Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа
Имена отражают историю национальной и общечеловеческой культуры, быт, верования, фантазию и художественное творчество русских людей. Знание имен, фамилий позволяет расширить наши представления о прошлом нашей Родины, осознать нерасторжимую связь истории языка и истории народа. Интерес к именам, знание их происхождения и смысла воспитывают чувства патриотической причастности, любовь к родине, к народу, его языку и культуре общения. Наука, изучающая имена собственные, называется ономастикой.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Имя собственное как специфическая единица языка…………… 6
1.1. Понятие имени собственного в художественном пространстве……. 6
1.2. Функции имен собственных……………………………………………. 13
1.3. Семантика женских имен собственных в русской народной сказке…. 20
1.4. Выводы по главе I………………………………………………………. 23
Глава II Структурно-семантический аспект женских имен собственных в русских народных сказках…………………………………………………
24
2.1. Особенности русских народных сказок………………………………... 24
2.2. Анализ семантического аспекта женских имен собственных в русской народной сказке……………………………………………………..
27
2.3. Анализ структурного аспекта женских имен собственных…………... 32
2.4. Выводы по главе II…………………………………………………….. 33
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список литературы…………………………………………………………… 36
Приложение………………………………………………………………….. 38
В зависимости от того, кем является та или иная героиня, меняется и форма ее имени. Так, подлежит изменению имя Елена (греч. «светлая»): Елена Прекрасная, если речь идет о красавице-царевне, Аленушка, если крестьянская девочка. Изменяется и имя Марья (евр. «горечь»): Марья-Моревна, если смелая дева-воин, Марья-царевна, если царская дочь, Марьюшка, или просто Машенька, если крестьянская девочка. Имя Василиса (греч. «царская») также имеет свои формы: Василиса, если мудрая дева, Василисушка, если девочка - сиротка. Часто главное качество героини (внешнее и внутреннее) определяют постоянные эпитеты: к Елене и Анастасии обычно прикрепляется эпитет Прекрасная, к Василисе - Премудрая. Прекрасной (Красой), а иногда Премудрой называется Марья.
Этимология многих сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты, например: Синеглазка, Настасья - золотая коса, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Крошечка-Хаврошечка, Варвара- краса, длинная коса.
Упоминания о золотых или серебряных волосах очень часто встречаются в сказаниях народного эпоса (Настасья - золотая коса). По мнению А. Н. Афанасьева, это связано с мифами. Почти у всех индоевропейских народов солнцу дается эпитет златокудрого14.
В славянской мифологии лесная старуха-ведьма
-
Баба Яга («лесная баба», ср. старосерб.
ега, «болезнь», «кошмар» и т. п.) Согласно
сказкам восточных и западных славян,
В.Я. Пропп высказал и другое предположение.
Он отметил, что основная деятельность
Бабы Яги обусловлена ее тесной связью
с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой
чащобе, ей подчиняются звери и птицы.
Поэтому исследователь связал происхождение
Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира
мертвых, распространенным в сказках и
мифах многих народов. 15
Помимо связи с древней славянской мифологией в имени фиксируется семейное положение персонажа (Солнцева сестра, Падчерица), его сословный статус (Марья-Царевна), его духовные (Василиса Премудрая) и внешние качества (Красота Ненаглядная, Елена Прекрасная, Замарашка). Некоторые из женских персонажей могут принимать внешне безобразный вид, превратившись в животное, окаменев, почернев, став жертвой козней сказочного злодея, (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Царевна –змея»). Но неприглядный внешний облик - контрастирующая оболочка необычайной внутренней красоты, душевной силы, благородства. Это обнаруживается при испытании героини в дальнейшем.
Неизменяемость имен на протяжении сказочного действия не позволяет включить в них все разнообразие атрибутов, которыми обладает данный тип персонажей и которые изменяются от сказки к сказке. Существует еще ряд признаков, по которым этот тип персонажей можно опознать, как бы они не именовались.
- характеристика по особенностям поведения. Например, Царь-девица является не только могучей повелительницей, обладательницей огромной физической силы, но и обладательницей силы сверхъестественной;
Анализ структурного аспекта женских имён собственных в русских народных сказках необходим для выделения наиболее частотных структур, характерных для сказочного ономастикона.
