Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в нем рассматриваются вопросы, связанные с теорией фантастической литературы, точнее, с одной из ее ветвей – прозой британского писателя-публициста Г.Уэллса. Несмотря на большую работу, проведенную в этой области советскими литературоведами (А.Ф. Бритиков, В.В. Ивашева, Ю.И. Кагарлицкий и др.), многие проблемы нельзя считать окончательно решенными. До сих пор не выработана единая точка зрения на природу жанра; исследователи порою расходятся в понимании терминов "фантастика" и "философская фантастика".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФАНТАСТИКИ, ПРИРОДА И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………………………………..……..5
Термин фантастика, ее жанры и трактовка применительно к художественной литературе………………………………….5
1.2 Классификация фантастики, ее задачи………………
1.3. Творческая история романа «Война миров»……….…….9
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ РОМАНЫ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА МИРОВ»
2.1. Трактовка образа марсианина……………….……………..13
2.2. Авторское видение будущего на примере его романов....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..25

Файлы: 1 файл

курсач!.docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования была достигнута его цель: изучить и  понять термин фантастики и ее трактовку  применительно к художественной литературе, установить жанровые особенности  фантастического романа.

В первой главе мы проанализировали и описали термин фантастики, связанные  с содержательной стороной фантастики, так и с ее жанровой спецификой. Во второй главе мы рассмотрели жанровые особенности фантастического романа на примере Г.Уэллса «Война миров» и определили основные черты поэтики произведения, а также мы выявили его влияние на мировую культуру и науку. Научная фантастика Г. Уэллса - и по сей день могут служить примером постановки в фантастике общих человеческих тем, свидетельством громадных художественных мощностей фантастики, далеко еще не исчерпанных современной литературой.

Г. Уэллс доказывал необходимость  весьма жестокого самоограничения  для писателя и в самом фантазировании настоятельно рекомендовал придерживаться строгой дисциплины, в противном  случае получается нечто невообразимо глупое и экстравагантное. Всякий может  придумать людей наизнанку, антигравитацию или миры вроде гантелей. Такое нагромождение ничем не управляемых выдумок казалось Уэллсу излишним, мешающим занимательности произведения, поскольку "никто не будет раздумывать над ответом, если начнут летать и изгороди, и дома, или если люди обращались бы во львов, тигров, кошек и собак на каждом шагу, или если бы любой по желанию мог стать невидимым. Где все может случиться, ничто не вызовет к себе интереса".

Он считал возможным сделать  одно единственное фантастическое допущение  и направить все дальнейшие усилия на его доказательства и оправдания.

Одним словом, Г. Уэллс, разрабатывая принцип единой фантастической посылки, отталкивался от некоей воссозданной модели, всем хорошо известной, привычной, примелькавшейся. А во времена Г. Уэллса такой всем знакомой и предельно артистической моделью действительности, практически совершенно свободной от детерминизма, считалась волшебная сказка. Во времена Г. Уэллса она и была повествованием со многими посылками, поскольку в сказке "все может случиться", она дает право на появление ничем не мотивированных чудес.

Творчество Уэллса оказало большое  влияние на развитие современной  научной фантастики. Как и У., фантастов  наших дней интересует проблема судеб  человека и человечества в тех  новых условиях, которые возникают  и будут возникать благодаря  новым научным открытиям. Трансформация  идей и образов уэллсовских романов, тематическая перекличка с некоторыми из них ощущаются в творчестве А. Кларка, Д. Уиндэма, А. Корделла, А. Беляева, И. Ефремова, А. и Б. Стругацких, а также других писателей-фантастов, которые развивают идеи преобразующего мир научного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андреев К. Избранные  научно-фантастические произведения: в 3-х т. М.: Наука, 1956. – Т. 1. – С. 23.
  2. Бестужев-Лада И.В. Герберт Уэллс как историк // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 9. – С. 37.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – СПб., 1863-1866. – 256 с.
  4. Динамов С. Творчество Герберта Уэллса: в 12-ти т. М., 2002. – Т. 1. – С. 5-18.
  5. Кагарлицкий Ю.И. Вглядываясь в будущее. – М.: Худ. лит-ра, 1989. – С. 26-52.
  6. Кагарлицкий Ю. И. Великий фантаст // Уэллс Г. Машина времени. Остров доктора Моро. Человек-невидимка. Война миров. — М.: Худ. лит-ра, 1973. – С. 346-372.
  7. Кагарлицкий Ю. И. Герберт Уэллс: Очерк жизни и творчества. — М.: Гослитиздат, 1963. — 279 с.
  8. Кагарлицкий Ю.И. Человек и будущее человека//Иностранная литература. – 1967. – № 1. – С. 48-58.
  9. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика?. М., 1974. – С32-48 
  10. Ландор М. Фантастическая сатира Г. Уэллса//Вопр. лит. – 1963. – № 12. – С. 20-51. 
  11. Левидова И. М., Парчевская Б. М. Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке.  — М.: Наука, 1966. – С. 126-128.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. – М., 1983. – Т. 1. – С. 165. 
  13. Любимова А.Ф. Проблематика и поэтика романов Г. Уэллса 1900-1940-х годов. Иркутск, 1990. – 246 с. 
  14. Михальская И. Концепция человека и жанровые  структуры в творчестве  Г. Уэллса// Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М.: Правда, 1978. – С. 5-39. 
  15. Михальская И. Некоторые вопросы теории романа в ранних статьях и переписке Г. Уэллса//Эстетические позиции и творческий метод писателя. М.: Правда, 1972. – С. 92-113. 
  16. Перепелицын К. Английская фантастическая литература. – М., 1982. – С. 58-62. 
  17. Сборник статей и очерков: Фантасты века уходящего. – М.: ИЛБИ, 1990. – С. 108-164. 
  18. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с фр. Б. Нарумова. – М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. – 144 с. 
  19. Уэллс Г. Человек-невидимка / Перевод с английского под редакцией Н. Галь — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1954. — С. 7-149. 
  20. Яковлева А.Ф. История деятельности Г. Дж. Уэллса в Фабианском обществе. – М.: SCHOLA, 2005. – С. 327-334.  
  21. Яковлева А.Ф. Особенности творчества Г. Дж. Уэллса. – М.: SCHOLA, 2003. – С. 269-273.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жанровое своеобразие фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров»