Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:23, курсовая работа
Цель исследования – выявить особенности жанра «интеллектуальной драмы» в произведениях Б. Шоу.
Цель определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
- познакомиться с творчеством Б. Шоу;
- раскрыть понятие жанра «интеллектуальной драмы»;
- выявить основные приемы и средства жанра «интеллектуальной драмы»;
- провести идейно-художественный анализ произведений Б.Шоу, написанных в жанре «интеллектуальной драмы».
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные предпосылки создания «новой драмы» и тенденции ее развития……………………………………………………………………………5
1. 1. Б.Шоу о «новой драме»……………………………………………………...5
1.2. Б. Шоу как представитель «новой драмы»………………………………...9
Глава 2. Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу………...15
2.1 «Неприятные пьесы»………………………………………………………...15
2.2. «Приятные пьесы»…………………………………………………………..18
2.3. «Три пьесы для пуритан»…………………………………………………...22
2.4. «Дом, где разбиваются сердца»……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………
Шоу намеревался создать положительного героя – реалиста. Одну из задач своей драматургии он видит в создании образов «реалистов», практичных, сдержанных и хладнокровных. Шоу везде и всегда старался раздразнить, разозлить публику, используя свой шовианский метод.
Он никогда не был идеалистом – его предложения носили не романтическо-пацифистский, а сугубо практический характер и были, по свидетельствам современников, весьма дельными. Его реалистический взгляд на жизнь никогда не затягивался мутной пленочкой, романтической или фантастической, а его шовианское здравомыслие сделало его надежно защищенным от любых уколов и нападок.
Например, в «Профессии миссис Уоррен» Шоу без обиняков изложил реальное положение женщин в обществе, говорил о том, что общество должно быть устроено так, чтобы каждый мужчина и каждая женщина могли содержать себя своим трудом, не торгуя своими привязанностями и своими убеждениями. В «Цезаре и Клеопатре» Шоу предложил свой взгляд на историю – спокойный, здравый, ироничный, не прикованный насмерть к щелочкам у дверей царских опочивален.
И так – во всем. Реальность в драме, на сцене, в сознании, в жизни – это то, чего добивался Бернард Шоу.
По словам А.Г. Образцовой, «Шоу утвердил в английском театре новый тип драмы – интеллектуальную драму, в которой основное место принадлежит не интриге, не захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным поединкам, которые ведут его герои»1. Шоу называл свои пьесы «пьесами-дискуссиями». Они захватывали глубиной проблем, необычайной формой их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставляли его напряженно размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над нелепостью существующих законов, порядков, нравов. Шоу утверждал, что современная драматургия должна была вызывать прямой отзвук у аудитории, узнающей в ней ситуации из собственного жизненного опыта, и провоцировать дискуссию, которая выходила бы далеко за пределы частного случая, показанного со сцены. Коллизии этой драматургии, в отличие от шекспировских, которые Шоу считал устаревшими, должны носить интеллектуальный или социально-обличительный характер, отличаясь подчеркнутой злободневностью, а персонажи важны не столько своей психологической сложностью, сколько чертами типа, проявленными полно и наглядно.
Как справедливо отмечает А.С. Ромм, «в пьесах Шоу мало внешнего действия. Но они обладают огромным внутренним драматизмом. Не пользуясь никакими сложными сюжетными приемами, Шоу с помощью одного сценического диалога умеет держать зрителя в состоянии сильнейшего напряжения. Однако с точки зрения своей драматургической структуры драмы Шоу отнюдь не так просты, как это может показаться на первый взгляд. В них происходит сложный и мучительный процесс рождения истины, и именно этим определяется их внутреннее развитие»2.
________________
1 Образцова А. Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – М., 1965
2 Ромм А.С. Джордж Бернард Шоу. 1856-1950 / Ромм А.С. – Л.; М.: Искусство, 1965. - 250 с.
Драматургическая форма пьес Шоу возникла из его представления о природе современного общества как «царства лжи», в котором господствуют всевозможные «фикции», а истина существует в мистифицированном и зашифрованном виде. С этим связана некоторая условность его драматических сюжетов. Драма Шоу парадоксальна и фантастична, как парадоксальна и фантастична сама жизнь того мира, в котором ложь существует на правах истины, а истина загоняется в подполье, где бродит в виде смутных подводных течений.
Обнаженная, неприкрашенная «правда» в начале пьесы теснится главным образом на периферии сюжета, в области ремарок и предисловий. Поэтому весь этот технический аппарат разрастается до необыкновенных размеров (ремарки иногда занимают около трети всей пьесы, а предисловия приобретают форму публицистических и философских трактатов). Эпические элементы драмы Шоу играют в ней особую роль. Уточняя социальную и философскую проблематику пьесы, они в то же время увеличивают ее емкость. Из предисловий тянутся нити, связывающие события драмы с событиями мировой общественной жизни. В ремарках вмещается не только быт героев, но и их подлинное «я» – те неведомые им чувства и стремления, которые тайно управляют их жизненным поведением.
Эпическое обрамление драм Шоу есть не что иное, как своеобразная расшифровка особого драматургического приема. У его пьес всегда имеется огромный, сложный подтекст. Его присутствие в пьесе может в полной мере ощущаться лишь тогда, когда пьеса со страниц книги переходит на сценические подмостки. При этом переходе подтекст теряет свою логическую ясность. Но зато сила его давления на текст бесконечно увеличивается. Дыхание большого мира реальных человеческих дел и чувств несет в себе и игра актеров.
Все революционные потрясения Шоу производит не столько с помощью сюжета, сколько с помощью сценического диалога. В его драмах царит атмосфера тончайшей интеллектуальной игры. Играя словами и понятиями, Шоу разрушает привычные представления людей и помогает им увидеть примелькавшиеся явления по-новому. Для этого он мастерски использует семантические и звуковые возможности слова.
Чтобы сместить привычные пропорции, ему иногда достаточно изменить ритм сценической речи или перевести ее в иную лексическую или музыкальную тональность. Так, доводя до виртуозного совершенства технику драматического диалога, Шоу разрушает «ложь» и помогает постепенному освобождению «правды». В ходе сценической дискуссии люди и вещи приобретают свой настоящий облик. «Правда» в пьесах Шоу – это истинная сущность жизни в целом и отдельной человеческой индивидуальности, которая раскрывается в ходе драмы. По мере развития драматического действия застывшая маска идеи сдвигается в сторону, и под него сначала смутно, а потом все яснее и яснее различаются человеческие черты. Подлинные чувства людей, доселе говорившие беззвучным языком ремарок, обретают голос и берут слово, чтобы рассказать о самих себе. Истинная подоплека человеческих характеров становится ясной в процессе поединка идей. В финале драмы «маски» спадают окончательно, «правда» наконец выходит из подтекста, и при ее появлении вся вавилонская башня лжи, скрывавшая от глаз зрителя живую жизнь, – рушиться с оглушительным треском. В действие, которое обычно развивается как спор двух антагонистов, нередко вмешивается третья сила, сама жизнь; она и решает исход поединка идей.
Парадоксальность драматических финалов Шоу особенно ощущается потому, что в заключительных сценах пьеса как будто бы возвращается к своей исходной ситуации. Внешне все остается по-старому. Но зато произошли большие внутренние перемены – в сознании людей, характере их отношений.
«Профессия миссис Уоррен» — шаг к последующей драматургии Шоу, плотно населенной людьми разных положений, характеров, взглядов. На место несколько оголенной конструкции его первой пьесы приходит более полнокровное изображение жизни. И вместе с тем пьесы Шоу не утрачивают подчеркнутого идейного начала. Шоу в той или иной форме использует в них заимствованный из «Норы» Ибсена прием «дискуссии» — сцены, где герои всесторонне обсуждают создавшееся положение, причем каждый из них имеет возможность до конца высказать «свою правду», свой взгляд на вещи, далеко не всегда — даже если речь идет об отрицательном персонаже — безосновательный. Шоу однажды повторил слова Джона Стюарта Милля, что, «поскольку общее или преобладающее мнение по любому вопросу редко или вообще никогда не может составить всю правду, остаток ее открывается при столкновении этого мнения с противоположным». И он старательно сталкивает противоположные мнения, стараясь высечь искру истины. В каждой сцене и каждом диалоге пьес Шоу сказываются диалектические качества его ума. Он исходит из того, что мир соткан из противоречий, и пытается их проявить. На смену дидактичности мелодрамы и психологической одноплановости «хорошо сделанной пьесы» пришла диалектика характеров и понятий. Пьесы Шоу пролагали путь для такого явления драматургии XX в., как интеллектуальная драма.
Глава 2. Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу
2.1 «Неприятные пьесы»
Бернард Шоу был создателем глубокоидейной, остросоциальной драмы XX века. Оригинальный и смелый художник, он открыл перед европейским театром новые перспективы художественного развития, проторив свой особый путь, по которому вслед за ним пошли многие представители мировой драматургии. Продолжив на новой основе традиции ибсеновского театра, Шоу создал драматургическую систему, неповторимое своеобразие которой явственно ощущается даже при самом поверхностном взгляде на его произведения.
Начало драматургической деятельности Шоу было связано с «Независимым театром», открывшемся в 1891 г. в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн. Основная задача, которую ставил перед собою Грейн, заключалась в ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. «Независимый театр» противопоставлял потоку развлекательных пьес, заполнявших репертуар большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для «Независимого театра» начал писать и Бернард Шоу.
Путь Бернарда Шоу как драматурга начинается с цикла пьес, объединенных под общим названием «Неприятные пьесы». Сюда вошли: «Дома Вдовца», работать над которой Шоу начал в 1885 г., «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита». В своем предисловии к «Неприятным пьесам» Шоу писал: «… сила драматического искусства в этих пьесах должна заставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами. Несомненно, каждый автор, искренно желающий благ человечеству, совсем не считается с чудовищным мнением, будто бы задачей литературы является лесть. Но в этих драмах мы сталкиваемся не только с комедией и трагедией индивидуального характера и судьбой отдельного человека, но и с ужасными и отвратительными сторонами общественного устройства. Ужас этих отношений заключается в том, что обыкновенной средней руки англичанин, человек, может быть, даже мечтающий о тысячелетнем царстве благодати, – в своих общественных проявлениях оказывается преступным гражданином, закрывающим глаза на самые подлые, на самые ужасные злоупотребления, если их устранение грозит ему потерять хотя бы один грош из своих доходов»1.
В «Неприятных пьесах» перед нами внешне вполне порядочные респектабельные английские буржуа, располагающие значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такие явления, как эксплуатация, как грязное, бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и несчастий простого народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоу проходят картины несправедливости, жестокости и подлости буржуазного мира. Характерно, что пьесы Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизни буржуазной семьи. Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступает момент, когда на первый план выступает социальный аспект глубоко волнующего писателя вопроса: где источники богатства героев? на какие средства они живут? какими путями удалось добиться им того благополучия, в котором они пребывают? Смелая постановка этих вопросов и не менее смелые ответы на них и составляют основу той обличительной силы пьес Шоу, которая возмущала одних и не могла не импонировать и не восхищать других.
В этом цикле Шоу затрагивает темы, никогда прежде не возникавшие в английской драматургии: бесчестные махинации, на которых наживаются
________________
1 Шоу Б. Полное собрание пьес в 6 томах. – М.: Искусство, 1980
респектабельные домовладельцы; любовь, не считающаяся с мещанскими нормами и запретами; проституция, показанная как болезненная социальная язва викторианской Англии.
А.С. Ромм пишет, что «в «Неприятных пьесах» Шоу реализовал ту эстетическую программу, которую он декларировал в своих критических статьях. Он выступил в роли художника – «срывателя масок», чье призвание заключается в том, чтобы говорить «неприятные истины» своим зрителям и читателям»1.
«Я показал, – пишет он в предисловии к циклу, – каким образом почтенный средний класс и щеголяющая благородством своих чувств аристократическая молодежь, как мухи на навозе, откармливаются и жиреют за счет нищеты, ютящейся в трущобах голытьбы»2.
В первом драматическом цикле Шоу полностью раскрылся его огромный талант сатирика и публициста.
________________
1 Ромм А.С. Творчество Бернарда Шоу / Ромм А.С. - Л.: б. и., 1956. - 47 с.
2 Бернард Шоу о драме и театре. – М., 1963
2.2. «Приятные пьесы»
Вторым циклом пьес Бернарда Шоу были «Приятные пьесы». Сюда вошли: «Война и человек», «Кандида», «Избранник судьбы», «Никогда вы не можете сказать». В «Приятных пьесах» Шоу меняет приемы сатирического обличения. Если в «Неприятных пьесах» он обращался к «ужасным и отвратительным сторонам общественного устройства», гневно обрушивался на социальные порядки, то в «Приятных пьесах» он уделяет основное внимание той лицемерной морали, которая призвана скрыть истинную сущность буржуазных отношений.
В этих пьесах Шоу ставит своей целью сбросить те романтические покровы, которые скрывают жестокую правду действительности. Он призывает людей трезво и смело взглянуть на жизнь и освободиться от липкой паутины предрассудков, отживших традиций, заблуждений и пустых иллюзий. И если в «Неприятных пьесах», создавая образы Сарториуса, Крофтса и стремясь подчеркнуть жестокость, бесчеловечность этих людей, Шоу охотно обращался к приему гротеска, то герои его «Приятных пьес» гораздо более «человечные люди» и в их изображении нет нарочитой резкости и заострения. Но вместе с тем убожество духовного мира буржуа, закоренелая предвзятость его суждений, извращенные представления, скрывающиеся под респектабельной внешностью, черствость и эгоизм – все это показано с большой силой проникновения в самую сущность буржуазной идеологии. В самом названии – «Приятные пьесы» – звучит вполне откровенная ирония.
Целью Шоу и в этих пьесах было «превратить сцену в трибуну пропаганды и арену дискуссий», однако он теперь охотно использовал приемы развлекательного театра, чтобы говорить с публикой на привычном ей языке, не отказываясь ни от значительной и острой проблематики, ни от иронии и пристрастия к парадоксу, во многом определяющим его стилистику.
«Приятные» и «Неприятные» пьесы – 2 цикла, представляющие начальный и вместе с тем блестящий этап в драматургии Бернарда Шоу. Их новаторство в общем развитии английской драмы – в их открытой социальной заостренности («Неприятные пьесы») или глубоком социальном подтексте («Приятные пьесы»). В них сложилось и окрепло драматургическое мастерство Шоу, выработался его драматургический метод с характерными для него чертами – постоянным привлечением дискуссии, остроумными и броскими диалогами, эпически обширными, необычайно насыщенными ремарками, смысловой нагрузкой имен, простой и четкой композиции.
Информация о работе Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу