Ценности и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо.

Содержание работы

Введение.
Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
Роль социальных ценностей в социализации личности.
Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Литература.
Персоналий.
Словарь терминов.

Файлы: 1 файл

контр философия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Самая высшая и  абсолютная ценность – это сам  человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как  ценность – цель, и никогда к  ней не должно быть отношения как  к ценности – средству, о чем  так убежденно писал Кант. Человек – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла. Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. С проблемой высших ценностей, и прежде всего смыслом жизни, связана и проблема «экзистенциального вакуума». В экзистенциальном вакууме оказывается человек, запутавшийся в ценностях или не нашедший их. Это состояние особенно широко распространено в наши дни. Традиционные и устоявшиеся ценности быстро разрушаются, и не только молодым, но и умудренным жизнью людям часто не ясно, для чего жить, к чему стремиться, чего хотеть. Экзистенциальный вакуум, связанный с потерей смыслообразующих ценностей, с недостатком смысла жизни, имеет значительное отрицательное влияние на качество социализации личности и часто ведет к развитию неврозов.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые выступают как промежуточные ценности. Они подчинены высшим ценностям и обусловлены ими. Ценности – средства в большей степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут достигаться при помощи различных конкретных ценностей – средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Различные социокультурные  типы общества имеют специфические  ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также  способы ее социализации.

Ценностные  ориентации лежат в основе выбора жизненных целей человека, они  объясняют причины его поведения. Их характер и содержание определяют общую направленность личности, которая, в свою очередь, обусловливает нравственную активность человека, выраженную в интенсивности и других особенностях процессов освоения социальных ценностей.

Особенностью  системы нравственных ценностей  является то, что в ней отражается не только нынешнее состояние общества, но и прошлое, и желаемое будущее  его состояния. Целевые ценности, идеалы проецируются на эту иерархию, вследствие чего происходит ее корректировка. Под воздействием конкретных исторических условий перестраивается система, иерархия ценностей.

Общественная  потребность в новой системе  ценностей появляется тогда, когда прежняя верховная ценностная ориентация не отвечает требованиям изменившейся исторической действительности, оказывается неспособной выполнять присущие ей функции, ценности не становятся убеждениями людей, последние в моральном выборе все реже апеллируют к ним, то есть происходит отчуждение индивидов от этих моральных ценностей, возникает ситуация ценностного вакуума, порождающая духовный цинизм, подрывающая взаимопонимание и интеграцию людей.

Таким образом, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения, его форм и стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.

Перемены, произошедшие за последние десять лет в сфере  государственного устройства и политической организации российского общества, можно назвать революционными. Сегодня наше общество переживает ответственный исторический этап – становление рыночных отношений. Важнейшей составляющей происходящей в России трансформации является изменение в мировоззрении населения. Традиционно считается, что массовое сознание – наиболее инерционная сфера по сравнению с политической и социально-экономической. Тем не менее, в периоды резких, революционных преобразований система ценностных ориентаций также может быть подвержена весьма существенным сдвигам. Можно утверждать, что институциональные преобразования во всех других сферах необратимы только тогда, когда они восприняты обществом и закреплены в новой системе ценностей, на которые это общество ориентируется.

Обращает внимание весьма высокая и стабильная приверженность населения таким традиционным для любого современного общества ценностям, как семья, человеческое общение, свободное время. В то же время интерес к более поверхностной, «внешней» сфере жизни – политике, возрос более чем на треть. Вполне объяснимо и то, что для преобладающей части населения в сегодняшней кризисной социально-экономической ситуации большое значение имеет работа: это основной источник материального благополучия и возможности реализовывать интересы в других сферах.

Несколько неожиданным, на первый взгляд, представляется лишь взаимоположение в иерархии ценностей религии и политики: ведь на протяжении семи с лишним десятилетий советской истории в стране активно культивировался атеизм и "политическая грамотность". Да и последнее время российская история была ознаменована, прежде всего, бурными политическими событиями и страстями. Поэтому неудивителен и некоторый рост интереса к политике и политической жизни.

Можно отметить данные, свидетельствующие о достаточно низкой оценке понятия «справедливость» в таких группах, как предприниматели, директора, чиновники. Очевидно, что представителям «частного сектора» слово «справедливость» напоминает о прошлом, где справедливым считалось все, что направлено против частной собственности и собственников, а также о том настоящем, где они облагаются непомерными налогами.

