Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 00:21, реферат
Антропология Фомы Аквинского исходит из представления о человеческом индивидууме как личностном соединении души и животворимого ею тела. Душа нематериальна и самосуща, или субстанциальна, однако сама по себе не есть полный человек и получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту идею Фома Аквинский защищает против платонически-августиновского спиритуализма, часто игнорировавшего значимость тела, и против своего гл. оппонента — аверроистскогомонопсихизма, отрицавшего сущностную реальность личностной души и учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих существах мироздания.
1. Вступление
2. Биография Фомы Аквинского
3. Труды Фомы Аквинского
4. Историческое положение философской мысли XII-XIII в.
5. Эстетические суждения Фомы Аквинского
6. Философское мышление Фомы Аквинского
7. Концепция Фомы Аквинского
8. Список литературы
Фома получал много писем, хотя доставлять их в то время было куда труднее, чем теперь. До нас дошли сведения о том, что совершенно чужие люди обращались к нему с вопросами, иногда нелепыми. Он отвечал всем с огромным терпением и той рассудительной точностью, которая у рассудительных людей часто граничит с нетерпением.
Фома разрешал себе одно исключение - иногда, очень редко, писал стихи. Всякая святость - тайна, и стихи его - скрытые, потаенные, словно жемчуг в раковине. Может быть, он написал больше, чем мы знаем, но часть того, что он написал, известна нам, потому что ему заказали мессу для праздника Тела Христова, впервые установленного после того спора, когда он положил рукопись к подножию Распятия.
Святой Фома был истинным прозаиком, и многие называли его даже слишком прозаическим. Он приводил доказательство, заботясь о двух вещах - о ясности и о вежливости, а это очень полезные свойства, они помогают спору. Но тот, кто нашел слова для мессы Тела Христова, был не только поэтом - он был мастером. Святой Фома собирал древние тексты, как редкие травы.
Фома Аквинский оставил после себя большое литературное наследие. Это прежде всего комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардского, трудам Боэция, "Книге о причинах" Прокла, произведениям Аристотеля, труды под названием "Спорные вопросы", в которых рассматриваются различные фило-софско-теологические проблемы. Самыми важными произведениями Фомы Аквинского являются два объемистых тома, подводящих итог его творческой деятельности: "Сумма против язычников" (известная также под другим названием - "Сумма философии") и "Сумма теологии", оставшаяся неоконченной.
3. Труды Фомы Аквинского.
Труды Фомы Аквинского включают:
«Дискуссионные вопросы»
и «Комментарии» явились во многом
плодом его преподавательской
4. Историческое
положение философской мысли
XII-XIII в.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV вв.).
Философия, которая складывалась
в этот период имела два основных
источника своего формирования. Первый
из них - древнегреческая философия,
прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй
источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло
Идеалистическая ориентация
большинства философских систем
средневековья диктовалась
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
В патристике выделяется три этапа:
1) апологетика (II-III вв.), сыгравшая
важную роль в оформлении и
защите христианского
2) классическая патристика
(IV-V вв.), систематизировавшая
3) заключительный период (VI-VIII вв.), стабилизировавший догматику.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика в средние века прошла тир этапа своего развития: 1) ранняя форма (XI-XII вв.); 2) зрелая форма (XII-XIII вв.); 3) поздняя схоластика (XIII-XIV вв.).
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял
собой зачатки
Учение номиналистов об объективном
существовании предметов и
Реалисты показывали, что
общие понятия по отношению к
отдельным вещам природы
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
Для философии это был
период, когда изменились цель и
характер философствования. Античности
не было присуще, в целом, подчинение
философствования тем или иным политическим
режимам или какой-либо монотеистической
религии. Философы могли свободно создавать
свои мировоззренческие концепции
как в области онтологии, так
и в гносеологии, этике, эстетике,
социальной философии. Их религиозно-мифологическая
ориентация была относительно автономной
в том отношении, что существовал
большой выбор среди «богов»
или в трактовках «божества», механизмов
их связи с людьми, с природой,
хотя, конечно, философам порой грозило
суровое наказание за признание
не тех богов, которые почитались
в том или ином городе (это называлось
«безбожием»). Средние же века характеризовались,
помимо прочего, тем, что к этому
времени уже заканчивался переход
от политеизма к монотеистической религии.
