Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:56, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что для нас, как для людей связанных с театром интересно и важно понять, чем именно, какими приёмами Мольер преобразил, изменил и усовершенствовал комедию, что этому способствовало и что получилось в итоге.
Цель данной работы – проанализировать комедию 16-17 в., понять, какой вклад внёс Жан Батист Мольер и сделать вывод из этой работы.
Введение…………………………………………………………………2
Глава I
1.1 Юность Мольера и начало творческого пути……………………..5
1.2 Расцвет таланта. Комедия «Тартюф или Обманщик»……………10
Глава II
2.1 Окончание жизненного и творческого пути Мольера……………18
2.2 Влияние, оказанное произведениями Мольера на написание комедий в будущем……………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………26
В 1664 г. Он создаёт свою великую комедию «Тартюф или обманщик», пьеса должна была быть показана во время грандиозного придворного праздника «Увеселения очарованного острова», который состоялся в мае 1664 г. в Версале. Однако пьеса расстроила праздник и которая по истине стала чуть ли не последней каплей терпения у высшего общества и оскорбила церковь. Мольер высмеивает церковников, показывает оборотную сторону церкви. Тартюф – главный герои комедии «лже-святой», который втирается в доверие к семье и заставляет отца семейства совершать безрассудные поступки, что приводит к плачевным последствиям. Вся семья за исключением хозяина дома и его матери пытается открыть им глаза на происходящее и вернуть мир в дом. В итоге Тартюф разоблачён и наказан. Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. 5 лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Тартюф - это образ кристально чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон. Но Мольер не только изобличает лицемерие, он ставит вопрос: почему Оргон позволил себя обмануть? Оргон уверовал в набожность и святость Тартюфа и видит в нем своего духовного наставника. Оргон поверит скорее ему, чем собственным глазам. Причина этого – косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможности критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей. Лицемерие, по определению Мольера, основной порок Франции его времени. Лицемеры типа Тартюфа безнаказанно господствуют в стране. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо (что объяснялось верой Мольера в справедливого и разумного монарха), общественная ситуация, обрисованная Мольером, представляется угрожающей. Негодование церковников после постановки комедии было неописуемо. Организуется целый «заговор святош» против Мольера, в который входило множество лиц с высокими титулами и даже друзья и родственники короля, возглавляет же его сама королева-мать Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары. Представления пьесы прекратили. Началась длительная борьба Мольера за "Тартюфа". Он пишет на имя короля прошение, в котором заявляет: "Тартюфам удалось ловко втереться в доверие Вашего величества, и оригиналы добились запрещения копии". Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу. Король не снял запрета с пьесы. Но, к счастью, и не прислушался к советам церкви: «Сжечь не только книгу, но и ее автора, демона, безбожника и распутника, написавшего дьявольскую, полную мерзости пьесу, в которой он насмехается над церковью и религией, над священными функциями» («Величайший король мира», памфлет доктора Сорбонны Пьера Рулле, 1664). Парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть "еретическую" комедию под угрозой отлучения от церкви. Тем временем пьесу ставят в частных домах и театрах, распространяют рукопись. В 1666 году умирает королева-мать Анна-Австрийская, а в 1668 наступает время «церковного мира», только в эти годы было дано разрешение на постановку пьесы, и в 1669 г. состоялась премьера, которая прошла с огромным успехом.
Чем же были вызваны все
запреты и скандалы, связанные
с пьесой «Тартюф или обманщик»
В разгар борьбы за «Тартюфа» Мольер пишет «Дон-Жуана». В этой комедии он значительно отступает от трёх единств: времени, места и действия. Кроме того образы героев прорисованы со всех сторон, в разных ситуациях поступают по-разному, что уже идёт против правил классицизма. Мольер поднимает проблему морали и сословности, он прямо показывает – господин имеет право унижать, угнетать простых людей, причём безнаказанно. Но так ли справедливо его право? Мольер считает, что это глупый пережиток прошлого. «Дон-Жуан» был написан чрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа». Мольер обратился к необычайно популярной теме, впервые разработанной в Испании, — о человеке, не знающем никаких преград в своем стремлении к удовольствиям. Впервые о Доне Жуане написал Тирсо де Молина. Позднее эта тема привлекала внимание драматургов Италии и Франции, которые разрабатывали ее как легенду о нераскаявшемся грешнике, лишенную национальных и бытовых особенностей. Мольер совершенно оригинально обработал эту известную тему, отказавшись от религиозно-нравственной трактовки образа главного героя. Его Дон Жуан — обычный светский человек, а события, с ним происходящие, обусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальными отношениями. Дон-Жуан Мольера, которого с самого начала пьесы его слуга Сганарель определяет как «величайшего из всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собаку, дьявола, турка, еретика» — это молодой смельчак, повеса, который не видит никаких преград для проявления своей порочной личности: он живет по принципу «все позволено». Создавая своего Дон Жуана, Мольер обличал не распутство вообще, а безнравственность, присущую французскому аристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и потому обрисовал своего героя очень достоверно. Создавая «Дон Жуана», Мольер следовал не только старинному испанскому сюжету, но и приемам построения испанской комедии с ее чередованием трагических и комических сцен, отказом от единства времени и места, нарушением единства языкового стиля (речь персонажей здесь индивидуализирована более, чем в какой-либо другой пьесе Мольера). Более сложной оказывается и структура характера главного героя. И все же, несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма, «Дон Жуан» остается комедией в стиле классицизма, главное назначение которой — борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальных проблем, изображение обобщенных, типизированных характеров. Вместе с тем Мольер в этой комедии снова направляет свои удары против религиозного ханжества.