№ |
Женское имя собственное |
Русская народная сказка |
Кол-во употреблений |
1. |
Аленушка (Аленка) |
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 2. «Царевич – козленочек» 3. «Ивашко и ведьма» |
3 |
2. |
Арина |
1. «Ленивая Арина» |
1 |
3. |
Арысь -поле |
1. «Арысь-поле» |
1 |
4. |
Варвара краса |
1. «Варвара краса –длинная коса» |
1 |
5. |
Василиса Прекрасная |
1. «Василиса Прекрасная» |
1 |
6. |
Василиса Премудрая |
1. «Морской царь и Василиса Премудрая» 2. «Царевна – Лягушка» |
2 |
7. |
Василиса Кирбитьевна |
1. «Булат – молодец» |
1 |
8. |
Дарья |
1. «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» |
1 |
9. |
Елена Прекрасная |
1. «Вещий сон» 2. «Чудесная рубашка» 3. «Сивка- Бурка» 4. «Медное, серебряное и золотое царство» 5. «Иван царевич и серый волк» 6. «Сказка о Иване царевиче, Жар птице и о сером волке» |
6 |
10 |
Елена Премудрая |
1. «Елена Премудрая» 2. «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» |
2 |
11 |
Марья Царевна |
1. «Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что» 2. «Буренушка» 3. По щучьему велению» 4. «Скорый гонец» |
4 |
12 |
Марья Моревна |
1. «Марья Моревна» |
1 |
13. |
Маша (Марьюшка, Машка) |
1. «Маша и медведь» 2. «Чернушка» 3. «Морозко» 4. «Финист- ясный сокол» |
4 |
14. |
Марфутка (Марфуша) |
1. «Морозко» |
1 |
15. |
Маланьица (Маланья) |
1. «Кузьма Скоробогатый» 2. «Шесть братьев – все Агафоны» |
2 |
16. |
Настасья – золотая коса (Настасья –царица) |
1. «Медное, серебряное и золотое царство» |
1 |
17. |
Наташка |
1. «Дочь и падчерица» |
1 |
18. |
Царевна Несмеяна |
1. «Несмеяна царевна» |
1 |
19. |
Параха |
1. «Морозко» |
1 |
20. |
Синеглазка |
1. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» |
1 |
21. |
Солнцева сестрица |
1. «Ведьма и Солнцева сестра» |
1 |
22. |
Двуглазка |
1. «Хаврошечка» 2. «Буренушка» |
2 |
23. |
Одноглазка |
1. «Хаврошечка» 2. «Буренушка» |
2 |
24. |
Триглазка (Троеглазка) |
1. «Хаврошечка» 2. «Буренушка» |
2 |
25. |
Ягишна |
1. «Буренушка» |
1 |
26. |
Баба Яга |
1. «Баба Яга» |
1 |
27. |
Смета |
1. «Сказка о богатыре Голе Воянском» |
1 |
28. |
Удача |
1. «Сказка о богатыре Голе Воянском» |
1 |
29. |
Правда |
1. «Правда и Кривда» |
1 |
30. |
Кривда |
1. «Правда и Кривда» |
1 |
31. |
Девка - Лиходейка |
1. «Волшебная дудочка» |
1 |
32. |
Бабушка Пахомовна |
1. «Государь Сидор Карпович» |
1 |
33. |
Полонянка - красавица |
1. «Иван царевич и Белый Полянин» |
1 |
34. |
Снегурушка |
1. «Снегурушка и лиса» |
1 |
35 |
Царевна |
1. «Царевна-отгадчица» 2. «Царевна-змея» 3. «Никита Кожемяка» 4. «Королевич и его дядька» 5. «Хрустальная гора» |
5 |
36. |
Красная девица |
1. «Заколдованная королевна» 2. «Белая уточка» |
2 |
37. |
Дочь Семилетка (дочь, дочери,) |
1. «Дочь- Семилетка» 2. «Хитрая наука» 3. «Солнце, месяц, ворон» |
3 |
38. |
Падчерица |
1. «Девушка в колодце» 2. «Дочь и падчерица» |
2 |
Информация о работе Женские имена собственные в художественном пространстве русских народных сказок