И это явилось важнейшим
условием того, что Мольер смог осуществить
реформу современной комедии. Получилось
так, что сцена способствовала Мольеру
в его поисках новой комедии, а новая комедия
стала главной причиной процветания его
театра. Но процесс этот был очень не прост.
Пройдут годы, и Мольер в серьезном споре
скажет: «На мой взгляд, самое важное правило
— нравиться. Пьеса, которая достигла
этой цели,— хорошая пьеса». Этому «правилу»
Мольера научила, конечно, сцена, его собственный
артистический успех. Демократические
симпатии Мольера, его смелое вольнодумство,
материалистические философские воззрения
великого драматурга, прекрасное знание
действительности и правдивое её воспроизведение,
стремление воздействовать на жизнь общества,
изображая его тёмные стороны, - всё это
вело к тому, что в творчестве Мольера
росли и крепли черты реализма. Типичность
образов, умение найти в персонажах своих
произведений наиболее существенные,
социально обусловленные черты изображаемого
им человеческого характера - эта основная
черта реализма с большой силой выступает
во всех лучших комедиях Мольера. Многие
образы, созданные им, обладали такой широкой
типичностью, что переросли рамки своего
исторического периода и приобрели мировое
нарицательное значение. Своих "героев"
Мольер окружает не вымышленной обстановкой,
в какой действуют герои классических
трагедий, - он помещает их в типичную жизненную
среду, окружает типическими обстоятельствами.
Чаще всего действие его комедий развивается
в буржуазной семье ("Тартюф", "Скупой",
"Мещанин во дворянстве"). Отношения
между главой дома и домочадцами, хозяевами
и слугами, родителями и детьми, особенности
речи, склад мыслей, обычаи французских
буржуа того времени представлены в комедиях
Мольера с верностью и живостью. Мольер
показывает себя подлинным мастером бытовой
детали. Вместе с тем перед нами предстаёт
и более широкая картина социальных отношений
того времени: отношения между представителями
буржуазии и дворянства, отношение народа
к церковникам и т. п.
В обличительном содержании
комедий, в выборе положительных персонажей
отчётливо выступают демократические
симпатии Мольера.
Оружие смеха Мольер использовал
в целях острой социальной сатиры. Это
вело к предельному заострению создаваемых
им образов, к гиперболизации, т. е. усилению
их ведущих черт (Гарпагон в комедии "Скупой",
Тартюф в одноимённой комедиями др.).
Комедии Мольера,
обладая громадной силой разоблачения,
приобретали политическое звучание. Он
беспощадно разил в них носителей общественного
зла - реакционеров, ханжей - церковников,
насильников - аристократов, он восставал
против тех явлений общественной жизни
и быта, которые были враждебны народу.
Это делало его комедии поистине народными.
2.2 Влияние, оказанное
произведениями Мольера на
написание комедий в будущем.
Мольера
по праву считают наиболее философски
глубоким из писателей своего времени,
хотя он и не написал ни одного философского
трактата. Всю жизнь он испытывал интерес
к философии: в пьесах он часто употребляет
философские термины, упоминает о философских
системах, обнаруживая большую осведомленность
в них. Состав его домашней библиотеки
также свидетельствует о его постоянном
интересе к философии. Декарту Мольер
следовал, создавая характеры, а Гассенди —
в творческом методе и в этической философии.
В основе его миропонимания лежало опытное
знание, конкретные наблюдения над жизнью,
которые он предпочитал абстрактному
умозрению. В своих взглядах на мораль
Мольер был убежден, что только следование
естественным законам является залогом
разумного и нравственного поведения
человека. Но он писал комедии, а значит,
его внимание привлекали нарушения норм
человеческой природы, отклонения от естественных
инстинктов во имя надуманных ценностей.
В его комедиях нарисованы два типа «глупцов»:
те, кто не знает своей природы и ее законов
(таких людей Мольер старается научить,
отрезвить), и те, кто сознательно калечит
свою или чужую натуру (таких людей он
считает опасными и требующими изоляции).
По мнению драматурга, если природа человека
извращена, он становится нравственным
уродом; фальшивые, ложные идеалы лежат
в основе ложной, извращенной морали. Мольер
требовал подлинной нравственной строгости,
разумного ограничения личности; свобода
личности для него — не слепое следование
зову природы, а умение подчинять свою
натуру требованиям разума. Поэтому его
положительные герои рассудительны и
здравомыслящи.
