Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:43, курсовая работа
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5
Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе………………………………….5
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ»
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25
Значимые представители и
Значимые представители и
Значимые представители и
Значимые представители и
Значимые представители и
Характерные элементы произведений: киберпространство, виртуальная реальность, искусственный интеллект, киборги, биороботы, городские трущобы в постапокалиптическом стиле, криминальные синдикаты, мафия, генная инженерия, наркотики и необходимые для выживания лекарства.
Значимые представители и
Значимые представители и типичные произведения: Град обреченный (Аркадий и Борис Стругацкие), Машина времени (Герберт Уэллс), Город (Клиффорд Саймак), 451 градус по Фаренгейту (Рэй Брэдбери), Вертикальный Мир (Роберт Сильверберг).
Другими выделяемыми поджанрами таймпанка являются:
В нанопанке рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ с программируемыми свойствами («умная материя»), а также создание полезных вирусов, способных обеспечить человеку мнимое или явное совершенство в виде зомби или иной формы Человека Будущего. Показываются перспективы и опасности, связанные с использованием программируемых молекулярных устройств — нанороботов.
Характерные элементы: нанотехнология, генная инженерия, нанороботы, биотехнология, ксенотрансплантация, клонирование человека.
Значимые представители и типичные произведения: И грянул гром (Рэй Бредбери), Река Хронос (Кир Булычёв), Патруль времени (Пол Андерсон), Холодные берега (Сергей Лукьяненко).
Значимые представители и типичные произведения: Властелин колец (Джон Рональд Руэл Толкиен), Красная книга (Ник Перумов), Хроники Нарнии (Клайв Стэйплз Льюис), Дочь короля эльфов (Эдвард Дансени).
Среди многих задач жанра фантастики можно выделить гиперболизированную, гротесковую интерпретацию реальности, хорошо знакомых читателю или легко узнаваемых социально-политических или бытовых явлений. Сугубо реалистическое по своей сути повествование о современных событиях, после введения небольшого числа фантастических компонент внезапно раскрывает суть происходящего в неожиданном ракурсе. Можно подойти к еще одной задаче изучаемого жанра. Фантастика занимается прогнозированием (термин этот устоялся, хотя корректнее вести речь о художественной разработке) наиболее вероятных – как позитивных, так и негативных – вариантов настоящего, будущего и даже прошлого.
Неоценимую роль играет фантастика и как средство политической пропаганды и идеологической экспансии. В период после второй мировой войны главным орудием антикоммунистической агитации был роман Д.Оруэлла «1984». И напротив, также переведенный на десятки языков роман И.А.Ефремова «Туманность Андромеды», в котором описаны идиллические сцены роскошной жизни в эпоху коммунизма, послужил едва ли не лучшим доводом в пользу марксизма-ленинизма, далеко превзойдя по эффекту труды самих основоположников учения. Фантастика была политизирована во все времена: на страницах своих произведений Ж.Верн изображал в самых неприглядных красках противников своей страны – в первую очередь, Германию и Англию; антивоенной пропагандой и призывами к разуму насыщены романы Г.Уэллса; Айзек Азимов в романе «Звезды как пыль» предлагает в качестве основы политического устройства грядущей Галактической Империи современную конституцию США.
Фантастика является одним из важнейших средств развития творческого воображения. Воспринимая фантастические идеи, образы, ситуации, интеллект читателя – пусть пассивно – участвует в событиях и явлениях, протекающих в вымышленной реальности, то есть читатель как бы тренирует свое воображение, сопереживая коллизии персонажей произведения. Можно даже утверждать, что многие любители фантастики – неважно, осознанно или бессознательно – питают пристрастие к этому жанру именно из-за того чувства удовлетворенности, которое они испытывают, решая интеллектуальные головоломки или постигая невероятные феномены, столь часто встречающиеся на страницах фантастических произведений.
Развлекательная функция реализуется в большинстве жанров, привлекая ту часть аудитории, которая не слишком озабочена серьезными проблемами. Как и в остальных областях искусства, в фантастике развлекательное направление представлено преимущественно такими течениями, как приключенческая, юмористическая, эротическая фантастика, а также – для любителей острых ощущений – «хоррор» (от англ. horror – ужас). Захватывающий сюжет, каскад опасных ситуаций, недалекие противники, экзотические страны и планеты, любовные мелодрамы, реки крови, непритязательный юмор – литература и кино такого рода по праву считаются лучшим видом отдыха, не слишком обременяющего интеллект.
Воспитательная функция
В заключение можно подчеркнуть, что перечисленные функции фантастического жанра реализуются комплексно, в большинстве произведений присутствуют и прогностические, и воспитательные и развлекательные элементы, именно совместное воздействие всех этих мотивов, обязательно присутствующих в лучших фантастических книгах и фильмах, обеспечивают жанру устойчивую популярность в читательской и зрительской аудиториях.
1.2 Творческая история.
Герберт Джордж Уэллс (Herbert George Wells) (1866-1946), английский писатель. Родился 21 сентября 1866 года в Бромли, пригороде Лондона. Отец его был лавочником и профессиональным крикетистом, мать экономкой. Образование получил в классической школе Мидхёрст и в Кингз-колледже Лондонского университета. После ученичества у торговца мануфактурой и работы в аптеке побывал учителем в школе, преподавателем точных наук и помощником у Т. Х. Гексли, в 1893 году профессионально занялся журналистикой.
На протяжении творческой жизни (с 1895 года) Уэллс написал около 40 романов и многие тома рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, две всемирные истории, около 30 томов с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на темы о Фабианском обществе, вооружении, национализме, всеобщем мире, 3 книги для детей и автобиографию.
«Война миров» («Война миров») (англ. The War of the Worlds) — роман, написанный Гербертом Уэллсом в 1897 году и описывающий вторжение пришельцев (марсиан) на Землю. Сюжет романа был подсказан братом писателя — ему и посвящена «Война миров».
Впервые журнальный текст романа появился в издании «Pearson’s magazine» в апреле 1897. Роман вышел отдельной книгой в феврале 1898 года в издательстве Heinemann.
«Война миров» — четвёртый роман Герберта Уэллса, и относится к его ранним произведениям. Как признают исследователи творчества, идея книги носилась в воздухе, и Уэллс был вдохновлён несколькими обстоятельствами, совпавшими в конце XIX века. В 1877 и в 1892 году астрономы имели возможность детально наблюдать Марс во время его великого противостояния. Именно тогда были открыты спутники Марса, достаточно детально изучены полярные шапки и система так называемых каналов на поверхности планеты. В 1896 году известный астроном Персиваль Ловелл опубликовал книгу, где высказал предположение о возможности существования жизни на Марсе.
Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»