Альбер Камю. Философия абсурда и бунта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

Альбер Камю – один из наиболее ярких представителей западной философии ХХ века. В центре философствования Камю - проблема главных антиномий человеческого существования. (Слово "антиномия" употребляется в широком смысле - как противоречие, раскол). Эти антиномии выражают напряжение и противоречие между позитивностью и абсурдностью жизни, между миром бунта и миром благости. Как они анализируются в философии Камю? На этот вопрос я и попытаюсь дать ответ в данной работе.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................................... 3
1. Абсурд. Понятие абсурда, его философское осмысление ...................................... 5
1.1. Проблема смысла бытия, ценности жизни и свободы .......................................... 7
1.2. Влияние «абсурда» на человеческое бытие ........................................................... 13
2. Философская анатомия бунта ................................................................................... 15
3. Бунт и образ бунтующего человека ........................................................................ 18
3.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в судьбе человека и человечества .... 18
3.2. Оценка различных категорий бунта ...................................................................... 19
Заключение ......................................................................................................................... 22
Список литературы .......................................................................................................... 24

Файлы: 1 файл

Альбер Камю. Философия абсурда и бунта.docx

— 56.73 Кб (Скачать файл)

Из этого  утверждения можно сделать вывод, что метафизический бунт не подразумевает  в себе атеизм. Бунт не отрицает высшую силу, а, признавая ее, бросает ей вызов.

 

Исторический бунт. Основная цель исторического бунта, по мнению Камю, это свобода и справедливость. Исторический бунт стремится предоставить человеку царствование во времени, в истории.

Камю сразу  разделяет понятия бунт и революция. Он считает, что революция начинается с идеи, в то время как бунт представляет собой движение от индивидуального  опыта к идее. Камю высказывает  интересную мысль: революции в ее подлинном значении человечество еще  не знало.

Подлинная революция  ставит целью всеобщее единство и  окончательное завершение истории. Происходившие же до сих пор революции  приводили лишь к замене одного политического  строя другим. Даже начинавшаяся как  экономическая, любая революция  в итоге становилась политической. И в этом также заключается  отличие революции от бунта.

Кроме того, цели революции и бунта совершенно различны. Революция предполагает низведение человека до уровня истории, точнее, материала  для истории. Бунт же утверждает человека и человеческую природу, не подвластную  миру силы. Бунт исходит из отрицания  во имя утверждения. Революция исходит  из абсолютного отрицания и обрекает себя на всевозможные виды рабства  и террора ради цели, достижимой лишь в конце времен.

Таким образом, делает очень важный вывод Камю, бунт созидателен, революция нигилистична. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым  человечество не является, человечество должно жить ради созидания того, чем  оно является.

 

Бунт в искусстве. Искусство, творчество заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является.

Бунт в  искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творец считает, что мир  несовершенен, и стремится переписать, переделать его, придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с действительностью, говорит Камю, но не избегает ее.

Искусство приобщает  человека к истокам бунта в  той мере, в какой оно наделяет формой ценности, неуловимые во всем многообразии бытия, но зримые для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории.

Заканчивая  исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и понятие убийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению  абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что  он, положив предел угнетению, создает  общее для всех людей достоинство. Бунт несет в себе созидательное  начало. Его значение – в общности людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически  противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает мир, разрушая те самые общность и единство людей. Таким образом, появляется новая  формула, вмещающая в себя ценность и значение бунта: “Я бунтую, следовательно, мы будем существовать”.

 

Заключение

 

В данном реферате были рассмотрены проблемы и понятия  абсурда и бунта – одни из основных в творчестве А.Камю.

Философские идеи Камю - в еще большей  степени, чем у Сартра, - вплетены в ткань характеров, образов, ситуаций художественных произведений. Сочинения  Камю, которые можно считать собственно философскими ("Миф о Сизифе" или "Бунтующий человек"), однако, мало похожи на обычные философские  трактаты, с их систематическими теоретическими построениями, дефинициями, цитатами и  т.д. В значительной степени специфика  философствования Камю была обусловлена  главным объектом его интереса. А  им стал мир переживаний и мыслей той личности, которую сам Камю назвал "абсурдным человеком". Абсурдный человек, абсурдные рассуждения (философия, уловившая абсурдность  существования и попытавшаяся его  осмыслить), абсурдное творчество (литература и искусство, чьим героем становится абсурдный человек) - таковы темы его сочинения "Миф о Сизифе".

Камю стремиться до конца выдержать абсурдную  логику, его задача не в том, чтобы  бежать от абсурда (с этой точки зрения он упрекает философов абсурда –  Кьеркегора, Достоевского, Шестова, Гусерля  за совершаемый ими неоправданный  «скачок» к трансцендентным ценностям), а в том, чтобы научить человека жить в абсурдном мире. Хотя абсурд означает полное отсутствие надежды и неизменный отказ, он, согласно Камю, не предполагает ни отчаяния, ни отречения. Бегство от абсурда – это самоубийство, так как абсурд это связь человека и мира, то уничтожение одного из терминов противоречия означало бы прекращение абсурда. Отказ абсурдного человека – это не самоубийство и не пассивность, это сознание и каждодневный бунт. Так занимается заря абсурдной свободы. Единственным критерием «блага» (если о таковом вообще можно говорить в абсурдном мире) является ясность сознания и не подлежащая обжалованию жизнь.

Камю использует древнегреческий миф о Сизифе как наглядный образ абсурдной  свободы. Приговоренный богами к  бесцельному труду Сизиф, в понимании  Камю, счастлив особого рода счастьем – счастьем обладания своей собственной  судьбой, не предначертанной свыше, не устроенной богами, вступившими  в этот мир «вместе с неудовлетворенностью и тягой к бесцельным страданиям». Камень скатывается к подножию горы, и Сизиф, «спускаясь с вершины  в логово богов, выше своей судьбы. Он тверже своего камня… Одной борьбы за вершину достаточно чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».

 

Подводя итог исследованию понятий Абсурда и  Бунта, можно прийти к выводу, что Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл. Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и он возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником бунта – стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь, переходит в ценность для множества людей, определяя их общность и объединяя их как созидательную силу.

Абсурд –  это стихия, в которой живет  род человеческий. И, как мы уже  успели выяснить, к смерти не ведет.  Цепь между абсурдностью и самоубийством  разорвана. Бытие  абсурдно и, между  тем, прекрасно. Оно несовершенно, и,  в то же время, оно неповторимо. Абсурд – это радость жизни,  абсурд – это страсть, абсурд – это свобода.

Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и по сей день. В современном  противоречивом мире с его катаклизмами, на пороге третьего тысячелетия, эти  вопросы являются одним из центральных  предметов исследования философской  мысли.

 

 

Список литературы

.

1.   Зотов А.Ф.,  Мельвиль Ю.К.  Западная философия ХХ века.  М.,  1998.

2.   Камю А. «Бунтующий человек». М., 1990 
3.   Камю А. «Избранное».  М., 1990. 
4.   Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. М., 1998. 
5.   Краткая философская энциклопедия.  М., 1994. 
6. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1996.

 


Информация о работе Альбер Камю. Философия абсурда и бунта