Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:08, реферат

Описание работы

Мертвые души" открыли новую эпоху в истории русской литературы. В них с наибольшей полнотой проявилась мощь гоголевского реализма. По словам Герцена, "Мертвые души" "потрясли всю Россию"» Впервые в отечественной литературе трагические противоречия русской действительности были художественно воспроизведены с такой глубиной и истиной. Революционно-демократичеекая критика раскрыла объективный смысл гоголевской поэмы, ее социально-обличительный пафос, состоящий, по словам Белинского, "в противоречии общественных форм русской жизни с ее глубоким субстанциальным началом, доселе еще таинственным, доселе еще не открывшимся собственному сознанию и неуловимым ни для какого определения"

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души" ……………………………….4
Способы обрисовки персонажей в поэме…………………………………..........7
Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» ………………………….18
Роль лирических отступлений в поэме «Мертвые души»… …………………22
Список используемой литературы ……………………………………………26

Файлы: 1 файл

Контрольная По Русской Литературе.docx

— 50.06 Кб (Скачать файл)

«Я давненько не вижу гостей, - сказал он, да, признаться сказать, в  них вижу мало проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу в гости, а в хозяйстве - то упущения… да и лошадей их корми сеном!»

Страшная скупость создала  непроходимую пропасть между Плюшкиным  и его детьми; по отношению к  ним он не желает пойти даже на самые  незначительные поступки.

 

Оборвав связи с окружающим миром, Плюшкин остается одиноким в  своем стяжательстве, замкнутым  в своем холодном эгоизме. Он постоянно  объят страхом даже не за собственную  участь, сколько за сохранность своих вещей.

Изображая Плюшкина, Гоголь ярко показывает бедственное положение  его крестьян. Отражение жизни  крепостных людей мы находим в  разных местах главы, посвященной Плюшкину. По существу, эта тема проходит через все описание деталей его быта, его психологического облика и поведения. Она раскрывается не только в беседах Плюшкина с Чичиковым, но и в сценах с Прошкой, с Маврой, в изображении отдельных ярких картин и деталей.

 

Композиция поэмы  Н. В. Гоголя «Мертвые души»

 

  По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX века: между мнимой содержательностью и действительной ничтожностью господствующих слоев общества и между духовными силами народа и его закабалителями.

 Действительно, “Мертвые  души” можно назвать энциклопедическим  исследованием всех насущных  проблем того времени: состояния  помещичьих хозяйств, морального  облика помещичьего и чиновничьего  дворянства, их взаимоотношений  с народом, судеб народа и  родины. “...Какой огромный, какой  оригинальный сюжет! Какая разнообразная  куча! Вся Русь явится в нем”, — писал Гоголь Жуковскому  о своей поэме. Естественно,  что такой многоплановый сюжет  определил своеобразную композицию.

 Прежде всего построение поэмы отличается ясностью и четкостью: все части связаны между собой сюжетно-образующим героем Чичиковым, путешествующим с целью добыть “миллион”. Это энергичней делец, ищущий выгодные связи, вступающий в многочисленные знакомства, что позволяет писателю изобразить действительность во всех ее гранях, запечатлеть социально-экономические, семейно-бытовые, морально-правовые и культурно-нравственные отношения в крепостнической России.

 В первой главе,  экспозиционной, вводной, автор дает  общую характеристику провинциального  губернского города и знакомит  читателей с основными действующими  лицами поэмы.

 Следующие пять глав  посвящены изображению помещиков  в их собственной семейно-бытовой  жизни в своих усадьбах. Гоголь  мастерски отразил в композиции  замкнутость помещиков, их оторванность  от общественной жизни (Коробочка  даже слыхом не слыхивала о Собакевиче и Манилове). Содержание всех этих пяти глав строится по одному общему принципу: внешний вид усадьбы, состояние хозяйства, господский дом и внутреннее убранство, характеристика помещика и его взаимоотношений с Чичиковым. Таким способом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей совокупности воссоздающих общую картину крепостнического общества.

  Сатирически направленность поэмы проявляется в самой последовательности представления помещиков, начиная с Манилова и заканчивая Плюшкиным, который уже “обратился в прореху на человечестве”. Гоголь показал страшную деградацию человеческой души, духовное и нравственное падение крепостника-корыстолюбца.

  Но наиболее ярко реалистическая манера и сатирический пафос писателя проявились в создании образов русских помещиков. Гоголь надвигает на первый план морально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типические признак: как, например, прекраснодушную мечтательность и полное непонимание жизни у Манилова; наглое вранье и распоясанность у Ноздрева; кулачество и человеконенавистничество у Собакевича и пр.

  За портретами помещиков, выписанных крупным планом, в поэме следует сатирическое изображение жизни губернского чиновничества, представляющего собой социально-политическую власть дворянства. Замечательно, что Гоголь избирает предметом своего изображения весь губернский город, создает собирательный образ провинциального бюрократа.

