Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5
Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе………………………………….5
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ»
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25

Файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

Значимые представители и типичные произведения : Бегство Земли (Франсис Карсак), Сами Боги (Айзек Азимов), Мир-Кольцо (Ларри Нивен), Тау Ноль (Пол Андерсен), Светопреставление (Александр Беляев), Станислав Лем.

  • антиутопия – к этому жанру относятся произведения описывающие социальные, экологические и военные катастрофы, разрушение общества или рождение идеального общества и т.д. Литературоведы стран СНГ различают антиутопию и дистопию. Дистопия – “победа разума над добром”, в то время как антиутопия – разрушение идеалов и отрицание принципов утопии, фактически антитеза утопии.

Значимые представители и типичные произведения : 451 градус по Фаренгейту (Рей Бредбери), Пятьсот миллионов Бегумы (Жюль Верн), Гаргантюа и Пантагрюэль (Франсуа Рабле), Час Быка (Иван Ефремов), Герберт Уэллс, Джек Лондон, Олдос Хаксли.

  • апокалиптическая и постапокалиптическая фантастика – фантастика описывающая крах цивилизации, гибель человечества, либо наоборот восстановление общества после событий связанных с глобальными катастрофами, мировыми войнами, техническими авариями, аномальными явлениями, заболеваниями (пандемиями), порабощением человечества машинами или внеземными цивилизациями и т.д. Этот жанр чрезвычайно распространён как в литературе так и в кинематографе.

Значимые представители и типичные произведения : Сумречный Мир (Пол Андерсон), Мальчик (Ив Дермез), Каникулы (Рей Бредбери), Рассвет 2050 года (Андре Нортон), Стивен Кинг, Михаил Булгаков.

  • Ксенофантастика  – к этому поджанру относятся произведения описывающие человеческие общества и внеземные цивилизации с совершенно отличной от человеческой структурой общества, психологией, образом мышления.

Значимые представители и типичные произведения : Дочь тысячи Джеддаков (Эдгар Берроуз), Марсианские Хроники (Рэй Бредбери), Звёзды – холодные игрушки (Сергей Лукьяненко).

  • космическая опера  – героическая, зачастую гротескная научная фантастика; действие произведений чаще всего разворачивается в межзвездных пространствах, отличается громадными масштабами и преувеличением способностей героев, экзотическим антуражем, невероятно мощным оружием. Этот жанр широко представлен в комиксах и кинематографе.

Значимые представители и типичные произведения : Освободитель (Рей Олдридж), Звёздные Короли (Эдмонд Гамильтон), Гарри Гаррисон.

  • Киберпанк , пост-киберпанк – поджанр научной фантастики, описывающий мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. Киберпанковые сюжеты часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями. Киберпанковские миры, как правило, являются постиндустриальными антиутопиями и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где новые технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Пост-киберпанк делят на нанопанк и биопанк — направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий, генной инженерии и биологического оружия. В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы постчеловека. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов и т. н. «сборщиков материи», занимающихся нанофабрикацией материальных макрообъектов.

Характерные элементы произведений: киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект, киборги, биороботы, городские трущобы в постапокалиптическом стиле, криминальные синдикаты, мафия, генная инженерия, наркотики и необходимые для выживания лекарства.

Значимые представители и типичные произведения : Нейромант (Уильям Гибсон), Чай из пустой чашки (Пэт Кэдиган), Хакер и Муравьи (Руди Рюкер), Принц госплана (Виктор Пелевин), Брюс Стерлинг.

  • Социальная фантастика – обширный жанр, широко представленный в литературе разных времен и народов. Характерная черта произведений этого жанра – попытка показать развитие человеческого общества, попавшего в непривычные для человечества условия или общества, кардинально отличающегося от современного, развитие тем социальной инженерии, социальной психологии или контроля над личностью. К этому жанру можно отнести множество утопий и антиутопий. Социальная фантастика получила широкое распространение в советских странах Восточной Европы как попытка смоделировать идеальное коммунистическое общество будущего или наоборот, раскритиковать недостатки капиталистического общества, социального расслоения и различных негативных с точки зрения коммунистического общества явлений: рабство, расовая или социальная неравноправность, борьба за капитал и т.д. В то же время западная литература XX века изобилует произведениями, критикующими советскую реальность и государственный строй. К началу XXI века социальная фантастика отошла от тем политического противостояния и обогатилась произведениями описывающими более нейтральные с точки зрения политической ориентации темы.

Значимые представители и типичные произведения: Град обреченный (Аркадий и Борис Стругацкие), Машина времени (Герберт Уэллс), Город (Клиффорд Саймак), 451 градус по Фаренгейту (Рэй Брэдбери), Вертикальный Мир (Роберт Сильверберг).

  • Таймпанк – это не жанр, а скорее объединяющий термин для таких поджанров фантастики как стоунпанк, сандалпанк, клокпанк, стимпанк, дизельпанк, киберпанк, нанопанк, биопанк, космопанк. Характерной чертой таймпанка является описание альnернативно-технологических миров, ориентированных на отдельные исторические периоды развития человеческой цивилизации, что предполагает иные законы социума. Самое развитое течение таймпанка – стимпанк (часто термин «стимпанк» заменяет термин «таймпанк»), ввиду чего в произведениях относящихся к таймпанку доминируют паровые технологии, хотя это не является определяющей чертой жанра. Основной технологией миров таймпанка могут быть животные, големы, механизмы действующие от силы ветра и всё что придёт в голову автора.

Другими выделяемыми поджанрами таймпанка являются:

  • стоунпанк (stonepunk) – поджанр таймпанка моделирующий миры находящиеся на технологическом уровне Каменного Века, но с характерными чертами современного общества. Ярчайший пример стоунпанка – мультсериал Флинтстоуны, описывающий классическое американское общество с переносом в Каменный Век.
  • сандалпанк (sandalpunk) – поджанр таймпанка, описывающий миры находящиеся на технологическом уровне античной Греции и Рима, где эти цивилизации благополучно существуют в далёком будущем и используют паровые технологии. Сюда же относят и «миддлпанк» – та же схема, только описываемое общество и технологический уровень, не античные, а средневековые.
  • нанопанк (nanopunk) – направление в научной фантастике, посвящённое социальным и психологическим аспектам применения нанотехнологий, генной инженерии и биологического оружия и их влияние на развитие общества.

В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы Человека Будущего. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов.

Характерные элементы: нанотехнология, генная инженерия, нанороботы, биотехнология, ксенотрансплантация, клонирование человека.

  • Авантюрная фантастика – жанр научной фантастики, отличающийся от авантюрно-приключенческой литературы только декорациями: временем и местом действия. Сюжет таких произведений можно с лёгкостью перенести в любой временной отрезок – древнее прошлое или далёкое будущее заменив топоры на бластеры, а парусники на звездолёты.

Значимые представители и типичные произведения: И грянул гром (Рэй Бредбери), Река Хронос (Кир Булычёв), Патруль времени (Пол Андерсон), Холодные берега (Сергей Лукьяненко).

  • Фэнтези – обширнейший жанр фантастики, описывающий полностью вымышленные миры, допускающие абсолютно разнообразные явления, отрицаемые современной наукой, например, магия и мистика. В мирах фэнтези допускается существование богов, сказочных существ, духов и других фантастических сущностей, не относящихся к внеземным цивилизациям. Типичная атмосфера произведений этого жанра – средневековый мир, населенный различными расами сказочных существ, где магия и магические явления являются стержнем сюжета. Истоки фэнтези восходят к героическому эпосу (Беовулф), античным легендам и мифам (Одиссея), ввиду чего современные произведения этого жанра изобилуют мифическими существами из сказок и легенд. Основными поджанрами фэнтези являются: героическое фэнтези, эпическое фэнтези, историческое фэнтези, юмористическое фэнтези.

Значимые представители и типичные произведения: Властелин колец (Джон Рональд Руэл Толкиен), Красная книга (Ник Перумов), Хроники Нарнии (Клайв Стэйплз Льюис), Дочь короля эльфов (Эдвард Дансени).

Среди многих задач жанра фантастики можно выделить гиперболизированную, гротесковую интерпретацию реальности, хорошо знакомых читателю или легко узнаваемых социально-политических или бытовых явлений. Сугубо реалистическое по своей сути повествование о современных событиях, после введения небольшого числа фантастических компонент внезапно раскрывает суть происходящего в неожиданном ракурсе. Можно подойти к еще одной задаче изучаемого жанра. Фантастика занимается прогнозированием (термин этот устоялся, хотя корректнее вести речь о художественной разработке) наиболее вероятных – как позитивных, так и негативных – вариантов настоящего, будущего и даже прошлого.

Неоценимую роль играет фантастика и как средство политической пропаганды и идеологической экспансии. В период после второй мировой войны главным  орудием антикоммунистической агитации был роман Д.Оруэлла «1984». И напротив, также переведенный на десятки языков роман И.А.Ефремова «Туманность Андромеды», в котором описаны идиллические сцены роскошной жизни в эпоху коммунизма, послужил едва ли не лучшим доводом в пользу марксизма-ленинизма, далеко превзойдя по эффекту труды самих основоположников учения. Фантастика была политизирована во все времена: на страницах своих произведений Ж.Верн изображал в самых неприглядных красках противников своей страны – в первую очередь, Германию и Англию; антивоенной пропагандой и призывами к разуму насыщены романы Г.Уэллса; Айзек Азимов в романе «Звезды как пыль» предлагает в качестве основы политического устройства грядущей Галактической Империи современную конституцию США.

Фантастика является одним из важнейших средств развития творческого воображения. Воспринимая фантастические идеи, образы, ситуации, интеллект читателя – пусть пассивно – участвует в событиях и явлениях, протекающих в вымышленной реальности, то есть читатель как бы тренирует свое воображение, сопереживая коллизии персонажей произведения. Можно даже утверждать, что многие любители фантастики – неважно, осознанно или бессознательно – питают пристрастие к этому жанру именно из-за того чувства удовлетворенности, которое они испытывают, решая интеллектуальные головоломки или постигая невероятные феномены, столь часто встречающиеся на страницах фантастических произведений.

Развлекательная функция реализуется  в большинстве жанров, привлекая  ту часть аудитории, которая не слишком  озабочена серьезными проблемами. Как  и в остальных областях искусства, в фантастике развлекательное направление  представлено преимущественно такими течениями, как приключенческая, юмористическая, эротическая фантастика, а также  – для любителей острых ощущений – «хоррор» (от англ. horror – ужас). Захватывающий сюжет, каскад опасных ситуаций, недалекие противники, экзотические страны и планеты, любовные мелодрамы, реки крови, непритязательный юмор – литература и кино такого рода по праву считаются лучшим видом отдыха, не слишком обременяющего интеллект.

Воспитательная функция осуществляется через изображение определенных ситуаций, сопровождаемое выводами назидательного характера. Можно разделить воспитание на бытовое, политическое и общенравственное, причем для фантастики характерны два последних вида, тогда как бытовое воспитание присуще лишь тем течениям фантастики, которые рассчитаны преимущественно на читателей младшего возраста. Обычно каждый автор стремится изложить собственную систему этических и социально-политических приоритетов, следование которым он полагает желательным.

В заключение можно подчеркнуть, что перечисленные функции фантастического жанра реализуются комплексно, в большинстве произведений присутствуют и прогностические, и воспитательные и развлекательные элементы, именно совместное воздействие всех этих мотивов, обязательно присутствующих в лучших фантастических книгах и фильмах, обеспечивают жанру устойчивую популярность в читательской и зрительской аудиториях.

1.2 Творческая история.

 

Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells) (1866-1946), английский писатель. Родился 21 сентября 1866 года в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать экономкой. Образование получил в классической школе Мидхёрст и в Кингз-колледже Лондонского университета. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Т. Х. Гексли, в 1893 году профессионально занялся журналистикой.

На протяжении творческой жизни (с 1895 года) Уэллс написал около 40 романов  и многие тома рассказов, более десятка  полемических сочинений по философской  проблематике и примерно столько  же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов  с политическими и социальными  прогнозами, более 30 брошюр на темы о  Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире,  3 книги для детей  и автобиографию.

«Война миров» («Война миров») (англ. The War of the Worlds) — роман, написанный Гербертом Уэллсом в 1897 году и описывающий вторжение пришельцев (марсиан) на Землю. Сюжет романа был подсказан братом писателя — ему и посвящена «Война миров».

Впервые журнальный текст романа появился в издании «Pearson’s magazine» в апреле 1897. Роман вышел отдельной книгой в феврале 1898 года в издательстве Heinemann.

«Война миров» — четвёртый роман  Герберта Уэллса, и относится к  его ранним произведениям. Как признают исследователи творчества, идея книги  носилась в воздухе, и Уэллс был  вдохновлён несколькими обстоятельствами, совпавшими в конце XIX века. В 1877 и  в 1892 году астрономы имели возможность  детально наблюдать Марс во время  его великого противостояния. Именно тогда были открыты спутники Марса, достаточно детально изучены полярные шапки и система так называемых каналов на поверхности планеты. В 1896 году известный астроном Персиваль Ловелл опубликовал книгу, где высказал предположение о возможности существования жизни на Марсе.

Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»