Творчество Мольера
оказало большое влияние на развитие комедии
в странах Европы. В XVIII в. во Франции уроками
Мольера широко пользовались его продолжатели —
Реньяр, Лесаж, Бомарше. В Германии Мольер
оказал плодотворное воздействие на Лессинга;
правдивость, широту искусства Мольера
высоко ценил Гёте. В Италии он повлиял
на творчество Гольдони, в Англии — на
творчество Уичерли, Конгрива (XVII в.), Голдсмита,
Шеридана (XVIII в.). Авторитет Мольера был
высок и непререкаем для романтиков (Шатобриан,
Гюго) и реалистов (Бальзак).
В России XVIII —
первой половины XIX в. к творчеству Мольера
обращались многие комедиографы. В XVIII
столетии наибольший интерес вызывали
комедии, близкие к народному фарсу: пьесы
Мольера переводили, русифицировали, переделывали.
У Мольера учились А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин,
В. В. Капнист, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. В
начале XIX в. начинается новый этап освоения
наследия Мольера. Теперь большее внимание
драматургов и публики привлекают его
серьезные комедии. Особой популярностью
начинает пользоваться «Тартюф». Появляются
новые, более точные переводы. К опыту
Мольера присматривались русские драматурги
при создании своих пьес. Так, например,
несмотря на то что «Горе от ума» изображает
жизнь и типы русского общества начала
XIX в., эту пьесу роднит с «Мизантропом»
Мольера общий гражданский пафос — протест
благородно мыслящего человека против
уродливых устоев светского общества.
Известно, что М. Ю. Лермонтов тщательно
изучал «Тартюфа». Гоголю также близок
Мольер сатирическим изображением общества
своего времени («Ревизор», «Женитьба»)
и полемическим пафосом («Театральный
разъезд»).
С детских лет знал и ценил Мольера
Пушкин, назвавший его «Мольером-исполином».
Создатель «Тартюфа» оставался для Пушкина
«бессмертным», а пьеса эта воспринималась
им как «плод самого сильного напряжения
комического гения», отличаясь «высшей
смелостью», «смелостью изобретения».
Начиная со второй половины XIX в. в связи
с преодолением традиций классицизма
и утверждением реализма в русской литературе,
влияние Мольера на русских писателей
ослабело, однако забыт он не был: его знал
и любил А. В. Сухово-Кобылин; А. Н. Островский
незадолго до смерти собирался перевести
на русский язык все сочинения Мольера;
Л. Н. Толстой предпочитал Мольера Шекспиру.
Актер-новатор, создатель новой манеры
реалистической игры, Мольер оказал сильное
воздействие и на развитие европейского
театра. Созданный через семь лет после
его кончины силами актеров его труппы
театр «Комеди Франсез» существует и поныне;
этот образцовый театр имеет еще одно
название — «Дом Мольера». Вот уже более
двухсот лет пьесы Мольера не исчезают
из репертуара ведущих театров мира, в
том числе и русских. Остается добавить,
что в наше время появились новые квалифицированные
переводы пьес Мольера, не только на русский,
но и на языки различных народов Советского
Союза. Несомненным реалистическим
достижением автора "Тартюфа" является
живой, ярко индивидуализированный язык
действующих лиц его комедий. Мольер широко
пользовался разговорной народной речью
и свободно вводил её не только в весёлые
фарсы, но и наиболее "серьёзные"
и "высокие" свои комедии, подобные
"Тартюфу", "Мизантропу", "Дон-Жуану". Огромное историческое
значение драматургической реформы Мольера
выражено в том, что были сохранены главные
силы народной сцены и на основе опыта
классицистского театра создана комедия
нового типа, определившая движение комедийного
жанра на его пути к реализму.
Мольер больше, чем
любой другой писатель XVII века, унаследовал
опыт гуманистических традиций Возрождения,
традиций Монтеня и Рабле, и одновременно
обогатил свой творческий метод достижениями
современной рационалистической мысли,
а своим открытым демократизмом прокладывал
французскому и мировому театру дорогу
к самой широкой аудитории. Недаром о нем
будет сказано: «Мольер едва ли не самый
всенародный и поэтому прекрасный художник
нового времени» (Л. Толстой). В таком же сложном
сплетении унаследованного и вновь сотворенного
складывались драматургические принципы
театра Мольера. Он сохранил законы сгущенной
характерности, идущей от маски, и насыщенный
динамизм действия, свойственный народной
сцене. Но рационализм и поэзия классицизма
обуздывали комическую стихию, лишив ее
самостийности и буффонной грубости и
придав стремительно движущемуся сюжету
строгую выверенность каждого его поворота.
Гением Мольера гротеск был введен в систему
новой эстетики, сделавшей комическую
гиперболу условием типологического построения
характера. Знаменитые сатирические типы
Мольера содержали в себе данную, социально
определенную страсть и открыто выраженное
(отрицательное) отношение к этой страсти.
