Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

Древнегреческая философия возникла не в собственной Греции, не на Балканском полуострове, а на восточной окраине греческого мира - в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками и развивших раньше, чем это произошло в самой Греции, рабовладельческую промышленность, торговлю и выросшую на их основе духовную культуру. Последняя создавалась не только гением высокоодаренного народа, но, как уже сказано выше, была обусловлена также и его связями со странами более древних восточных цивилизаций Вавилона, Финикии и Египта.

Файлы: 1 файл

Философия ПКЗ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Аристотель из Стагира (384-322 до н. э.) - пожалуй, самый универсальный  философ Древней Греции, синтезировавший  достижения предшественников и оставивший потомкам многочисленные труды по различным дисциплинам: логике, физике, психологии, этике, политологии эстетике, риторике, поэтике и конечно, философии. Авторитет и влияние Аристотеля огромны. Он не только открыл новые предметные сферы познания и разработал логические средства аргументации, обоснования знания, но и утвердил логоцентристский тип западноевропейского мышления.

 Аристотель — самый  одаренный ученик Платона, и  не случайно учитель, оценивая  его способности, говорил: «Остальным  ученикам нужны шпоры, а Аристотелю  — узда». Аристотелю приписывают изречение «Платон мне друг, но истина дороже», которое достаточно точно отражает отношение Аристотеля к философии Платона: Аристотель не только защищал ее в спорах с оппонентами, но и подвергал серьезной критике ее ключевые положения.

 В главном философском трактате «Метафизика» (термин «метафизика» появился во время переиздания аристотелевских сочинений Андроником Родосским в I веке до н. э. и буквально означает «то, что после физики») Аристотель не соглашается с платоновским предположением об идеях как самостоятельном бытии, не зависимом от существования чувственных вещей. Аргументы Аристотеля таковы: во-первых, идеи Платона — простые копии, двойники чувственных вещей и не отличаются от них по содержанию. Вводя идеи, Платон только удваивает мир уже существующих вещей. В содержании идей нет ничего, чем они отличались бы от соответствующих им чувственных вещей. Например, идея человека ничем не отличается от совокупности общих признаков, принадлежащих отдельному человеку. Во-вторых, Платон настолько отдалил мир идей от мира вещей, что утрачиваются основания для какого-либо отношения между ними. В-третьих, по мнению Аристотеля, Платон впадает в противоречие, когда рассматривает взаимоотношения с самими идеями подобно отношению общего к частному, и одновременно идеи у него выступают как сущности бытия вещей. Однако одна и та же идея не может одновременно быть и субстанцией, и не субстанцией. Аристотель приводит так называемый аргумент третьего человека. Кроме чувственного человека и кроме идеи человека (второго человека) необходимо допустить существование еще одной (возвышающейся над ними) идеи человека. Эта идея охватывает общее между первой идеей и чувственным человеком. Она и есть третий человек. В-четвертых, обособив идею, отнеся ее к миру вечных сущностей, отличному от изменчивого мира вещей, Платон лишил себя, с точки зрения Аристотеля, возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. В итоге Аристотель делает вывод о том, что основная причина трудностей, в каких запутался Платон со своей теорией идей, состоит в абсолютном обособлении общего и единичного и в противопоставлении их друг другу.

 Онтология, по Аристотелю, призвана исследовать первые  причины, или высшие начала. Их  четыре: причина материальная, т. е. материал вещество, из которого изготавливается та или иная вещь, например, серебряная чаша; причина формальная — форма, образ, какой принимает этот материал; причина финальная — цель, например, жертвоприношение, которым определяется форма и материал нужной для него чаши; причина действующая, создающая своим действием результат, готовую реальную чашу, т. е. серебряных дел мастер.

 Категории, по Аристотелю, не понятия, а роды - или разряды  - бытия и, соответственно, основные  роды понятий о бытии как  о сущем. Таких категорий десять: субстанция (или сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, обладание, покой. Категория сущности у философа отделена от других, потому что, говоря о сущности, отвечаем на вопрос: что есть вещь?, а не на вопрос какова эта вещь (качество), как велика она (количество) и т.д. У Аристотеля два критерия сущности: мыслимость (познаваемая в понятии) и способность к отдельному существованию критерии оказываются несовместимыми, ведь «лишь единичное пишет мыслитель,- обладает самостоятельным существование безоговорочно», но единичное не удовлетворяет критерию мыслимости - оно не постигается умом, не выражается понятие ему нельзя дать определение. Аристотель вынужден принять компромиссное решение: под сущностью он понимает не единичную вещь (она неопределима), не род вещи (он самостоятельно не существует); не качество и не количество (они тоже самостоятельно не существуют) а то, что определимо и настолько близко к единичному, что почти с ним сливается. Это искомая сущность, названная в «Метафизике» сутью вещи, или сутью бытия вещей.

 Вторая группа значений  бытия — потенция и акт —  изначально взаимополагают друг  друга. Есть огромная разница  между слепым и тем кто, будучи  зрячим, закрыл глаза. Слепой безнадежно  незрячий, но закрывший глаза,  имеет способность, но в потенции.

 Третья группа - бытие  как акциденция. Это бытие случайное  и непредвиденное, то есть такой тип бытия, который не связан с другим бытием существенно, чистая случайность.

 Четвертый смысл  бытия — бытие как истина. Он  принадлежит человеческому интеллекту, рассматривающему вещи соответственно реальности (истина), или как не соответствующие ей (ложь).

 Науки Аристотель  разделил на три группы: теоретические  науки, т. е. те, которые ведут  поиск знания ради него самого,—  метафизика, физика, математика, психология; практические, которые добиваются знания ради морального совершенствования — этика и политика: науки продуктивные (творческие), цель которых — знание ради творчества, риторика и поэтика. Абсолютная ценность философии состоит в том, что она не преследует практические, утилитарные цели и выступает самодостаточным знанием. Аристотель остался верен платоновской традиции. Философия Аристотеля завершает период развития философии, именуемый классическим.

 

5.Философия  Демокрита

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» - неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм (идей, είδος - «вид, облик», материалистическая категория, в противоположность идеалистическим идеям Сократа). Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова. Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

 Различные качества тел полностью определяются свойствами атомов и их комбинаций и взаимодействием атомов с нашими органами чувств. По словам Галена. «Лишь в общем мнении существует цвет в мнении - сладкое, в мнении - горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота». Так говорит Демокрит, полагая, что все ощущаемые качества возникают из соединения атомов, существуя лишь для нас, воспринимающих их, по природе же нет ничего ни белого, ни чёрного, ни жёлтого, ни красного, ни горького, ни сладкого. Дело в том, что «в общем мнении у него значит то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», а не по природе самих вещей, природу же самих вещей он в свою очередь обозначает выражением «в действительности», сочинив термин от слова «действительное», что значит «истинное». Весь смысл самого этого учения должен быть таков. Лишь у людей признается что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, поистине же все есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно он называл атомы «что», а пустоту - «ничто».

 

Список литературы:

  1. Целлер Э. «Античная философия» С.-П. 1996 г.   
  2. Богомолов А.С. Античная философия. МГУ, 1985г.
  3. Мир философии. ч.1. – М., 1991г.
  4. Асмус В.Ф. Античная философия 1976г.
  5. Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1
  6. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия древности и средневековья). М., 1996г.
  7. Исаев А.А., Философия: Учебное пособие. - Сургут
  8. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» М.1989 г.
  9. Вундт В. Введение в философию. М., 1998г.
  10. Гаранов П.С. 500 шагов к мудрости. Кн. 1., 1996г.
  11. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977г.
  12. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995г.
  13. Лосев А.Ф. Платон, Аристотель. М., 1993г.
  14. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. В 2х кн., кн. 1., М., 1996г.
  15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981г.
  16. Философский словарь. 1980г.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Античная философия