Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:54, реферат
Цель данной работы – в сравнении рассмотреть Античную и Средневековую философию, рассмотреть, что у них общего, а что особенного. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть средневековую философию как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии;
- проанализировать идеи двух философских направлений Средневековья: реалистов и номиналистов и определить, что они взяли из древнегреческих философских учений;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК СИНТЕЗ ДВУХ ТРАДИЦИЙ: ХРИСТИАНСКОГО ОТКРОВЕНИЯ И АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. 5
1.1. Понимание бытия. 5
1.2.Сущность и существование. 7
2. РЕАЛИСТЫ И НОМИНАЛИСТЫ. 9
2.1. Проблема единичного и общего в споре реалистов и номиналистов. 9
2.2. Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом. новая интерпретация философии аристотеля. 10
3. ВЗГЛЯДЫ АНТИЧНЫХ И СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФОВ НА ПРОБЛЕМУ ПРИРОДЫ, ЧЕЛОВЕКА, БОГА, ИСТОРИИ. 13
3.1. Отношение к природе в Средние века. 13
3.2. Человек - образ и подобие Бога 14
3.3. Проблема души и тела. 16
3.4. Память и история. сакральность исторического бытия…………………………………………………………………………........17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Подводя итог нашего рассмотрения, можно сказать, что средневековая философия в целом должна быть охарактеризована как теоцентризм: все основные понятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются через него. (2, с.66, 68-69)
Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Античная философская мысль породила несколько направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука - ряд наук. Греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счете носила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.
Господствующим мировоззрением эпохи Средневековья была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.
Таким образом, средневековое
мышление и миросозерцание определяли
две разные традиции: христианское
откровение, с одной стороны, и
античная философия - с другой.
Информация о работе Античная и средневековая философия: общее и особенное