Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:23, курсовая работа
Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
21) Дидро Д. (1713 -1784) - французский философ и писатель, теоретик
искусства, издатель первой 35-ти томной Энциклопедии, исследователь
природного
мира. Некоторое время бью
22) Диоген (404 - 323 до н. э.) - греческий философ, довел взгляды своего
учителя Антисфена до крайних выводов. Он призывал отказаться от всех
достижений цивилизации и ограничиться удовлетворением лишь
необходимых потребностей. Выступал против религиозных культов, норм
поведения, проповедовал аскетизм.
23) Иларнон (XI в.) - первый древнерусский философ, киевский метрополит,
автор религиозного трактата «Слово о Законе и Благодати». Основная идея -
рассмотрение борьбы между «светом» (христианство) и «тьмой» (язычество).
Распространение христианства должно было способствовать рассеиванию
«тьмы»
24) Камю А. (1913-1960) - французский философ, представитель
экзистенциализма, активно использует в развитии философских взглядов
мифологические персонажи, литературные образы. Главными понятиями его
исследований являются «абсурд», «бунт», «свобода», «самоубийство». Мир
абсурден. Жить в этом мире - значит иметь мужество. Человек должен сделать радикальный выбор между жизнью и смертью. Выбрав жизнь, он становится ответственным за все происходящее. Жить вопреки абсурду означает участие в бунте: «Я бунтую, следовательно, я существую». Наиболее известная работа «Миф о Сизифе».
25) Кант И. (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической
философии. Структура учения Канта выражена в знаменитых вопросах: что я
могу знать? (теория познания, логика); что я должен делать? (мораль,
нравственность); на что я могу надеяться (смысле - жизненные проблемы); и
обобщающий - что есть человек? (антропология). Считал невозможным
познание сущности явлений, разработал этический принцип -категорический
императив.
26) Конфуций (551 - 479 до н. э.) - китайский философ, основатель
конфуцианства. Верховной силой является Небо, все отношения в обществе,
права и обязанности (этикет) изначально заданы Небом. Соблюдение этикета, правильное поведение является основой общественного порядка. Исходил из правила: не делай другим людям того, чего не желаешь себе.
27) Кун Т. (1922) - известный американский философ науки. В качестве
основных понятий он использует такие, как «парадигма», «научное
сообщество», «нормальная наука», «научная революция». Относительно
спокойное развитие науки меняется революционными преобразованиями,
старая парадигма разрушается и образуется новая. Затем цикл повторяется.
28) Ленин В.И. (1870 -1924) - последователь Плеханова Г.В., затем
выступивший с критикой его учения. Основатель Советского государства. В
марксизме представлял радикальное направление - большевизм. В своем
известном труде «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин придал
марксистской философии жесткий статус политической идеологии, подчинил ее целям и задачам политической борьбы в России конца XIX - начала XX века.
29) Локк Дж. (1632-1704) - английский философ, основатель эмпиризма в
философии и политического либерализма. Главная работа «Опыт о
человеческом разуме». Утверждал, что основным источником знания является чувство. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
30) Ломоносов М.В. (1711 - 1765) - русский ученый-энциклопедист,
мыслитель и поэт, общественный деятель. Заложил основы материалистической традиции в русской философии и науке, основал ряд направлений в научном познании. Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета.
31) Макиавелли Н. (1469 - 1527) - итальянский мыслитель,
государственный деятель, историк, писатель и поэт. В своем произведении
«Государь» раскрыл основы государства и общественного устройства. По 16
убеждению философа стимулом человеческих поступков является интерес. В
политике Макиавелли исходил из принципа - «цель оправдывает средства».
32) Маркс К. (1818 - 1883) - немецкий философ, основатель диалектического
материализма, выступил с критикой Гегеля, распространил материализм на
диалектику. Сочетал в себе черты ученого-аналитика с революционером.
Исходил из необходимости преобразования общества революционным путем с опорой на пролетариат. Философия марксизма проделала путь одинаковый с другими теориями. Она глубоко отразила закономерности своего времени, но не явилась «окончательной и абсолютной». XX век привнес новые проблемы, цели и идеалы. Основные философские принципы были изложены Марксом в «Тезисах о Фейербахе».
33) Монтень М. (1533-1592) - французский философ эпохи Возрождения.
Обосновывал самодостаточность человеческой личности. Выступал с критикой средневековой схоластики, настаивал на всестороннем развитии человеческих качеств.
34) Монтескье Ш. Л. (1689 - 1755) - французский философ эпохи
Просвещения, основные идеи изложены в трудах: «О духе законов»,
«Персидские письма». В них содержалась острая критика феодального строя
Франции, института монархии, католической церкви. Подчеркивал большую
роль материального производства. Обосновывал необходимость правового
регулирования общественных отношений. В общественном развитии исходил из определяющей роли географической среды и являлся представителем
географического детерминизма.
35) Мор Т. (1478 - 1535) - представитель английской философии, являлся
лорд-канцлером. Ему принадлежит один из первых проектов общественного
переустройства, основанного на ликвидации частной собственности и
обязательном труде всех членов общества. Главное произведение «Утопия».
