Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:41, контрольная работа
Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо.
Введение.
Понятие и природа ценностей. Основные теории ценностей.
Роль социальных ценностей в социализации личности.
Каковы основные социальные ценности современного Российского общества? Выразите свое отношение к ним с точки зрения ваших собственных ценностных ориентаций.
Заключение.
Литература.
Персоналий.
Словарь терминов.
БЭКОН Фрэнсис (1561—1626) — английский философ, основатель материализма и экспериментирующей науки нового времени. Провозгласив целью знания способность науки увеличивать власть человека над природой, Б. считал, что достичь этой цели может лишь наука, постигающая истинные причины явлений. Поэтому он резко выступал против схоластики.
ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694—1778)—французский писатель, философ, историк, один из вождей французского Просвещения. Мировоззрение Вольтера противоречиво. Выступая сторонником механики и физики Ньютона, он признает существование бога-творца, “первого двигателя” (Деизм). Движение природы, по В., происходит по вечным законам, но бог неотделим от природы, это не особая субстанция, а, скорее, свойственный самой природе принцип действия.
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Гегель обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегель— тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.
ДАЛАМБЕР Жан Лерон (1717— 83) — один из представителей французского Просвещения 18 в., философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона. В философии Даламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей.
ДЕКАРТ Рене (1596—1650) — французский философ, математик, физик, физиолог. Философия Д. связана с его математикой, космогонией и физикой. В математике Декарт — один из создателей аналитической геометрии. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В космогонии он развил новую для науки идею естественного развития солнечной системы; основной формой движения космической материи, обусловливающего строение мира и происхождение небесных тел, он считал вихревое движение ее частиц.
ДИДРО Дени (1713—84) — французский философ, просветитель, руководитель Энциклопедии, писатель, критик искусства. В философии быстро прошел путь от деизма и этического идеализма до материализма (в учении о природе, в психологии, в теории познания) и атеизма. В механистическое материалистическое понимание природы, общее у него с Ламетри и Гольбахом, Дидро внес некоторые элементы диалектики — идеи связи материи и движения, связи протекающих в природе процессов, вечной изменчивости природных форм.
ЕВКЛИД (4 — начало 3 в. до н.э.)— древнегреческий математик, автор знаменитых “Начал”, в которых систематически, согласно аксиоматическому методу. Изложена геометрия древних и их теория чисел. Евклиду принадлежит знаменитый постулат (пятый) о параллельных, который логически равносилен утверждению: на плоскости через точку, лежащую вне прямой, можно провести только одну прямую, не пересекающую данную. Геометрия, основанная на этом постулате, получила название евклидовой.
ЖОЛИО КЮРИ Фредерик (1900— 58) — фр. физик, коммунист, председатель Всемирного Совета Мира (1951— 58), член Парижской академии наук, иностранный член АН СССР (1947). С его именем связаны важнейшие экспериментальные исследования в новой области физических явлений — микромире. Был сторонником диалектического материализма. Жизнь и деятельность Кюри подтверждают важность овладения передовой философской методологией, которая способствует научным достижениям и осознанию социальной ответственности ученого.
ЗИГВАРТ Христоф (1830—1904) -немецкий логик, близок к неокантианству. Широко известен своей “Логикой” (1873—1878). По 3., логика основывается на психологии, это — техническое, нормативное учение о мышлении. Критерием истинности считал необходимость и общезначимость, для которых нет никакой опоры в объективном мире; основой необходимого мышления 3игварт объявлял очевидность, которая постулируется ссылкой на веру. Наиболее подробно разработал учение о суждении.
КАМЮ Альбер (1913—60)—французский писатель и философ, представитель атеистического экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии (1957). Рассматривая современного индивида, включенного в бюрократизированную структуру буржуазного общества, анализируя противоречия духовной жизни интеллигента, лишенного всяких иллюзий, мучительно ищущего смысл собственного существования, К. приходит к выводу, что существование человека абсурдно, и делает категорию “абсурда” исходным принципом своей философии.
КАНТ Иммануил (1724—1804)
— немецкий философ и ученый,
родоначальник немецкого
КОНТ Огюст (1798—1857) — французский философ, основатель позитивизма. Исходный тезис “позитивной философии” Конта — требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений. Опираясь на этот тезис, Конт утверждал, что “метафизика”, т. е. учение о сущности явлений, должна быть отброшена. История познания природы была разделена Контом на три стадии; каждая из этих стадий соответствовала определенному типу мировоззрения: теологическому, метафизическому и позитивному.
КСЕНОФАН Колофонский (6—5 вв. до н. э.) — греческий философ, основатель элейской школы (Элеаты), поэт-элегик и сатирик. Известен как один из первых критиков антропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии: настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю, воду и то, что из них произошло. К., однако, уже дошел до той степени абстракции, которая заставляла его видеть бытие везде одинаковым, тождественным себе и однородным, неизменным.
КУН Томас (р. 1922) — американский историк науки, один из представителей постпозитивизма. В книге “Структура научных революций” разработал концепцию научных парадигм, нормальной науки и научных революций. Согласно этой концепции, на первом этапе той или иной научной дисциплины отсутствует единая система ценностей и согласие относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов.
ЛАПЛАС Пьер Симон (1749— 1827) — французский ученый, математик и астроном. По своим философским взглядам был механистическим материалистом, атеистом. Доказал, что Солнечная система обладает устойчивостью и, следовательно, не нуждается в периодическом вмешательстве творца для восстановления нарушенного равновесия. Важным вкладом в развитие материализма и атеизма явилось принадлежащее ему математическое доказательство происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Лаплас принадлежит также классическая формулировка механического детерминизма, который часто именуют лапласовским.
ЛОКК Джон (1632—1704) — английский философ-материалист. Идеи, по Локку, возникают или вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Посредством идей ощущения мы воспринимаем в вещах первичные, а также вторичные качества. Идеи, приобретенные из опыта, суть только материал для знания, но еще не само знание. Чтобы стать знанием, материал идей должен быть переработан деятельностью рассудка, отличной и от ощущения, и от рефлексии и состоящей в сравнении, сочетании и отвлечении (абстракции), причем эти операции сами должны стать предметом рефлексии.
ЛЮТЕР Мартин (1483—1546)— видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Оказал большое влияние на все сферы духовной жизни Германии 16—17 вв. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального нем. языка. Лютер был сторонником умеренной бюргерской реформации. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. “Спасение” человека, утверждал он, зависит не от выполнения “добрых дел”, таинств, обрядов, а от искренности его веры.
МОЦЗЫ , или МО ДИ (479—400
до н. э.),— основатель философской
школы в Древнего Китае, которая
имела многочисленных сторонников.
Моцзы был противником
МУР Джордж Эдвард (1873— 1958) — английский философ-идеалист, представитель неореализма. Критикуя субъективный идеализм, Мур противопоставил ему тезис: “Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания”. Статус объекта, по Муру, неясен; его можно рассматривать и как физический объект, и как “чувственное данное”, и лишь “здравый смысл” заставляет нас признать объективность внешнего мира. Согласно такой философии “здравого смысла”, во вселенной существуют материальные объекты и акты сознания, связанные лишь с некоторыми из материальных тел.
НЕЖОН Жак Андре (1738—1810)
— французский философ-
НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) - немецкий философ, один из основоположников современного иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Ницше претерпели определенную эволюцию от романтической эстетизации опыта культуры через “переоценку всех ценностей” и критику “европейского нигилизма” к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Основными положениями зрелой философии Ницше являются: 1) все существующее (мир) есть воля к власти, могуществу; 2) сам мир есть множество борющихся друг с другом картин мира, или перспектив, исходящих из центров власти (силы),— в этом состоит т. наз. перспективизм. Ницше излагает свою теорию полемически, в форме несистематической критики субстанционального дуализма (“теории двух миров”), метафизики, христианской моральной традиции и т. д. Н.— решительный противник укорененного в европейской культуре противопоставления “истинного мира” миру эмпирическому, истоки которого он видит в отрицании жизни, в декадансе.
НЬЮТОН Исаак (1643—1727) — англ. физик, создатель классической механики, сформулировавший закон всемирного тяготения и оказавший большое влияние на развитие философской мысли. Основное произведение Ньютона — “Математические начала натуральной философии” (1687)—содержит три закона движения (закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия), из которых выводится большое число следствий, образующих фундамент классической механики и классической физики.
ПАСКАЛЬ Влез (1623—62)—французский философ, математик и физик, один из основателей вероятностей теории. Философские взгляды Паскаля противоречивы: он колебался между рационализмом и скептицизмом, склоняясь к признанию превосходства веры над разумом. В “Письмах к провинциалу” Паскаль остро критиковал иезуитов — опору католической реакции. Борьба Паскаля против духовного засилья иезуитов встретила поддержку передовых слоев фр. общества. В то же время некоторые идеи Паскаля о человеке в мире и его отношении к бесконечному рассматриваются как предвосхищение религиозного экзистенциализма.
ПИРС Чарлз Сандерс (1839—1914)— американский философ и логик, основатель прагматизма, профессор в Кембридже, Балтиморе, Бостоне. В статье “Как сделать наши идеи ясными” (1878) ввел “принцип Пирса”: значение идеи состоит в ее практических последствиях. Отождествив последние с ощущениями, Пирс встал на позиции, берклианства. Понимая познание как “закрепление веры”, Пирс разработал три метода прагматизма: “метод упорства”, “метод авторитета” и “научный” метод, основанный на гипотетическом допущении реальности мира. В противоречии с субъективно-идеалистической гносеологией Пирс разрабатывал объективно-идеалистическую теорию развития, основанную на принципах “случайности” и “любви” как направляющей силы развития. Своими работами по теории значения стимулировал становление семиотики и оказал значительное влияние на математическую логику и современный позитивизм. Занимался также теорией вероятностей и логикой отношений.
ПЛАТОН (428/427—348/347 до н. э.) — древнегреческого философ-идеалист, ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”, “Парменид”, “Теэтет”, “Государство” и др.). Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл “видами” или “идеями” и которые отождествил с бытием. “Идеям” Платон противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством.