Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 10:25, контрольная работа
Человечество находится на рубеже XXI века. Но рубеж века совпал и со стыком двух тысячелетий. Это широко ощущается на общем кризисе Мировой Цивилизации. Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Будущее человечества…………………………………………………………………………..6
Подходы к изучению будущего………………………………………………………………...6
Человечество как субъект истории..……….………………………..........................................8
Мировая ситуация начала XXI столетия …………………………………………………….10
Кризис человеческой духовности…….………………………………………………………12
Глобальные проблемы современности…….………………………………………………....13
Глобализация как тенденция современного мирового развития…………………………...24
Пути и возможности решения глобальных проблем………………………………………...27
Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего………………………………………..28
Типы цивилизаций……………………………………………………………………………..29
Особенности развития «Традиционного общества»(Восток)……………………………….30
Достижения и противоречия западной цивилизации………………………………………..32
Переход к постиндустриальному обществу…………………………………………………..35
Россия в диологе культур………………………………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………... ……………...38
Список используемой литературы…………………………………………………………….40
Не претендуя на мессианство, понимая наше реальное место в современном мире,наши люди уверены в том, что реальные возможности нового подъема будут использованы. Они надеются, что их Родина не откатится на задворки мира, не останется обмылком истории, тем пространством, на котором живут народы,демонстрирующие,как жить нельзя.
Заметим,что одни упования, даже вдохновенные, делу не помогут. Перед поколением россиян, вступающих в новый век, стоят масштабные задачи. Боль и тревоги мира накладываются на нашу собственную ситуацию. Надо полагать, что уже в первые десятилетия нового века будут найдены эффективные пути выхода к новым горизонтам. Еще раз скажем: ума, воли, энергии народам России не занимать. Все это должно быть активно использовано и дать надежный результат.
Мудрецы и поэты, политики и экономисты, правители и рядовые- все встают перед необходимостью разумного выбора, определения пути. Надо предусмотреть возможные конфликты, назревающие противоречия, появляющиеся препятствия.Нужна солидарность всех народов и всех социальных сил. Не исключена возможность появления нетрадиционных идеологий и небанальных доходов. Более того, это насущно необходимо.
Все лучшие умы стоят перед глобальной задачей: отстраивания стратегии человечества на XXIв. Скажем, что ее еще нет. Она только в наметках.
Полем открытых возможностей предстает вся глобальная ситуация. Налицо устремленность к складыванию целостного планетарного мира людей. Все чаще звучит призыв «действовать локально, мыслить глобально» Жизнь континентов, регионов, стран- государств сейчас соотносится с планетарной школой.
Заключение.
Стало очевидно, что культура подошла к глубочайшему внутреннему кризису. Все линии человеческой культуры дошли до предельных концов, Цивилизация вышла за пределы многовековых этических ценностей. Культуре более не подвластно контролировать развитие Человека и сдерживать его «на опасных поворотах» исторического забега... На вершине техноэволюции Человека мучит противоположность между тем, «чтобы создавать и творить и тем, чтобы быть чем-то»
Таковы угрозы. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Пусть робкие, но все же надежды. Конечно, оптимизм не должен быть блаженным и беспочвенным. Нельзя уподобляться тем “оптимистам”, которые во время крупного землетрясения утешают: «Граждане, не волнуйтесь, все утрясется»
Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.
Первая предпосылка–
Вторая предпосылка–
Третья предпосылка–
Четвертая предпосылка-объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так н в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.
Пятая предпосылка–это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жнзни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние давлеют над заскорузлой замкнутостью.
Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по значимости) -намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.
Завершая обозрение
зримых надежд, скажем о необходимости
конструирования глобальной этики,
универсальных нравственных принципов,
укрепляющих всечеловеческую
С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут какие-нибудь неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже Апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или созидать добро. Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществляется на практике? В конечном счёте это зависит от сознательной и активной деятельности людей.
Список используемой литературы.
1. Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/М., 2000г
2. Моисеев Н.Н. «Судьба цивилизации. Путь разума» /М./Молодая гвардия/2000г.
3. Панарин А.С. «Глобальное полит
4. Уткин А.И. «Американская стратегия для XXI века»/М., 2000г.
5. Моисеев Н.Н. «Новая
6. Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /М., 1994г.
7. Уткин А.И. «Философия глобальных проблем»/М., 1998г.
8. Основы политологии: Учебник для вузов. - М.: ИТРК РСПП,1997г. - 480 с.
9. Радугин А.А. Философия курс лекций. - М,: Изд-во «Центр», 1996г.
10. БЭС, М., 1998г.
11. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д. : Политология, «Юристъ», 1999г.
12 Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г, стр.461
13. Левяш И.Я. Культурология.– Минск: ТетраСистемс, 1999 г.,стр. 457 – 480.
14. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.– М.: Наука,1986 г., электронная версия.
15. Капто А.С. Философия мира. М., 1990 г., электронная версия.
16. Жибуль Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы.– М., 1991 г., стр. 8 – 10.
17. Хесле В. Философия и экология.
18. Цивилизация.– Вашингтон, 1993 г., компьютерная программа.
19. Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю.;Учебное пособие для учащихся 10-11 классов.
Информация о работе Будущее человечества. Глобальные проблемы современности