Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:51, реферат

Описание работы

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное насле-дие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпи-кура.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 91.61 Кб (Скачать файл)

В познании главную роль играет разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключительное место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. В лог  цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции.

Воор. интуицией и дедукцией разум может достич достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1. допускать в кач. истинных только такие положения, кот предсавл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ПРОБЛЕМ МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В  ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА.

 

Родоначальником нового подхода к науке является знамени­тый английский политический деятель и философ Френсис Бэкон. В своей работе «Новый Органон». Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначе­ние науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех веков является символом науки. Осознавая необходимость реформирования науки, Бэкон предложил свой способ достижения поставленной цели.

По его  мнению, следует проделать два  вида работ: критическую и позитивную. Критическая, разрушающая часть философской системы Бэкона направлена на выявление причин человеческих заблужде­ний и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных направления: учение об идолах или при­зраках и критику схоластического метода познания [2].

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так  называемыми идолами — искаженными  образами действительности, ложными  представле­ниями и понятиями. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться:

1) идолы рода;

2)идолы пещеры;

3) идолы рынка; 

4) идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления  о мире, которые присущи всему  человеческому роду и являются результа­том ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта огра­ниченность чаще всего проявляется в антропоморфизации вещей, то есть наделении природных явлений человеческими характерис­тиками, примешивание к естественной природе своей собственной человеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым про­верять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные представле­ния о действительности, связанные с субъективностью восприя­тия окружающего мира. У каждого человека, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительно­сти. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективно­сти и есть причина данного вида заблуждений.

К идолам рынка  или площади Бэкон относит  ложные пред­ставления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплодным спорам из-за слов, увле­чения словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания.

В категорию  идолов театра Бэкон включает ложные пред­ставления о мире, некритически заимствованные людьми из раз­личных философских систем. Каждая философская система, по Бэкону, это сыгранная перед людьми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни [3].

 

Идолы рода и  пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление  возможно на пути самообразование и  самовоспитания. Идолы рынка и  театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком  прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания. В связи  с этим важное место в философской  системе Бэкона занимает критика  господствующей в средние века схоластической философии, которую он считал главным  препятствием на пути изучения природы. Бэкон говорил, что схоластическая философия плодотворна на словах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэкон  усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его мнению, в сосредоточенности  всей мыслительной деятельности на силлогизмах, на выведении из общих положений  соответствующих частных следствий [4].

Все идолы  имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они могущественны  и упорны. Однако, получение истинного  знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания.

Метод («путь») — это совокупность процедур и  приемов, применяемых для получения  достоверного знания. Бэкон выделяет конкретные пути, с помощью которых  может проходить познавательная деятельность. Это:

 

"путь паука";

"путь муравья";

"путь пчелы".

"Путь паука"  – получение знания из "чистого  разума", то есть рационалистическим  путем. Данный путь игнорирует  либо значительно принижает роль  конкретных фактов, практического  опыта. Рационалисты оторваны  от реальной действительности, догматичны  и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья"  – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается  исключительно опыт, то есть догматический  эмпиризм (полная противоположность  оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют  внимание на практическом опыте,  сборе разрозненных фактов, доказательств.  Таким образом, они получают  внешнюю картину знания, видят  проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю  сущность изучаемых вещей и  явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, – идеальный способ  познания. Используя его, философ-исследователь  берет все достоинства "пути  паука" и "пути муравья"  и в то же время освобождается  от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь подлинного познания вещей и законов природы. Схоластической теории силлогизма, как основной формы  познания, Бэкон противопоставил  опытно-индуктивный метод, который  предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий  к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума [7].

ПРОБЛЕМА МЕТОДА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА.

Декарт, будучи незаурядным математиком, пытался  применить ко всем наукам и в частности  к философии особенности математического  метода познания, он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В  математике Декарт более всего ценил  то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам. Всё то, что таких выводов не давало, не допускал к применению в  качестве метода научного познания и  подвергал сомнению. Чувственное  познание не отличается точностью получаемых результатов и в полной мере зависит  от субъективного восприятия мира, что вытекает из невозможности неоднородной по своему составу группой людей  объективно оценить что-либо в следствие различия их способностей к восприятию окружающего мира и качественному отличаю их органов чувств. Чувственное познание не может выступать надёжным критерием истины и дать верных выводов, неверные вывод философы не приемлют, только на основе мышления можно добиться необходимого результата.

Декарт возражает  против преувеличения представлений  о роли чувственного опыта в познание. По его словам, сущности вещей мы воспринимаем не по средствам ощущений, но с помощью разума и ограничивать человеческий разум только тем, что  видят глаза, значит наносить ему великий ущерб [5].

Главное для  Декарта — найти метод достоверного познания. Таким методом у него является дедукция (выводы от общего к  частному). Строгая дедукция из ясных, четких положений обязательно даст истину. Но начальные положения должны быть лишены ошибок и сомнительных утверждений, поэтому начинать познание надо с сомнения. Сомнение — это  только предварительный прием для  очищения нашего знания. То есть начинать надо с самой несомненной истины. Если мы начнем сомневаться во всем, то можем сомневаться даже в том, что мир существует, что существуем мы сами. Но нельзя сомневаться в  том, что мы сомневаемся. Это первая несомненная мысль. Но сомнение —  это акт мысли. Значит, если сомневаюсь, то мыслю. Мыслить же может только существо существующее. Следовательно, если я мыслю — я существую.

Декарт сформулировал  правила исследования и установления достоверных истин. Их четыре:

«тщательно  избегать поспешности и принимать  в свои суждения только то, что предоставляется  моему уму так ясно и отчетливо, что ни в коем случае не возбуждает во мне сомнения»;

«разделить  каждое из рассматриваемых мною затруднений  на столько частей, на сколько возможно и сколько требуется для лучшего их разрешения»;

«мыслить  по порядку, начиная с предметов, наиболее простых и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступенькам, до познания наиболее сложных…»;

«составлять повсюду настолько полные перечни  и такие общие обзоры, чтобы  быть уверенным, что ничего не пропущено».

В данном случае в познании, раз оно строится по законам дедукции, главную роль играют не чувства, а разум. Поэтому Декарт считается родоначальником рационализма — учения, утверждающего первенство разума [1].

Важнейшим из всех названных выше правил является требование ясности и определенности в суждениях. Процесс мышления должен вести к постепенному преодолению  всякого рода сомнений, но одновременно и к новым сомнениям. В этом смысле здоровый интеллектуальный скепсис ("методологическое сомнение") есть начало и завершение научного поиска, необходимое орудие познания. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств, и математические положения. Вообще, оно является весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю, следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "Во всем должно сомневаться", - призывал он. Излагая принципы своего метода, французский ученый сформулировал понятие интеллектуальной интуиции. Он понимал под ней ясный и внимательный ум, естественный "свет разума", который позволяет напрямую постигать истину. Благодаря интуиции и становится возможной вся логическая цепь дедукции. Она должна быть непрерывной и сопровождаться ссылками на практический опыт и эксперимент [7].

Метод Декарта  представляет собой философское  осмысление и обобщение тех приемов  открытия истин, которыми оперировала  математика. Математика точная наука  и не терпит условности. Суть рационалистического  метода, выдвинутого Декартом, сводится к двум основным положениям.

Во-первых, в  познании следует отталки­ваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция.

Интеллектуальная  интуиция — это твердое и отчетливое представление (настолько простое  и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения), рождающееся в  здоровом уме посредством воззрения  самого ума, а не чувственного познания.

Во-вторых, разум  должен из этих интуитивных воззрений  на основе дедукции вывести все необходимые следствия [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Философы  Нового времени, откликаясь на запросы  теории и практики, потребности естественных наук, активно разрабатывали методы научного познания. Задача состояла в  том, чтобы усилить гносеологические возможности наук в изучении природы  и тем самым вооружить человека знаниями по использованию ее сил. На этом пути философы достигли определенных позитивных результатов. Были выявлены не использованные ранее эвристические  возможности индукции, дедукции и  других методов исследования [7].

Путь, разработанный  Декартом, весьма отличался от пути, предложенного Бэконом. Бэконовская методология была эмпирической, опытно-индивидуальной. Метод же Декарта - рационалистическим.

Декарт отдавал  должное опытно-экспериментальным  исследованиям в естественных науках, он неоднократно подчеркивал значение опыта в научном познании. Но научные  открытия, по мнению Декарта, совершаются  не вследствие опытов, сколь искусными  бы они не были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого ума в процессе познания и делает методологию Декарта рационалистической.

XVII век вошел в историю мировой культуры как век рационализма. Соперничество рационализма и эмпиризма завершилось победой первого. После Бэкона рационализм стал неуклонно брать вверх, имея глубокие корни в экономической, технической и научной деятельности эпохи. Благодаря этому факту была заложена основа категориального аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей математической и диалектической логики

 

 

 

 

3.Проблемы теории  познания и методологии в философии  ХVII в.: эмпиризм, рационализм, иррационализм

В исследованиях философов 17 в. акцент сделан на методологических и гносеологических проблемах. Познание рассматривается  как зеркальное отражение действительности в сознании человека, как наблюдение и экспериментирование с объектами  природы, которые раскрывают тайну  своего бытия познающему разуму, причем сам разум наделен статусом суверенности. Он как бы со стороны наблюдает  и исследует вещи ("посторонний наблюдатель").

Информация о работе Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения