы и комической оперы – чисто французского демократического жанра, расцвет которого наступит в XVIII столетии. Нововведения Мольера рождали не только одобрение, но и зависть, и неприязнь за слишком обидные остроты, и недовольство со стороны церкви, которую он, так же как и глупость буржуа, гордыню и консерватизм аристократии, глупые законы и устои общества, нещадно высмеивал.
1.2 Расцвет таланта. Комедия «Тартюф или обманщик».
В анналах истории мирового театра пять лет — с 1664 по 1669, за которые были написаны «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Жорж Данден» и «Скупой»,— сопоставимы только с пятилетием создания «Гамлета», «Отелло» и «Короля Лира». Настало время зрелости таланта Мольера. При этом все эти годы Мольер играл на сцене. Надо сказать, что борьба за Мольера между сценой и литературой идёт давно и начал её Буало, написав такое стихотворение:
«Стремясь быть признанным вульгарною толпой,
Он в шутовство ушёл; Теренциго взамен
Учителем его стал просто Табарен»
Имя Табарена, знаменитого
площадного комика, было употреблено здесь
как синоним народного фарсового театра.
И действительно, знаменитому
критику было из-за чего досадовать: в
возрасте пятидесяти лет, уже сочинив
все свои шедевры, его друг упрямо не покидал
сцену. Он даже сыграл роль весельчака
Скапена, окончательно лишившись права
занять кресло во Французской академии.
А оснований стать академиком у Мольера
было больше, чем у кого-либо другого: он
стоял на вершине литературы века и был
широко образованным писателем, глубоким
мыслителем. Оценивая комедию как жанр, Мольер заявляет,
что она не только равноправна с трагедией,
но даже выше ее, ибо «заставляет смеяться
честных людей» и тем самым «способствует
искоренению пороков». Задача комедии —
быть зеркалом общества, изображать недостатки
людей своего времени. Критерием художественности
комедии служит правда действительности.
Этой правды можно добиться лишь тогда,
когда художник черпает материал из самой
жизни, выбирая при этом наиболее закономерные
явления и создавая обобщенные характеры,
основанные на конкретных наблюдениях.
Драматург должен рисовать не портреты,
«а нравы, не касаясь людей». Так как «задача
комедии — представлять все недостатки
людей вообще и современных людей в особенности»,
то «невозможно создать характер, который
не походил бы ни на кого из окружающих»
(«Версальский экспромт»). Писатель никогда
не исчерпает всего материала, «жизнь
поставляет его в изобилии» (там же). В
отличие от трагедии, рисующей «героев»,
комедия должна изображать «людей», при
этом надо «следовать натуре», т. е. наделять
их чертами, свойственными современникам,
и рисовать их живыми лицами, способными
испытывать страдания. «Я, по крайней мере,
считаю, — пишет Мольер, — что играть на
высоких чувствах, издеваться в стихах
над несчастьями, громить судьбу и проклинать
богов куда легче, чем проникать в смешные
стороны людей и превращать их недостатки
в приятное зрелище. Когда вы рисуете героя,
вы делаете все, что хотите… Но рисуя людей,
надо рисовать их с натуры. От этих портретов
требуется, чтобы они были похожи, и если
в них нельзя узнать современников, вы
потрудились напрасно» («Критика на „Школу
жен“»). В середине 1660-х годов Мольер создает
свои лучшие комедии, в которых подвергает
критике пороки духовенства, дворянства
и буржуазии. Пьесы Мольера никого не оставляли
равнодушными, они любо вызывали восхищение,
либо бурю негодования и громкие скандалы.
Информация о работе Жан-Батист Мольер как великий реформатор комедии