Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5
Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе………………………………….5
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ»
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25

Файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  науки и образования, молодёжи и  спорта Украины

Севастопольская городская государственная  администрация

Севастопольский городской гуманитарный университет

Филологический факультет

 

 

 

 

кафедра русского языка и зарубежной литературы

 

 

 

 

 

 

 

Жанровое своеобразие фантастического  романа Герберта Уэллса «Война миров»        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа по дисциплине

«История зарубежной литературы

ХIХ в.»

студента группы АН-3

Никонова Владислава Вячеславовича

 

научный руководитель – к.ф.н.,

доц. Миленко В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь-2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

      ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5

    1. Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к  художественной литературе………………………………….5

         1.2      Классификация фантастики, ее задачи………………

  1.3.    Творческая история романа «Война миров»……….…….9

 ГЛАВА  2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА  УЭЛЛСА И                       ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА  «ВОЙНА МИРОВ»

                       2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13

                      2.2.  Авторское видение будущего на примере его романов....

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Среди явлений литературного процесса XIX-XX вв. фантастика долгое время оставалась на периферии внимания отечественных исследователей. Между тем, бурное развитие фантастики в литературе XIX-XX вв. может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т.д. В существе своем фантастика связана с подобными явлениями. Фантастика капиталистических стран вдвойне отзывается на изменения жизни  и своим содержанием, отражающим поиски новых, мировоззренческих ориентиров, и своей художественной формой. Она представляет собою заметное явление современного литературного развития, и ее изучение важно как в литературном, так и в идеологическом плане.

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика". В данной работе делается попытка в теоретическом плане решить некоторые вопросы, связанные с содержательной стороной фантастики. Представляется весьма своевременным изучение творчества такого крупного британского писателя, как Г.Уэллс, которое до сих пор углубленно в советском литературоведении не исследовалось, хотя книги его давно переведены на русский язык.

Цель – выявить жанровое своеобразие фантастической прозы на материале романа Г.Уэллса «Война миров».

 Для достижения этой цели  представляется необходимым выдвинуть  и решить в ходе исследования  ряд конкретных задач:

1. Выяснить сущность термина фантастика и особенностей его трактовки применительно к художественной литературе.

2. Исследовать генезис фантастического романа и выявить его основные жанровые черты жанровые черты.

3. Показать своеобразие трактовки образа марсианина.

4. Показать авторское видение  будущего на основе его произведений.

Объект – фантастическая литература как жанр.

Предмет – присутствие основных жанровых черт в романе «Война миров» Г.Уэллса.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: Глава I. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКА, ЕЕ ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ,  Глава II. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ Г.УЭЛЛСА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ», заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы: 32 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКА, ЕЕ ПРИРОДА  И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1.1 Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе

 

 

Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Фантастика (от греч. «искусство воображать») - специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным, ей, в принципе, способом, - невероятно, "чудесно", сверхъестественно (48, с. 888).

Фантастика в литературной энциклопедии терминов и понятий трактуется как  «разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел  от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого - вымышленного, нереального, «чудесного мира». Таким образом, определение  показывает, что вымысел является не противоположностью фантастики, как  было установлено с понятием «мистическое», а ее частью.

Ольга Чигиринская в докладе «Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» признаёт, что фантастика переступает границы не только жанров и родов литературы, но и родов искусства. Поэтому распространено мнение, что фантастика — это метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский  «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой.

Фантастические образы (еще не осознаваемые как фантастические) мы в виде мифов  встречаем уже на уровне первобытного мышления, где они, как пишет Р.И. Нудельман, "являются почти единственным способом наглядного воплощения зарождающихся (во многом иллюзорных) обобщенных, целостных представлений о мире" (48, с. 888). С течением времени, естественно, воображение рождало новые легенды, а реальная жизнь - фантасмагории иного характера. Совокупность фантастических образов, порожденных каждой эпохой, обладала структурно-смысловым единством, обусловленным общностью представлений о «механизме» бытия. Поэтому можно говорить о закономерно сменяющих друг друга системах (типах) фантастических образов (мифологической, сказочной и т. д.), обладающих как индивидуальными художественными особенностями, так и преемственностью и общностью художественной и функциональной специфики. Эта преемственность систем образовала "некое типологическое единство - фантастику в целом как исторически единый (на всем протяжении ее эволюции), специфический метод художественного отображения жизни" (48, с. 888).