Но, возвысив комедию
на уровень поэтического жанра классицизма,
Мольер одновременно и выводил ее за пределы
классицистской системы, обогатив ее значительным
общественным содержанием, придав элементы
драматизма, расковав строгую композиционную
форму и добившись многообразия жанровых
оттенков. Всем этим Мольер подготавливал
дальнейшее сближение драмы с действительностью.
Заключение.
Жан-Батист Мольер вошёл в историю не только
как талантливый актёр и драматург, но
и великий реформатор комедии. Его нововведения,
открытия, находки в комедийном жанре
ценятся и используются по сей день. "Имя
Мольера... велико и почётно, - писал В. Г.
Белинский, - Мольер был воспитателем французского
общества в самый интересный момент его
развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно
расставшись с грубыми формами средних
веков, начало новую жизнь ума, анализа,
критики. Комедии Мольера - сатиры в драматической
форме, сатиры, в которых резкое остроумное
перо его предавало на публичный позор
невежество, глупость и подлость". Художественное
богатство комедий Мольера огромно. На
сцене середины XVII века в последний раз
всеми своими красками сиял театр карнавала
и площади, и в первый раз с подмостков
была показана жизнь — семейная и общественная
— в формах самой действительности. Такого
рода единство свойственно только комедиям
Мольера. В прошлом — у Шекспира
и Лопе де Вега — преобладала поэзия, она
выражена была в героических или острокомедийных
сюжетах, в душевном складе возвышенных
или смешных персонажей, в патетике и острословии
речи; поэзия была формой выражения правды.
И только у Мольера, повторяем, реализм
и театральность, правда и поэзия равноправны:
чем острей театральная форма комедий
Мольера, тем сильней и ярче раскрыто их
содержание. Реформа Мольера свершила
еще одно небывалое слияние: в единстве
оказались гневная обличительная сатира
и веселый жизнеутверждающий смех. И основа
этого единства — оптимизм самого обличителя,
непреклонная вера Мольера в нравственное
здоровье народа, твердое знание того,
что его комедии, показав современникам
их недостатки и заставив людей смеяться
над пороками общества, сделают их умней
и лучше.
С этой верой Мольер
прожил до последнего своего вздоха. Эта
вера Мольера живет в его театре из века
в век, живет как главный завет его гения. Вот для какой великой
цели Мольер совершил свою реформу. И посильной
она была только гениальному художнику
слова, одаренному еще и замечательным
сценическим талантом, только «человеку
театра» в самом полном и глубоком смысле
этого слова. Славные традиции Мольера
служат образцом для прогрессивных писателей
Запада. Как известно, оружие сатиры обладает
громадной разящей силой в борьбе с поработителями
и палачами народов, с тартюфами, прикрывающими
свои хищнические замыслы лживыми фразами
о братстве и помощи. И передовой литературе
Запада для успешной борьбы за мир, демократию
и прогресс в наше время особенно нужны
Мольеры.
Список
литературы:
1. Барро М. Б. Мольер, его жизнь и литературная
деятельность. – СПБ, 1991.
2. Бахтин Н. Н. Мольер в русской
литературе, «Сочин. Мольера». – Спб.: 2001.
3. Белинский Г. Полн. собр. соч.,
Изд. Академии наук СССР, т. VI, – М. 1955.
4. Бояджиев Г. Вступительная статья. «Жан
- Батист Мольер. Комедии» БВЛ «Художественная
литература». – М.: 1972.
5. Быстрянский В. Мольер и французская
буржуазия второй половины XVII в. – К.: 2003.
6. Веселовский А. Этюды о Мольере:
«Мизантроп». – М.: 1989.
7. Веселовский А. Этюды о Мольере:
«Тартюф», История типа и пьесы. – М.: 1990.
8. Гвоздев А. А. Оперно-балетные
постановки во Франции XVI–XVII вв. – Спб.:
2000.
9. Гликман И. Д. «Мольер». – М.-Л.:
1966.
10. Горчаков Н. Режиссерские
уроки К.С. Станиславского, «Искусство».
– М.: 1950.
11. Гриб В., Расин Р. Мольер. В
кн. Гриб В. Р. «Избранные работы. Поэтика».
– М.: 1989.
12. История зарубежной литературы
XVII века // Под ред. З. И. Плавскина. – М.:
«Высшая школа» 1987.
13. Комиссаржевский Ф. Театральные
прелюдии. – М.: 1996.
14. Лансон Г. История французской
литературы. – М.: 1996.
15. Манциус К., Мольер. Театры,
публика, актеры его времени // Перев. Ф.
Каверина. – М.:1997.