Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Мертвые души" открыли новую эпоху в истории русской литературы. В них с наибольшей полнотой проявилась мощь гоголевского реализма. По словам Герцена, "Мертвые души" "потрясли всю Россию"» Впервые в отечественной литературе трагические противоречия русской действительности были художественно воспроизведены с такой глубиной и истиной. Революционно-демократичеекая критика раскрыла объективный смысл гоголевской поэмы, ее социально-обличительный пафос, состоящий, по словам Белинского, "в противоречии общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом, доселе еще таинственным, доселе еще не открывшимся собственному сознанию и неуловимым ни для какого определения"

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души" ……………………………….4
Способы обрисовки персонажей в поэме…………………………………..........7
Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ………………………….18
Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души»… …………………22
Список используемой литературы ……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Контрольная По Русской Литературе.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

План

Введение ………………………………………………………………………….3

Жанровое своеобразие  поэмы "Мертвые души" ……………………………….4

Способы обрисовки персонажей в поэме…………………………………..........7

Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ………………………….18

Роль лирических отступлений  в поэме «Мертвые души»… …………………22

Список используемой литературы   ……………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мертвые души" открыли  новую эпоху в истории русской  литературы. В них с наибольшей полнотой проявилась мощь гоголевского реализма. По словам Герцена, "Мертвые души" "потрясли всю Россию"» Впервые в отечественной литературе трагические противоречия русской действительности были художественно воспроизведены с такой глубиной и истиной. Революционно-демократичеекая критика раскрыла объективный смысл гоголевской поэмы, ее социально-обличительный пафос, состоящий, по словам Белинского, "в противоречии общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом, доселе еще таинственным, доселе еще не открывшимся собственному сознанию и неуловимым ни для какого определения"

 Великое творение Гоголя с необычайной силой показало несостоятельность самодержавно-крепостнического строя России» В то же время, когда Белинский делал политические выводы из произведения, они казались неприемлемыми Гоголю. В этом - одно из глубочайших противоречий гоголевского творчества. Объяснить это противоречие можно только исходя из особенностей художественного мира Гоголя, его поэтики.

Вместе с тем призма, через которую Гоголь смотрит  на русскую действительность, чрезвычайно  сложна. Следует оговориться, что  категория поэтики понимается в  работе в широком смысле, предполагающем изучение важнейших моментов внутренней организации художественного произведения, таких, как композиция, сюжетосложение, принципы характеристики персонажей и т.д. М.М.Бахтиным была предприняла попытка объяснить исключительную самобытность писателя связью его поэтики с народной культурой. По мнению ученого, творчество такого "гениального выразителя народного сознания", как Гоголь, -подобно творчеству Рабле, - "можно действительно понять только в потоке народной культуры, которая всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной культуре и вырабатывала свою особую точку зрения на мир и особые формы его образного отражения". "Положительный", "светлый", "высокий" смех Гоголя, выросший на почве народной смеховой культуры, не был понят (во многом он не понят и до сих пор). Однако этот смех полностью раскрывался в поэтике Гоголя, в самом строении языка. В этот язык свободно входит нелитературная речевая жизнь народа (его нелитературных пластов)"

 

Жанровое своеобразие  поэмы "Мертвые души"

 

Все главные события , составляющие основу сюжета "Мертвых душ" протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова . Завязка сюжета - приезд Чичикова в губернский город.

  Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них "мертвые души". Казна проводила перепись крепостного населения один раз в 10-15 лет. Между переписями ("ревизскими сказками") за помещиками числилось установленное количество ревизских душ (в переписи указывались только мужчины). Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми до следующей переписи. "Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", — говорит Чичиков ошеломленному Манилову. За крепостных крестьян помещики ежегодно платили налог, в том числе и за умерших. "Послушайте, матушка, — разъясняет Чичиков Коробочке, — да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь. Платите за него (умершего) подать как за живого". Чичиков приобретает умерших крестьян, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.

 Возвращение Чичикова  в город и оформление купчей  крепости — кульминация сюжета. Все поздравляют нового "херсонского  помещика" с приобретением крепостных. Но торжество и всеобщее веселье  уступают место растерянности,  когда Ноздрев и Коробочка  раскрывают проделки "почтеннейшего  Павла Ивановича". Наступает развязка: Чичиков поспешно покидает город.

