Женские имена собственные в художественном пространстве русских народных сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Имена отражают историю национальной и общечеловеческой культуры, быт, верования, фантазию и художественное творчество русских людей. Знание имен, фамилий позволяет расширить наши представления о прошлом нашей Родины, осознать нерасторжимую связь истории языка и истории народа. Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, к народу, его языку и культуре общения. Наука, изучающая имена собственные, называется ономастикой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Имя собственное как специфическая единица языка…………… 6
1.1. Понятие имени собственного в художественном пространстве……. 6
1.2. Функции имен собственных……………………………………………. 13
1.3. Семантика женских имен собственных в русской народной сказке…. 20
1.4. Выводы по главе I………………………………………………………. 23
Глава II Структурно-семантический аспект женских имен собственных в русских народных сказках…………………………………………………
24
2.1. Особенности русских народных сказок………………………………... 24
2.2. Анализ семантического аспекта женских имен собственных в русской народной сказке……………………………………………………..
27
2.3. Анализ структурного аспекта женских имен собственных…………... 32
2.4. Выводы по главе II…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………… 36
Приложение………………………………………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 92.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. Так, подлежит изменению имя Елена (греч. «светлая»): Елена Прекрасная, если речь идет о красавице-царевне, Аленушка, если крестьянская девочка. Изменяется и имя Марья (евр. «горечь»): Марья-Моревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка. Имя Василиса (греч. «царская») также имеет свои формы: Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка - сиротка. Часто главное качество героини (внешнее и внутреннее) определяют постоянные эпитеты: к Елене и Анастасии обычно прикрепляется эпитет Прекрасная, к Василисе - Премудрая. Прекрасной (Красой), а иногда Премудрой называется Марья.

Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например:  Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка, Варвара- краса, длинная коса.

 Женское имя собственное  Несмеяна - Царевна - персонаж сказки. Небо, затемненное тучами, называется «хмурым» («смотреть хмуро» — смотреть невесело, сердито), согласно с этим тускло светящее, зимнее солнце представляется в сказках Несмеяною-царевною.  При восходе своем солнце озаряет небосклон розовым светом и, отражаясь в каплях утренней росы, как бы претворяет розовые краски в блестящие бриллианты и жемчуг, что на языке метафорическом перешло в сказание о красавице, которая улыбаясь - рассыпает розы, а проливая слезы - роняет самоцветные камни.  
«В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда они не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось» (А.Н. Афанасьев. «Народные русские сказки»).

Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса (Настасья - золотая коса). По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого14.

В славянской мифологии лесная старуха-ведьма -   
Баба Яга («лесная баба», ср. старосерб. ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.) Согласно сказкам восточных и западных славян, В.Я. Пропп высказал и другое предположение. Он отметил, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому исследователь связал происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов. 15

Интересные  женские имена собственные, как Правда и Кривда. Правда - олицетворение всех светлых сил, противница Кривды.  
Кривда - олицетворение всех темных сил, противница Правды.

 «Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить - кривдой или правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою, А Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит.» (А.Н. Афанасьев. Народные русские сказки).

Одноглазка - сказочный персонаж в русском фольклоре, противопоставляемый Двуглазке (которой не хватает обычно двух глаз для решения чудесной задачи) и Трехглазке (у которой третий глаз все видит, когда два других спят; архаический мотив преимущества числа три, известный в индоевропейской мифологии).  Одноглазка - один из вариантов мифологического образа Лиха, изображаемого у восточных славян в виде одноглазой женщины, встреча с которой приводит к потере парных частей тела.

Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) - названа так потому, что родилась из снега. В этом персонаже слышится отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега.  
Не было, говорит сказка, у старика и старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снега, положил его на печку - и явилась прекрасная девочка.  
Пошла она на Иванов день с молодежью через костер прыгать, но только поднялась над пламенем, как в ту же минуту потянулась вверх легким паром и унеслась в поднебесье.16

Помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица), его сословный статус (Марья-Царевна), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые из женских персонажей могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Царевна –змея»). Но неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героини в дальнейшем.

Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать, как бы они не именовались.

Взяв за основу характеризующий компонент имени собственного, можно выделить следующие семантические группы имён:

- характеристика по внешнему виду. Например, Елена Прекрасная;

- характеристика по духовным  качествам (Василиса Премудрая);

- характеристика по социальному  статусу (Марья  Царевна, Крошечка-Хаврошечка);

- характеристика по особенностям поведения. Например,  Царь-девица является не только могучей повелительницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной;

- характеристика когнитивных  способностей (Баба – Яга, Одноглазка)

- характеристика по семейно-родственным отношениям (Солнцева сестра, сестрица Аленушка, Падчерица)

Анализ показал, что наиболее распространенные  женские имена собственные в художественном пространстве русских народных сказок – Марья (Маша), Елена (Алена), Василиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 3. Анализ структурного аспекта женских имён собственных в русских народных сказках.

 

 Анализ структурного аспекта женских имён собственных в русских народных сказках необходим для выделения наиболее частотных структур, характерных для сказочного ономастикона.

К структурным типам женского антропонимикона относятся:

1) однокомпонентные именования  посредством прозвища (Синеглазка, Одноглазка и др.)

2)   однокомпонентные  именования посредством личного  имени (Настенька, Аленушка, Маруся, Наташка и др.)

3) двухкомпонентные именования по формуле «имя личное + приложение» (Марья – Царевна)

4) двухкомпонентные именования по формуле «имя личное + прозвище»

( Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и др.)

5) двухкомпонентные именования  по формуле «Имя личное + отчество» («Имя нарицательное + отчество»). Например, Василиса Кирбитьевна, бабушка Пахомовна.

5) двухкомпонентные именования -  «прозвище + идентификационный компонент (Крошечка Хаврошечка, Царь Девица, Баба -Яга и т.п.)

6) многокомпонентное именование по формуле «Имя личное + идентификационный компонент» . Например, Варвара – краса, длинная коса.

Исследование показало, что из 50 проанализированных  русских народных сказок наиболее часто в художественном пространстве употребляются  женские имена собственные однокомпонентные – 16, однокомпонентные именования посредством прозвища - 15

Двухкомпонентные именования по формуле «имя личное + приложение» -  6, и двухкомпонентные по формуле «имя личное + прозвище» -10

Наименьшее употребление женских имен собственных - «Имя личное +отчество» - 2 (Приложение 1)

2.4. Выводы по главе II.

 В художественном пространстве  русских народных сказках наиболее богатыми семантикой являются имена – прозвища, которые могут указывать на особенности внешности референта (Елена Прекрасная), на профессионально – деятельностную характеристику (Царь-девица), на когнитивные способности ( Баба - Яга), на семейно-родственные отношения (Солнцева сестра) и т.п.

Анализ структурного аспекта женских имён собственных в русских народных сказках позволил выделить категории  1) однокомпонентные именования посредством прозвища; 2)   однокомпонентные именования посредством личного имени; 3) двухкомпонентные именования по формуле «имя личное + приложение»  и др.

Наиболее широкую категорию составляют имена собственные, состоящие из личного имени и характеризующего имени нарицательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сказка как ценнейший вид народного творчества соединила в себе и мифическое, и приключенческое, и бытовое повествование. Важную роль в славянских сказках играют женские образы, как символы света, мудрости народной, прекрасных женских качеств, которые оберегают, спасают, защищают. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-Царевна, Марья Моревна, Царь-девица, Марья-Искусница, Василиса Прекрасная – символы любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности.

В данном исследовании путём сплошной выборки было отобрано и рассмотрено 58 имён собственных из 53 русских народных сказок. В ходе исследования сказочных женских имён собственных была уточнена их классификация по номинативно-семантическому и структурному аспектам. Что и было целью курсовой работы.

Сказочные женские имена собственные имеют свои особенности. Рассмотрев признаки имён собственных, предложенные Ю.А. Карпенко, и функции, представленные Д. Лампингом, сделан вывод о том, что художественное имя отражает в своей семантике не только замысел народного автора, не только указывает на характер и главную функцию референта, но и в целом выражает ценностные ориентации лингвокультурного сообщества.

Опираясь на классификацию Д.И. Ермоловича, где за основу берётся характеризующий компонент имени собственного, мотивированные сказочные имена собственные были распределены по семантическим группам, где мотивация каждого имени была подробно изложена.

Разбираясь в структурно-семантических особенностях имён собственных в русских народных сказках, невозможно не заметить всю экспрессивность и образность фольклорно-сказочного имени, большую силу эмоционального воздействия, способность ярко и сжато выразить мысль, метко и кратко охарактеризовать сложные явления, показать культурные ценности и менталитет народа

Список литературы.

  1. http://www.dissercat.com/content/onomasticheskoe-prostranstvo-russkikh-narodnykh-i-avtorskikh-skazok
  2. Аникин В. П. Русская народная сказка: пособие для учителей Текст. / В. П. Аникин. М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
  3. Афанасьев А. Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература: Сборник Текст. / А. Н. Афанасьев; сост., подгот. текста, вступ. ст. и примеч. А. Л. Нале-пина. М.: Сов. Россия, 1986. - 366 с.
  4. Васильева Н. В. Собственное имя в тексте: интегративный подход Текст.: Автореф. д-ра филол. наук / Н. В. Васильева. М., 2005. - 46 с.
  5. Ведерникова Н. М. Русская народная сказка Текст. / Н. М. Ведерникова; АН СССР. М.: Наука, 1975. - 135 е., ил.
  6. Горбаневский М. В. Ономастика в художественной литературе: филологические этюды Текст. / М. В. Горбаневский. М.: Изд-во ун-та дружбы народ, 1988.-87 1. е.: ил.
  7. Карпенко Ю. А. Имя собственное в художественной литературе Текст. / Ю. А. Карпенко // Филологические науки. 1986. -№ 4. - С. 34-40.
  8. Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора Текст. / Н. А. Криничная. -М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. 1008 с.
  9. Кухаренко В. А. Имя заглавного персонажа в целом художественном тексте Текст. / В. А. Кухаренко // Русская ономастика: Сб. науч. тр. / Одес. гос. ун-т им. И. И. Мечникова; [отв. ред. Ю. А. Карпенко]. Одесса: ОГУ, 1984. - С. 109-118.
  10. Медриш М. Д. О своеобразии русской сказочной традиции (национальная специфика сказочных формул) Текст. / М. Д. Медриш // Фольклорная традиция и литература: Межвузовский сборник научных трудов. Владимир, 1980. -С. 87-93.
  11. Николин В. В. Волшебная сказка: Исследование воспроизводства культуры Текст. / В. В. Николин; Омск. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000. - 327 с.
  12. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. – Л., 1974. – с. 12
  13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., Лабиринт, 2000.-336 с.
  14. Пропп В. Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Текст. / В. Я. Пропп; составление, предисловие и комментарии А. Н. Мартыновой. М.: Лабиринт, 1998. - 352 с.
  15. Пропп В. Я. Русская сказка (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Текст. / В. Я. Пропп; научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова.- М.: Лабиринт, 2000.-416 с.
  16. Судавский А.М. Имена русских // Русская мысль. – 1993.  - №3 – 12. – С. 51-54.
  17. Суперанская А. Женские имена // Наука и жизнь – 1991. - №7 – С.77-78
  18. Шустов М. П. Сказочная традиция в русской литературе XIX в. Текст.: дис. д-ра филол. наук / М.П. Шустов. Н. Новгород, 2003. - 473 с.
  19. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. Изд. 2-е. М., 1987. 230с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Употребление женских имен собственных в художественном пространстве русских народных сказок (из сборника А.И. Афанасьева «Народные русские сказки», сказок в обработке А.Н. Толстого, А.Н. Корольковой)

Женское имя собственное

Русская народная сказка

Кол-во употреблений

1.

