Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:50, реферат
Альбер Камю – один из наиболее ярких представителей западной философии ХХ века. В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в данной работе.
Введение ............................................................................................................................... 3
1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление ...................................... 5
1.1. Проблема смысла бытия, ценности жизни и свободы .......................................... 7
1.2. Влияние «абсурда» на человеческое бытие ........................................................... 13
2. Философская анатомия бунта ................................................................................... 15
3. Бунт и образ бунтующего человека ........................................................................ 18
3.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества .... 18
3.2. Оценка различных категорий бунта ...................................................................... 19
Заключение ......................................................................................................................... 22
Список литературы .......................................................................................................... 24
Из этого
утверждения можно сделать
Исторический бунт. Основная цель исторического бунта, по мнению Камю, это свобода и справедливость. Исторический бунт стремится предоставить человеку царствование во времени, в истории.
Камю сразу разделяет понятия бунт и революция. Он считает, что революция начинается с идеи, в то время как бунт представляет собой движение от индивидуального опыта к идее. Камю высказывает интересную мысль: революции в ее подлинном значении человечество еще не знало.
Подлинная революция
ставит целью всеобщее единство и
окончательное завершение истории.
Происходившие же до сих пор революции
приводили лишь к замене одного политического
строя другим. Даже начинавшаяся как
экономическая, любая революция
в итоге становилась
Кроме того,
цели революции и бунта совершенно
различны. Революция предполагает низведение
человека до уровня истории, точнее, материала
для истории. Бунт же утверждает человека
и человеческую природу, не подвластную
миру силы. Бунт исходит из отрицания
во имя утверждения. Революция исходит
из абсолютного отрицания и
Таким образом, делает очень важный вывод Камю, бунт созидателен, революция нигилистична. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым человечество не является, человечество должно жить ради созидания того, чем оно является.
Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является.
Бунт в искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творец считает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать его, придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с действительностью, говорит Камю, но не избегает ее.
Искусство приобщает человека к истокам бунта в той мере, в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые во всем многообразии бытия, но зримые для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории.
Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он, положив предел угнетению, создает общее для всех людей достоинство. Бунт несет в себе созидательное начало. Его значение – в общности людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает мир, разрушая те самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новая формула, вмещающая в себя ценность и значение бунта: “Я бунтую, следовательно, мы будем существовать”.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены проблемы и понятия абсурда и бунта – одни из основных в творчестве А.Камю.
Философские идеи Камю - в еще большей
степени, чем у Сартра, - вплетены
в ткань характеров, образов, ситуаций
художественных произведений. Сочинения
Камю, которые можно считать
Камю стремиться до конца выдержать абсурдную логику, его задача не в том, чтобы бежать от абсурда (с этой точки зрения он упрекает философов абсурда – Кьеркегора, Достоевского, Шестова, Гусерля за совершаемый ими неоправданный «скачок» к трансцендентным ценностям), а в том, чтобы научить человека жить в абсурдном мире. Хотя абсурд означает полное отсутствие надежды и неизменный отказ, он, согласно Камю, не предполагает ни отчаяния, ни отречения. Бегство от абсурда – это самоубийство, так как абсурд это связь человека и мира, то уничтожение одного из терминов противоречия означало бы прекращение абсурда. Отказ абсурдного человека – это не самоубийство и не пассивность, это сознание и каждодневный бунт. Так занимается заря абсурдной свободы. Единственным критерием «блага» (если о таковом вообще можно говорить в абсурдном мире) является ясность сознания и не подлежащая обжалованию жизнь.
Камю использует
древнегреческий миф о Сизифе
как наглядный образ абсурдной
свободы. Приговоренный богами к
бесцельному труду Сизиф, в понимании
Камю, счастлив особого рода счастьем
– счастьем обладания своей собственной
судьбой, не предначертанной свыше,
не устроенной богами, вступившими
в этот мир «вместе с
Подводя итог исследованию понятий Абсурда и Бунта, можно прийти к выводу, что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и он возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь, переходит в ценность для множества людей, определяя их общность и объединяя их как созидательную силу.
Абсурд – это стихия, в которой живет род человеческий. И, как мы уже успели выяснить, к смерти не ведет. Цепь между абсурдностью и самоубийством разорвана. Бытие абсурдно и, между тем, прекрасно. Оно несовершенно, и, в то же время, оно неповторимо. Абсурд – это радость жизни, абсурд – это страсть, абсурд – это свобода.
Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и по сей день. В современном противоречивом мире с его катаклизмами, на пороге третьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из центральных предметов исследования философской мысли.
Список литературы
.
1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.
2. Камю А. «Бунтующий человек». М., 1990
3. Камю А. «Избранное». М., 1990.
4. Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М.,
1998.
5. Краткая философская энциклопедия.
М., 1994.
6. Современная
философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону,
1996.