Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить особенности жанра «интеллектуальной драмы» в произведениях Б. Шоу.
Цель определяет необходимость постановки и решения следующих задач:
- познакомиться с творчеством Б. Шоу;
- раскрыть понятие жанра «интеллектуальной драмы»;
- выявить основные приемы и средства жанра «интеллектуальной драмы»;
- провести идейно-художественный анализ произведений Б.Шоу, написанных в жанре «интеллектуальной драмы».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные предпосылки создания «новой драмы» и тенденции ее развития……………………………………………………………………………5
1. 1. Б.Шоу о «новой драме»……………………………………………………...5
1.2. Б. Шоу как представитель «новой драмы»………………………………...9
Глава 2. Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу………...15
2.1 «Неприятные пьесы»………………………………………………………...15
2.2. «Приятные пьесы»…………………………………………………………..18
2.3. «Три пьесы для пуритан»…………………………………………………...22
2.4. «Дом, где разбиваются сердца»……………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

         «Воля к самоусовершенствованию» отнюдь не пришла в противоречие и с шовианским интересом к «великому человеку». Напротив, она придала ему на время некоторый демократический оттенок. «Воля к самоусовершенствованию» поможет, по Шоу, добиться того, «чтобы толпа состояла сплошь из Цезарей, а не из Томов, Диков и Гарри».

         Притом что некоторые пьесы Шоу впервые попадали на подмостки не в Англии, а за ее пределами, предвоенные годы можно назвать временем его непрерывных театральных успехов. В 1913 г. он создал свой сценический шедевр «Пигмалион». Шоу был одним из первых европейских писателей, которые не приняли мировую войну (памфлет «Здравый смысл и война», 1914), и он приветствовал революцию в России. После войны наступает новый плодотворный период его деятельности.

 

 

 

2.4. «Дом, где разбиваются сердца»

 

         С 1913 по 1917 годы Шоу работал над большой и серьезной пьесой, которую даже не надеялся увидеть на сцене, так как наступил, казалось, конец «высокой драмы» и театры превратились в своего рода кабаре для солдат. «Дом, где разбиваются сердца» – самая печальная из пьес Шоу, граничащая с трагедией. В ней отразились все его раздумья и разочарования тех трудных лет, это трагикомедия потери идеалов и смысла жизни в настоящем, это горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических отношений.

         Сам Шоу в предисловии к своей пьесе написал: «Дом, где разбиваются сердца» – это не просто название пьесы – это культурная, праздная Европа перед войной. Когда я начинал писать эту пьесу, не прозвучало еще ни единого выстрела и только профессиональные дипломаты да весьма немногие любители, помешанные на внешней политике, знали, что пушки уже заряжены. У русского драматурга Чехова есть четыре прелестных этюда для театра о Доме, где разбиваются сердца, три из которых – «Вишневый сад», «Дядя Ваня» и «Чайка» – ставились в Англии. Толстой в своих «Плодах просвещения» изобразил его нам, как только умел он – жестоко и презрительно. Толстой не расточал на него своего сочувствия: для Толстого это был Дом, где Европа душила свою совесть. И он знал, что из-за нашей крайней расслабленности и суетности в этой перегретой комнатной атмосфере миром правят бездушная невежественная хитрость и энергия со всеми вытекающими отсюда ужасными последствиями. Толстой не был пессимистом: он вовсе не хотел оставлять Дом на месте, если мог обрушить его прямо на головы красивых и милых сластолюбцев, обитавших в нем. И он бодро размахивал киркой. Он смотрел на них как на людей, отравившихся опиумом, когда надо хватать пациентов за шиворот и грубо трясти их, пока они не очухаются. Чехов был более фаталист и не верил, что эти очаровательные люди могут выкарабкаться. Он считал, что их продадут с молотка и выставят вон; поэтому он, не стесняясь, подчеркивал их привлекательность и даже льстил им»1.

         «Дом, где разбиваются сердца», одно из самых значительных произведений Бернарда Шоу. Эта пьеса свидетельствовала о новом взлете творчества драматурга, она поднимает читателя на такую высоту, с которой видится прошлое, настоящее и вечность; эта пьеса не теряет своего значения и при сопоставлении с тем лучшим, что было создано им в последующие годы, и знаменует начало нового этапа в творческом развитии драматурга.

         События развиваются в доме, принадлежащем бывшему шкиперу Шотоверу и построенном наподобие старинного корабля. В основе сюжета – история несостоявшейся женитьбы дельца Менгена на Элли, дочери изобретателя-неудачника, «прирожденного борца за свободу». Дом Шотовера не настоящий корабль, и все в этом доме оборачивается ненастоящим: ненастоящим оказывается и любовь. Капиталисты притворяются сумасшедшими, благородные и самоотверженные люди скрывают свое благородство, взломщики оказываются ненастоящими ворами, романтики – весьма практичными и приземленными людьми. Сердца в ненастоящем доме тоже разбиваются не по-настоящему. Читающий пьесу не удивляется, когда один из ее героев заявляет: «Англия это или дом сумасшедших?». В пьесе парадоксально все с начала и до конца. Парадоксальны мысли, которые высказывают ее персонажи в диалогах. Пьеса пронизана символикой, которая помогает глубже понять смысл, вложенный автором в образы. Новая манера Шоу, основы которой были заложены в «Доме, где разбиваются сердца», не ослабила его реалистических обобщений.

 

________________

 

1 Шоу Б. Полное собрание пьес в 6 томах. – М.: Искусство, 1980

         Напротив, писатель явно искал все более эффективных путей выражения своих мыслей, которые становились на этом новом этапе не менее, а, может быть, более сложными и противоречивыми, чем в довоенный период его литературной деятельности.

         Действие драмы происходит во время Первой мировой войны. Духовный кризис, вызванный войной и последующим хаосом, породил в творчестве Шоу новый тип женщины – разочарованной, скептичной, как леди Эттеруорд, и девушки лишенной идеалов, как Элли. Они обрисованы как полноценные личности, наделенные умом, сердцем, красотой, жизнелюбием и – для Шоу это едва ли неглавное – пониманием жизни, верным сознанием истины и справедливости. Нельзя, однако, забывать, что, хотя уже после этого Шоу и находит в женской половине человеческого рода типы отрицательные, все же в целом его пьесы – это прославление новой женщины, ее духовной красоты и человеческого величия.

         У многих героев пьес Шоу, угадываются мысли самого Шоу, а капитан Шотовер кажется просто автопортретом автора. Но было бы ошибочно отождествлять персонаж с автором, даже когда герой выражает мысли дорогие писателю. Создавая характеры, являющиеся носителями идей, близких ему, Шоу ни в коей мере не идеализирует их. У него нет героев в точном смысле слова. Каждого такого героя писатель наделяет либо смешными чертами, либо безрассудством. У них обязательно есть недостатки, и именно это препятствует превращению их в ходячих провозвестников новых идей.

         Совершенно очевидно, что оценивать творчество Шоу, как на раннем этапе его развития, так и после «Дома, где разбиваются сердца» можно и следует лишь с учетом художественной емкости его творчества, обличительного накала его сатиры, действенности сложного, но не всегда реалистичного метода драматурга.

 

 

Заключение

 

         В заключение надо отметить, что возникшая на рубеже XX в. и объединившая крупнейших западноевропейских писателей, связанных общими идеями и художественными устремлениями, «новая драма» подняла драматическое искусство на небывалую высоту. Благодаря творчеству Ибсена, Бьёрнсона, Золя, Шоу, Стриндберга, Гамсуна, Гауптмана, Метерлинка и др., западноевропейский театр превратился в арену страстных идейных дискуссий, а внутренние переживания человека обрели значение всеобщности, стали мерой философских, социальных и нравственных проблем бытия.

         «Новая драма» началась с реализма, с которым связаны художественные достижения Ибсена, Бьёрнсона, Гамсуна, Стриндберга, Гауптмана, Шоу, стала одним из важнейших открытий и завоеваний реалистической драмы рубежа веков, хотя приверженность идеям биологического детерминизма подчас и вносила в их художественное творчество известную долю авторского произвола и субъективизма.

         Основная тенденция «новой драмы» – в ее стремлении к достоверному изображению, правдивому показу внутреннего мира, социальных и бытовых особенностей жизни персонажей и окружающей среды. Точный колорит места и времени действия – ее характерная черта и важное условие сценического воплощения. «Новая драма» стимулировала открытие новых принципов сценического искусства, основанных на требовании правдивого, художественно достоверного воспроизведения происходящего. Благодаря «новой драме» и ее сценическому воплощению в театральной эстетике возникло понятие «четвертой стены», когда актер, находящийся на сцене, словно не принимая во внимание присутствие зрителя, по словам К.С. Станиславского, «должен перестать играть и начать жить жизнью пьесы, становясь ее действующим лицом», а зал, в свою очередь, поверив в эту иллюзию правдоподобия, с волнением наблюдать за легко узнаваемой им жизнью персонажей пьесы.

         «Новая драма» разработала жанры социальной, психологической и интеллектуальной «драмы идей», оказавшиеся необычайно продуктивными в драматургии XX в. Без «новой драмы» нельзя себе представить возникновения ни экспрессионистской, ни экзистенциалистской драмы, ни эпического театра Брехта, ни французской «антидрамы». И хотя от момента рождения «новой драмы» нас отделяет уже более века, до сих пор она не утратила своей актуальности, особенной глубины, художественной новизны и свежести.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Шоу Б. Полное собрание пьес в 6 томах. – М.: Искусство, 1980

 

2. Аникст А. Бернард Шоу. - М., 1956

 

3. Балашов П.С. Художественный мир Бернарда Шоу. – М.: Худ. лит., 1982. - 326 с.

 

4. Бачкало И.Б. Бернард Шоу. – М.: Рипол Классик, 1999

 

5. Бернард Шоу о драме и театре. – М., 1963

 

6. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX—XX столетий. – Л., 1939

7. Гражданская З.Т. Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества. – М., 1979

 

8. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу. – М., 1982

 
9. Гражданская З.Т. Бернард Шоу после Октября. – М., 1968

 

10. Деннингхаус Ф. Театральное призвание Бернарда Шоу. – М., 1978 

11. Динамов С. Бернард Шоу. – М., 1931

 

12. Завадский Ю. О философских драмах Шоу и современной театральной эстетике. Вопросы философии, 1966, № 11, с. 94.

 

13. Ивашева В.В. Английская литература ХХ век. – М.: Просвещение, 1967

 

14. Ленин и Шоу. - Иностранная литература. 1957. № 4. с. 24.

 

15. Луначарский А. В. О театре и драматургии. Избр. статьи. В 2-х т. – М.,

1958

 

16. Маркс К. и Энгельс Ф. Об Англии. – М., 1952, с. 472.

 

17. Образцова А. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX - XX веков. – М., 1974

 

18. Образцова А. Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – М., 1965

 

19. Пирсон Х. Бернард Шоу. – М., 1972

 
20. Ромм А.С. Джордж Бернард Шоу (1856-1950). – М., 1966

21. Ромм А.С. Шоу – теоретик. – Санкт Петербург, 1972

 

22. Ромм А.С. Творчество Бернарда Шоу / Ромм А.С. - Л.: б. и., 1956. - 47 с.

 

23. Хьюз Э. Бернард Шоу. – М., 1968

 

24. Шоу Б. О драме и театре / Пер. с англ.; вступит. статья А. Аникста. М.: Изд-во иностр. лит., 1963

 

25. Шоу Б. Шекс против Шо / Пер. А. Аникста // Шоу Б. Полн. собр. пьес: В 6 т. Л., 1981. Т. 6. С. 569–577.

 

 

 


 



Информация о работе Жанр «интеллектуальной драмы» в произведениях Б.Шоу