Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности жанра «интеллектуальной драмы» в произведениях Б. Шоу.
Цель определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
- познакомиться с творчеством Б. Шоу;
- раскрыть понятие жанра «интеллектуальной драмы»;
- выявить основные приемы и средства жанра «интеллектуальной драмы»;
- провести идейно-художественный анализ произведений Б.Шоу, написанных в жанре «интеллектуальной драмы».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные предпосылки создания «новой драмы» и тенденции ее развития……………………………………………………………………………5
1. 1. Б.Шоу о «новой драме»……………………………………………………...5
1.2. Б. Шоу как представитель «новой драмы»………………………………...9
Глава 2. Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу………...15
2.1 «Неприятные пьесы»………………………………………………………...15
2.2. «Приятные пьесы»…………………………………………………………..18
2.3. «Три пьесы для пуритан»…………………………………………………...22
2.4. «Дом, где разбиваются сердца»……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные предпосылки создания
«новой драмы» и тенденции ее развития…………………………………………………………
1. 1. Б.Шоу о «новой драме»………………………
1.2. Б. Шоу как представитель «новой драмы»………………………………...9
Глава 2. Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу………...15
2.1 «Неприятные пьесы»………………………………
2.2. «Приятные пьесы»……………………………………
2.3. «Три пьесы для пуритан»…………………
2.4. «Дом, где разбиваются сердца»……………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Бернард Шоу – выдающийся английский драматург, один из основателей реалистической драмы XXв., талантливый сатирик, юморист. Его творчество пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В нашем литературоведении создалась целая наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее основы были заложены А.В. Луначарским, проявлявшим глубокий и сочувственный интерес к поискам, противоречиям и творческому своеобразию писателя.
За последнее
время учеными защищен ряд
докторских и кандидатских
Пережив свой наивысший расцвет в эпоху Возрождения, английская драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в нее Бернарда Шоу. Он – единственный, достойный соратник Шекспира; его по праву считают создателем современной английской драмы.
Продолжая лучшие традиции английской драматургии, и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему театра – Ибсена и Чехова, – творчество Шоу открывает новую страницу в литературе XX столетия.
Основным оружием своей борьбы с социальной несправедливостью Шоу избирает смех. Это оружие служило ему безотказно. «Мой способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду», – эти слова Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха, громко звучащего с подмостков сцены вот уже целое столетие.
Актуальность настоящего исследования определяется все возрастающим интересом современного литературоведения к творчеству Б.Шоу и изучению его художественного метода.
Теоретическая
значимость исследования состоит
в том, что
отдельные материалы могут быть использованы
на занятиях по зарубежной литературе,
работа в целом способствует расширению
общего и литературного кругозора.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться в лекционных курсах и на практических занятиях по литературоведению и зарубежной литературе.
Цель исследования – выявить особенности жанра «интеллектуальной драмы» в произведениях Б. Шоу.
Цель определяет
необходимость постановки и
- познакомиться с творчеством Б. Шоу;
- раскрыть понятие жанра «
- выявить основные приемы и
средства жанра «
- провести идейно-художественный анализ произведений Б.Шоу, написанных в жанре «интеллектуальной драмы».
Объектами исследования данной работы являются произведения Б. Шоу и литературоведческие работы по заданной теме.
Предметом исследования избран текст пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», как наиболее яркого представителя творческого наследия писателя.
Глава1. Основные предпосылки создания «новой драмы»
и тенденции ее развития
1.1. Б.Шоу о «новой драме»
Рубеж XX столетий в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма.
«Новая драма» – условное обозначение тех новаций, которые заявили о себе в европейском театре 1860 – 1890-х годов. Главным образом, это социально-психологическая драматургия, в момент своего возникновения ориентировавшаяся на натурализм в прозе, на обсуждение в театре граждански значимых «злободневных» проблем.
Но главное, «новая драма» подошла к современности с самыми серьезными этическими и идеологическими требованиями, намереваясь описать ее наличное состояние и от своего лица сформулировать задачи, стоящие перед обществом. В пьесах Ибсена и Шоу, Гауптмана и Стриндберга острой критике подверглись как конкретные социальные институты, так и общепринятая мораль. От «новой драмы» ждали строгого, едва ли не «объективного» исследования современной действительности, способного ответить на вопрос о причинах несовершенства мира и человека.
В историко-литературной перспективе «новая драма», послужившая коренной перестройке драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии века XX. В истории западноевропейской «новой драмы» роль новатора и первопроходца принадлежит норвежскому писателю Хенрику Ибсену (1828 – 1906).
Б. Шоу, увидевший в Ибсене «великого критика идеализма», а в его пьесах – прообраз своих собственных пьес-дискуссий, в статьях «Квинтэссенция ибсенизма» (1891), «Драматург-реалист – своим критикам» (1894), а также в многочисленных рецензиях, письмах и предисловиях к пьесам, дал глубокий анализ идейно-художественного новаторства норвежского драматурга, сформулировав на его основе свое представление о творческих задачах, стоявших перед «новой драмой».
Главная особенность «новой драмы», по мнению Шоу, заключается в том, что она решительно повернулась к современной жизни и стала обсуждать «проблемы, характеры и поступки, имеющие непосредственное значение для самой зрительской аудитории». Ибсен положил начало «новой драме», и в глазах Шоу для современного зрителя он куда важнее, чем великий Шекспир. «Шекспир выводил на сцене нас самих, но в чуждых нам ситуациях... Ибсен удовлетворяет потребность, не утоленную Шекспиром. Он представляет нас самих, но нас в наших собственных ситуациях. То, что случается с его героями, случается и с нами».
