Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:39, реферат
2500 лет назад расцвела античная цивилизация, определившая характер развития всей европейской гуманитарной культуры. С этого момента, когда в обществе возобладало представление о важности убеждения словом в противовес слепому подчинению членов общества друг другу - под влиянием ли страха, невежества, трусости или грубой силы (как говорят, с пистолетом у виска), - было понято и значение могущества слова.
Сократ отвращал человека от корыстолюбия и всяких страстей. Он являл собой образец высоконравственного человека и вел беседы о добродетели и о других обязанностях человека. Философ считал, что работать полезно и хорошо, а бездельничать дурно. Сократ был другом народа и любил людей. Все, кто приходили к Сократу, уходили от него нравственно улучшенными.
Множество рассуждений о нравственных качествах человека встречается в платоновском «Государстве», где Сократ дает им оценку с точки зрения целесообразности этих качеств для граждан идеального государства. Философ считал, что честолюбие и сребролюбие позорны и не приличествуют хорошим людям. Хорошие люди не стремятся к власти. Ибо подлинный правитель тот, кто заботится о пользе для подчиненных, а не для себя. Правители идеального государства должны быть правдивыми, порядочными, некорыстолюбивыми, не хвастливыми, не робкими, справедливыми, кроткими, с тонким философским умом, великодушными, мужественными и рассудительными. Большинство людей с испорченной натурой, в чем виновато воспитание; эти люди считают философов непригодными быть правителями. А между тем, философы были бы лучшими правителями.
Ложь — это зло. Но ложь в идеальном государстве все же допускается: правителям государства ложь разрешается как против неприятеля, так и ради своих сограждан для пользы государства; и врачам разрешается ложь в качестве лечебного средства, если некто в исступлении или безумии попытается совершить нечто плохое. Всем остальным ко лжи прибегать нельзя. Искусство должно нести рассудительность, мужество, благородный образ мыслей, великодушие. Остального искусства в идеальном государстве быть не должно.
По Сократу, в идеальном государстве судьями должны быть люди непорочные, узнавшие зло лишь в зрелые годы, чтобы своей непорочностью видеть людей добродетельных и мудро судить. Люди, склонные к философии, должны быть кроткими и скромными. Младшие должны почитать родителей и уважать старших. Правители идеального государства должны быть мудрыми, философами, воины-стражники — мужественными, все граждане должны быть рассудительными и иметь власть над своими вожделениями, справедливыми и заниматься тем делом, к которому имеют задатки. Справедливый человек, по Сократу, в стороне от святотатств, краж, предательств, вероломности в клятвах и договорах, прелюбодеяний, пренебрежений к родителям. У справедливого человека все три его начала — разумное, вожделеющее и яростное — находятся в равновесии и согласии. Платон вкладывает в уста Сократа идею об общности жен и детей сословия стражников. У стражников все должно быть общее, не только жены и дети, но и собственность, чтобы не было имущественных споров. Если Сократ действительно предлагал ввести общность жен, то нужно сказать, что ему не хватало понимания уникальности моногамных отношений между мужем и женой, уникальности и богодарованности брака между мужчиной и женщиной. Платон Сократу приписывает также мысль о принципах выращивания и воспитания здоровых членов общества подобно породистому выведению собак. Это не исключает заключение браков со всякими обрядами и освящениями, но брачный жребий решается не молодоженами, а правителями с точки зрения целесообразности государства: лучшим мужчинам — лучшие женщины, чтобы было больше лучших детей. Для этого правителям даже допускается обман — якобы выбор решил жребий. Таким образом, философы-правители смогут путем отбора и воспитания создать человека-гражданина с высшими добродетелями, т.е. с богоподобными свойствами. Идеальное государство должно быть раем на земле. Идеальное государство отсутствует на земле, но на небе может быть его образец.
Сократ принципиально стоял на стороне закона и справедливости, несмотря на угрозу тюрьмы и казни, когда голосовал на совете против обвинения 10 стратегов, не подобравших тела погибших в морском сражении. Сократ считал, что лучше встретить смерть, чем подвергнуться нравственной порче. Философ не шел на поводу у мнения большинства, а добивался справедливости.
Сократ считал, что своим побегом, который ему готовили друзья, он бы поступил несправедливо перед законом и государством. Он бы не смог ни в каком другом городе беседовать со спокойной совестью о доблести, праведности, соблюдении уставов и законов, если бы сбежал из тюрьмы.
Сократ показывал такое соблюдение закона и повиновение властям, что его исключительно строгая дисциплина бросалась всем в глаза. На суде Сократ считал недопустимым задабривать судей, он предпочел соблюсти законы и умереть, чем преступать законы и жить. Повиновение законам, даже если они со временем меняются, дает процветание государству и домашнему хозяйству, дает стабильность в обществе и доверие среди людей, считал философ.
Нужно отметить отношение Сократа к любви. Философ считал, что правильная любовь — любить скромное и прекрасное, а неистовства и страсти к наслаждению в ней быть не должно. Не чуждаясь общества гетер, Сократ в то же время учил, что гетера может и должна любить не только чувственной любовью, но и любовью духовной. Как мы уже упоминали, Сократ не осуждал древнегреческий гомосексуализм (верный традициям своего времени и своего общества он не видел в этом греха), но советовал все же «от любви к красавцам… тщательно воздерживаться», хотя и признавал, что нелегко владеть собою. Хотя Сократ влюблялся в мальчиков, он все же учил, что любовь к душе выше и благороднее любви к телу, молодость которого быстро отцветает, да и любовью к которому человек часто пресыщается. Любовь к душе ценит скромность и благородство нрава, любезность и др. положительные качества и добродетели; любовь к душе предполагает заботу о человеке и дружбу. От страстей чревоугодия, сластолюбия, сребролюбия и лени он советовал по возможности воздерживаться, чтобы потом не было излишних хлопот и печали. Сократ призывал к умеренности и воздержанности в питье вина. А также к воздержанности от поцелуев с красавцами. Сократ не развращал молодежи, но более других был воздержанным в любовных наслаждениях и в употреблении пищи, стойко переносил холод, жару и всякие труды, умерен в потребностях. И учил этому других.
Как мы только что говорили, одной из важнейших добродетелей Сократ считал воздержанность и своей жизнью он давал наилучший пример воздержанности. Философ считал, что если человек находится во власти чувственных наслаждений, то он их раб. «Невоздержанность удаляет от человека мудрость, это высшее благо, и ввергает его в противоположное состояние», говорил Сократ. Мудрое воздержание состоит в том, что человек воздерживается от еды, питья, любви до тех пор, пока вполне не возникнет желания есть, пить, предаваться любви, и только после этого, позволив себе наслаждение ими, человек получит наибольшее наслаждение от них; а гоняться за удовольствиями — это глупая невоздержанность.
Сократ, насколько мы можем судить о нем по воспоминаниям Платона, кое в чем предвосхитил евангельскую мораль, а именно о заповеди любви к врагам. В произведении Платона «Государство» Сократ высказался так, что справедливый человек не должен вредить ни другу, ни врагу, а не то, чтобы друзьям приносить пользу, а врагам причинять вред. В платоновском диалоге «Критон» Сократ высказал аналогичную мысль о необходимости соблюдать справедливость: «Вопреки мнению большинства нельзя воздавать несправедливостью за несправедливость». Несправедливо людям воздавать злом за зло: "… Не должно ни воздавать за несправедливость несправедливостью, ни делать людям зло, даже если бы пришлось и пострадать от них как-нибудь", учил философ. В то же время, согласно Ксенофонту, можно подумать, что Сократ не возвышался до евангельской морали в этом пункте, а разделял ветхий этический принцип: друзьям делать добро, а врагам воздавать злом, в противоположность утверждению Платона. Так в книге Ксенофонта «Воспоминания о Сократе» последний задает наводящий вопрос своему старшему сыну: «А задавал ли ты себе когда такой вопрос: как продажа друзей в рабство считается делом несправедливым, а врагов — справедливым, так ли и неблагодарность друзьям дело несправедливое, а врагам — справедливое?» Так кто же из них ближе к истине: Платон или Ксенофонт? Автор думает, что Платон достаточно убедительно свидетельствует в пользу Сократа. А в книге Ксенофонта описано лишь как Сократ задавал наводящий вопрос с целью достичь согласия в некотором тезисе. Ведь уже следующей фразой сын отвечает Сократу: «Конечно, задавал, и мне кажется даже, кто получит благодеяние от друга ли или от врага и не старается платить благодарностью, тот — человек несправедливый», с чем Сократ согласился, ибо сказал: «Если это так, то неблагодарность будет, так сказать, несправедливостью без всякой примеси». Т.е. нельзя быть неблагодарным даже к врагам, именно этого тезиса добивался Сократ. Так что можно считать философа предтечей Христа в вопросе прощения врагов и любви к ним. Только Христос учил об этом более прямо, повелительно и убедительно.
Сократ считал, что свою жизнь он провел благочестиво и справедливо; он был полностью доволен собой и предпочитал лучше умереть, чем страдать в старости от болезней и немощей. Философ встретил смерть спокойно, мужественно и даже радостно, не проявив никакого малодушия.
Сократ является первым из трех великих
философов классического
Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни античного мира.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппонента. Цель же его философских учений заключалась в помощи людям.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалистической философии Платоном.
Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный – фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций – «нигилиста» и разрушителя авторитетов.
Сократ - великий античный мудрец,
который стоит у истоков
1.Гегель Г.В. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993. Кн. 2.
Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
2.Трубецкой С.Н. Курс древней философии. М., 1997.
3.Платон. Диалоги. М., 1986.
4.Смысл жизни: Антол. / Сост. Н.К. Гаврюшин. М., 1994.
5.Соловьев В.С. Сочинения.: В 2 т. М., 1997.
6.Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
7.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 21.