Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:43, курсовая работа
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5
Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе………………………………….5
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ»
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25
Министерство науки и образования, молодёжи и спорта Украины
Севастопольская городская государственная администрация
Севастопольский городской гуманитарный университет
Филологический факультет
кафедра русского языка и зарубежной литературы
Жанровое своеобразие
курсовая работа по дисциплине
«История зарубежной литературы
ХIХ в.»
студента группы АН-3
Никонова Владислава Вячеславовича
научный руководитель – к.ф.н.,
доц. Миленко В.Д.
Севастополь-2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА
И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………………
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА
2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ВВЕДЕНИЕ
Среди явлений литературного процесса XIX-XX вв. фантастика долгое время оставалась на периферии внимания отечественных исследователей. Между тем, бурное развитие фантастики в литературе XIX-XX вв. может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, технической, информационной и т.д. В существе своем фантастика связана с подобными явлениями. Фантастика капиталистических стран вдвойне отзывается на изменения жизни и своим содержанием, отражающим поиски новых, мировоззренческих ориентиров, и своей художественной формой. Она представляет собою заметное явление современного литературного развития, и ее изучение важно как в литературном, так и в идеологическом плане.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика". В данной работе делается попытка в теоретическом плане решить некоторые вопросы, связанные с содержательной стороной фантастики. Представляется весьма своевременным изучение творчества такого крупного британского писателя, как Г.Уэллс, которое до сих пор углубленно в советском литературоведении не исследовалось, хотя книги его давно переведены на русский язык.
Цель – выявить жанровое своеобразие фантастической прозы на материале романа Г.Уэллса «Война миров».
Для достижения этой цели
представляется необходимым
1. Выяснить сущность термина фантастика и особенностей его трактовки применительно к художественной литературе.
2. Исследовать генезис фантастического романа и выявить его основные жанровые черты жанровые черты.
3. Показать своеобразие трактовки образа марсианина.
4. Показать авторское видение
будущего на основе его
Объект – фантастическая литература как жанр.
Предмет – присутствие основных жанровых черт в романе «Война миров» Г.Уэллса.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав: Глава I. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКА, ЕЕ ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ, Глава II. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ Г.УЭЛЛСА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ», заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы: 32 страниц.
Фантастика - один из наиболее широко толкуемых терминов современного литературоведения. Фантастика (от греч. «искусство воображать») - специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным, ей, в принципе, способом, - невероятно, "чудесно", сверхъестественно (48, с. 888).
Фантастика в литературной энциклопедии терминов и понятий трактуется как «разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого - вымышленного, нереального, «чудесного мира». Таким образом, определение показывает, что вымысел является не противоположностью фантастики, как было установлено с понятием «мистическое», а ее частью.
Ольга Чигиринская в докладе «Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа» признаёт, что фантастика переступает границы не только жанров и родов литературы, но и родов искусства. Поэтому распространено мнение, что фантастика — это метод, а не жанр и не направление в литературе и искусстве. Основным признаком фантастики является наличие в произведении фантастического допущения. По мнению А. Шалганова, фантастика — это своего рода «параллельная литература», в которой существуют все жанры и все направления, но только с дополнительным элементом инвариантности. По мнению таких авторов, как Громов и Ладыженский «фантастика — это литература плюс фантастическое допущение». По мнению Бориса Стругацкого, введения в произведение элемента необычайного делает фантастику фантастикой.
Фантастические образы (еще не осознаваемые как фантастические) мы в виде мифов встречаем уже на уровне первобытного мышления, где они, как пишет Р.И. Нудельман, "являются почти единственным способом наглядного воплощения зарождающихся (во многом иллюзорных) обобщенных, целостных представлений о мире" (48, с. 888). С течением времени, естественно, воображение рождало новые легенды, а реальная жизнь - фантасмагории иного характера. Совокупность фантастических образов, порожденных каждой эпохой, обладала структурно-смысловым единством, обусловленным общностью представлений о «механизме» бытия. Поэтому можно говорить о закономерно сменяющих друг друга системах (типах) фантастических образов (мифологической, сказочной и т. д.), обладающих как индивидуальными художественными особенностями, так и преемственностью и общностью художественной и функциональной специфики. Эта преемственность систем образовала "некое типологическое единство - фантастику в целом как исторически единый (на всем протяжении ее эволюции), специфический метод художественного отображения жизни" (48, с. 888).
Фантастическое допущение, или фантастическая идея — основной элемент жанра фантастики. Он заключается во введении в произведение фактора, который не встречается или невозможен в реальном мире, в котором живет читатель, либо герои произведения. Фантастическое допущение противопоставляется реалистическому допущению: вымыслу, не противоречащему возможному, который применяется в реалистической художественной литературе. При этом, остальные элементы — проблематика, литературные приемы, построение сюжета — у фантастических произведений принципиально не отличаются от реалистических.
Дмитрий Громов и Олег Ладыженский предлагают такую классификацию допущений :
• Научно-фантастическое — введение в произведение научного нововведения. Бывает двух видов:
• Естественнонаучное — технические изобретения, открытия новых законов природы. Характерно для твёрдой научной фантастики.
• Гуманитарно-научное — допущение в области социологии, истории, политики, психологии, этики, религии. Введение новых моделей общества или сознания. Характерно для утопии, антиутопии, социальной фантастики.
• Футурологическое допущение — перенесение действия в будущее. Характерно для научной фантастики: космической оперы, постапокалипсиса, антиутопии.
• Фольклорное допущение (сказочное, мифологическое, легендарное) — введение в произведение существ, предметов, явлений из человеческой мифологии (допущение их реального существования). Характерно для фэнтези.
• Миротворческое допущение — перенесение действия в полностью вымышленный мир (допущение существования такого мира). Характерно для фэнтези, космической оперы.
• Мистическое допущение — введение в произведение фантастического фактора, которому не дается рационального объяснения. Характерно для жанра хоррор.
• Фантасмагорическое допущение — введение в произведение фактора, противоречащего любому здравому смыслу и не способного иметь никакого логического основания.
Юрий Зубакин делит допущения просто на научно-фантастические (не противоречащие науке и законам природы) и ненаучно-фантастические (противоречащие им).В одном и том же произведении могут сочетаться разные виды допущений. Фантастическое допущение используется, чтобы полнее раскрыть проблематику произведения, характеры персонажей, за счет помещения их в нестандартные условия; для предложения научных и ненаучных гипотез; для создания экзотического антуража.
Истоки фантастики — в пост - мифотворческом фольклорном сознании, прежде всего в волшебной сказке. Фантастика выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности (древнейшие космогонические мифы по существу нефантастичны). Первобытное миропонимание сталкивается с новыми представлениями о действительности, мифический и реальный планы смешиваются, и эта смесь сугубо фантастична. Фантастика, по выражению Ольги Фрейденберг, — «первое порождение реализма»: характерным признаком вторжения реализма в миф служит появление «фантастических существ» (божеств, сочетающих звериные и человеческие черты, кентавров и т. п.). Первичные жанры фантастики, утопия и фантастическое путешествие, были ещё и древнейшими формами повествования как такового, в первую очередь в «Одиссее» Гомера. Сюжет, образы и происшествия «Одиссеи» — начало всей литературной западноевропейской фантастики.
Однако столкновение мимесиса с мифом, которое и производит эффект фантастики, носило пока что непроизвольный характер. Первый, кто сталкивает их намеренно, и, значит, первый сознательный фантаст — это Аристофан.
Фантастика изобилует жанрами и поджанрами, ведь полёт фантазии безграничен и соответственно направлений мысли может быть бесконечное множество, но всё же в фантастике выделяют ряд основных жанров, к которым так или иначе относят разные произведения.
Научная фантастика – самый распространенный
в XX-XXI веках жанр фантастики. Это
в первую очередь обусловлено
стремительным техническим
Важными поджанрами научной фантастики являются:
Значимые представители и типичные произведения: Неукротимая планета (Гарри Гаррисон), Звёздные короли (Эдмонд Гамильтон), Звёздные войны (Джордж Лукас).
Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»