 Хотя Чичиков активно  участвует во всех происходящих  событиях, сюжет произведения выходит  за рамки истории его жизни,  его личной судьбы. "Мертвые  души" — это книга о России, а не о Чичикове. Так понимал  автор свой великий замысел.  Выбранный сюжет давал Гоголю "полную свободу изъездить  вместе с героем всю Россию  и вывести множество самых  разнообразных характеров". В  "Мертвых душах" огромное  количество действующих лиц. Наглый  приобретатель Чичиков, чиновники  губернского города и столицы,  помещики и крепостные крестьяне  — все социальные слои крепостной  России представлены в поэме.  Да и сам автор выступает  в лирических отступлениях: он  восторгается родиной, ее просторами, народом, его метким словом.

 Можно сказать, что  собирательный образ родины —  это и есть главное в "Мертвых  душах". Поэтому-то автор определяет  произведение как поэму, восходящую  к ее классическим образцам. В  Древней Греции поэмами назывались  народные эпические произведения, в которых изображалась жизнь  и борьба всего народа. Такой  литературный жанр, как лиро-эпическая  поэма, давал возможность Гоголю "озирать всю громадно-несущуюся  жизнь", родину "во всей своей  громаде".

 Соотношение частей  в "Мертвых душах" строго  продумано и подчинено творческому  замыслу.

 Первая глава поэмы  является своеобразным вступлением.  Автор знакомит нас с главными  действующими лицами: с Чичиковым  и его постоянными спутниками  — Петрушкой и Селифаном, с  помещиками Маниловым, Ноздревым,  Собакевичем. Здесь же дана  зарисовка общества губернских чиновников. Главы со второй по шестую посвящены помещикам, олицетворяющим собой "благородное" сословие России, "хозяев жизни". В седьмой — десятой главах мастерски нарисовано губернское общество. Городские верхи, мелкие чиновники, дамы "просто приятные" и "приятные во всех отношениях" пестрой толпой проходят перед нашим мысленным взором. В одиннадцатой главе дана биография Чичикова, нечистоплотного дельца буржуазного склада, приобретателя мертвых душ. Заключительные строки "Мертвых душ" посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

 Значительное место  в идейно-композиционной структуре  произведения занимают лирические  отступления и вставные эпизоды,  что характерно для поэмы как  литературного жанра. В лирических  отступлениях Гоголь касается  самых острых, самых важных общественных  вопросов. Мысли автора о высоком  назначении человека, о судьбе  родины и народа контрастно  противопоставлены мрачным картинам  русской жизни.

Органически входят в поэму  внесюжетные, вставные эпизоды, сцены, картины, рассуждения автора. Например, Гоголь как бы мимоходом набрасывает портреты тонких и толстых чиновников. "Увы! Толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие", — пишет автор. Или вот сатирический портрет некоего правителя канцелярии. Среди своих подчиненных правитель — "Прометей, решительный Прометей!.. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожается в песчинку!" Нельзя не упомянуть и "Повесть о капитане Копейкине", инвалиде Отечественной войны 1812 года, который прибыл в Петербург просить "монаршей милости".

  Внесюжетные, вставные эпизоды, портретные зарисовки и сцены помогают всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России, начиная с забитых крестьян и кончая сановниками. В "Мертвых душах" отразилась вся Русь с ее добром и злом.

Способы обрисовки  персонажей в поэме.

 

При рассмотрении способов обрисовки героев в «Мертвых душах» обычно отмечают роль портретных зарисовок  и бытовых деталей, нашедших здесь  исключительно мастерское изображение. Несомненно, что Гоголь уделял большое  внимание бытовой среде, тщательно  выписывая материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут пять его героев; Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин.

Сюжет «Мертвых душ» служит, прежде всего, средством раскрытия  характеров. Автор воспроизводит  такие жизненные ситуации, в которых  его герои, вступая в отношения друг с другом, борясь между собою, проявляют себя в поступках, в чувствах, в переживаниях.

Основа сюжета поэмы - купля - продажа мертвых душ - и есть ключ к проявлению характеров, ибо  каждый из помещиков и чиновник по - своему реагирует на мошенническое  предложение Чичикова. Эта реакция  в наибольшей степени выявляет своеобразие  того или иного характера. Речь в  «Мертвых душах» идет не столько о  Чичикове, сколько о людях, с которыми он сталкивается на пути осуществления  плана. Обрисованные Гоголем с исчерпывающей  полнотой характеры стали нарицательными. Художник создает их методом «типизации»  и методом «микроскопического анализа».

Все исследователи указывают  на важнейший компонент Гоголевского образа - внешний портрет «героя». Гоголь описывает цвет лица, глаз волос, одежду, манеру держать себя, походку, жесты, мимику, с великим искусством распределяя свет и тени, связывая все в органическое целое.

Не случайно свою галерею  портретов поместных владетелей Гоголь открывает изображением именно Манилова, который, на первый взгляд, кажется  обладающим немалыми привлекательными чертами. Сам он искренне убежден  в своей высокой духовной организации, и в том, что живет в сфере  высоких человеческих интересов. При  первой встрече Манилов кажется человеком видным, «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару», в приемах и оборотах его было что - то заискивающее расположения и знакомства.

Очертив облик героя, его  «примечательные» особенности, писатель в ходе повествования оттеняет, подчеркивает некоторые из черт. Это касается и улыбки Манилова, которая не сходит с его лица.

Впечатление, которое создает  вначале Манилов, по мере более близкого знакомства с ним, пристального «вглядывания»  в него, непрерывно меняется:

«В первую минуту разговора с ним ничего не можешь сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую затем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: черт знает, что такое! И отойдешь подальше; если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Изображая повседневную жизнь, обыденные чувства, желания, стремления, Гоголь широко разработал метод характеристики героев, социального уклада через  портретные и бытовые детали. Раскрывая  образы действующих лиц в тесной связи и зависимости их от общих  условий жизни, Гоголь стремится  к максимальной выразительности  различных элементов повествования. Ни одна из художественных деталей, которые  используются писателем при изображении  действующих лиц, не существует сама по себе, она всегда привлекает в  неразрывной связи с образом, является средством характеристики тех или иных его сторон.

Важным элементом обрисовки  героя в «Мертвых душах» является и его портрет. Стремясь выпукло  нарисовать действующих лиц поэмы, сделать их запоминающимися, Гоголь мастерски воссоздает внешние черты  героя, его жесты, манеру поведения. Каждый герой обладает своим особым, неповторимым обликом, который никогда  не позволит смешать его с каким - либо другим действующим лицом. Не развертывая всего разнообразия индивидуальных особенностей героя, писатель выделяет в портрете основное, характерное. Художественный портрет в поэме  отличается скульптурной четкостью, ясно выраженной акцентировкой ведущих черт. Гениальная сила портретных изображений, созданных Гоголем, заключается в том, что портрет для него является ключом к внутреннему миру героев.

По принципу выделения  характерных, запоминающихся деталей  построено в «Мертвых душах» описание различных сторон жизненного уклада героев. В доме Манилова чего - нибудь вечно не доставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянутые просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы»…

Приезжая в новую усадьбу, Чичиков каждый раз оказывается  в собственном мирке. Предметно - бытовые детали точно и тонко  описанные Гоголем, помогают главному герою поэмы познакомиться с  законами этого мирка. Чичикову важно  понять, какой человек встретился ему, он обращает внимание на самые  мельчайшие подробности быта каждого  нового знакомого, его внешность. Картина, увиденная Чичиковым, дополняется  авторскими замечаниями и описаниями. Автор проникают в глубину  каждого явления, стремясь обобщить частности. Гоголь показывает, как в  каждой вещи проявляется индивидуальность героев.

Детали быта Коробочки  знакомят нас с нею раньше, чем  она успевает рассказать о себе:

Комната была обвешана старенькими  обоями; картинки с какими - то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате…»

Читателю ясно, что комната  эта может принадлежать рачительной  хозяйке, одной из тех помещиц, которые  знают и счет денежкам, и своим  крепостным, живут замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство.

Если маниловская пошлость еще как - то рядилась в узорчатые  одежды выспренности, то в образе Коробочки  обмельчание человека, духовная скудость «хозяев жизни» предстают в своем естественном состоянии. В отличие от Манилова Коробочку характеризует отсутствие всяких претензий на высшую культуру, какая - то своеобразная, весьма незатейливая «простота». Отсутствие «парадности» подчеркнуто Гоголем уже во внешнем портрете Коробочки, запечатлевающем ее малопривлекательный внешний вид: «… Хозяйка, женщина пожилых лет, в каком - то сальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…»

Информация о работе Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души"