Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького "На дне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать проблему деградации личности на примере пьесы Горького «На дне».
Предметом исследования является драма Горького «На дне» (1902 г.).
Объектом исследования выступает художественное изображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического гнета опустились «на дно» жизни.
Задачи исследования:
- охарактеризовать русскую реалистическую литературу конца XIX – начала XX веков;
- обозначить значение творчества М.Горького в литературе эпохи реализма;
- определить особенности проблематики в пьесе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20 ВВ.
Общая характеристика русской реалистической литературы 1890-1910-х гг.
Творчество Максима Горького
ГЛАВА II. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
2.1 История создания и судьба пьесы «На дне»
2.2 «На дне» - пьеса об обездоленных людях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Горький(4).doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Впервые пьеса поставлена на сцене 18/31 декабря 1902 г. Художественным театром в Москве. Художественный театр создал спектакль огромной впечатляющей силы, спектакль, легший в основу многочисленных копий в постановках других театров как русских, так и зарубежных. Пьеса «На дне» была переведена на многие иностранные языки и, начиная с 1903 г., с огромным успехом обошла сцены всех крупных городов мира. В Софии, в 1903 г., спектакль вызвал бурную уличную демонстрацию.

Так же пьесу ставили Вятский  городский театр, Нижегородский  театр, петербургские театры: Василеостровский театр, Ростовский-на-Дону театр, Товарищество Новой драмы в Херсоне (реж. и исполнитель роли Актера – Мейерхольд).

В последующие годы пьесу ставили многие провинциальные театры и столичные театры, среди них: Екатеринодарский и Харьковский театры (1910),Общедоступный театр, Петроград (1912), Московский Военный театр (1918), Народный театр драмы в Петрозаводске (1918), Харьковский театр рус. драмы (1936), Ленинградский театр драмы им. Пушкина (1956).

В 1936 пьеса была экранизирована французским режиссёром Ж. Ренуаром (Барон - Жуве, Пепел – Габен).

В наше время постановку пьесы «На дне» можно увидеть во многих театрах: МХАТ им .М. Горького, театр-студия Олега Табакова, Московский театр на Юго-западе, Небольшой драматический театр под руководством Льва Эренбурга.

2.2 «На дне» - пьесы  об обездоленных людях

 

Пьесы «На дне» явилась обвинительным  приговором социальному строю, превращавшему  людей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятся люди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетою и отсутствием какой-либо надежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнами породившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе.

Социальная направленность пьесы  вытекает не только из показа большого числа деклассированных лиц общественного дна, обличительным укором противостоящего благополучию буржуазного общественного строя, не только из наличия в пьесе намеков на возможность индивидуального протеста против этого строя, но и в прямом или косвенном, открытом или замаскированном суждении о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинном назначении. Основная тема пьесы – вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинной человечности.

Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения. В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя «правдами жизни» – позициями Луки и Сатина.

Одной из ярких особенностей пьесы  является наличие в ней сразу  нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна»:

«А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»5.

В противоречие вступают две жизненные  позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается  нужнее людям? Лука проповедует жалость  и сострадание, он вселяет надежду  на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе  высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит:

«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…»6.

Сатин же изрекает:

«Ложь – религия рабов и хозяев…  Правда – бог свободного человека!»7.

Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев. В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов.

Действие пьесы «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев – грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары.

Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки - все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший ителлигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Все обитатели ночлежки вытолкнуты «хозяевами» на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широкая натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях о чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер - безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время - мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со «дна». Татарина Асана отличает честность, Наташу - душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон - предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит:

«На что совесть? Я не богатый…»8.

А Барона паразитическое существование  привело к полному моральному разложению. Пестрая галерея персонажей пьесы - это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Бубнов говорить про хозяев:

«Все хотят порядка, да разума не хватка»9.

В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»:

«Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»10.

Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху.

Горький понимал, что в устах  спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора. Своей пьесой

«На дне» Горький, опровергая все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, всепрощения, смирения, давая понять, за какими силами будущее. Вся пьеса проникнута верой в человека. Пьеса принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала.

Пьесой «На дне» Горький прямым образом связал себя с движением  рабочих масс, включился художественным своим мастерством в политическую борьбу кануна революции 1905 года. Читатель и зритель сумели почувствовать за образами пьесы огромной идейное ее содержание, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия, верно восприняли идейную направленность и пафос автора.

 

 

 

 

 

 

Глава III.

Творчество М.Ю. Горького в критике  и литературоведении.

Произведения М.Горького со времени  их первого появления в печати вызвали бесконечный ряд идеологических, общественных, собственно- литературоведческих интерпретаций.

Трудно сориентироваться в написанном о М.Горьком, так  его много и одновременно мало. Много по числу публикаций, статей, книг, но мало в плане содержательном. Большинство пишущих о М.Горьком высвечивают и толкуют лишь какую-то одну грань его творчества. Мало кто анализирует М.Горького как писателя с единым художественным мироощущением. На это еще в 1900 году указал Н.Г. (Геккер): «Оригинальное творчество г. Горького слишком мало изучено и содержание его произведений еще меньше объяснено и истолковано, несмотря на массу заметок и рецензий»11. Это высказывание не потеряло своей актуальности и по сей день, так как М.Горький был и остается объектом пристального внимания, далекого от академического спокойствия и эпической завершенности оценок. 
На малоизученность раннего М.Горького и на необходимость обращения к ней указывают и современные исследователи (В.А.Келдыш, Л.Я.Резников, С.В.Заика, Л.Ф.Киселева, Л.А.Колобаева, В.К.Красунов, Л.А.Спиридонова, Н.В.Драгомирецкая, Е.В.Иванова, Гейр Хьетсо и др.). Они ставять задачу перед горьковедением преодолеть «лихорадочное» состояние критики и повернуть разговор о творчестве писателя в академическое русло. В их работах заявлена мысль о том, что раннее творчество М.Горького есть некое идейно-эстетическое единство и задача последующих интерпретаторов заключается в описании этого единства, обеспеченного наличием и сосуществованием разнородных компонентов12.

Постановка вопроса об авторе в ранних произведениях М. Горького вызвана, с одной стороны, тенденциями развития нашей литературоведческой науки, с другой - потребностями нынешнего этапа в изучении ранних произведений писателя. В последнее время в литературоведении все более заметно стремление к целостному идейно-содержательному и художественно-формальному анализу литературных произведений. А целостный анализ, как показывает опыт развития отечественного литературоведения, предполагает обращение к понятиям «автор», «авторская позиция»,  
Вопрос о содержании и формах проявления авторской позиции в художественном произведении, начиная с 30-х годов XX века, является предметом исследований виднейших ученых: ММ. Бахтина, В.В. Виноградова, Л Л. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Я.О. Зунделовича, Б.О. Кормана и др. Раннее творчество М. Горького не исследовалось в свете этого подхода. Инерционно здесь преобладал идейно-тематический принцип анализа, что на долгое время оставило вне внимания исследование художественно-формального уровня текста. В результате идейный смысл произведений 1890-х годов до известной степени отделялся от специфики воплощения в них художественной мысли автора.

Новый этап изучения творчества М. Горького начался с 60-х годов XX века с работ Б.А. Бялика, Е.Б. Тагера, Б.В. Михайловского и др.13. Учеными изучаются метод, стиль, жанр, система образов, сюжет, композиция, но исследование опять ведется преимущественно на объектно-тематическом уровне. Вопросы поэтики ранних произведений М. Горького рассматриваются в этот период только В. Одинцовым, В. Дмитриевым, В.А. Келдышем, позднее Т.О. Кейтлиной, В.К. Красуновым. В работах этих ученых система образов» речевые формы, сюжет описываются с учетом специфики организующего их авторского начала. Хотя и разрешается неоднозначно. В качестве форм авторского сознания в текстах М. Горького исследователи выделют рассказчика, автобиографического героя, повествователя, автора, но часто они не дифференцируются, не дается их сематическая интерпретация и анализ функциональных проявлений.

В 1890 - 1900-е годы в критике о М.Горьком сложно решался вопрос о природе его художественного мышления. Н.К.Михайловский, В.Поссе, М. А.С Кабичевский, М.Гельрот, Ф.В.Боцяновский, Д.В.Философов, С.А.Венгеров, В.В.Воровский и др. стремились «вписать» начинающего писателя в общую схему художественного, идейно-эстетического сознания своего времени, подчеркивая особое положение М.Горького то в реалистическом, то в романтическом, то в символическом течениях. 
Во всяком случае, романтиком его считали Е.А.Соловьев-Андреевич, Н.К.Михайловский, С.А.Венгеров, М.А.Протопопов, A.B.Луначарский. Под романтизмом М.Горького они понимали зачастую разнокачественные явления. В своей итоговой книге «Опыт философии русской литературы» (1905), о которой М.Горький отозвался как «вехе на пути демократической мысли»14, Е.А.Соловьев-Андреевич выделил в творчестве писателя «пролетарский романтизм» и указал на то, что последний источником своим имеет реальность. 
        Одним из самых влиятельных критиков 1890-1900-х гг. был Н.К.Михайловский, который, оценивая талант, наблюдательность и оригинальность тем М.Горького, понял его необычность. Художественную манеру молодого писателя он определил как слияние философского, публицистического и приподнято-романтического начал. По природе дарования М.Горький был для Н.К.Михайловского «романтиком с начала до конца», изображая «разновидности все одной и той же идеи - стихийного стремления к полной, абсолютной свободе»15.

Информация о работе Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького "На дне"