Шоу полагает, что современный драматург должен идти тем же путем, что и Ибсен. При этом, говоря о своем собственном творчестве, Шоу признается, что «вынужден брать весь материал для драмы либо прямо из действительности, либо из достоверных источников». «Я ничего не создал, ничего не выдумал, ничего не извратил, я всего лишь раскрыл драматические возможности, таящиеся в реальной действительности».
Утвердившийся в обществе «культ ложных идеалов» Шоу называет «идеализмом», а его приверженцев – «идеалистами». Именно на них направлено острие сатиры Ибсена, отстаивавшего право человеческой личности поступать иначе, чем предписывают «нравственные идеалы» общества. Ибсен, по словам Шоу, «настаивает на том, чтобы высшая цель была вдохновенной, вечной, непрерывно развивающейся, а не внешней, неизменной, фальшивой... не буквой, но духом... не абстрактным законом, а живым побуждением». Задача современного драматурга в том и состоит, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни».
Именно поэтому и необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и мнений. Шоу убежден, что драматизм современной пьесы должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. «В новых пьесах драматический конфликт строится не вокруг вульгарных склонностей человека, его жадности или щедрости, обиды или честолюбия, недоразумений и случайностей и всего прочего, а вокруг столкновения различных идеалов».
Школа Ибсена, таким образом, заключает Шоу, создала новую форму драмы, действие которой «тесно связано с обсуждаемой ситуацией». Ибсен «ввел дискуссию и расширил ее права настолько, что, распространившись и вторгшись в действие, она окончательно с ним ассимилировалась. Пьеса и дискуссия стали практически синонимами». Риторика, ирония, спор, парадокс и другие элементы «драмы идей» призваны служить тому, чтобы пробудить зрителя от «эмоционального сна», заставить его сопереживать, превратить в «участника» возникшей дискуссии – словом, не дать ему «спасения в чувствительности, сентиментальности», а «научить думать».
Между прочим, сам Б. Шоу был далек от мысли присваивать себе авторство использования публицистических приемов (дискуссии, риторики, логики) в драме, считая обогащение драматургической техники нормальным процессом. Эти новые приемы влияли на жанровые определения произведений Шоу: комедия «Майор Барбара» — «дискуссия в трех актах», пьеса «Неравный брак» — «дебаты с сохранением единства времени и места».
Бернард Шоу, пожалуй, первым стал часто прибегать к парадоксу как к сюжетно-композиционному средству, которое объясняло неожиданность и заостренность мышления драматурга, тонко разбиравшегося в политике, лукаво и безжалостно взиравшего на безумный мир. Парадокс лежал в основе многих сюжетов его пьес. Сам Шоу этот способ социально-интеллектуального анализа жизненных явлений обозначил любимой им английской пословицей «To upset an apple cart» («Опрокинуть тележку с яблоками»). Умение увидеть характер, ситуацию, тенденцию в необычном свете и отличает Шоу. А. А. Гвоздев не без основания упрекал драматурга, ощутившего вкус к творчеству, в злоупотреблении сильно действующими художественными средствами: «Нередко парадоксы Шоу граничат с самодовлеющим словесным трюкачеством»1.
Наиболее сложной проблемой в творчестве каждого великого драматурга становится проблема жанра, то есть его видение окружающей действительности, вернее — угол зрения, ракурс отражения современности. Шоу — не исключение. Его раздражала упрощенная трактовка комедийного жанра. «По-моему, — писал он, — нет ничего хуже той комедии, автор которой заставляет людей смеяться друг над другом». Проблемность отношения драматурга даже к несерьезным явлениям — существенная черта интеллектуального театра XX столетия. Обилие оттенков комического в пьесах Шоу не заслоняет специфической особенности драмы XX века — умения с современных позиций взглянуть на человека в жизненных обстоятельствах.
_______________
1 Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX—XX столетий. – Л., 1939
Принципы интеллектуального театра способствуют созданию своеобразных сюжетных моделей, существенно изменяют архитектонику литературы для театра, мышление драматургов. Трансформируется и социально-психологическая драма.
Влияние
интеллектуальной драмы
Психологическая
напряженность действия —
Колоритно выписанный бытовой план, не ставящий под сомнение принадлежность драматурга к социальной драме, имеет свое зазеркалье. Имя ему — подсознание, вытаскивающее на поверхность лишь тщательно скрываемый силуэт плотских и духовных страданий. Почти все персонажи пытаются скрыть свою страсть. Поэтому авторская художественная система подчеркнуто символична, начиная с семантики названий. Поэтический реализм драматурга глубоко симпатичен актерам, художникам, режиссерам богатством второго плана, психологического подтекста, напоминающего пьесы Чехова, О’Нила, но изменившегося в соответствии с требованиями иной жизненной среды.
Для Шоу борьба за новое общество была неразрывно связана с борьбой за новую драму, которая могла бы поставить перед читателями насущные вопросы современности, могла бы сорвать все маски и покровы жизни общества. Когда Б. Шоу, сначала как критик, а потом и как драматург, ввел планомерную осаду драмы XIX века, ему приходилось бороться с самой скверной из ходящих условностей театральной критики того времени, убежденной в том, что интеллектуальной серьезности на сцене нет места, что театр – это вид поверхностного развлечения, а драматург – это человек, задача которого изготовлять из дешевых эмоций вредные сласти. В конце концов, осада увенчалась успехом, интеллектуальная серьезность одержала верх над кондитерским взглядом на театр, и даже его сторонники были вынуждены встать в позу интеллектуалов и в 1918 году Шоу писал: «Почему понадобилась колоссальная война, чтобы приохотить людей к моим произведениям?».
Информация о работе Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу