Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького "На дне"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать проблему деградации личности на примере пьесы Горького «На дне».
Предметом исследования является драма Горького «На дне» (1902 г.).
Объектом исследования выступает художественное изображение обездоленных людей, которые под влиянием экономического гнета опустились «на дно» жизни.
Задачи исследования:
- охарактеризовать русскую реалистическую литературу конца XIX – начала XX веков;
- обозначить значение творчества М.Горького в литературе эпохи реализма;
- определить особенности проблематики в пьесе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МЕСТО ТВОРЧЕСТВА М.ГОРЬКОГО В РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОН.19- НАЧ.20 ВВ.
Общая характеристика русской реалистической литературы 1890-1910-х гг.
Творчество Максима Горького
ГЛАВА II. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПЬЕСЫ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
2.1 История создания и судьба пьесы «На дне»
2.2 «На дне» - пьеса об обездоленных людях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Горький(4).doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Я думаю, однако, что через  несколько минут смело могу дать звонок и выбраться со дна в  туман, более пристойный для той породы млекопитающих, к которым я имею честь покуда принадлежать. Послушайте еще раз: вот Сатин славит свободу и от шулерской прибыли Бубнова пьет за человека.

Когда я пьян... мне  все нравится. Н-да... Он молится? Прекрасно! Человек мо-жет верить и не верить... Это его дело! Человек свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум. Человек за все платит сам, и потому он свободен! Человек - вот правда! Что такое человек? Это не ты, не я, не они... Нет! Это ты, я, они, старик. Наполеон, Магомет в одном! Понимаешь? Это огромно. В этом все начала и концы. Все в человеке, все для человека! Существует только человек - все же остальное дело его рук и мозга! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!.. {18} и т. д.

Слушаю я Горького-Сатина и говорю себе: да, все это, и в  самом деле, великолепно звучит. Идея одного человека, вместившего в себя всех, человека-бога (не фетиша ли?) очень красива. Но отчего же, скажите, сейчас из этих самых волн перегара, из клеток надорванных грудей полетит и взовьется куда-то выше, на сверхчеловеческий простор дикая острожная песня? Ох, гляди, Сатин-Горький, не страшно ли уж будет человеку-то, а главное, не безмерно ли скучно ему будет сознавать, что он - все, и что все для него и только для него?..

ПРИМЕЧАНИЯ

ДРАМА НА ДНЕ

Впервые: КО, с. 127-146. Автограф неизвестен. Печатается по тексту книги. Статья завершена до августа 1905 г. См. письмо к А. В. Бородиной от 2.VIII 1905 г.

Цитаты проверены по изданию: Горький М. На дне. СПб., 1903.

1 ...вспоминаешь слова  автора "Подростка", который говорил  когда-то, что ... самая будничная  обстановка кажется ему сном или иллюзией. - См.: "Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото" а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?" (Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1975, т. 13, с. 113). Ср. также со стихотворением Анненского "Петербург".

2 Один театральный критик ... сказал о персонажах Горького, что они похожи на чертей. - Источник ссылки установлен предположительно на основании аналогичной ссылки А. В. Амфитеатрова, который пишет: "А. С. Суворин открыл, что герои Горького-не люди, но черти" (Амфитеатров А. В. Собр. соч. СПб., т. 22, 1896, с. 147).

3 Пекюше - герой неоконченного  романа Гюстава Флобера (1821-1880) "Бювар и Пекюше" (опубл. в 1881 г.).

4 Ребекка Шарп - персонаж  из романа Уильяма Теккерея (1811-1863) "Ярмарка тщеславия" (1847-1848).

5 Калинович - герой романа А. Ф. Писемского "Тысяча душ" (1858).

6 Познышев - см. прим. 9, с. 589.

7 ...убийство Шатова. - Эпизод из романа Достоевского "Бесы" (1871-1872).

8 "Роковая любовь" - роман немецкого писателя Эрнста  фон Вильденбруха (18451900); в переводе на русский язык был издан "Новым журналом иностранной литературы" (СПб., 1901).

9 Марлинский - псевдоним  Бестужева Александра Александровича (1797-1837) - декабриста, писателя. Анненский  имеет в виду героев Марлинского,  окруженных ореолом тайны и  наделенных большими страстями.

10 ..."Не страшное" В. Г. Короленко... - Рассказ "Не  страшное" опубликован в "Русском  богатстве" (1903, э 2).

11 ...история жестокого  лакея из дома терпимости... "Варенька  Олесова". - Анненский имеет в  виду рассказ Горького "Ванька Красный". Впервые: Горький М. Рассказы. СПб., 1900, т. 3, с датой "1899". ".Варенька Олесова" (1898) - повесть М. Горького.

12 ...среди "пророков  во Израиле" - т. е. среди выдающихся  людей.

13 Бутарь (диал.) - будочник.

14 Я читал как-то  в книге одного немецкого филолога ... где не знали благословенного труда. - Источник ссылки не обнаружен.

15 Воскрешение Лазаря. - Глава из Евангелия, которую  Соня Мармеладова читает Раскольникову (Пн 4, IV).

16 Ты рассуждаешь... что  же дальше? - Цитата приведена  не совсем точно (IV, с. 155-156).

17 ...толстовский работник... - См. рассказ Л. Толстого "Хозяин  и работник" (опубликован в 1895 г.).

18 Когда я пьян ... уважать  надо!.. - Цитата приведена не точно  (IV, с. 155).

 

 

 

О пьесе М. Горького "На дне"

[О ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО "НА ДНЕ"]

В апреле месяце я был  на представлении двух пьес труппой  Станиславского: "Дядя Ваня" Чехова и "На дне" Горького.

Слушая отзывы многих об этих пьесах, я вывел заключение, что публика насколько поняла первую пьесу, настолько не поняла вторую. Петербургской публике ночлежные типы настолько далеки, насколько жителю Новой Зеландии наши. И отсюда публика, конечно, стала ругать эту пьесу, находя ее грубою, циничною, несогласною с жизнью и т. д.

Нам вообще свойственно  думать, что говорить умные вещи и философствовать могут образованные люди, высоко стоящие над толпою. Странное мнение. Оно может быть правильно только в том случае, когда за умные речи и философию принять выдержки из умных книг, комбинацию чужих слов и чужих мыслей, даже рабское повторение. Тогда так. Образование и чтение есть такой балласт для мозга, что он едва успевает переваривать все прочитанное, переваривать, комбинировать и обобщать. Где же тут самостоятельное, оригинальное мышление? Оно бывает только у очень немногих избранных.

Но я думаю, что вышесказанные умные речи и философия не стоят ломаного гроша и полезны только для продавцов книг. Истинная же философия должна быть оригинальна хотя бы только для самого говорящего и не должна быть следствием чьих-либо влияний. Она должна рождаться из жизненного опыта или статистических данных - физических и естественных наук.

Жизнь сама по себе - глубочайшая  философия, и чем человек сильнее  живет, тем больше он накопляет философских  знаний, накопляет бессознательно.

И вот тут-то нужна  почва, на которой созрели бы и расцвели эти семена философии первобытной. Почва эта есть отсутствие постоянного физического труда или горе.

Вот почему все типы босяков  и странников Горького философствуют  и говорят умные речи. Они их нигде не читали. Но их шепнула им природа и их жизнь.

Они не цитируют места  из книг, не ссылаются на авторитеты, но говорят то, до чего сами дошли.

В виде яркого примера, известного всем, укажу на нынешних беллетристов из народа, включая и Горького. Мне  кажется, что эта-то философия в устах босяков и есть самая непонятная вещь во всех сочинениях Максима Горького.

Теперь вернемся ко "Дну". Многим кажется странным, как это  недолго поживший в ночлежке старикашка Лука сумел расшевелить эту тину. Мне теперь это кажется понятным, он только полил семена, которые уже зрели в плодородной почве. Он никаких горизонтов, в сущности, и не открыл ночлежникам, а лишь на словах показал то, что зрело в глубине души каждого.

Они были неплохие люди по натуре, как не бывает дурных детей, а лишь судьба толкнула их на эту дорогу. Пусти их сначала по другой дороге, не называй их ворами и жуликами, а говори им "ты хороший человек" и дай им хлеба, и они были бы хорошими людьми.

Если бы тысячи людей, сидящих в ложах и блестящих  декольте и погонами, знали, насколько они по своей нравственности стоят ниже Луки, Сатина, Васьки Пепла, Наташи. В душах их никогда не созреют семена добра, сколь они ни будь поливаемы словами Луки и ему подобных. Люди эти сгнили вместе с их книгами и умными мыслями и показною нравственностью.