Аленушка (Аленка)

1. «Сестрица Аленушка  и братец Иванушка»

2. «Царевич – козленочек»

3. «Ивашко и ведьма»

3

2.

Арина

1. «Ленивая Арина»

1

3.

Арысь -поле

1. «Арысь-поле»

1

4.

Варвара краса

1. «Варвара краса –длинная коса»

1

5.

Василиса Прекрасная

1. «Василиса Прекрасная»

1

6.

Василиса Премудрая

1. «Морской царь и Василиса  Премудрая»

2. «Царевна – Лягушка»

2

7.

Василиса Кирбитьевна

1. «Булат – молодец»

1

8.

Дарья

1. «Иван Бесталанный и  Елена Премудрая»

1

9.

Елена Прекрасная

1. «Вещий сон»

2. «Чудесная рубашка»

3. «Сивка- Бурка»

4. «Медное, серебряное и  золотое царство»

5. «Иван царевич и серый волк»

6. «Сказка о Иване царевиче, Жар птице и о сером волке»

6

10

Елена Премудрая

1. «Елена Премудрая»

2. «Иван Бесталанный и  Елена Премудрая»

2

11

Марья Царевна

1. «Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что»

2. «Буренушка»

3. По щучьему велению»

4. «Скорый гонец»

4

12

Марья Моревна

1. «Марья Моревна»

1

13.

Маша (Марьюшка, Машка)

1. «Маша и медведь»

2. «Чернушка»

3. «Морозко»

4. «Финист- ясный сокол»

4

14.

Марфутка (Марфуша)

1. «Морозко»

1

15.

Маланьица (Маланья)

1. «Кузьма Скоробогатый»

2. «Шесть братьев –  все Агафоны»

2

16.

Настасья – золотая коса (Настасья –царица)

1. «Медное, серебряное и  золотое царство»

1

17.

Наташка

1. «Дочь и падчерица»

1

18.

Царевна Несмеяна

1. «Несмеяна царевна»

1

19.

Параха

1. «Морозко»

1

20.

Синеглазка

1. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

21.

Солнцева сестрица

1. «Ведьма и Солнцева  сестра»

1

22.

Двуглазка

1. «Хаврошечка»

2. «Буренушка»

2

23.

Одноглазка

1. «Хаврошечка»

2. «Буренушка»

2

24.

Триглазка (Троеглазка)

1. «Хаврошечка»

2. «Буренушка»

2

25.

Ягишна

1. «Буренушка»

1

26.

Баба Яга

1. «Баба Яга»

1

27.

Смета

1. «Сказка о богатыре  Голе Воянском»

1

28.

Удача

1. «Сказка о богатыре  Голе Воянском»

1

29.

Правда

1. «Правда и Кривда»

1

30.

Кривда

1. «Правда и Кривда»

1

31.

Девка - Лиходейка

1. «Волшебная дудочка»

1

32.

Бабушка Пахомовна

1. «Государь Сидор Карпович»

1

33.

Полонянка - красавица

1. «Иван царевич и Белый  Полянин»

1

34.

Снегурушка

1. «Снегурушка и лиса»

1

35

Царевна

1. «Царевна-отгадчица»

2. «Царевна-змея»

3. «Никита Кожемяка»

4. «Королевич и его  дядька»

5. «Хрустальная гора»

5

36.

Красная девица

1. «Заколдованная королевна»

2. «Белая уточка»

2

37.

Дочь Семилетка

(дочь, дочери,)

1. «Дочь- Семилетка»

2. «Хитрая наука»

3. «Солнце, месяц, ворон»

3

38.

Падчерица

1. «Девушка в колодце»

2. «Дочь и падчерица»

2

Информация о работе Женские имена собственные в художественном пространстве русских народных сказок