В эти годы Мольер пытается вернуть утраченную благосклонность короля, пишет ещё несколько комедий, в каждой из которых он поднимает вопросы, которые, напротив, только возмущают и злят высшее общество. Его слова всегда попадают в самую точку, он не закрывает глаза на проблемы общества и смело высмеивает их. Даже в последние годы, несмотря на тяжелую болезнь и личные проблемы, смех его звучит по-прежнему, и он по-прежнему высмеивает тёмные и неприглядные стороны буржуа и французских аристократов. Критика Мольером современного жизненного уклада была широкой и многосторонней. Не ограничиваясь обличением дворянства и аристократии, драматург создает комедии, в которых преобладает антибуржуазная сатира. В эпоху абсолютизма общество было разделено на «двор» и «город». На протяжении всего XVII в. мы наблюдаем в «городе» постоянное тяготение ко «двору»: покупая должности, земельные владения (что поощрялось королем, так как пополняло вечно пустующую казну), заискивая, усваивая дворянские манеры, язык и нравы, буржуа старались приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение. Дворянство, переживавшее экономический и моральный упадок, сохраняло, однако, свое привилегированное положение. Его авторитет, сложившийся на протяжении веков, спесивость и пусть часто внешняя культура подчиняли себе буржуазию, которая во Франции еще не достигла зрелости и не выработала классового самосознания. Наблюдая взаимоотношения этих двух классов, Мольер хотел показать власть дворянства над умами буржуа, в основе чего лежало превосходство дворянской культуры и низкий уровень развития буржуазии; в то же время он хотел освободить буржуа от этой власти, отрезвить их. Изображая людей третьего сословия, буржуа, Мольер делит их на три группы: те, кому были свойственны патриархальность, косность, консерватизм; люди нового склада, обладающие чувством собственного достоинства и, наконец, те, кто подражает дворянству, оказывающему губительное воздействие на их психику. К числу этих последних относится и главный герой «Мещанина во дворянстве» господин Журден.
Последним произведением Мольера, постоянно напоминающим нам о его трагической личной судьбе, стала комедия «Мнимый больной» (1673г.), в которой смертельно больной Мольер играл главную роль. Как и более ранние комедии («Любовь-целительница», 1665; «Лекарь поневоле», 1666), «Мнимый больной» — это насмешка над современными врачами, их шарлатанством, полным невежеством, а также над их жертвой — Арганом. Медицина в те времена основывалась не на опытном изучении природы, а на схоластических умозрениях, опирающихся на авторитеты, которым переставали верить. Но, с другой стороны, и Арган, маньяк, которому угодно видеть себя больным, — это эгоист, самодур. Ему противостоит эгоизм его второй жены, Белины, женщины лицемерной и корыстной. В этой комедии характеров и нравов изображен страх перед смертью, полностью парализовавший Аргана. Слепо верящий невеждам-врачам, Арган легко поддастся обману — он глупый, обманутый муж; но он же — крутой, гневный, несправедливый человек, жестокий отец. Мольер показал здесь, как и в других комедиях, отклонение от общепринятых норм поведения, которое разрушает личность.
За 5 лет (1664-1669) Мольер сумел создать
произведения, которые по праву
считаются гениальными и
2.1 Окончание творческого и жизненного
пути Мольера.
Сценическая карьера драматурга завершилась
трагически. В феврале 1673 года был поставлен
"Мнимый больной", причем Мольер исполнял
главную роль. Глубокая вера в изначальную
благость природы и отвращение к "лицемерию",
получившему в его творчестве самую широкую
и разнообразную трактовку, стали причиной
укоренившейся в нем ненависти к медицине,
которую он превратил в постоянную мишень
для нападок. Врачи представлялись ему
"лицемерными" шарлатанами, нарушающими
естественный ход вещей. Сам Мольер уже
несколько лет был тяжело болен - по-видимому,
туберкулезом. На четвертом представлении
у него сделались судороги, и его отнесли
домой, где он умер в ночь с 17 на 18 февраля.
Призванный к умирающему исповедник явился
уже после смерти Мольера. Приходской
священник запретил хоронить его на освященной
земле, и только благодаря прямому обращению
вдовы к королю было позволено совершить
погребальный обряд ночью, "во избежание
общественного скандала". К сожалению,
смерть знаменитого драматурга, не принесла
освобождение от проблем. Будучи комедиантом,
церковники не дали разрешения на его
погребение. Только вмешательство самого
короля несколько исправило положение:
"Приняв во внимание обстоятельства,
обнаруженные в следствии, произведенного
Согласно нашему приказанию, мы позволяет
священнику церкви святого Евстафием
похоронит по церковному обряду тело покойного
Мольера, с тем, однако условием, чтобы
это погребение было совершено без всякой
торжественности, не более как двумя священниками,
и не Днем, и чтобы за упокой души его не
было совершенно торжественное богослужение
ни в вышеуказанной церкви и ни в какой
другой".
Информация о работе Жан-Батист Мольер как великий реформатор комедии