Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:23, курсовая работа
Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
16 Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля
17 Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий
18 Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него
19. Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее
20. Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для мастного случая.
21. Действительность (объективная реальность) – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного воздействия.
22. Деизм – представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился.
23. Декаданс - кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 - начала 20 века.
24. Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
25. Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей.
26. Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.
27. Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.
28. Дуализм - одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств.
29. Закон – внутренняя, существенна, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.
30. Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир.
31. Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств. Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.) Идеальный тип - теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, - словом, и абстрактно чистом виде.
32. Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.
33. Индифферентность - равнодушие, безучастность.
34. Карма - в индийской философии - судьба любого живого существа, предначертание, обусловленное всей совокупностью предыдущих жизней
35. Концептуализм - одно из решений средневековой полемики об Универсалиях, по которому последние существуют после вещей в качестве понятий ума (то же, что умеренный номинализм)
36. Логос – в учении Гераклита, стоиков и христиан – Мировой Закон, божественный принцип, управляющий миром
37. Майевтика - философский метод Сократа, помогающий человеку через противоречия, сомнения и рассуждения найти всеобщую истину
38. Материализм - философское представление, по которому реально и вечно существует физический (материальный) мир, а все духовные явления - это результат деятельности человеческого сознания, которое представляет собой высшую стадию эволюции физического мира (ср. идеализм)
39. Метафизика - учение о сверхприродном, сверхчувственном (или о высшем мире, находящимся за пределами нашего физического мира, или об универсальных законах последнего)
Онтология - раздел философии, посвященный изучению (постижению) Бытия
40. Пантеизм - представление о Боге, по которому он тождественен мирозданию
41. Патристика - философская деятельность “отцов” церкви - основоположников христианского миропонимания
42. Политеизм - многобожие, религиозное представление, по которому существует много богов (язычество)
43. Сансара - в индийской философии - колесо перерождений индивидуальной души
44. Сенсуализм – философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум
45. Силлогизм - дедуктивное умозаключение
46. Солипсизм - философская идея, по которой каждый человек может полагать единственной существующей реальностью самого себя, а все остальное - своими ощущениями
47. Софизм – внешне правильное доказательство заведомо ложных утверждений с помощью преднамеренного нарушения логических законов
48. Теизм - религиозное представление, по которому Бог является Творцом мира и постоянно его контролирует
49. Теоцентризм - религиозно-философское представление, по которому главным предметом постижения должен быть Бог как причина и цель всего существующего, центральное звено мироздания (ср. антропоцентризм)
50. Эвдемонизм - идея о том, что главной задачей философии должен быть поиск индивидуального человеческого счастья
Персоналии.
1) Августин Блаженный (354-430) - епископ, страстный проповедник
христианства. Им написано свыше 30-ти книг. Духовные искания Августина
выразились в написанной им автобиографической «Исповеди». Считал, что
обретение веры в Бога является преодолением тяжелого сна разума и перехода к спокойствию души. Августин являлся выдающимся представителем патристики.
2) Аристотель (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей
специального знания, создатель первой классификации наук. Ученик Платона, выступил с критикой его концепции об идеях (эйдосах): «Платон мой друг, но истина дороже». Во главе бытия поставил «перводвигатель», Демиурга, «мыслящее себя мышление». Рассматривал материю как возможность существующего мира.
3) Анаксимандр (≈610 — ≈547 до н. э) по-видимому, ученик Фалеса, также жил в Милете. Отверг мысль учителя, что первичная субстанция есть вода, наделял эту субстанцию мистическими свойствами. Полагал, что Земля сооизмерима по размеру с Солнцем, что всё живое тоже постепенно произошло от первичной субстанции, из которых вначале произошли рыбы, а, затем, из рыб — человек. Полагал, что есть несколько миров, которые находятся в вечном движении, стремясь к гармонии.[2]
4) Фалес (≈610 — ≈547 до н. э.) жил в греческой колонии Милете, в современной Турции. Путешествовал в Египет и Вавилонию, откуда привёз первичные математические знания, основываясь на которых предсказал солнечное затмение. Фалес — первый известный истории человек, который рационально мыслил по поводу окружающего мира, и со времён Аристотеля употребляется выражение: «философия начинается с Фалеса». Предположил наличие первичной субстанции во всех вещах, и полагал, что это вода.[1]
5) Беркли Дж. (1685-1753)-английский философ, который утверждал, что
окружающий материальный мир существует лишь в зависимости от
человеческих ощущений и восприятии: «существовать - это значит быть
воспринимаемым». Философская позиция Беркли подвергалась жесткой критике современников.
6) Боэций (480 - 524) ~ позднеримский философ, представитель неоплатонизма. Переводил и толковал логические сочинения Аристотеля и
других античных философов, занимался теория греческой музыки. Главное
произведение «Утешение философией».
7) Бруно Дж. (1548 - 1600) - великий итальянский философ, представитель
натурфилософии, сторонник пантеизма. Отождествлял Бога и природу.
Рассматривал
вселенную как бесконечное
взгляды Д. Бруно пришли в противоречие с постулатами христианского 12
вероучения. Перед судом инквизиции не отказался от своих взглядов. В 1600
году был сожжен в Риме.
8) Бэкон Ф.(1561-1626) - английский мыслитель и государственный деятель,
представитель эмпиризма. Главным путем достижения истинного знания считал опыт. Основной метод познания - индукция, т.е. выведение общего знания из отдельных фактов. В истории философии считается основателем опытной науки. Ему принадлежит тезис «Знание - сила». Основные произведения «Новый Органон», «Новая Атлантида».
9) Вебер М. (1864 - 1920) - немецкий социолог, близок к неокантианству и
позитивизму, исследовал общественные явления с помощью произвольных
мыслительных
конструкций - «идеальных типов». Оказал
большое влияние на развитие социологии,
раскрыл связь между духовной
и экономической сферами
10) Бердяев Н.А.(1874 – 1948) – выдающийся русский философ в изгнании.
Один из основателей экзистенциализма. Центральные проблемы творчества –
смысл исторического процесса, сущность свободы как необходимого условия
человеческого существования.
11) Вернадский В.И. (1863 - 1945) - основатель учения о биосфере,
превративший ее в строгую науку. Взгляды Вернадского исходят из того, что
человек в процессе исторического развития становится крупнейшей
«геологической силой». Научный разум теснит стихию, берет на себя все
большую ответственность за судьбы природы, беспредельно распространяет
свое влияние, образует ноосферу. Человечество должно все более
осмотрительно,
«разумно» строить свои отношения
с природой, окружающим миром. Идеи
ноосферы изложены в произведении «Научная
мысль как планетарное явление»
12) Гегель Г. (1770 - 1831) - представитель немецкой классической
философии, основатель системы идеалистической диалектики. Исходил из
тождества бытия и мышления: «все действительное разумно, все разумное
действительно». В качестве основы мира рассматривал «Мировой дух»,
«Абсолют» (объективный идеализм). Диалектические идеи Гегеля сыграли
важную роль в дальнейшем развитии европейского рационализма. Произведения: «Наука логики», «Философия права», «Лекции по эстетике» и
др.
13) Гельвеций К.А. (1715 - 1771) - французский философ эпохи
Просвещения. Главное внимание уделял исследованию природы человека, его сознания и морали. Философия Гельвеция носит антропосоциальный характер. Определяющим фактором поведения человека считал страсть. Главные труды: «Об уме», «О человеке».
14) Гераклит ( 544 - 483 до н.э.) - древнегреческий философ,
основатель древней диалектики. Один из основных тезисов его учения: «В одну реку нельзя войти дважды», «Все движется». По убеждению Гераклита мир не создан ни Богами, ни людьми, в качестве причины и символа мира выступает огонь. Развивает основы диалектики. Причину движения всего в мире видит в борьбе противоречий, в столкновении противоположных начал: свет и тьма, жизнь и смерть, горячее и холодное и т.д. Эта борьба является главным законом мира: «Борьба - отец всего и царь над всем». В качестве онтологической основы полагал огонь. Противник демократии, с большим пессимизмом смотрел на окружающий мир, за что современники прозвали его «плачущим философом».
15) Герцен А.И. (1812 - 1870) - русский революционер-демократ, писатель,
мыслитель-материалист, основоположник народничества. Является
представителем западничества. Он активно выступал за ликвидацию феодально-крепостнических отношений. В Англии издавал журналы «Полярная звезда», «Колокол». Основные произведения: «Былое и думы», «Письма об изучении природы».
16) Гете И. В. (1749 - 1832) - немецкий поэт, естествоиспытатель и
мыслитель. Основной принцип его подхода к миру и познанию - «В начале
было дело». В своих произведениях развивал идею развития и подчеркивал
единство мира. Труд, утверждал Гете, есть преобразующая сила общества и
культуры. Исследовал проблему гармонии в эстетике.
17) Гоббс Т. (1588 -1679)-английский философ Нового времени (XVII век),
эмпирик, систематизатор творчества Бекона. Исследовал проблемы
общественной жизни. Взгляды Гоббса подвергались гонениям и запретам со
стороны церкви. В своих научных исследованиях исходил из знаний того
времени. Основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть
государства церковного и гражданского».
18) Гольбах П. (1723 - 1789) - философ эпохи Просвещения, материалист и
атеист. Большое внимание уделял изучению материи как «причине всего».
Главная работа «Система природы» обобщила важнейшие философские идеи
просветителей. Так, он писал, что природа - это «... причина всего; она
существует благодаря самой себе, она будет существовать и действовать вечно; она - своя собственная причина ...».
19) Декарт Р. (1569- 1650) - французский философ, один из основателей
европейского рационализма. Исходил из неограниченных возможностей
человеческого разума. Главный тезис Декарта - «Мыслю, следовательно,
существую».
В объяснении мира признавал две
субстанции, созданные Богом - материю
и сознание. Он сравнивал их с
двумя симметрично идущими
20) Демокрит ( 460-370 до н. э.) - древнегреческий философ, развивал идеи атомизма, полагал, что в основе мира лежат атомы - мельчайшие неделимые частицы, и пустота, которая позволяет перемещаться атомам и создавать бесконечное множество различных материальных форм. Ввел в научный оборот понятие причины и рассматривал ее в качестве «виновницы» всех вещей. Человек - это «микрокосм», который тесно связан с окружающим миром «макрокосмом». Демокрит исходил из необходимости «меры» во всех человеческих делах. Современники звали его «смеющимся философом», подчеркивая его оптимистическую жизненную позицию.