Такая религия требовала
В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, таковым явилось христианство. Оно зародилось еще за несколько столетий до нашей эры как еретическое движение в иудаизме, затем окончательно отошло от него, стало обретать все большее значение в духовной жизни многих стран и было признано в качестве официальной государственной религии во время правления императора Константина Великого (в 324 г. н. э.). Установление союза светской власти с христианством укрепило церковную организацию этой религии в политическом, экономическом, а также мировоззренческом отношениях.
С одной стороны, ведущие
представители христианской религии
испытывали потребность в философском
обосновании своих исходных положений
(в первую очередь доктрины единобожия);
от некогда негативных оценок «мудрецов»
и их учений они все чаще стали
обращаться к их положениям, способным
дополнить или подкрепить те или
иные истины религии (Тит Флавий Климент,
Ориген). С другой стороны, философы
все больше ориентировались на те
или иные установки христианства,
порой совпадающие и
В философию стал интенсивно
проникать понятийный аппарат религии;
порой трудно было разграничить эти
две разные формы мировоззрения;
получил основание для
Итак, важнейшей чертой философии Средневековья, отличающей ее от античной философии, а тем более от философии Нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией.
5. Эстетические суждения Фомы Аквинского
На протяжении всей истории эстетики стилевые направления сменяют друг друга, которые совершенно противоположны, можно сказать, что в искусстве и эстетике наблюдается действие закона антитезы. Если искусство античности было ориентировано на разум, то искусство и эстетика средневековья – на эмоционально – мистическую сферу;
Фома Аквинский в основном опирается на работы Августина Аврелия, также он пользуется аристотелевским методом философской дефиниции. Прекрасное было определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что «нравится само по себе» (Гильом Овернский), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи; то есть в определении прекрасного был закреплен восходящий еще к Августину и Василию Великому (IV в.), момент релятивности. Так же с помощью зрения доставлять наслаждение могут только вещи, обладающие определенными объективными свойствами. Среди них, прежде всего, называются «должная пропорция и блеск» (форма заимствована у Псевдо-Дионисия), а также — соответствие частей целому, а целого — назначению вещи, выраженность во внешней форме сущности веши, гармоничность, упорядоченность, соразмерность, доброцветность, соответствующая величина. Красота осмысливается как сияние (и просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Кроме того уделяется внимание математическим (числовым и геометрическим) аспектам прекрасного и, с другой стороны, вопросам эстетического переживания, наслаждения. Безобразное также определяется через субъект-объектное отношение — это то, что вызывает отвращение.
Тексты Фомы Аквинского о том, что красота состоит из цельности (integritas), пропорции, или созвучия (consonantia), и ясности (claritas), под которой понималось идеальное излучение самой идеи, или формы. Строго говоря, у Фомы здесь даже не три, а пять категорий, так как помимо
1) цельности,
2) пропорциональности и
3) ясности, или блеска, у него идет речь также о
4) "частях" предмета, взятых в их
5) единстве.
Количество частей предмета
не так важны для Аквинского, а важна качественная
характеристика, которая характеризует
достоинство предмета в самом бытии. Но
поговорим сначала о форме. Говоря о трудах
св. Фомы, мы затрагиваем тему «эстетики
организма», а не «эстетики формы», и происходит
это по вполне определенной причине. Когда
Альберт Великий говорит об излучении
субстанциональной формы на соразмерные
элементы материи, он с очевидностью мыслит
форму как энтелехию, которая актуализирует
потенциальные возможности материи и
сливается с нею в одно целое, то есть в
сущность. Он видит в красоте ясность материи,
приведенной к единству этой организующей
идеей. Напротив, тот способ, которым могут
быть истолкованы концептуальные понятия
ясность (claritas), целостность (integritas) и пропорциональность
(proportio) в свете системы св. Фомы, побуждает
нас заключить, что когда он говорит о
форме, при этом связывая с прекрасным
(pulchrum), то имеет в виду не столько сущностную
форму, сколько сущность в целом, т.е. организм,
включающий материю и форму.
Употребление термина «форма»
в значении «сущность» не является у Фомы
Аквинского исключительным. «Форму» можно
понимать и в поверхностном смысле – как
очертания (morphe), и тогда это фигура, образ
(figura), качество четвертого вида, количественное
ограничение тела, его объемный контур.
«Форма» – это сущность, которая, заметим
это, начинает существовать, только воплощаясь
в какой-либо материи и выходя таким образом
из состояния абстракции. В конечном счете
мы подойдем к тому, что «форма» – это
содержательная сторона вещи (essentia), то
есть сущность, которая поддается пониманию
и определению.