Альбер Камю. Философия абсурда и бунта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Альбер Камю – один из наиболее ярких представителей западной философии ХХ века. В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в данной работе.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................................... 3
1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление ...................................... 5
1.1. Проблема смысла бытия, ценности жизни и свободы .......................................... 7
1.2. Влияние «абсурда» на человеческое бытие ........................................................... 13
2. Философская анатомия бунта ................................................................................... 15
3. Бунт и образ бунтующего человека ........................................................................ 18
3.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества .... 18
3.2. Оценка различных категорий бунта ...................................................................... 19
Заключение ......................................................................................................................... 22
Список литературы .......................................................................................................... 24

Файлы: 1 файл

Альбер Камю. Философия абсурда и бунта.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

 

 

Введение ...............................................................................................................................  3

 

 

1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление ......................................  5

 

1.1. Проблема смысла бытия, ценности  жизни и свободы .......................................... 7

1.2. Влияние «абсурда» на человеческое бытие ........................................................... 13

 

2.  Философская анатомия бунта ................................................................................... 15

 

3.  Бунт и образ  бунтующего человека  ........................................................................  18

 

3.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества ....................................................................................................................... 18

3.2. Оценка различных  категорий бунта ...................................................................... 19

 

 

Заключение ......................................................................................................................... 22

 

 

Список литературы  .......................................................................................................... 24

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Альбер Камю – один из наиболее ярких представителей западной философии ХХ века. В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю?  На этот вопрос  я и попытаюсь  дать ответ в данной работе.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г. в небольшом городке Мондови (северная Африка), в семье француза, переехавшей из Эльзаса. Его отец был сельскохозяйственным рабочим. После смерти отца - переезд в Алжир, где в 1923-1930 гг. Альбер обучался в гимназии. В 1930 г. он заболел туберкулезом, что сорвало планы академической карьеры. В 1932-1936 гг. Камю учился философии в университете Алжира, где по окончании учебы им была написана работа "Христианская метафизика и неоплатонизм". В 1934 г. - во время, когда многие западные интеллигенты были воодушевлены идеями марксизма и социализма - Камю вступил в коммунистическую партию Франции, из которой вышел в 1937 г. в знак протеста против ее политики в арабском вопросе. На долю Камю выпала трудная судьба: он был служащим в экспортном бюро, продавал запчасти к автомобилям, был домашним учителем. С 1938 г. он работал как журналист.

Для творчества Камю характерно то, что  многие свои сокровенные мысли и  идеи он выражал через злободневную публицистику. С 1938 г. и вплоть до начала второй мировой войны он работал в газете "Республиканский Алжир". Главная тема его газетных очерков - бесправие арабского населения Алжира, его бедствия, которые, как прозорливо предвидел Камю, должны были привести к глубокому социальному протесту. Во время второй мировой войны Камю (в 1942 г. возвратившийся во Францию) участвовал, как член подпольной группы, объединившейся вокруг газеты "Комба", в движении Сопротивления. С конца августа 1944 г. эта газета вышла из подполья и стала одним из важнейших органов левого движения во Франции. Камю писал для нее передовицы. Подобно многим в послевоенной Франции, где образовался широкий временный союз антифашистов, где идеи социализма снова стали популярными, Камю призывал перейти "от Сопротивления к революции". Но вскоре временные союзы стали распадаться. Газета "Комба" превратилась в еженедельник. Циклы материалов, вышедших из-под пера Камю (например, цикл статей 1946г. "Ни жертвы, ни палачи"), по прежнему привлекали к себе интерес читателей.

Во время войны и после  нее появились замечательные  художественно-философские сочинения  Камю: повесть "Посторонний" (1942), философское сочинение "Миф о  Сизифе" (1942), роман "Чума" (1947); сочинение "Бунтующий человек" (1951) и другие работы. Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе за 1957 г. Философские идеи писатель выражал и в своих драматургических произведениях - в пьесах "Калигула" (она была поставлена сразу после войны и имела огромную популярность во Франции), "Осадное положение" и "Праведники". Камю ставил на театре инсценировки по произведению У. Фолкнера "Реквием по монахине" и по "Бесам" Ф. Достоевского. В 50-х годах в публицистической работе Камю особой темой стал призыв к отмене смертной казни (цикл очерков "Размышления о гильотине"). Продолжалась его борьба против колониальной политики Франции в Алжире. 4 января 1960 г. Камю погиб в автомобильной катастрофе.

Камю, как и другие французские  экзистенциалисты, не был кабинетным философом, последователем какой-либо философской школы. Обладавший, по свидетельствам знавших его людей, солидными  философскими знаниями, он не был склонен  писать систематические философские  произведения. Его творческий метод был во многом схож с методом Ницше – вместо четких логических определений и сухого академизма мы видим афористичный стиль, свободную игру интуиции и логики, обобщение наблюдений и широчайшего материала культуры и истории. В одном из интервью Камю сказал, что недостаточно верил в разум, чтобы верить в систему. При этом, на что справедливо обращают внимание исследователи, философские сочинения Камю отличаются ясностью мысли, четкостью структуры и рациональностью аргументации.

Противоречивость  мира и бытия, смысл жизни, отношение  к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в мире и  в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали мыслителей во все времена. Но особенно актуальными  они стали именно в ХХ веке, который  войдет в историю как эпоха  бурного развития техники и появления  техногенной среды обитания, эпоха  драматичных политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления  и краха невиданных до этого тоталитарных режимов.

Рассматривая  понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему  философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводами полемизировал  с ними. Камю выдвинул собственную  точку зрения на эти проблемы, и  тем интереснее для современного читателя его творчество.

 

 

1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление.

 

 

Мир, который  поддаётся объяснению, пусть самому дурному, - этот мир нам знаком. Но если вселенная внезапно лишается как  иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним.  В этой фразе сосредоточена основная идея «абсурдной» философии Альбера Камю.

Как только мы теряем как иллюзии, так и возможность познания - мы погружаемся в то, что можно обозначить термином абсурд. Абсурда как такового нет ни в мире, ни в человеке. Он возникает при их столкновении - ибо эти два феномена друг с другом, по меньшей мере, не согласуются. Человек, чувствующий и желающий, и мир, холодный, апатичный, развивающийся по своим законам. Что может быть общего у них?

АБСУРД  КАК ТАКОВОЙ.

Абсурд, и  само по себе понятие абсурда, подразумевает  нечто невозможное, нечто противоречивое. Альбер Камю пишет: «Если я обвиню невиновного в кошмарном преступлении, если я заявлю добропорядочному человеку, что он вожделеет к собственной сестре, то мне ответят, что это абсурд». Но чувство абсурда и понятие абсурда - это не одно и то же. Давайте сначала рассмотрим сущность чувства абсурда, которое « ... лежит в основании ...»

Абсурд есть по своей сути потеря всех иллюзий. Но изнанка бытия, его истинная сущность такая иррациональная, такая неразумная и не находящая себе нормального  объяснения, что кажется неправильной и невозможной. Итак, первое условие абсурда - Беспорядок! Страшный и тотальный, охвативший всю Вселенную и не оставивший камня на камне от прежних сладостных иллюзий. Человек мечется из стороны в сторону, не находя ничего знакомого.

Неудивительно, что его охватывает нестерпимое  желание погрузиться в покой  и порядок, обрести вновь свой знакомый и укладывающийся в рамки  здравого смысла мир. Это и есть второе условие абсурда - Ностальгия, страстная  и непрекращающаяся.

Вслед за Ностальгией  приходит сознание того, что мир  столь дорогой его сердцу логики остался далеко позади, и что судьба неотвратимо настигает и преграждает  путь назад. Человек понимает, что  ничего не может сделать. Жизнь его  становится томительной и тягучей, он духовно загнивает и умирает. Вот третье условие абсурда - Рок. Ощущение безжалостности судьбы тяготит  человека и заставляет его страдать. И тогда, узнавший беспорядок и ностальгию, постигший всю глубину рока и  неотвратимость судьбы, человек отказывается от абсурда. Вся его жизнь была страстной и горячей битвой, и  вдруг он понимает, что проиграл её.

Но человек  не соглашается с этим. Он протестует вопреки всякому здравому смыслу, он бунтует и отказывается жить по правилам абсурда. Четвёртое условие  абсурда - Бунт. Абсурд перестаёт быть бессмысленным, если с ним соглашаться. И только если (при полном осознании царящего Беспорядка и болезненной Ностальгии, понимании неотвратимости Рока) человек всё же не соглашается со всеми этими объективно признанными им самим же состояниями, он может почувствовать абсурд, почувствовать его холодный огонь, который испепеляет на своём пути всё. «Абсурдность становится болезненной страстью с того момента, как осознаётся».

По моему  мнению, само по себе чувство абсурда  является далеко не положительным. Человек, ощущающий абсурд, ощущает одновременно и глубочайший внутренний дискомфорт, который и ведёт к самоубийству. Но рассуждения ещё не окончены и  рано делать какие-либо выводы.

В части, касающейся понятия абсурда, всё гораздо  проще. Что происходит, когда человек, признав существование незнакомого  ему мира, тотчас же отказался от него? Сталкиваются два непримиримых врага - Разум и Неизвестное, Абсурд. Эти два понятия не могут ужиться под одной крышей, и между ними проходит трещина, которая вскоре разрастается в целую пропасть. Значит абсурд - это раскол, несоответствие между миром и человеком.

Несомненно, то, что через понятие абсурда  Альбер Камю пытается выразить несовершенство нашего мира. Абсурд во всех его формах - это нечто, не подлежащее классификации. И мир, зачастую неправильный и жестокий, встаёт перед нами во всей своей  уродливой наготе. Что делают люди, видя всеобъемлющий хаос? Они либо «закрывают глаза и затыкают уши» и погружаются обратно в свои иллюзии (что означает, что они не достигли состояния абсурда), либо теряют голову и протестуют, впадая в запои, ссорясь с соседями, совершая убийства и террористические акты, привыкая к наркотикам или однажды убивая себя.

После такого неутешительного обобщения можно  подумать, что Альбер Камю исключительно  пессимистичен. К счастью, это не так! Если вдуматься, то нетрудно понять, что все эти формально протестующие люди отошли от абсурдной логики, которую мы взяли за предпосылку наших размышлений. Одного они не поняли: с абсурдом нельзя соглашаться, человек должен бунтовать. Отступление от этого пункта смерти подобно. Согласившись с абсурдом, человек начинает руководствоваться обыкновенной человеческой логикой, отвергая, таким образом, либо признание беспорядка, либо свою собственную природу.

Иными словами, если человек не бунтует, он либо не понимает, что существует беспорядок, либо отказывается признать, что испытывает ностальгию по порядку, что противоречит самой природе человека. Результат один: человек не достигает состояния абсурда и впадает в состояние горя и фрустрации, в невыносимое состояние меланхолии. Но ведь протест этих людей - не бунт абсурдного человека, а жалкое потакание собственным слабостям.

Правомерен  вопрос: а как бы вёл себя человек, если бы не отступил от абсурдной логики и следовал бы ей до самого конца?

 

 

    1. Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы.

 

В 1841 г. выходит «Миф о Сизифе», философское эссе, в котором Камю исследует с позиций экзисционализма  «чувство абсурда».

Начиная эссе с попытки понять причины, способные  заставить человека добровольно  уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это чувство, по мнению автора, возникает, прежде всего, на основе противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами Камю, “между актером и декорациями”.

В течение  своей жизни человек сталкивается со многими ситуациями, и каждая из них оставляет в его душе свой след. Но что бы ни узнал человек, ему всегда будет чего-то не хватать. Находясь в постоянном поиске, он будет томиться от неопределённости и задавать себе вопросы, на которые нет ответа: «Кто есть я и что есть мир? Где начинается бытие и где заканчивается? Чего я ищу и когда я найду, да и найду ли вообще?»

В итоге однажды  бумажные декорации мира начинают исчезать, и человек понимает, что ему  пора умирать. И тогда из глубин его  души всплывает еще один вопрос, последний: «А чего ради я жил?» И вслед за этим вопросом приходит осознание того, что жизнь, потраченная на поиски эфемерного ориентира, окончена и готова перейти в небытие. Человек чувствует необыкновенное противоречие между собой, своими помыслами и желаниями и миром, окружающим его.

 

ФИЛОСОФИЯ АБСУРДА.

Выше мы немного затронули понятие абсурда, как такового. Теперь немного углубимся и рассмотрим его более развернуто и подробно. 

В своей обычной  жизни человек либо познаёт, то есть принимает свои ощущения за исходный пункт, либо живёт иллюзиями, то есть привязывает свои ощущения к тому, что уже знает. Но если вдруг человек  понимает, что всю жизнь обманывался, так как считал, что знает всё, и всё казалось ему знакомым и  очевидным, то его разочарованию  нет конца. Ничего знакомого в  своей жизни он больше не находит. Всё куда - то исчезло, словно неожиданно во время действия в театре рухнули  декорации, а актёр, не зная, что делать, в недоумении бродит по сцене. Что же делать? Актёр и сцена не сочетаются друг с другом, они из разных миров. Человек чувствует свою жизнь чем-то абсурдным, чем-то невозможным. И тогда актёр спрыгивает с подмосток!

Информация о работе Альбер Камю. Философия абсурда и бунта