Фантастическое допущение, или  фантастическая идея — основной элемент  жанра фантастики. Он заключается  во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет  читатель, либо герои произведения. Фантастическое допущение противопоставляется  реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который  применяется в реалистической художественной литературе. При этом, остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.

Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию допущений :

• Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:

• Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой научной фантастики.

• Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.

• Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.

• Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.

• Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.

• Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.

• Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.

Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им).В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.

Истоки фантастики — в пост - мифотворческом фольклорном сознании, прежде всего в волшебной сказке. Фантастика выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности (древнейшие космогонические мифы по существу нефантастичны). Первобытное миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются, и эта смесь сугубо фантастична. Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, — «первое порождение реализма»: характерным признаком вторжения реализма в миф служит появление «фантастических существ» (божеств, сочетающих звериные и человеческие черты, кентавров и т. п.). Первичные жанры фантастики, утопия и фантастическое путешествие, были ещё и древнейшими формами повествования как такового, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западноевропейской фантастики.

Однако столкновение мимесиса с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст — это Аристофан.

Фантастика изобилует жанрами  и поджанрами, ведь полёт фантазии безграничен и соответственно направлений мысли может быть бесконечное множество, но всё же в фантастике выделяют ряд основных жанров, к которым так или иначе относят разные произведения.

Научная фантастика – самый распространенный в XX-XXI веках жанр фантастики. Это  в первую очередь обусловлено  стремительным техническим прогрессом, некоторые творения которого удивляют даже современников. В эту категорию  попадают произведения описывающие  влияние научно-технического прогресса  на людей, произведения, в которых  выражаются самые актуальные мечты, надежды и планы человечества связанные с научно-техническими изобретениями и развитием различных  наук – от робототехники до психологии, от социологии до астронавтики. К научной фантастике нельзя относить лишь те произведения, в которых не упоминаются обширные явления отрицаемые современной наукой – например магия, мистика и всё в этом духе. Одной из характерных черт научной фантастики является использование и развитие существующих научных гипотез. Популярные сюжеты затрагивают темы полётов на другие планеты, изобретение различных технических приспособлений (зачастую всевозможных роботов); также широко представлена тематика космических войн будущего (как междуусобных так и противостояние различных цивилизаций), к этому жанру можно также отнести различные утопии и антиутопии затрагивающие прошлое и будущее человечества, например “Утопию” Платона и “Город и звёзды” Артура Кларка. Выдающимися представителями этого жанра являются Иван Антонович Ефремов, Айзек Азимов, Александр Романович Беляев, Рей Бредбери, Артур Кларк, Аркадий и Борис Стругацкие, Станислав Лем и многие другие.

Важными поджанрами научной фантастики являются:

  • военная научная фантастика – научная фантастика описывающая междуусобные войны планет населенных людьми и военные конфликты различных цивилизаций миров будущего, войны с использованием несуществующего на сегодняшний день оружия.

Значимые представители и типичные произведения: Неукротимая планета (Гарри Гаррисон), Звёздные короли (Эдмонд Гамильтон), Звёздные войны (Джордж Лукас).

  • твёрдая научная фантастика – научная фантастика, отличающаяся сугубо рациональным толкованием явлений, отсутствия паранормальных элементов и явлений присущих жанру фэнтэзи. Впервые термин “Твёрдая научная фантастика” появился в журнале “Удивительная Научная Фантастика” в 1957 году. Этот термин часто используется для чёткого разделения “истинной” (твёрдой) научной фантастики и “мягкой” научной фантастики, для которой характерно употребление обширных явлений отрицаемых современной наукой (например магия и мистика). Идеи и явления, описываемые в произведениях, относящихся к этому жанру, в основном затрагивают законы физики, сюжет бывает основан на парадоксах и гипотезах актуальных для современной науки. Отношения между персонажами в основном типичные, свойственные нашей эпохе. Психология героев и межличностные отношения отодвинуты на второй план. В “твёрдой” научной фантастике часто используются современные автору научные и общественные термины и обозначения – например у Станислава Лема отсутствуют непривычные для его эпохи слова “визифон” или “космический корабль” богато представленные в других произведениях; в место них употребляются привычные “телевизор”, “ракета” и т.д.

Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»