Теперь у нас два  больших художника - Чехов и Горький - работают в этом направлении. Первый показывает безнадежно отчаянные картины обыкновенной жизни и ставит "аминь" над смыслом этой жизни. Второй показывает свежие растения, красоту и силу в новой незнакомой среде. И показывает он подчас так, что при наихудших условиях вот, мол, что выходит.

Вот смысл двух этих драм.

Комментарии

[О пьесе М. Горького "На дне"]. - Впервые - ПСС, 15.

Заметка, написанная Толстым  в пору учебы на механическом отделении  Петербургского технологического института, - одна из первых попыток будущего писателя обобщить свои представления об искусстве.

Приехав в Петербург  из Самары, Толстой активно приобщается  к культурной жизни столицы: в  первую зиму (1901 - 1902) смотрит в Александрийском театре пьесы П. Д. Боборыкина "В ответе", А. А. Потехина "Мишура", Шекспира "Сон в летнюю ночь", в МХТ - Г. Гауптмана "Михаил Крамер" со Станиславским в главной роли, в Мариинском театре оперу "Кармен", в Театральном зале Павловой оперетту С. Джонсона "Гейша" (см.: "Алексей Толстой и Самара". Куйбышев, 1982, с. 360 - 361). Особенно высокую оценку Толстой дает игре актеров МХТ (см. письмо родителям, март 1902 г., т а м ж е, с. 222).

Пьесы Чехова "Дядя Ваня" и М. Горького "На дне" Толстой  смотрел на сцене МХТ во время гастролей театра в Петербурге в апреле 1903 года.


 

1 Удодов А.Б. «Пьеса М. Горького «На дне»»., 1989г 143с.

2Юзовский Ю. «Горький и его драматургия» –  №3, 1957г. 57с.

 

3 Касторский С.В. «Драматургия М. Горького» ,1963г 98с.

4 Кулова Г. «Новая правда о человеке.

М. Горький и его дооктябрьская  драматургия»., 1968г. 123с.

5 . М.Горький. Пьесы. – М.: Детская литература, 1985

6 Там же, стр. 161

7 Там же, стр. 126

8 Там же, стр. 125

9 Там же, стр. 127

10 Там же, стр. 161

Одесские  новостиЛ900.6 января.11

12 .Горький М. Собр.соч. в 30-ти т. - М., 1954. - Т.28. - С.320.

13М ихайловский Б.В. Творчество М. Горького и мировая литература 1892 -1916. - М., 1965; Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. - М,, 1986; Тагер Е.Б. Избранные работы по литературе. - М., 1988. 
Ю.Андреевич (Е.А.Соловьев)//Жизнь. 1900.-№ 4 - 6. - С.331 -333.

14 .Горький М. Собр.соч. в 30-ти т. - М., 1954. - Т.28. - С.320.

15 Русское богатство. 1898. - № 7.

16 Гельрот М. Ницше и Горький // М.Горький. Pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890-1910 гг. Антология. - СПб., 1997. - С.381 - 429.

17 Венгеров С.А. О Горьком // Русская литература XX в. 1890-1910 гг. - Изд. Мир, 1914.-С.19.

18 Воровский В.В. Статьи о русской литературе. - М.: Худож. лит., 1986. - С.58 -76.

19 Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли в 3-х т. - Т.З. -М.: Терра, 1997. - С.161.

20 Энгельгардт Н.А, Максим Горький как художник // Русский вестник, 1902. -№ 6.

21 Серенький (Колышко И.И.) Дух времени // Гражданин. 1902.2 июня.

22 Там же

23 Мир божий. 1898. - № 7. - С.2

24 Анненский Инн, Избранные произведения. - JL: Худож, лит., 1988. - С.459.

25 Там же. - С,466,

26 Неведомский М. (Миклашевский М.П.) О новом Максиме Горьком и новой русской беллетристике // Запросы жизни. 1912. - № 8.

27 Блок А. О литературе. - М.: Худож. лит., 1980. - С.41.

28 См. об этом: Заика C.B. М.Горький в общественном мнении начала века (1898-1904) // Горький и его эпоха. Материалы и исследования. - Вып.4. Неизвестный Горький. - М.: Наследие, 1995. - С.49.

29 Соломин С. (Стечькин С.Я.) Босяцкий кошмар // Новости и биржевая газета. 1903. 20 апр.

30 Меньшиков М.О, Критические очерки. - СПб., 1902. - Т.2. - С.7.

31 Мир искусства. 1900. - № 17 -18. - С.86,87.

