Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:39, реферат
2500 лет назад расцвела античная цивилизация, определившая характер развития всей европейской гуманитарной культуры. С этого момента, когда в обществе возобладало представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу - под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как говорят, с пистолетом у виска), - было понято и значение могущества слова.
2500 лет назад расцвела античная
цивилизация, определившая
Искусству красноречия - были посвящены сотни ученых трактатов, но лишь некоторые выдающиеся мыслители: Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан... - оставили такую прочную, глубокую и прекрасную память о себе, что не знать их имен просто невозможно. Это было бы знаком невежества, бескультурья и необразованности.
В данной работе речь пойдет об одном из таких корифеев слова – Сократе. Жизнь Сократа - один из самых ярких эпизодов в истории европейской культуры. Сократ разработал принципы рационального мышления, утвердил в умах веру в объективную истину и способность каждого самостоятельно ее постичь. Софисты учили за деньги чему угодно. Сократ считал, что учение в буквальном смысле, как передача готовых знаний от одного человека к другому, невозможно и не нужно. Истинные знания уже содержатся в скрытом виде в человеческой душе, и вывести их на свет сознания каждый должен сам. Задача философии в том, чтобы помочь этому процессу мыслепорождения. Миссию философа Сократ сравнивал с профессией своей матери - повивальной бабки и называл ее повивальным искусством.
Пышно разодетые софисты
смотрели с презрением на бедно одетого
Сократа. Босой, странствовал он по улицам
Афин, иногда по несколько часов
стоял неподвижно на месте, занятый
своими мыслями. Каждый день Сократ отправлялся
на базарную площадь и там вступал
в спор со всеми желающими. Его
приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые
глаза, толстые губы и безобразный
живот могли служить мишенью
для насмешек. Но, начав говорить, он
неизменно очаровывал слушателей магической
силой своей речи, вызывая слезы на глазах
и возбуждение в умах. Самоуверенный и
довольно нахальный молодой Алкивиад
говорит в диалоге Платона "Пир",
что Сократ вызывал в нем чувства стыда
и раскаяния, заставляя осознать божественность
того образа, которому должен соответствовать
человек, и которому он почти никогда не
соответствует, скрывая свою глупость
и мелочность под маской мудрости и превосходства.
Сократ родился в 469 году от Софрониска, скульптора и Фенареты, повивальной бабки. Бедные родители все же сумели дать сыну неплохое образование. Сократ учился у многих, но был оригинален и объяснял это тем, что свои идеи черпал не от других, а от собственного ума. Сократ был женат на Ксантиппе - рыжей, сварливой женщине, родившей ему трех детей. Он говорил, что искусному наезднику нужна самая горячая лошадь, и, если он смог ужиться с Ксантиппой, то выдержит столкновение и с другими людьми.
Прежде чем стать учителем, Сократ участвовал в трех войнах, где вел себя стойко и мужественно. Он ходил зимой по снегу босиком, в легкой одежде, подолгу мог терпеть голод и как никто другой наслаждался кушаньем, когда еды было много.
Сократ никогда не пил
один и по собственной воле. Но если
его принуждали, он мог выпить больше
всех. При этом никто не видел
Сократа пьяным. Выше всего Сократ
ставил справедливость. Будучи избран
пританом - одним из тех, кто созывали
и вели народное собрание - Сократ проявил
не меньшее мужество, чем на войне.
Он не страшился ни богатых олигархов,
ни народного гнева, одинаково презирая
тиранию личности и тиранию буйной
толпы. В риторической культуре Греции,
где велись постоянные споры, Сократ
был страшным противником для
хвастунов, тех, кто говорил без
запинки и считал себя мудрецом.
К таким он подходил скромно, признавался
в собственном невежестве и просил
его научить. Восхищенный покорным
слушателем знаток начинал беседу.
Но вот ему предлагался вопрос
и он соглашался сначала с одним
очевидным положением, затем с
другим и запутывался так, что
уже не мог выбраться. Давя оппонента
логикой, пронзая его остроумием
и подталкивая умелыми
Что заставляло Сократа вести себя подобным образом? Ведь денег за учение и победу в споре он не брал и к славе не стремился. По его словам, все началось с того, что оракул Аполлона в Дельфах признал его мудрейшим из людей. Сократ был смущен. Ведь он искренне думал, что ничего не знает, но не осмелился посчитать ложью слова бога. Тогда-то и пошел он к людям, которые слыли мудрыми и стал их испытывать. Сократ обошел политиков, поэтов, искусных ремесленников, трагиков. И вот оказалось, что мудрость их - мнимая. Поэты не смогли объяснить, что они хотели выразить в своих произведениях. Они признавались, что творят не благодаря своей мудрости, но находясь в каком-то исступлении, подобно прорицателям. Тогда Сократ решил, что оракул, пожалуй, прав: ведь он, Сократ, не зная ничего, все-таки не мнит себя знатоком, а те, другие, зная не больше, чем он, заблуждаются насчет своей мудрости.
Поскольку слушать Сократа
было приятно, любопытно и назидательно,
многие молодые люди стали сопровождать
его и он сделался добровольным и
постоянным общественным наставников
всех, кто хотел что-либо понять в
государственных, политических делах,
этике и человеческой судьбе. Можно
сказать, что Сократ был первым живым
органом массовой коммуникации, влияя
своими беседами на огромную массу
людей. Но насколько более честным,
духовно-свободным и
Свой путь философа Сократ начал с физики, изучения природы. Но быстро пришел к выводу, что совершенство живых существ, сложность и согласованность природных явлений таковы, что понять их не под силу простому смертному. К тому же восприятие может легко обмануть относительно сущности явлений. Тогда он обратился к внутреннему миру человека и, углубившись в самого себя, нашел, что именно здесь существуют неоспоримые истины и нравственные принципы. Ум, интуиция, бескорыстие и готовность Сократа служить ближним, Родине, были очевидны. Чем же в таком случае объяснить вынесенный ему демократическим путем и приведенный в исполнение смертный приговор? Сократ пренебрегал суетными делами, не заботился о том, что ему есть и пить, имея лишь одно желание: овладеть Истиной, прояснить ум до такой степени, чтобы иметь право называться человеком и поступать по-человечески. В поисках Истины, служении людям и отношении к смерти Сократ чем-то похож на Христа. Великий человек часто оказывается непонятым. А если он к тому же реформатор, желающий изменить нравы и обычаи, если он обличает зло, обман, незаслуженные привилегии, то он вызывает ненависть у современников и должен за это поплатиться. Афиняне считали справедливыми законы и обычаи своего города, а чужие законы - ложными. Софисты утверждали, что нет вообще никакой общечеловеческой справедливости, а есть лишь право сильного и хитрого. Сократ же учил, что право, истина, справедливость - одни и те же для всех - и идут от внутреннего голоса, который звучит в душе каждого в ответственные минуты.
Сократа обвинили в безбожии, неблагочестии, хотя он был глубоко верующим человеком. Конечно, он не был согласен со многими распространенными верованиями. Ему было смешно слышать, что кто-то, молясь Богу, просит, чтобы Он послал ему денег, власти, военной удачи или ниспослал благо и просветление ума. Сократ считал полезным обратиться к прорицателям тому, кто хочет с успехом управлять в семье или государстве. Но в повседневных делах - архитектуре, ремесле, земледелии, военном деле - человек должен собственными усилиями добиться успеха. Для этого и дан ему разум. Лишь там, где речь идет о самом важном, о будущем, человек не может знать ничего наверняка. Одно ясно: справедливость - доступна человеку и ради нее можно пожертвовать жизнью. В своей последнем слове на суде Сократ предостерегал афинян, что они напрасно рассчитывают, умертвив его, избавиться от обличителей. Если власть умерщвляет своих критиков, то их появится еще больше.
Таким образом, Сократ - это глубокий символ того, что происходит при столкновении мыслящего, ответственного человека с деспотической властью тирана или невежественной толпы. Сократ напоминает нам о том, что власть должна быть мудрой и ответственной.
Задаче нахождения "всеобщего" должен был, способствовать его особый философский метод - "Сократический". Его задача обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики".
Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины".
Если учения Гераклита о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточение своего внимания, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.
Основные составные части “сократического" метода:
Ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине. Он, как бы не понимает, что ему говорит собеседник, прикидывается простаком, приводит собеседника к апории (равноценности двух противоположных суждений), в которой утверждается невозможность очевидного, наглядно существующего, не вызывающего сомнения и общепринятого. Иными словами, ирония в данном случае служит тому, чтобы вывести ученика из состояния ложного «знания», а апория - это знак знания о своем незнании. На этой дистанции между истиной (идеями) и очевидностью (миром вещей, теней и мнений) и существует ирония, она помогает оторвать взгляд от игры теней. Хотя этот тип иронии и отличается от существующих в позднейшей истории иных ее типов, тем не менее в ней заключен прообраз всякой иронии, ее «идеальный тип».
Ирония в некотором отношении сходна с трагическим, а в другом оказывается парной категорией к гротеску. Отличается от последнего она по своему философскому определению тем, что возможна лишь в мире двойственности, как и трагическое. Гротеск же многомерен.
Эффект гротеска возникает как
минимум из трех оснований. Первый его
источник - превращение. Второй - несовпадение,
зазор между пространственно-
Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Майевтика представляла собой с
точки зрения своей логической формы
индукцию (наведение). Развитию индуктивности
сократовского метода как нельзя
лучше способствовал
Майевтика рассматривалась Сократом как вид повивального искусства, унаследованного им от своей матери, с той только разницей, что Сократ помогал разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождали они не физическое дитя, а знание. Себе он отводил в этом процессе более чем скромную роль, уверяя всех, что сам он пуст и потому от него никто ничему научиться не может, а каждый производит с его помощью лишь то, чем сам был чреват.