  В процессе изображения помещиков и чиновничества перед читателями постепенно развертывается образ главного героя повествования — Чичикова. Лишь в заключительной, одиннадцатой главе Гоголь раскрывает его жизнь во всех деталях и окончательно разоблачает своего героя как ловкого буржуазного хищника, мошенника, цивилизованного подлеца. Такой подход обусловлен стремлением автора полнее изобличить Чичикова как общественно-политический тип, выражающий новое, еще только зреющее, но уже вполне жизнеспособное и достаточно сильное явление — капитал. Именно поэтому его характер показан в развитии, в столкновениях со множеством самых различных препятствий, возникающих на его пути. Замечательно, что все другие персонажи “Мертвых душ” предстают перед читателем психологически уже сложившимися, то есть вне развития и внутренних противоречий (исключение в какой-то мере составляет Плюшкин, которому дана описательная предыстория). Такая статичность характеров подчеркивает застойность быта и всего образа жизни помещиков и способствует концентрации внимания на особенностях их характеров.

  Через всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичикова непрерывно проводит еще одну — связанную с образом народа. Композицией поэмы писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между простым народом и правящими сословиями.

  На протяжении всей поэмы утверждение народа как положительного героя сливается с прославлением родины, с выражением/автором своих патриотических и гражданских суждений. Эти суждения рассеяны по всему произведению в форме проникновенных лирических отступлений. Так, в 5-й главе Гоголь славит “живой и бойкий русский ум”, его необыкновенную способность к словесной выразительности. В 6-й главе он обращается со страстным призывом к читателю сохранить в себе до конца жизни истинно человеческие чувства. В 7-й главе идет речь о роли писателей, о разных их “уделах”. В 8-й показана разъединенность губернского дворянства и народа. Последняя, 11-я, глава завершается восторженным гимном Родине, ее прекрасному будущему.

 Как видно, от главы  к главе темы лирических отступлений  приобретают все большую социальную  значимость, а трудовой народ  предстает перед читателем в  неуклонно повышающейся прогрессии  его достоинств (упоминания об  умерших и беглых мужиках Собакевича  и Плюшкина).

 Таким образом, Гоголь  достигает в композиции поэмы  той непрерывно увеличивающейся  напряженности, которая в совокупности  с усиливающейся драматичностью  действия сообщает “Мертвым душам”  исключительную занимательность.

  В композиции поэмы следует особо подчеркнуть проходящий через все произведение образ дороги, с помощью которого писатель выражает ненависть к застою и устремленность вперед, горячую любовь к родной природе. Этот образ способствует усилению эмоциональности и динамичности всей поэмы.

 Изумительное искусство  Гоголя в компоновке сюжета  сказалось в том, что множество  самых различных вводных эпизодов  и авторских отступлений, вызванных  стремлением шире и глубже  воссоздать тогдашнюю действительность, строго подчинено воплощению  определенных идей писателя. Такие авторские отступления, как о толстых и тонких, о “страсти русского человека знаться с тем, кто хотя бы одним чином был его повыше”, о “господах большой руки и господах средней руки”, о широкой типичности образов Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина, составляют необходимый социальный фон для раскрытия основных идей поэмы. Во многих авторских отступлениях Гоголь так или иначе касался столичной темы, но в предельной сатирической обнаженности эта “опасная” тема прозвучала во включенной в композицию поэмы “Повести о капитане Копейкине”, рассказанной губернским почтмейстером. По своему внутреннему смыслу, по своей идее эта вставная новелла является важным элементом в идейном и художественном смысле гоголевской поэмы. Композиция поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все вышесказанное убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью художественного мастерства.

 

РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Лирическими отсуплениями пронизано все полотно «Мертвых душ». Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Примечательно, что «Мертвые души» насыщены лирикой вовсе не равномерно. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки, и только в конец пятой части автор помещает первое крупное лирическое отступление о «несметном множестве церквей» и о том, как «выражается сильно российский народ». Это авторское рассуждение наводит на такую мысль: здесь не только прославляется меткое русское слово, но и божье слово, Логос. Думается, и мотив церкви, который впервые в поэме встречается именно в этой главе, и параллель слово — Логос указывают на то, что в лирике сконцентрировано духовное наставление. Эту мысль подтверждает и лирическая вставка, помещенная в шестую главу, где Гоголь прямо обращается к людям: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения...» Рисуя образ дороги, жизненного пути человека, автор выступает в роли наставника, учителя. А в следующей главе эта мысль наполняется новым идейным содержанием. Гоголь противопоставляет писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами», и писателя, который «не ниспускался с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям». По-моему, как раз в этих-то словах и проявляется более всего полемическое начало поэмы. Ведь до Гоголя писатель — это создатель красоты, художник, изображающий все прекрасное, Гоголь же в «Мертвых душах» предстает как проповедник, пророк, который имеет целью исправить прежде всего нравственный облик человека (гоголевская концепция впоследствии развивается в творчестве Достоевского, Л. Н. Толстого). В этом же лирическом отступлении автор «Мертвых душ» предрекает то, что его замысел не будет понят: мир увидит лишь смех, сатиру и не заметит «незримые», «неведомые» слезы. А «Мертвые души» — это больше, чем сатира. («Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им прививают, есть предмет «Мертвых душ», — пишет Гоголь.) Во многом проясняет гоголевский замысел и объясняет слова из его письма о предмете поэмы лирическое отступление, в котором воскрешаются образы умерших крепостных крестьян. В том месте поэмы, когда Чичиков составляет список «мертвых душ», ритм гоголевской прозы почти переходит в гекзаметр. Список же мужиков напоминает перечень кораблей в «Илиаде» Гомера. Как и многие другие гомеровские и дантовские мотивы, связующие произведение Гоголя с великими поэмами, это сопоставление раскрывает смысл названия «Мертвых душ» поэмой. Думается, это указывает на то, что произведение написано в духе древнего эпоса, что Гоголь здесь высмеивает не социальное зло, а средоточие зла, осмеивает черта (по мнению Мережковского, смех Гоголя — борьба человека с чертом»). А увиденный в этой лирической вставке библейский мотив — список мужиков напоминает Книгу Жизни, в которую записываются поступей каждого человека, — раскрывает смысл еще одной идеи штора: на Страшном Суде людей будут судить по тому, как он выполнили свое земное назначение. Ведь «вывод» крестьян из ада возможен потому, что они выполнили свое дело (а вот губернатор вышивает по тюлю): Степан Пробка, каретник Михеев — мастера своего дела. Однако задача Гоголя — указать путь истинный именно грешникам в Библии говорите!, что Христос пришел спасать не праведников, а грешников. И в лирической вставке, помещенной в восьмой главе, автор утверждает, что человек сам должен сделать первый шаг навстречу духовному перерождению: «...хотят, чтоб русский язык сам собой вдруг с облаков... и сел бы им прямо на язык...» Думается, спускаться с облаков возможно лишь Богу, а такая, казалось бы, незначительная деталь на фоне библейских мотивов и позволяет растолковать гоголевскую фразу именно так. Дальнейший поиск способа спасения душ продолжается. В лирическом отступлении десятой главы появляется уже прямой вопрос: «Где выход, где дорога?» Писателе видится очищение от грехов через духовное возрождение, ведущее именно к Богу (эта лирическая вставка особо насыщена церковной лексикой: «небесный огонь», «великолепная храмина, назначенная царю в чертоги», «сия летопись»).

 К концу же поэмы  лирическая стихия почти полностью  захватывает произведение. Заключительная  глава изобилует авторскими рассуждениями.  Здесь-то и дается ключ к  пониманию идейно-композиционных  особенностей «Мертвых душ». Лирическое  отступление о человеческих страстях  наводит на мысль о том, что  Гоголь отождествляет каждую  главу о помещике с какой-нибудь  преодоленной страстью. Например, в  глаке о Манилове побеждается уныние, о Коробочке — страх, с Ноздреве — гнев, о Собакевиче — невежество, а в главе о Плюшкине происходит перелом: появляется мотив церкви, больше церковной лексики, сам же Плюшкин ассоциируется с вфодивым, возникает мотив «подъема». Если до этой главы Чичиков постоянно «спускается вниз» (падение во время грозы), то с этого момента он «поднимается» (например, он взбегает по лестнице к прокурору), поднимается из глубин ада после выкупа «мертвых душ». Таким образом, получается, что творческий замысел Гоголя сосредоточен именно в лирике, рассказ же о похождениях Чичикова — это иллюстрация морали, притча, рассказанная во время проповеди, а «Мертвые души» — художественная проповедь (в этом-то и заключается жанровое своеобразие поэмы). Гоголь же предстает как пророк, несущий божий свет людям («Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?»). Писатель пытается указать человечеству дорогу к Богу, направить грешных на путь истинный. И в последнем лирическом отступлении он создает образ дороги, дороги к свету, к чуду, к перерождению, ко второму тому. Словесная магия переносит читателя в другое измерение («кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг», «и мчится вся вдохновенная богом»). Русь-тройка же летит по пути духовного преображения. Образ России, устремленной «в даль веков», разрабатывает и Блок в своем пророческом цикле «На поле Куликовом» (Родина замечательна здесь в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп.- М.: Худож. лит., 1988.- 413с
  2. Е.А. Смирнова, «Поэма Гоголя «Мертвые души», издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1987;
  3. Монахова О.П., Малхазова М.В., Русская литература XIX века, часть первая, Москва, 1995;
  4.   Ю.М. Лотман, «Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ»

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Жанровое своеобразие поэмы "Мертвые души"