32 Чепко. Новые идеи // Новое время. 1901. 8 авг.

33 Корецкая И.В. Импрессионизм в поэзии и эстетике символизма // Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX в. -М.: Наука, 1975. - С.245.

34 Анненский Инн. Избранные произведения. - Л.: Худож. лит., 1988. - С.459 -460.

35 Новое время. 1898.27 мая.

36 Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959. - С.113.

37 Скабичевский А.М. Сочинения в 2-х т. - Т. 2. Изд.З. - СПб., 1903. - С.936.

38 Протопопов М.А. Пропадающие силы // Русская мысль. 1899. - № 5 - 6.

39 Мережковский Д.С, Грядущий хам. Чехов и Горький // М.Горький. Pro et contra. Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей и исследователей. 1890 - 1910 гг. Антология. - СПб., 1997. - С.643 - 645.

40 Спиридонова Л.А. Амфитеатров - критик Горького // Горький и его эпоха. Исследования и материалы. - Вып.2. - М.: Наука, - С.254.

41Андреевич (Е.А.Соловьев) Книга о Максиме Горьком и А.П.Чехове, - Пб., 1900.-С.19.

42 Батюшков Ф.Д. Критические очерки и заметки. - СПб., 1900. - С.163 - 164.

43 М.Горький. Неизданная переписка. Материалы и исследования. - Вып.У. -М.: Наследие, 2000. - С.310.

44 Кузьмичев И.К, А.М.Горький: Концепция искусства, концепция действительности // Горьковские чтения, 1975. - Горький, 1976. - С,8.

45 Луначарский A.B. Собр. соч. в 8-ми т. - М.: Худож. лит., 1964. - Т.2. - С,609. Далее в тексте даются ссылки на этот том.

46 Воронский А. Избранные статьи о литературе. - М., 1982. - С.116.

47  Там же. - С.298.

48 Михайловский Б.В. Творчество М.Горького (1892-1906) и мировая литература XIX- начала XX веков. - М,, 1965; 

49 Михайловский Б.О. Из этюдов о романтизме раннего Горького // О художе-ственнм мастерстве М. Горького. Сб. статей. - М., 1960.

50 Синявский А.Д. Горький - сатирик // О художественном мастерстве. - М., 1960.

51Бочаров С.Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчестве Гоького // Социалистический реализм и классическое наследие (проблема характера) Сб. статей. -М., 1960.

52 Бабаян Э. Ранний Горький: У идейных истоков творчества, - М., 1973

53 Карпенко М.А., Сиротина В.А. Слово в художественной речи М.Горького. Гл.1. - Киев, 1960.

54 Там же. Гл. И. - С. 81 - 82.

55 Красунов В.К. Поэтика художественной прозы М.Горького и пути ее изучения // Поэтика художественной прозы М.Горького. Межвуз. сб. науч. тр. под ред. ИХКузьмичева. - Горький, 1969. - С.6.

56 Там же

57 Ермакова М.Я. Концепция человека в творчестве раннего Горького (Горький и Достоевский) // Горьковские чтения. 1992 г. Материалы конференции «Ранний М.Горький». - Нижний Новгород, 1993. - С. 19.

58 Колобаева Л. Горький и Ницше // Вопр. литературы. 1990. № 10. - С.165 -166.

59Химия В.В. Поэтика цвета в рассказах М.Горького 90-х годов // Горьковские чтения. 1988 г. Материалы конференции «М.Горький - художник и современность». - Горький, 1988. - С.122.

60 Дмитренко С.Ф. Лиризм в поэтике М.Горького // Поэтика художественной прозы М.Горького. Межвуз. сб. науч. тр. под ред. И.К.Кузьмичева. - Горький, 1969. - С.34-35.

61 Шустов М.П. Сказочность как слогаемое стиля раннего Горького («Емельян пиляй») // Вопросы Горьковедения. Межвуз. сб. - Горький, 1986. - СМ - 52; его же: Сказочное и реалистическое в рассказе «Старуха Изергиль» // М. Горький - худжник и революция. Горьковские чтения. 1990. - Нижний Новгород, 1992.-С.32-36.

62 Кейтлина Т.О. О стилевых исканиях в раннем творчестве М. Горького // Из истории русского реализма конца XIX - начала XX в. - Изд-во Московского ун-та, 1986.-С.174-175.


Информация о работе Жанровое своеобразие и особенности проблематики пьесы М.Горького "На дне"