Биография Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Файлы: 1 файл

филос.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

Как можно заметить, зрелый Соловьев —  это религиозный мыслитель. При  этом, некоторые исследователи, признавая  религиозность Соловьева, считают, что его религиозность не была христианской, или же была шире христианского  вероучения. Скорее Соловьев создал собственную  философскую религию, больше похожую  на философскую религию Платона.

У философской системы Соловьева  два основных истока — философия, как рациональная наука, и вера, как  явление иррациональное. И эту  двойственность русский мыслитель  не смог преодолеть, более того, и  не собирался преодолевать, ибо считал, что "двойственность… есть основной факт мировой жизни". В этом постулате, ставшим методологической базой  учения Соловьева, можно явно увидеть  диалектическую сущность его философии. Ведь, по мнению Соловьева, в основе познания мира лежит диалектическое и мистическое единство трех начал: наука (имеется в виду, естественные науки) дает нам знания о реальном мире природы; философия представляет знания об идеальном мире; вера (мистическое  озарение) помогает нам познать Бога. Таким образом, цельное знание —  это сущностная совокупность всех трех начал (науки, философии, веры). Этот своеобразный сплав науки, философии и веры (мистики) и позволил В.С. Соловьеву создать довольно сложную философскую систему.

В основе этой системы лежит идея "всеединства", как идея, прежде всего, идеалистическая. С точки зрения Соловьева, в начале и основе мира лежит идеальный  мир — некое Абсолютное, которое  можно рассматривать как философского Бога. Это Абсолютное=Бог порождает  внутри себя одновременно Единое (порядок) и множественное (хаос). В совокупности Абсолютное=Бог, Единое и множественное  составляют идеальное "Всеединое", в котором содержатся идеальные  сущности всех вещей реального мира. Таким образом, уже в идеальном "Всеедином" диалектически сосуществуют порядок и хаос, единство и множественность, добро и зло. При этом, все эти явления, в том числе добро и зло — "единосущны". Соловьев писал: "Бог любит хаос в его небытии и хочет, чтобы он существовал... поэтому Бог дает свободу хаосу". Уже в этом положении, философия Соловьева серьезно расходилась с традиционным христианским вероучением, в соответствии с которым, Бог не может являться источником зла, ибо Он есть бесконечное добро, а зло — это порождение самого человека. У Соловьева, как видно, именно Бог порождает как добро, так и зло.

 

3. Личность и особенности творчества Владимира Соловьева

Владимир Соловьев был одним  из основателей классической русской  философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое  единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия  проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России.

На взгляды Владимира Соловьева  большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских  систем. Многое он заимствовал у  немецких философов и у славянофилов.

Стремление Владимира Соловьева  сгладить противоречия между верой  и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию  человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного  верой и свободой действия. Сам  Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

Владимир Сергеевич Соловьев - философ, поэт, публицист, критик - родился в  семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен", 16 января 1853 года. Духовно-творческая обстановка семьи способствовала быстрому интеллектуальному созреванию будущего мыслителя. В детстве Владимир Соловьев овладел несколькими иностранными языками. Впоследствии он свободно владел тремя древними (греческим, латинским, древнееврейским) и четырьмя современными языками (английским, французским, немецким, польским). О стремительности интеллектуального роста и способностях Вл. Соловьева говорит и тот факт, что в 16 лет он уже читал произведения Спинозы, а несколько позже и труды таких сложных для понимания философов, как Ф. Шеллинг и Г. Гегель.

Закончив с золотой медалью 5-ю  московскую гимназию, Соловьев поступает  в Московский университет, на физико-математический факультет. Однако Соловьев скоро обнаруживает, что естественно-математические науки  не увлекают его, поэтому он переводится  на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей на этом факультете оказались такие замечательные  профессора, как П.Д. Юркевич и  А.М. Иванцов-Платонов. Первый был известным  философом, второй — историком и  знатоком религиозных вопросов. В  это время Соловьев глубоко изучает  произведения известных отечественных  и европейских мыслителей. В 1873 г. он заканчивает университет. В течение  года Соловьев работает над магистерской диссертацией, которую защищает в 1874 г. в Петербурге, предварительно сдав здесь же необходимые для защиты экзамены по истории, философии, логике, метафизике, психологии, этике и  древним языкам. Магистерская диссертация  на тему «Кризис западной философии (против позитивистов)»была защищена в 1874 г.

Для изучения древней и средневековой  философии по древним рукописям  Соловьев отправляется в Лондон, где  работает в библиотеке Британского  музея. Из Лондона он неожиданно совершает  кратковременную поездку в Египет, в Каир. Отсюда он идет пешком в пустыню, где проводит около двух суток. Причины  столь странного поведения Соловьев объяснил впоследствии в стихотворении  «Три свидания». В нем говорится  о «свиданиях» с Софией — Божественной Мудростью, вечной женственностью. Именно София, открывшаяся поэту и философу в видении, повелела ему идти в  пустыню. Понятие Софии занимает важное место в философии Соловьева. В 1880 г. в Петербургском университете Соловьев защищает докторскую диссертацию  «Критика отвлеченных начал». Затем  он приступает к преподавательской  деятельности сначала в Московском, а впоследствии в Петербургском  университете. Однако эта деятельность оказалась непродолжительной. Академическая  карьера Соловьева прервалась в 1881 г. после его публичного призыва  к царю сохранить жизнь народовольцам, организаторам убийства Александра II. С тех пор он больше никогда не возвращался к преподавательской деятельности. Справедливости ради следует заметить, что, как по свидетельствам современников, так и согласно мнению большинства исследователей, Соловьев не считал преподавание своей главной задачей. Он чувствовал в себе призвание публициста, теоретика, пророка.

Творческое наследие Соловьева  огромно и еще не оценено по достоинству. Помимо уже названных  диссертационных работ, которые  были изданы в виде отдельных книг, его перу принадлежит большое  число философских произведений: «Философские начала цельного знания» (1878), «Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881), «Исторические дела философии» (1880), «Духовные основы жизни» (1882-1884). В последние годы жизни философ  развивал систему религиозной этики («Оправдание добра», 1897 г.), разрабатывал проблемы теории познания («Теоретическая философия», 1897-1899 гг.) и истории философии («Жизненная драма Платона» и др.), переводил сочинения Платона, подводя  итог собственных историософских исканий («Три разговора»).

4. Учение о всеединстве

В философии термином “онтология”  обозначается учение о бытии, а “гносеология”  – учение о познании. В философии  Соловьева, как и в учении Гегеля, онтология и гносеология, бытие  и познание неразделимы и опираются  на единую основу.

Идея всеединства является центральной  в философии Соловьева, поэтому  всю его систему часто называют философией всеединства. Она оказалась  для него столь значительной по многим причинам, одна из них – обостренно бережное отношение философа к культуре, стремление сохранить в ней все  лучшее, добытое, не потерять, не утратить приобретенное. По словам Н. Бердяева, было даже совсем непонятно, “почему  такой воздушный, напочвенный, не земляной человек оправдывает все историческое, из почвы выросшее с землей связанное”2. В философии всеединства речь шла о единении Бога и человека; идеальных и материальных начал; единого и множественного; рационального, эмпирического и религиозно-мистического знания; нравственности, науки, религии, эстетики.

«Все существует во всем» — такова самая общая формулировка принципа всеединства. Отталкиваясь от нее, Соловьев развивает целостную концепцию. Прежде всего, для него ясно, что  данную формулировку не следует понимать буквально — все существует во всем лишь как тенденция, как закон. Всеединство — это гармония и  согласованность всех частей Вселенной. Но абсолютное всеединство — это  идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство — это  Бог, а мир — всеединство в  состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) как идею. Но без элемента божественного всеединства он не может существовать, ибо в этом случае рассыпался бы на изолированные и враждебные друг другу части. В. Зеньковский писал по этому поводу: «Для Соловьева, как и вообще для метафизики всеединства, мир единосущен Богу, начиная с Плотина вплоть до Николая Кузанского, а позже Шеллинга, идея «всеединства неуклонно ведет к этому утверждению единосущия Бога и мира»3.

Абсолютное, или божественное, всеединство  есть абсолютная «единораздельная цельность  бытия»4. Иначе говоря, это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельности элементов, т.е. реальной множественности мира. Это единство многообразного или цветущая полнота жизни, т.е. гармония в разнообразии. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Божественная любовь и придает миру гармонию и стройную согласованность.

Поскольку всеединство есть то, к  чему стремится жизнь духа, постольку  оно находит свое выражение в  процессе познания. Таким образом, принцип  всеединства применяется Соловьевым и в теории познания — гносеологии.

Соловьев различает три способа  познания: эмпирический, рациональный и мистический. Эмпирическое познание — это познание опытное. В нем  главную роль играют органы чувств. Рациональное познание осуществляется разумом. Наконец, мистическое познание — это внутреннее познание, осуществляемое с помощью веры. Под термином «вера» Вл. Соловьев понимает не только лишь субъективное убеждение, а интуицию, или непосредственное познание, т.е. познание, не требующее логических шагов. Истина всеедина в том смысле, что она есть результат совместного действия органов чувств, разума и интуиции. Истина рациональна по своей форме, но одновременно она не мертва, не является сухой и застывшей — какой бы она была, если бы целиком сводилась к рациональности. Жизненность ей придают чувственный опыт и интуиция. Заблуждение возникает вследствие разрывов между эмпирическим, рациональным и мистическим (интуитивным) познанием или вследствие абсолютизации одного из них. Принцип всеединства применительно к познанию тем самым означает постоянное обобщение, поиск все более общих теорий, способных включить в себя ранее известные.

Всеединство является также принципом  отношения трех ценностей, фундаментальных  для всякой классической философской  системы, — истины, блага и красоты. Их соединяет понятие любви.

5. Учение о «Вселенской теократии»

Принцип всеединства находит свое продолжение в учении Соловьева  о вселенской теократии. Теократия (буквально «боговластие»), по замыслу философа, должна объединить все христианские народы, прежде всего, в единство духовное. Предполагалось, что во главе нового духовного объединения станет Папа Римский. Папа стал бы главой духовной власти всех христиан. Светскую власть объединенных народов возглавил бы российский император. Наконец, еще одна «ветвь власти» должна была принадлежать пророкам — людям, которые в силу своих интеллектуальных и нравственных качеств пользуются особым уважением и авторитетом. Их миссия «теоретическая» и «пропагандистская». Вселенская теократия призвана противостоять опасности нигилизма и грубого материализма.

6. Понятие жизни в творчестве Владимира Соловьева

Моделью положительного всеединства  служит для него живой организм. Для живого организма правилом является такое соединение частей, в котором  каждая часть «заинтересована» во всех других и в целом. Например, болезнь  отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всем организме и  на других органах. Напротив, здоровье какой-либо части идет на пользу всем другим и организму в целом. Понятие  организма опирается на более  широкую категорию. Эта категория  — «жизнь». Она занимает важное место  в учении о всеединстве и в  философии Соловьева в целом.

Понятие жизни нигде не определяется Соловьевым формальнологически. И это несмотря на то, что его философская система отличается логической строгостью и последовательностью. Дело в том, что жизнь принципиально не может и не должна определяться только лишь логическим путем. В жизни присутствуют элементы иррациональные. Поэтому она не может быть постигнута подобно тому, как познаются объекты естественных наук. Жизнь может быть описана, но не определена абсолютно строго. Жизнь это стихия. Это поток, в котором отдельные этапы могут быть выделены лишь условно. Это творчество нового и способность к самовоспроизведению. Это жизненный порыв. Это бурная, клокочущая жизнь, многообразие ее проявлений. Наконец, это «цветущая полнота жизни», полнота бытия. Жизнь естественна в отличие от того, что вымучено и искусственно. Во всех ее проявлениях есть душа, а на самых высоких ступенях — дух. Чтобы постигнуть живое существо или душевно-духовную жизнь, человеку, кроме работы интеллекта, требуется еще сердечное участие.

Жизнь есть жестокая борьба за выживание. Это относится к жизни во всех ее проявлениях. Жизнь живых существ основывается на пожирании и истреблении одних существ другими: хищники пожирают травоядных и друг друга, травоядные питаются растениями; человек, как живое существо нуждается в пище органического происхождения и т.д. То же можно сказать об экономической и иных сферах общественной жизни: здесь также идет острая борьба за существование. Однако жизнь перестала бы быть жизнью, если бы свелась к конкуренции и взаимному истреблению. Более того, в этом случае она была бы просто невозможна: жизнь мгновенно уничтожила бы сама себя. Тем не менее, этого не происходит. Напротив, биологическая наука прослеживает эволюцию живых существ, в которой очевиден прогресс в развитии жизни. Очевиден прогресс и в развитии общества. Следовательно, наряду с конкурентной борьбой в жизни существен момент солидарности и взаимопомощи — без него жизнь перестала бы быть реальностью. В сочетании борьбы и солидарности находит свое выражение «последняя тайна» жизни, особый замысел Божий или Премудрость Божия — София.

Информация о работе Биография Соловьева