То же происходит и с идеей равенства: как ценность она оказывается на «периферии». Хотя понимание равенства как ориентации на общество равных возможностей в целом по населению в три раза больше, чем понимание его как уравнительности. Но условия рынка не предусматривают фактического равенства. Например, равенство перед рынком предполагает равенство стартовых возможностей каждого нового поколения, однако это невыполнимо, более того, законы рынка способствуют углублению неравенства от поколения к поколению. Это должно тем более сказываться в России, где нет традиции раннего обретения самостоятельности, и экономическая зависимость «детей» от «отцов» очевидна.

Однако просматривается  некоторые положительные содержания не столько в экономических, социальных или моральных ориентациях, сколько в некой духовно-культурной устремленности в самом общем, абстрактном понимании духовности как ценности. Бесспорно, что в сознании россиян свобода смыкается с духовностью – вопреки тому, что в литературе существует тенденция рассматривать эти ценности как антагонисты: первая преимущественно как западная, а вторая – как самобытная.  Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация, могут участвовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность, когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряют своеобразия своей культуры. В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезали государства, чей народ забывал свой язык и культуру. Но если сохранялась культура, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.  Подобная опасность подстерегает сегодня и русскую нацию, что цена за западную технологию может оказаться слишком высокой. Не только резко возрастает социальное неравенство внутри нашего общества, со всеми отрицательными последствиями, но и углубляется социальное неравенство между русским народом и так называемыми западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой – значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений – сохранить и приумножить  их.

Такие неотъемлемые для демократического общества ценности, как свобода и собственность, еще не достаточно актуализировались  в сознании россиян. Соответственно, идеи свободы и политической демократии не пользуются особой популярностью. Действительно, прежние идеи и ценности претерпели изменения и потеряли свой прежний бытийный смысл. Но ценностная система, свойственная современным обществам, еще не сформировалась. В этом и заключается ценностный конфликт. Отчасти это происходит из-за непоследовательной деятельности власти. Тяжелое психо – эмоциональное состояние россиян накладывается на их убеждение в том, что представители власти сами не соблюдают никаких законов и именно за счет этого в России царит правовой беспредел. Такое положение приводит, с одной стороны, к распространению правового нигилизма и ощущения вседозволенности, а с другой, провоцирует высокий спрос на законность как простейшую потребность.

Ценности –  это  глубинные основы общества, то насколько однородны или однонаправлены они станут в будущем, насколько  гармонично смогут сочетаться ценности разных групп, определит во многом успешность развития нашего общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Заключение

 

        Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир в котором ты живешь? Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей. У каждого человека могут быть свои ценности, которые влияют на его поведение.

          По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.

        Ценностный подход к миру требует рассмотрения объективной реальности как результата человеческого самоутверждения; мир при таком подходе, - прежде всего реальность, освоенная человеком, превращенная в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.

          Современная молодежь России проходит свое становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность и пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность.

 

 

Список  литературы:

  1. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.  Ратникова. – 1 – 4 – е изд., перераб. и доп.  – М., 1998 – 2008.
  2. Философия. Ч. II. Основные проблемы философии /Под ред. В.И. Кириллова. – М., 1997.
  3. Социальная философия: Учебник /Под ред. проф. В.С. Барулина. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
  4. «Личность как субъект нравственной активности». Зотов Н.Д. – Томск, 1984.
  5. «О взаимосвязи ценностных ориентаций и нравственной активности личности». Л.Н.  Антилогова./»Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». – Вып. 2. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра – М, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Персоналий

 

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ, энциклопедический ученый, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. В философии Аристотель различал: 1) теоретическую часть — учение о бытии, его частях, причинах и началах, 2) практическую — о человеческой деятельности и 3) поэтическую — о творчестве. Предмет науки — общее, постигаемое умом.

БАКУНИН Михаил Александрович (1814—76) — русский революционер, идеолог  анархизма и народничества. Слепо  веривший в социалистические инстинкты  и неистощимость стихийной революционности народных масс. Б., в сущности, отрицал необходимость тщательной подготовки революции, бросался в революционные авантюры, выступал против марксистского учения о диктатуре пролетариата.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ-идеалист. Философия Бердяева антропоцентрична — проблемы духовности, свободы и творчества, судьбы, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлении.

Информация о работе Ценности и личность