36) Ницше Ф. (1844 - 1900) - немецкий философ. В основе бытия он видит
стихийное становление, «волю к власти», как присущее всему живому тягу к
самоутверждению. Главный принцип человеческого бытия - «пусть победит
сильнейший».
Идеалом и целью истории
воплощение аристократизма. Произведения: «Так говорил Заратустра»,
«Утренняя звезда», «Антихрист».
37) Платон (Аристокл) (428/427 — 348/347 до н. э.) — древнегреческий
философ, основатель Академии. Считается родоначальником объективного
идеализма. Исходил из того, что материальный мир, в котором существуют
люди, лишь бледная «тень» «мира идей» (эйдосов). В основе мира лежит
мировая душа как источник творческой силы и всей жизни.
38) Поппер К. ( 1902) - английский философ, представитель
постпозитивизма, рассматривал проблемы развития науки и разграничения
научного знания от ненаучного. В основе лежит принцип фальсификации:
любое утверждение, относящееся к науке, в принципе можно опровергнуть. На этом основании подвергал сомнению научность теории К. Маркса и 3. Фрейда, которые претендовали на абсолютную завершенность и непогрешимость.
39) Протагор ( 480- ок.41 до н.э.) - древнегреческий философ,
относящийся к софистам. Сформулировал известный тезис: «Человек есть мера всех вещей». В этом проявился релятивизм философа: каждый воспринимает мир в соответствии со своими субъективными устремлениями и представлениями.
40) Радищев А.Н. (1749 -1802) - русский писатель, мыслитель. В своем
наиболее известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»
развивает широкий круг проблем русского Просвещения, изобличает
самодержавие и крепостничество.
41) Рассел Б. (1872 - 1970) - современный английский философ, историк
науки. Рассматривал проблемы знаковых систем в науке. Главную функцию
философии видел в истолковании языка науки. Относится к неопозитивзму.
42) Сократ (469-399 до н. э.) - древнегреческий философ. Главный его
принцип - «Познай самого себя». Считал, что основным объектом философии
должен стать сам человек, его духовная жизнь. Методом философствования
Сократа явился диалог, как искусство столкновения различных суждений. По
мнению философа знание является высшей добродетелью, а следовательно,
знающий человек никогда не совершит зла. Подобная позиция получила
название этического рационализма.
43) Толстой Л.Н. (1828 - 1910) - великий русский писатель, создатель
оригинальной философской системы, которая получила название
«толстовство».
Рассматривал проблемы исторического
развития, роли личности в истории,
необходимость
44) Фейербах Л. (1804 -1872) - представитель немецкой классической
философии, материалист. Последователь Гегеля, затем выступивший против
идеализма и религии. Утверждал, что «Не Бог создал человека, а, наоборот,
человек создал Бога». В образе Бога люди представляют свой недосягаемый
морально-этический идеал. Призывал к созданию новой религии - религии
любви: нужно любить не Бога, который является отчужденным образом
человека, а самого реального, живого человека.
45) Фихте Г. (1762 - 1814) - немецкий философ, создатель так называемой
«практической философии». Под практикой понимал деятельность познающего разума. Главным объектом философских размышлений мыслителя было соотношение между субъектом («Я») и объектом («познаваемой действительностью»). Фихте развивал представление о деятельной активности мышления, верил в реальную возможность познания мира и обретения человеком власти над природой.
46) Фома Аквинский (1225-1274) - средневековый католический теолог,
представитель
схоластики, причислен к лику святых.
Учение Фомы Аквинского в форме неотомизма
является философской доктриной
современной римско-
47) Фрейд 3. (1856-1939) - австрийский философ, психиатр, врач по
профессии, основатель учения о бессознательной области человеческого бытия. Утверждал, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты, которые составляют область бессознательного. Преодолеть границы последнего можно лишь с помощью специальной методики -психоанализа. Теория фрейдизма активно используется в социальной психологии, социологии, литературоведении, этнографии и других отраслях знания. Она значительно расширяет представления о механизмах психической деятельности человека.
48) Чаадаев П.Я. (1794 - 1856) - один из наиболее ярких мыслителей первой
половины XIX века. Выступал с резкой критикой прошлого и настоящего
России, проповедовал западный путь развития. После опубликования одного из «философических» писем был подвергнут репрессиям и объявлен
сумасшедшим. Главной причиной всех бед России видел в православии,
которое по его мнению вырыла ров между западной и русской культурой.
Основные произведения: «Философические письма», «Апология
сумасшедшего».
49) Шопенгауэр А. (1788 - 1860) - немецкий философ, один из основатель
волюнтаризма. В своем произведении «Мир как воля и представление»
утверждал, что сущностью мира является воля - слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющий мировой, абсолютный характер (монистический
волюнтаризм). Шопенгауэр непримиримый противник философской системы
Гегеля.
50) Эпикур (341-270 до н. э.) - греческий философ-материалист и атеист
эпохи эллинизма. Он отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из
признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Продолжил учения Демокрита об атомах. Обосновал свободу индивида в выборе жизненного пути. Большое внимание уделял проблеме счастья человека: мерилом счастливой жизни является удовольствие. Наслаждение является основой человеческого счастья (гедонизм). Подчеркивал, что жить счастливо это значит жить разумно, нравственно и справедливо.